Обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе

Содержание

Обжалование решения налогового органа: порядок и сроки в 2019 году

Обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе

Любое решение налогового органа можно обжаловать. Однако для этого заявитель сначала должен обратиться в вышестоящую инстанцию и уже потом в суд. Порядок рассмотрения жалобы на решение налогового органа, образец ее составления и другую полезную информацию можно найти в статье.

Скачать образец форму жалобы на решение налогового органа (word)

Ранее мы рассказывали о том как правильно написать жалобу в прокуратуру, ознакомиться с актуальным образцом можно тут.

Законодательная база

Право на обжалование решения налогового органа и порядок реализации этой процедуры прописан в Налоговом кодексе. В соответствии с ним каждое лицо может обжаловать:

  • акты инспекции – т.е. именно те решения, которые уже начали действовать;
  • действия инспекторов и других сотрудников;
  • их бездействие.

Обжаловать можно только те решения, которые уже вступили в силу. Сделать это можно:

  1. Сначала в вышестоящей инспекции.
  2. Затем в суде (при принятии решения, которое также не устроит заявителя).

Подобный порядок является обязательным и применяется во всех случаях, вне зависимости от причин несогласия гражданина или организации с решениями органа.

При этом обжалуемое налоговое решение, которое уже вступило в силу, начинает действовать с первого же дня уведомления из налоговой службы. Это означает, что его исполнение обязательно, даже если лицо не согласно с требованиями и подает жалобу на соответствующий акт.

Исключением является случай, когда речь идет о привлечении к ответственности (штраф, пени и др.) за неуплату налогов и другие правонарушения. В таком случае гражданин или организация подают не только жалобу, но и заявление о приостановлении действия этого решения.

Порядок подачи жалобы на решение налоговой

На сегодняшний день лицо в обязательном порядке сначала обращается в вышестоящий налоговый орган и составляет так называемую апелляционную жалобу (не путать с апелляцией в суде). Претензия подается через ту же инспекцию, с решением которой не согласен заявитель.

Например, поступило решение от межрайонной инспекции – тогда жалобу следует подать через нее же на имя руководителя межрегиональной инспекции по округу. Если в этой инстанции будет получен отказ или решение не удовлетворит заявителя по другим основаниям, появляется право обращения в суд.

Досудебный: образец апелляционной жалобы в налоговый орган

Порядок подачи жалобы на решение налогового органа и требования к оформлению этого документа также прописаны в Налоговом кодексе. Срок подачи документа составляет 3 дня с момента получения требования от налоговой инспекции.

Жалобу можно составить в произвольном виде, но только в письменной форме. Документ должен содержать такие данные:

  1. ФИО, должность лица, на имя которого подается претензия, ФИО, адрес, контактные данные (либо название компании и ФИО ее директора) заявителя.
  2. Номер, дата обжалуемого документа, название инспекции, выпустившего его.
  3. Суть обжалования – с какими именно положениями и по каким причинам не согласен заявитель.
  4. Требования гражданина, подающего претензию – отменить решение полностью или частично, произвести конкретные действия.
  5. Приложения – документы, которые подтверждают позицию заявителя.
  6. Дата, подпись, расшифровка подписи (фамилия, инициалы).

При составлении претензии можно ориентироваться на такой образец.

Жалоба сначала поступает в ту же инспекцию, которая приняла неправомерное решение.

Орган должен переслать его в течение 3 рабочих дней в вышестоящую инстанцию, которая, в свою очередь, должна рассмотреть его в течение 10 рабочих дней с момента поступления.

При необходимости срок может быть увеличен, но не более, чем на 1 месяц (отсчет также начинается с даты поступления документа). В результате вышестоящий орган должен принять 1 из следующих решений:

  1. Отклонить заявление.
  2. Удовлетворить заявление полностью.
  3. Удовлетворить его частично.
  4. Аннулировать акт прежней инспекции в полном объеме или частично.
  5. Отменить решение полностью, после чего вынести новый акт.
  6. Признать действия инспекторов или их бездействие не соответствующими законами, приняв конкретное решение.

