Характерные особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий

Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий

Характерные особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст. 113 ГК, ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г.

N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Термин «унитарное» подчеркивает неделимость имущества тако­го юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и меж­ду его наемными работниками. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарное предприятие может быть создано (учреждено) лишь од­ним из следующих публичных собственником:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
  • Российской Федерацией,
  • субъек­том РФ или
  • муниципальным образованием.

Создание унитарных пред­приятий путем соучредительства не допускается (п. 4 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).

Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой (специальной) правоспособностью (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК; ст. 3 Закона об унитарных предприятиях).

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст.

52 ГК РФ, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.

Виды унитарных предприятий:

  1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;
  2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

Различия в правовом статусе названных видов унитарных пред­приятий заключаются прежде всего в объеме правомочий, получае­мых ими в отношении имущества учредителя-собственника, посколь­ку право оперативного управления казенного предприятия по своему содержанию еще более узкое, чем право хозяйственного ведения уни­тарного предприятия (ср. ст. 295-297 ГК). В частности, для соверше­ния казенным предприятием любых сделок по распоряжению имею­щимся у него имуществом требуется обязательное согласие собствен­ника (уполномоченного им органа), если только речь не идет о готовой продукции такого предприятия (п. 1 ст. 297 ГК; ст. 19 Закона об уни­тарных предприятиях).

Особенности правового статуса государственных и муниципальных предприятий:

  1. в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия;
  2. имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  3. фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества;
  4. органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен;
  5. унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
  6. унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества;
  7. унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом;
  8. унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Особенные черты унитарных предприятий, выделяющие их из всех коммерческих организаций:

  • не являются построенными на началах членства корпорациями и
  • не становятся собственниками закрепленного за ни­ми имущества.

Подавляющее большинство сделок по распоряжению «своим» иму­ществом государственные и муниципальные предприятия не вправе совершать без предварительного согласия учредителя-собственника (ст.

6 и ст. 18 Закона об унитарных предприятиях). Более того, любым сво­им имуществом такое предприятие распоряжается «только в преде­лах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, це­ли, предмет, виды которой определены его уставом». Сделки, совер­шенные с нарушением данного требования, объявлены ничтожными (п. 3 ст.

18 Закона об унитарных предприятиях, ст. 168 ГК).

Следова­тельно, контрагент унитарного предприятия по сделке теперь должен практически каждый раз удостоверяться:

  1. в наличии разре­шения собственника-учредителя на ее совершение;
  2. в ее соответствии возможностям предприятия продолжать осуществление предусмотренной его уставом деятельности.

Создавший такое предприятие единоличный учреди­тель (публичный собственник) сохраняет за собой право собствен­ности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие как самостоя­тельное юридическое лицо в силу закона наделяется лишь определен­ным ограниченным вещным правом, по сути используя чужое иму­щество. Иначе говоря, его имущественная обособленность является искусственной, условной, поскольку, в отличие от других участников гражданского оборота, у него нет и не может быть никакого собствен­ного имущества.

Действующее законодательство сохраняет конструкцию унитарного предприятия лишь для публич­ных собственников (абз. 2 п. 1 ст. 113 ГК).

Преобразование унитарных предприятий в другие формы коммерческих организаций означает их приватизацию, тогда как публичные интересы требуют сохранения государственной собственности в ряде секторов экономики.

Поэто­му ставшая привычной для отечественного хозяйства организацион­но-правовая форма унитарных предприятий, видимо, еще сохранит­ся в течение некоторого времени.

Термин «унитарное» подчеркивает неделимость имущества тако­го юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и меж­ду его наемными работниками, которые не участвуют в образованииимущества своего «предприятия» и не несут имущественной ответст­венности по его долгам, а потому и не имеют на это имущество каких-либо прав. Юридическим лицом признается именно предприятие, а не его «трудовой коллектив», не являющийся субъектом граждан­ских правоотношений.

Унитарное предприятие несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем находящимся у него на ограниченном вещ­ном праве имуществом учредителя.

С другой стороны, унитарное пред­приятие не отвечает этим «своим» имуществом по долгам своего учре­дителя-собственника (кредиторы которого не могут, следовательно, об­ратить взыскание на имущество унитарного предприятия) (п. 5 ст. 113 ГК; п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях).

Собственник несет ответственность по долгам унитарного предприятия лишь в субсидиар­ном порядке и только в случае его банкротства, вызванного выполнени­ем указаний собственника (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).

Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой (специальной) правоспособностью (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК; п. 1 ст. 3 Закона об унитарных предприятиях).

Поэтому в его уставе помимо общих сведений, указываемых в учре­дительных документах юридического лица, должны содержаться све­дения о целях, предмете и видах его деятельности.

Сделки, совершен­ные унитарным предприятием с нарушением его правоспособности, являются недействительными (ст. 173 ГК).

Cобственнику имущества унитарного предприятия пре­доставлено право оспаривать в суде действительность заключенных его предприятием сделок (в которых сам учредитель не участвовал) и истребовать имущество своего предприятия из чужого незаконного владения иных лиц (п. 3 и 4 ст. 20 Закона об унитарных предприяти­ях).

Тем самым, защищая интересы публичного собственника, закон поставил в весьма неприятное положение контрагентов созданных им формально самостоятельных юридических лиц (т.е.

всех других участ­ников гражданского оборота), находящихся под постоянной угрозой оспаривания их действий со стороны лица, с которым они не вступа­ли ни в какие правоотношения.

В результате всесторонне защищаются имущественные интересы учредителя унитарного предприятия — публичного собственника, но эта защита далеко не всегда соответствует интересам имущественного оборота, затрудняя совершение сделок с унитарными предприятиями и применение к ним имущественной ответственности.

Собственник имущества унитарного предприятия назначает ему руководителя (директора), который является его единственным (еди­ноличным) исполнительным органом, подотчетным собственнику-учредителю (п.

4 ст. 113 ГК; п. 1 ст. 21 Закона об унитарных пред­приятиях). Никаких иных («волеобразующих») органов унитарного предприятия, в том числе «собраний трудового коллектива», закон не предусматривает.

ВАЖНО! Вызывает сомнение соответствие перечисленных ограничений конституционному принципу равной защиты частной, государственной и муниципальной собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ), ибо само их наличие ясно свидетельствует о преимущест­венной защите данным законом интересов публичных собственников.

Совещательные органы, которые могут создаваться на некоторых предприятиях на основании п. 4 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях, не являются органами это­го предприятия как юридического лица, поскольку не имеют полномочий на формиро­вание или изъявление вовне его воли.

Учредитель наделяет унитарное предприятие уставным фондом (п. 2 ст. 114 ГК РФ), ко­торый не может быть менее:

  • пяти тысяч МРОТ для государственного предприятия и
  • одной тысячи МРОТ — для муни­ципального предприятия (п. 3 ст. 12 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»),

и осуществляет контроль за его деятельностью.

В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей дея­тельности для всеобщего сведения, т.е. вести дела публично (подобно открытому акционерному обществу).

Замечание по казенным предприятиям

Казенные предприятия создаются для производства ограниченно оборотоспособной продукции (например, вооружений) и продукции, пред­назначенной главным образом для обеспечения федеральных и иных публичных нужд, а также для использования имущества, необходимо­го для обеспечения безопасности Российской Федерации, реализации ее стратегических интересов и в иных аналогичных целях (п. 4 ст. 8 За­кона об унитарных предприятиях).

Очевидна их ограниченная потреб­ность участия в имущественном обороте, одновременно сочетающая­ся с преобладающим коммерческим характером их деятельности.

Этим объясняется наличие у таких предприятий весьма ограниченных прав на имущество собственника-учредителя.

Закон разрешает создавать та­кие предприятия субъектам РФ и даже муниципальным образованиям, что ведет к не всегда обоснованному увеличению их численности.

Казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответст­вии с утверждаемой собственником сметой доходов и расходов (подоб­но госбюджетному учреждению).

Это обстоятельство предопределя­ет строго целевой (а не формально самостоятельный, как у обычного унитарного предприятия) характер использования любого закреплен­ного за ним имущества собственника-учредителя.

До него доводятся обязательные для исполнения заказы собственника на поставку това­ров, производство работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, у него может быть изъято излиш­нее, используемое не по назначению или неиспользуемое имущество (п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).

Важным для оборота является то обстоятельство, что при недос­татке у казенных предприятий «своего» имущества наступает субси­диарная ответственность их учредителей по их долгам (п. 5 ст. 115 ГК; п. 3 ст.

7 Закона об унитарных предприятиях), тогда как для обычных унитарных предприятий такая ситуация исключается (кроме некото­рых случаев банкротства).

