Гособоронзаказ
275-ФЗ О государственном оборонном заказе
Главным нормативным документом в сфере регулирования государственного оборонного заказа является Федеральный закон № 275-ФЗ.
Его положения определяют порядок подготовки, размещения и фактическое выполнение гособоронзаказа. В статьях закона прописаны основы регулирования, методы определения цен на услуги и товары, ответственность и пр.
- Что такое государственный оборонный заказ
- 275 ФЗ
- Как работать с гособоронзаказом
- Перечень уполномоченных банков по ГОЗ
- Заключение
Что такое государственный оборонный заказ
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург
или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!
Все консультации у юристов бесплатны.
Согласно ст. 3 Закона, государственным оборонным заказом (ГОЗ) признается поручение от имени государства организации (предприятию, учреждению) поставить товары, выполнить работы или оказать услуги для целей сохранения уровня безопасности и обороноспособности страны.
Поручение на выполнение продукции дается посредством выбора через закрытые или открытые торги, аукционы, тендеры и пр. Заказчик заключает с победителем договор на поставку товаров, выполнение работ.
В роли заказчика выступают уполномоченные органы, перечень которых определяется Правительством РФ.
Учитывая узкую специализацию предприятий оборонного производства, для них может вводиться режим обязательного привлечения сторонних организаций для выполнения ГОЗ.В последней редакции закона от 29.07.2017 г. контролирующий орган ведет реестр организаций, привлеченных к административной ответственности за уклонение или отказ от заключения договора на оборонный заказ.
275 ФЗ
Действие Закона направлено на регулирование взаимодействия в области ГОЗ:
- Порядок формирования, принятия и размещения госзаказов.
- Права и обязанности заказчика и исполнителей.
- Банковское сопровождение контракта.
- Методы определения цен и их виды.
- Государственный контроль, включающий порядок проведение проверок, предоставления информации, функции и полномочия соответствующего госоргана.
- Рассмотрение дел по нарушениям закона о госзаказе.
Закон содержит следующие принципы определения цены:
- для всех участников соблюдается равные права и условия;
- уменьшение затрат при выполнении заказа;
- получение дохода;
- подтверждение всех затрат исполнителя;
- предупреждение коррупции.
Как работать с гособоронзаказом
Организация, выполняющая оборонный заказ, обязана вести раздельный бухгалтерский учет, обособлено учитывать доходы и расходы по каждому контракту.
Если выполнением ГОЗ заняты не все работники предприятия, то для них ведется отдельный табель.
Когда контрактов несколько, каждому присваивается уникальный код, по которому определяется сам ГОЗ и платежи по нему.
Исполнителем открывается спецсчет. Согласно разъяснениям, все расходы по контракту ведутся только через такой счет. В распоряжении для перечисления сумм указывают код контракта.
Основной исполнитель может привлекать к работе дополнительные организации и заключать с ними договоры. Стоит учесть, что все исполнители по одному заказу объединяются в кооперацию, что облегчает контроль для Заказчика.
Исполнитель производит товары (работы, услуги) и поставляет их Заказчику. После происходит оплата и возмещение организации понесенных расходов на сырье. Возмещение обязательно должно быть согласовано в контракте и устанавливаться в пределах цены заказа.
Учитывая комментарии, финансово-хозяйственная деятельность по оборонному заказу должна закрепляться в учетной политики организации:
- распределение расходов на подготовку, сырье, производство, транспорт и пр.;
- порядок учета затрат на специальные услуги или работу;
- решение о необходимости образования ремонтного фонда;
- общехозяйственные затраты.
Перечень уполномоченных банков по ГОЗ
Все исполнители ГОЗ должны работать через специальный счет в банке. Счет открывается в уполномоченном банке, который определяется основным исполнителем заказа.
Основной целью создания системы уполномоченных банков является перечисление средств исключительно по контракту гособоронзаказа.
Сегодня в список таких банков входят:
- Сбербанк;
- ВТБ;
- Газпробанк;
- Россельхозбанк;
- АКБ «Новикомбанк»;
- Банк «Санкт-Петербург» и пр.
Изменения списка публикуются на официальном сайте Центробанка.
Основными критериями включения в список банков являются:
- Доля государственного участия 50 и более процентов.
- Уставной капитал от 100 млрд. рублей.
- Широкая сеть представительств.
Заключение
Итак, деятельность организации по выполнению ГОЗ регулируется специальными нормами права, при несоблюдении которых установлена ответственность. Открытие спецсчета, раздельный бухучет, своевременное исполнение обязательств по контракту принесет прибыль и не приведет к нарушению закона.
Смотрите видео, в котором разъясняются особенности работы с гособоронзаказом в 2018 году:
Внимание!
В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите вопрос в форме ниже:
Источник: https://sovetnik.guru/biznes/275-fz-o-gosudarstvennom-oboronnom-zakaze.html
Как участвовать в закупках для Минобороны?
Статья актуальна на 1 января 2018
Предприятия оборонного комплекса РФ обязаны проводить все закупки по 275-ФЗ. В некоторых моментах его требования гораздо строже 44-ФЗ. Разберемся в нюансах.
Тему этой статьи нам подсказал крупный поставщик, который участвует в таких закупках и жалуется на нехватку субподрядчиков для исполнения контрактов. Речь шла не о поставках редких металлов или секретных приборах. Заказчикам по 275-ФЗ нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника, но неопытных участников отпугивают особенные условия участия. Но, может, все не так страшно?