В случае несогласия с этим постановлением заявитель обращается в суд. Также он может сделать это, если обращение так и не было рассмотрено, что может быть связано с такими причинами:

  • по этому вопросу уже было подано обращение, оно находится на рассмотрении;
  • заявление подали с нарушением срока, и при этом не составили ходатайство о его восстановлении;
  • жалоба не подписана заявителем.

Отклонение жалобы означает узаконение вступившего в силу решения. Поэтому заявитель в любом случае обязан выполнить его – например, оплатить налог, пени и т.п. Однако это не лишает его права обращения в суд с дальнейшей компенсацией всех расходов и возврата неправомерно оплаченных налогов в случае победы.

Судебный

До недавнего времени (до начала 2014 года) компании и граждане имели право обращаться непосредственно в суд (без обжалования в налоговой службе) по некоторым решениям инспекции (отказы по компенсации ГДС, решения об аресте имущества, о принудительном взыскании налогов и других неуплат за счет ареста счетов и т.п.).

Однако в июле 2013 года начал действовать ФЗ №153, который определил, что все налоговые споры должны изначально решаться в рамках ФНС, и только затем физические и юридические лица могут обращаться в суд.

Право обращения в суд возникает в случае несогласия с решением или его отсутствием.

Исковое заявление следует подавать в районный суд, который территориально соответствует налоговой инспекции, куда изначально была подана жалоба.

Также заявитель имеет право обратиться не в этот орган, а в суд по месту своего жительства. Юридические лица подают заявления в Арбитражный суд. Сроки обращения составляют 3 месяца, которые исчисляются:

  1. С даты, когда стало известно о решении по апелляционной жалобе (либо должно было стать известно – соответствующее уведомление было направлено по адресу заявителя).
  2. С даты, когда срок принятия решения по этой жалобе истекает (но при этом решение не было принято).

Исковое заявление составляется по стандартной структуре, оно содержит данные заявителя, название суда, описание дела, просительную часть и приложения – перечень документов, обосновывающих позицию истца.

Обратиться в суд можно даже после истечения положенного срока, если заявитель не мог сделать этого ранее по уважительным причинам (болезнь, другие форс-мажорные обстоятельства). В таком случае сначала нужно подать в ту же судебную инстанцию ходатайство о восстановлении срока, приложив к ней оправдательные документы.

Источник: https://2ann.ru/obzhalovanie-resheniya-nalogovogo-organa/

Предложения

Обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе

   Оспаривание решений налоговых органов в настоящее время стало не редкостью для наших адвокатов в сфере налогов и налогообложения. Жалоба в налоговый орган или в суд может многое изменить в проблеме.

Налогоплательщик вправе поставить под сомнение, в частности, акт налоговой проверки, при чем не важно по какому случаю он был вынесен, Вам отказали в процедуре возврат налога бюджета или привлекают к налоговой ответственности в форме доначисления дополнительных платежей.

Данный акт имеет первостепенное значение среди иных актов, издаваемых налоговыми органами. Его значимость заключается в последствиях – доначисление налога, привлечение организации к налоговой ответственности, привлечение руководителя организации к уголовной ответственности.

Налоговый адвокат — Ваш помощник в битве с налоговой инспекцией.

Куда подается жалоба?

   Действующим законодательством предусмотрены два уполномоченных на рассмотрение данной жалобы органа – вышестоящая налоговая инспекция либо суд.

Не забывайте, что по некоторым вопросам и решениям налоговой необходима обязательная процедура досудебного урегулирования налоговых споров до подачи жалобы в суд.

Так, например, данная процедура отностися к решениям о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

   В первом случае жалоба подается непосредственно в орган, принявший спорный акт налоговой проверки. После чего поданная жалоба направляется в вышестоящий орган вместе с материалами налоговой проверки в течении трех дней со дня ее подачи. Решение по ней принимается посредством рассмотрения представленных документов в отсутствие жалобщика.