Поэтому казенное предприятие в отличие от обычного унитарного не может быть объявлено банкротом.

Дополнительная ответственность учредителя по долгам казенного предприятия приводит к тому, что для такой коммерческой организа­ции становится излишней категория уставного фонда как минималь­ной гарантии удовлетворения имущественных интересов кредиторов. Поэтому в казенном предприятии уставный фонд не формируется (п. 5 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях), что отличает его от всех других видов коммерческих организаций.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/grazhdansko-pravovoy-status-gosudarstvennich-i-munitsipalnich-unitarnich-predpriyatiy

Что такое муниципальное унитарное предприятие, какие задачи оно решает, какие особенности такой формы организации

Характерные особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий

Унитарные предприятия не имеют право пользоваться имуществом.

Законодательством об унитарных предприятиях установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия — это коммерческие организации, обладающие имуществом, но не имеющим права распоряжаться им, даже если оно и было заработано в процессе производства. Оно является муниципальной собственностью. Кроме того, его нельзя делить и распределять по различным вкладам.

Характеристика унитарного предприятия

Унитарность – это своеобразная форма деятельности организации, которая характеризуется следующим образом:

  • образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;
  • юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;
  • членство не предусмотрено;
  • управление осуществляется единолично.

Эти хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

  • чтобы иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;
  • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;
  • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Закон об унитарных предприятиях, главной целью их деятельности, называет решение задач государственного уровня на коммерческой основе.

При создании таких учреждений государство или муниципалитет обеспечивают его имуществом, которое является их собственностью на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Устав об этом четко прописывает.

Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества. Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Какие бывают формы муниципальный хозяйствующих субъектов

Законодательство об унитарных предприятиях предлагает две формы их деятельности:

  • на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
  • муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на основе оперативного управления (казенные учреждения).

Органы государства или органы местного самоуправления своим решением образуют государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения.

Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию. Все эти задачи характерны для коммерческих организаций.

Однако, такие юридические лица для совершения различных сделок в правах не ограничиваются. Например, они могут сдать в аренду пустующее помещение.

Учредительный документ этого юридического лица — устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера. Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.

Управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган.

Если в федеральной или муниципальной собственности имеется имущество, то на его базе образовываются муниципальные казенные учреждения. Они считаются унитарными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на праве оперативного управления с учредительным документом в виде устава.

Собственник-учредитель обладает правом ликвидировать имущество, которое не используется, считается лишним или его применяют не по назначению.

Только собственник дает согласие пользоваться любым имуществом муниципальному казенному предприятию. Название предприятия в обязательном порядке должно содержать слово «казенный».

Имущество, принадлежащее унитарному предприятию

Это юридическое лицо использует имущество двумя способами:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.

В законе об этом четко прописано.

Если используется оперативный способ распоряжения имуществом казенными учреждениями, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается и получаемой прибыли, необходимо согласие собственника.

Собственник имущества выполняет следующие задачи:

  • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;
  • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;
  • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;
  • контролирует сохранность имущества.

Дочерние структуры этими юридическими лицами не имеют права учреждаться. В законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях об этом прямо сказано. Связано это с тем, чтобы не допустить вывода из-под контроля имущества в случае передачи его дочерним структурам. Источники финансирования этих юридических лиц такие же, как и в других коммерческих организациях.

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны.

Их создают для решения актуальных вопросов.

В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей.

Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения. Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий.

С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме того, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Реорганизация унитарных предприятий

Реорганизация представляет собой прекращение действующих юридических лиц и создание новых.

Закон об унитарных предприятиях предусматривает следующие виды их реорганизации:

  • слияние;
  • разделение;
  • присоединение;
  • преобразование;
  • выделение.

Если имущество хозяйствующих субъектов принадлежит одному собственнику, то они реорганизуются при помощи слияния или присоединения.

Если в результате разделения или выделения возникает имущество, то также, как и имущество реорганизованного юридического лица, оно должно относиться к этому собственнику.

Если изменился вид хозяйствующего субъекта или его имущество перешло к другому собственнику государственного или муниципального имущества, эти изменения обязательно вносятся в устав унитарного предприятия.

В заключение хочется сделать вывод, что унитарные предприятия имеют гражданские права только в определенной сфере деятельности, для которых они были созданы.

Источник: https://urhelp.guru/biznes/chto-eto-oznachaet-municipalnoe-unitarnoe-predpriyatie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.