Кто может участвовать в закупках оборонки?
Как в других госзакупках, участвовать может любое юридическое лицо, которое:
- не имеет задолженностей по налогам,
- не принадлежит к оффшорным компаниям,
- не состоит в РПН.
Есть нюанс в терминах. Подрядчик в законе назван «головным исполнителем» или «исполнителем первого уровня», а субподрядчик — «исполнителем второго уровня». Участвовать в закупке (и быть головным исполнителем) не могут индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные организации. Все исполнители одного контракта называются «кооперацией».
Чем отличаются условия участия?
Заказчиками по 275-ФЗ могут быть Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом. Как и остальные госзаказчики, они публикуют закупку, выбирают способ определения поставщика, назначают НМЦ. Есть несколько важных отличий.
- Финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-подрядчик-субподрядчики»,
- Строгое обоснование цены контракта,
- Отчетность «по первому требованию» перед заказчиком и ФАС.
Все денежные расчеты — только через уполномоченный банк
Это значит, вам нужно будет открыть расчетный счет в одном из специально отобранных банков. Все расчеты с заказчиком и субподрядчиками будут проходить через него. Головной исполнитель выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. Если в контракте будут субподрядчики, им тоже нужен счет в этом конкретном банке.
Список банков на сайте ЦБ РФ:
- Банк ВТБ (ПАО)
- ПАО Сбербанк
- Банк ГПБ (АО)
- ОАО «АБ «РОССИЯ»
- АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО)
- АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
- ОАО «Банк Москвы»
- АО «Россельхозбанк»
- Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
На каждый контракт— отдельный счет
Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.
Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС будут отслеживать денежные транзакции. Банк отправляет всю информацию по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. После завершения контракта банк закрывает счет.
Со счета, на который заказчик перевел деньги головному исполнителю, можно переводить деньги только на счета подрядчиков в этом же банке или на другие банковские счета, но только для ограниченного числа операций:
Вывести прибыль после исполнения госконтракта (обосновывающий документ для банка — договор, договор-счет, акт принятых работ, товарная накладная),
После исполнения контракта возместить затраты поставщика на покупку материалов за счет собственных средств (расходы должны быть обоснованны),
Выплачивать зарплату (перевести деньги можно на обычный расчетный счет, к которому был прикреплен зарплатный проект),
Платить налоги и сборы,
Оплачивать непредвиденные расходы на сумму не больше 3 млн рублей в месяц. Из этой суммы можно платить субподрядчикам, у которых нет счетов в банке, или оплачивать незапланированные командировочные, транспортные расходы и т. п.
Закон запрещает использовать полученные по госконтракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. После завершения контракта ими можно распоряжаться по своему усмотрению.
Вашу цену будут проверять
Закон запрещает включать в себестоимость лишнее. Для выполнения контракта по 275-ФЗ надо «резать» себестоимость на всем, чем можно. Например, если вы используете доставку автомобильным транспортом, то нужно документально доказать, почему нельзя было сделать это более дешевым железнодорожным, иначе разницу придется вернуть.
Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию, если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.
В тексте договора придется раскрыть такую информацию:
- размер прибыли: себестоимость товара и сколько вы заработаете на его поставке,
- размер затрат, понесенных за счет собственных средств. Например, использование складских запасов или закупка впрок. Без указания этих данных при закрытии договора с заказчиком, вы не сможете получить этих денег.
Совет. Учитывая, что прибыль и затраты за счет собственных средств вам возместят только после закрытия контракта, а не этапа, выгоднее заключать договор на каждый этап в отдельности.
Все данные по контракту открыты ФАС
В 275-ФЗ у ФАС больше полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа нужно предоставить документы вплоть до персональных данных. Если вы не уклоняетесь от налогов и не приходитесь двоюродным братом заказчику, то это не страшно.
Штрафы и споры
Как и в закупках по 44-ФЗ, несоблюдение контракта приведет к его расторжению. Есть нюансы:
- Несоблюдение секретности приведет к лишению лицензии ФСБ (если она есть), а затем контракт будет расторгнут.
- Нецелевое использование денег приведет к штрафам, возврату средств. Если вы предлагаете товар по более дорогой цене, выше рыночной или установленной правительством, ФАС потребует вернуть разницу, иногда со штрафом.
В законе расписан и порядок проверок и рассмотрения дел. В КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Срок давности для рассмотрения дел этой категории увеличен до 3 лет, с того момента когда произошло нарушение или когда его обнаружили. Уйти от ответственности за истечением срока не получится.
Как в 44-ФЗ и 223-ФЗ, заказчики гособоронзаказа могут объявлять открытые и закрытые конкурсы. Приглашения на них высылают определенному кругу зарекомендовавших себя поставщиков. Попробуйте с простых открытых закупок, узнайте на практике все правила игры, возможно, в итоге вы займете нишу, которая даст вашей компании стабильный доход.
Прямо сейчас можно поучаствовать в таких закупках в рамках гособорозаказа:
В этой статье мы рассказали о самых общих принципах участия в закупках по 275-ФЗ. Если у вас есть вопросы о более сложных и тонких моментах, связанных с участием в конкретной процедуре, напишите нам — мы разберемся в ситуации, ответим вам и выпустим отдельную статью с разбором практических ситуаций.
Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1113-minoborona