ВНИМАНИЕ: в настоящее время у нас действует АКЦИЯ по сдаче налоговой декларации по выгодной цене, возможно данное предложение Вас заинтересует, подробнее с условиями можно ознакомиться пройдя по ссылке.

   Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом не лишает права налогоплательщика обратиться с аналогичной жалобой в судебные инстанции.

  В таком случае жалоба будет рассмотрена по общим правилам искового производства, то есть с участием представителей налогоплательщика и налогового органа на основе состязательности и равноправия сторон.

Оспаривание решений налоговых органов в данном случае проходит более объективно, поскольку рассмотрение жалобы уже идет со стороны другой ветви власти. В данном случае, налогоплательщик не лишен возможности приводить новые доказательства в обосновании своей позиции, возражать против доводов налогового инспектора.

Как подать жалобу?

   Срок подачи жалобы составляет — не позднее одного года для оспаривания в вышестоящий орган и три месяца в суд. При этом, важно помнить, что данный процессуальный срок носит пресекательный характер, то есть пропуск такового незамедлительно влечет отказ в принятии жалобы к рассмотрению.

   Так же следует знать, что рассмотрение жалобы налоговым органом не лишает права подать жалобу в суд.

Однако, такое правило работает лишь в одну сторону – если спор был разрешен судом, налоговый орган не вправе его рассматривать.

Между тем, если поданная жалоба не была по каким – либо причинам рассмотрена и возвращена заявителю, последний не утрачивает возможности оспорить результат налоговой проверки в системе налоговых инспекций либо повторно в суде.

Внимание: смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

жалобы по оспариванию решений налоговых органов:

   Поданная жалоба должна быть мотивирована. Исходя из положений Налогового кодекса Российской Федерации вышестоящий налоговый орган принимает решение по жалобе на основе изложенных доводов и представленных документов. То есть, надзорный орган не вправе выйти за пределы жалобы.

Учитывая единичную возможность подачи данной жалобы, ее содержание требует тщательной проработки. Это включает в себя анализ внутренних документов предприятия и акта налоговой проверки, что, безусловно, требует наличия специальных познаний.

В таком случае, рекомендуется обратиться к адвокату, специализирующемуся на оспаривании решений налоговых органов, который проведет комплексный налоговый анализ итогового акта налоговой проверки, установит его соответствие системе действующего законодательства, правоприменительной практике, определит обоснованность отказа налогового инспектора в налоговом вычете либо учете расходов компании, укажет на процессуальные нарушения и неточности. Особенно действенно последнее, ибо влечет к безусловной отмене спорного ненормативного правового акта в целом.

Почему в процедуре обжалование решения налогового органа в суде нужны мы?

  • Мы участвуем не только при решении вопроса оспаривания решений налоговых органов (обжалование решений налогового органа в арбитражном суде и в вышестоящем органе), но и в иных задачах в сфере налогообложения в т.ч. в процедуре подготовки документов для налоговой проверки, что говорит о широте подхода к данному вопросу и комплексному принципу нашей работы;
  • Заключая соглашение об оказании юридической помощи на данной стадии, адвокаты нашего адвокатского образования не редко добивались положительного результата как по линии налоговых органов, жалоба на налоговую инспекцию не раз была найдена обоснованной и подлежащей удовлетворению, так и в суде. Многолетний опыт в данной области позволяет нам найти «слабые места» спорного документа – основания для его отмены либо изменения, а так же определить наиболее действенный способ правовой защиты в возникшей ситуации, не медлите с оспариванием решений налоговых органов, а позвоните прямо сейчас и запишитесь на первичную консультацию к адвокату.

Читайте еще по вопросам налогов и налогообложению:

Оспаривание решений налоговых органов из-за неправильной оптимизации налогообложения по ссылке

Участие адвоката при проведении налоговой проверки от начала до обжалования действий налоговика

Профессиональное представительство в налоговых органах нацеленное на положительный результат

P.S.: если Вы не нашли ответ — напишите нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос:

Получить БЕСПЛАТНУЮ консультацию

Источник: https://katsaylidi.ru/feedback/osparivanie-resheniy-nalogovyih

Процедура обжалования решения налоговой инспекции

Обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе

Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка  служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству – для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст.

148 АПК РФ).

В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.

Также рекомендуем ознакомиться с особенностями подачи возражений на налоговую проверку.

Досудебное обжалование обязательно не для всех решений

Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов.

Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ[1].

Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.

Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля.

Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.

4 НК РФ)

Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:

  • решением о привлечении к ответственности по ст.ст. 116-119, 124-129, 129.1, 129.2 НК РФ;
  • решением об отказе в возмещении НДС;
  • решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
  • решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
  • решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
  • решением о приостановлении операций по банковским счетам.

Варианты обжалования решений

Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.

Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101, п.6 ст. 6.1 НК РФ). В течение указанного периода времени решение считается невступившим в силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Преимущества обжалования невступивших в силу решений (апелляционное обжалование)

При подаче апелляционной жалобы вступление в силу обжалованного решения откладывается  до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2 НК РФ).

  По общему правилу такое решение принимается в течение месяца со дня подачи жалобы, но указный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Такая отсрочка вступления решения в силу означает отсрочку возможного принудительного взыскания доначисленых сумм.

Дело в том, что решение подлежит исполнению со дня вступления в силу (пп.1ст. 101.3 НК РФ). Это означает, что в течение 10 дней с этой даты налоговый орган обязан направить компании требование об уплате налога, пеней, а также штрафов в случае привлечения компании к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3, п. 2 ст. 70 НК РФ).

В этом требовании компании будет предложено уплатить в добровольном порядке доначисленные решением суммы, при этом уплата должна быть произведена в течение 10 календарных дней с даты получения требования, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты (п.4 ст. 69 НК РФ).

В случае неуплаты денежных средств в установленный срок, налоговый орган инициирует процедуру принудительного взыскания доначислений (ст. 46 НК РФ).

Таким образом, можно сказать, что апелляционное обжалование переносит момент необходимости уплаты денежных средств или их возможного списания с банковского счета компании как минимум на месяц. К тому же у компании появляется достаточно времени для подготовки качественного заявления в суд.

Процедура обжалования

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, решение которого обжалуется (п. 3 ст.139 НК РФ).

Жалобы, направленные непосредственно в вышестоящий налоговый орган, как показывает практика, возвращаются налогоплательщику без рассмотрения.

В результате такой «технической» ошибки компания может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.

В отличие от процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки, налоговым законодательством не предусмотрено участие представителей компании при рассмотрении доводов жалобы. В связи с таким процедурным отстранением компании можно сказать, что рассмотрение жалобы носит формальный заочный характер. Об итогах рассмотрения жалобы компанию письменно уведомят (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Итоги апелляционного обжалования

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (1) оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, (2) отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение, (3) отменить решение и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ). Принятие любого из  указанных вариантов решения свидетельствует о завершении процедуры административного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Иначе говоря, принятие по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом нового решения, не является обстоятельством, препятствующим обращению компании в суд.

Это связано с тем, что такое решение выносится не по результатам налоговой проверки, а в связи с рассмотрением жалобы на решение, вынесенное нижестоящим налоговым органом.

Конечно, при желании компания может обжаловать это новое решение в следующий вышестоящий налоговый орган, однако такое обжалование уже не является условием для обращения в суд.

Исчисление срока для обращения в суд

Процессуальный трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ,  исчисляется с учетом положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ[2], то есть срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

При апелляционном обжаловании решение вступает в силу в день принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. При этом такое решение по общему правилу должно быть вынесено в течение месяца  (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2, п. 3 ст. 140 НК РФ).

В случае, если в нарушение ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган не даст письменный ответ на жалобу в течение месяца, то трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

Источник: https://civilist38.ru/procedura-obzhalovaniya-resheniya-nalogovoj-inspekcii/

Обжалование решений налоговых органов по результатам проверки

Обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе

Последние несколько лет достаточно активно применяется обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых органов по камеральным и выездным налоговым проверкам. В данной статье более подробно рассмотрен вопрос обжалования решения налогового органа по результатам налоговой проверки, а также основание, порядок и сроки подачи возражений на акт налоговой проверки.

Подача в налоговый орган возражений по акту налоговой проверки: основание, порядок, сроки

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки вручается проверяемому налогоплательщику в течение пяти дней с момента его составления.

По общему принципу при отправке акта налоговой проверки налоговым органом по почте, датой его вручения будет являться шестой день со дня его отправки.

К акту налоговой проверки обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства РФ, выявленные инспекторами в ходе налоговой проверки (п.3.1 ст.100 Налогового кодекса РФ).

Более подробную информацию о сроках и порядке составления налоговыми органами акта выездной налоговой проверки можно узнать из наших статей: «Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и его вступление в законную силу», «Оформление результатов налоговой проверки».

Итак, получив на руки акт налоговой проверки, налогоплательщик может не согласиться с результатами выездной налоговой проверки, как в целом, так и в отдельной его части.

С целью защиты прав налогоплательщика налоговое законодательство РФ закрепило за налогоплательщиком право подачи письменных возражений на акт налоговой проверки в течение тридцати дней с момента его получения (см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 07августа 2015 года № ЕД-4-2/13890).

К письменным возражениям на акт налогоплательщик вправе прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность его возражений.

Десятидневный срок, что установлен пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, исчисляется после истечения одного месяца, установленного пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса  РФ). Акт налоговой проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов (см. Определение АС Республики Алтай от 19 февраля 2016 года № А02-1081/2015).

Какой-либо установленный формы возражений на акт налоговой проверки законодатель не устанавливает, как и требований к их содержанию.

Поэтому налогоплательщику при составлении письменных возражений достаточно соблюсти общепринятый порядок их составления: привести общую часть (в которой указываются реквизиты налогоплательщика – ИНН, КПП, юридический адрес и т.п.

, дата и место составления возражений, период, вид налога, который проверялся налоговой проверкой), а затем описать содержательную часть возражений (указываются конкретные пункты акта налоговой проверки, с которыми не согласен налогоплательщик, ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, в том числе Письма Минфина России, которые можно посмотреть на официальном сайте налоговой службы, приводятся примеры из арбитражной практики по данному вопросу).

Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку или его заместителем. В соответствии с пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ по результатам рассмотрения представленных возражений руководитель либо заместитель руководителя налогового органа выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение  по поданным налогоплательщиком письменным возражением должны быть приняты в течение десяти дней со дня истечения срока на представление таких возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (см. п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Судебное обжалованиеналоговых решений, принятых по результатам налоговой проверки: основания, порядок, сроки

С 2009 года законодателем был введен обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Несоблюдение досудебного порядка обжалования может затруднить или даже сделать невозможным обжалование решения налогового органа.

Именно поэтому налогоплательщик должен знать установленную законом процедуру обжалования решения налогового органа.

Также Налоговый кодекс РФ устанавливает обязательную досудебную процедуру урегулирования споров, возникших между налоговым органом и налогоплательщиком в связи с привлечением налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.1 ст.104 Налогового кодекса РФ).

В силу вышеуказанной нормы именно до момента обращения в суд, налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

И только в случае отказа налогоплательщика в добровольном порядке уплатить сумму налоговой санкции или пропуска срока ее уплаты, налоговый орган направляет в арбитражный суд иск о взыскании с налогоплательщика неуплаченной суммы налоговой санкции, предусмотренной за совершение налогового правонарушения.

С точки зрения  судов, под соблюдением налоговым органом досудебной процедуры урегулирования спора с налогоплательщиком признается  вручение налогоплательщику решения о привлечении его к налоговой ответственности или вручение требования налогоплательщику о добровольной уплате недоимки по налогам, пеней и штрафных санкций.

Налогоплательщик, в свою очередь, вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении исполнения решения (см. п. 3 ст. 138 Налогового кодекса РФ). Такое исковое заявление налогоплательщик вправе предъявить в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, то есть когда он узнал о  вступлении решения налогового органа в законную силу (см. ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Приостановление исполнения решения производится в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Несоблюдение досудебного порядка обжалования акта налоговой проверки является основанием для оставления искового заявления налогоплательщика без рассмотрения (см.

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 февраля 2016 года по делу            № А73-17478/2015, Определение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2015 года по делу № А55-11027/2015).

Поэтому, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщик должен пройти процедуру досудебного обжалования решения налогового органа, то есть сначала решение налогового органа обжалуется в вышестоящий налоговый орган, только после этого налогоплательщик может обращаться в суд (см. п.1, 5 ст. 101.

2 Налогового кодекса РФ). Минуя обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе, в судебной инстанции исковое заявление налогоплательщика будет оставлено без рассмотрения (см. пп. 2 п. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Налогоплательщик имеет право обжаловать решение налогового органа как полностью, так и в отдельной его части. Равно как налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган как вступившее, так и не вступившее в законную силу решение нижестоящего налогового органа. Жалоба на не вступившее в законную силу решение налогового органа является апелляционным.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа не вступившее в законную силу подается налогоплательщиком в письменной форме согласно пункта 3 статьи 139 Налогового кодекса РФ, в налоговый орган, вынесший обжалуемое решение. Конкретных требований к форме и содержанию жалобы Налоговый кодекс РФ не содержит, а это означает, что такая жалоба может быть составлена в произвольной форме.

задача заявителя четко обосновать заявляемые в жалобе требования. Жалоба подписывается налогоплательщиком либо его представителем, в случае с последним, такие полномочия нужно будет подтвердить документально (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 декабря 2009 года № Ф 03-7521/2009). К жалобе налогоплательщик может приложить документы, подтверждающие его требования (см. абз. 1 п.

2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

В течение трех дней со дня поступления жалобы налогоплательщика налоговый орган направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (см. п. 3 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Однако, вышестоящий налоговый орган может и не отменить решение нижестоящего налогового органа, в таком случае решение нижестоящего налогового органа вступит в законную силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

Но не стоит отчаиваться, потому что такое решение налогоплательщик сможет обжаловать его в административном или судебном порядке, руководствуясь положениями статей 138-141 Налогового кодекса РФ (см. Письмо Минфина России от 20 ноября 2009 года № 03-02-07/1-516).

Административный порядок обжалования решения налогового органа, принятого по результатам проверки, подразумевает подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган.

В случае если налогоплательщиком апелляционная жалоба на решение налогового органа не подавалась, он может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган даже после вступления решения в законную силу, об этом говорится в пункте 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.

Подать такую жалобу налогоплательщик вправе в течение двенадцати месяцев с момента вынесения итогового решения по результатам налоговой проверки (см. абз. 4 п. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Что касается судебного обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц, оно осуществляется путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд, руководствуясь нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ (см. п.2 ст.138 Налогового кодекса РФ). При этом напрямую в арбитражный суд налогоплательщик вправе обжаловать:

  • решение налогового органа об отказе в зачете или возврате налога;
  • требование налогового органа об уплате налога, пеней, штрафов;
  • действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено право налогоплательщика обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия должностных лиц незаконными, если считают, что оспариваемые им акты одновременно:

  • не соответствуют закону или иному принятому в соответствии с этим законом нормативному правовому акту;
  • нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, либо неправомерно возлагают на налогоплательщика какие-либо обязанности, а также создают препятствия для осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности.

В завершение рассматриваемой темы добавим, что правовые последствия отмены решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности арбитражным судом и вышестоящим налоговым органом различны.

Так при отмене решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности вышестоящим налоговым органом прекращаются действия принятого решения на будущее, а в случае отмены решения налогового органа арбитражным судом влечет признание такого решения  недействующим с момента его принятия, то есть такое решение считается незаконно вынесенным налоговым органом изначально.

Источник: http://apgmag.com/obzhalovaniye-resheniy-nalogovogo-organa-po-rezultatam-nalogovoy-proverki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.