Проверьте свою учетную политику на 2017 год
Какие формулировки изменить в учетной политике с 2017 года
К сожалению, с наступлением 2017 года найдется немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками, из-за которых возможен спор с налоговой. В статье вы найдете семь самых опасных формулировок в шаблонных и устаревших учетных политиках и безопасные альтернативы для них.
- Об основных средствах
Уберите из бухгалтерской политики ссылку на классификацию. - Об упрощенном учете
Переформулируйте фразу, что компания упростила учет, потому что она малая. - Об ошибках
Разграничьте существенные и несущественные ошибки. - О займах и кредитах
Вычеркните оговорку, что проценты нормируются. Чем заменить? - О программах
Добавьте правило, по которому списываете расходы на программу. - О прямых расходах и резервах
Включите в политику детальный перечень прямых расходов и обновите условия о резервах.
- Основные средства;
- Упрощенный учет;
- Ошибки.
До 2017 года большинство компаний определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты. Но с 2017 года эту норму отменили.
Связана поправка с тем, что в бухучете компания должна руководствоваться ПБУ 6/01.
Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства — это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду.
В связи с поправкой измените формулировку в учетной политике. Напишите, что вы определяете срок использования так, как сказано в ПБУ. Тогда у аудиторов не будет замечаний к учетной политике.Чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет, компания может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию. Но если планируете использовать объект существенно меньше или больше срока по классификации, то правильнее установить в бухучете плановый срок.
Как установить срок использования основного средства. Компания по-прежнему может ориентироваться на налоговую классификацию, когда определяет срок полезного использования основного средства в бухучете. Ведь основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Но советуем не писать это в учетной политике. У компании должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В одних организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в других — один бухгалтер. Это и опишите в учетной политике. Кроме того, классификация не учитывает конкретные условия использования основных средств — агрессивную среду, установку компании на быстрое обновление основных средств и т. д. Если вы прогнозируете, что по факту будете применять объект существенно меньше или больше, чем в классификации, установите реальный срок использования.
Об упрощенном учете
Раньше в ПБУ были нормы об упрощенном порядке ведения учета для малой компании. Поэтому в шаблонных политиках остались формулировки типа «Компания как субъект малого предпринимательства ведет упрощенный бухучет».
Но из ПБУ эти нормы уже убрали. Например, в ПБУ 18/02 говорилось, что его могут не применять «субъекты малого предпринимательства».
Теперь эту фразу заменили на «организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета».
Устаревшее условие политики об упрощенном учете надо обновить или убрать. Ведь разница есть не только в формулировках, но и по сути. Не все малые предприятия имеют право упрощать бухучет. Лимит доходов для малых предприятий равен 800 млн рублей.
Но если выручка за прошлый год больше 400 млн рублей или активы превышают 60 млн рублей, компания подпадает под обязательный аудит. А те компании, кого проверяют в обязательном порядке аудиторы, не вправе упрощать бухучет. Даже если являются малыми.
Если вы убедились, что вашей компании нет в запретных перечнях, актуализируйте формулировки про упрощенный бухучет. Если же компания не вправе вести упрощенный бухучет, уберите условия о нем из учетной политики на 2017 год.
Об ошибках
Частое замечание аудиторов — в учетной политике по бухучету не сказано, какие ошибки считаются существенными. А от уровня существенности ошибок зависит, как их исправлять.
Если ошибка существенная и ее выявили после того, как утвердили отчетность, нужен ретроспективный пересчет. То есть показатели прошлой отчетности нужно пересчитать так, как будто недочетов не было.
Какие ошибки считать существенными, компания определяет самостоятельно.
Те компании, которые вправе упростить бухучет, могут не делать ретроспективный пересчет. То есть такие компании могут исправлять существенные ошибки в таком же порядке, как несущественные. Тогда в учетной политике не требуется устанавливать критерии существенных ошибок.
Налоговая учетная политика
- Займы и кредиты;
- Прямые расходы;
- Резерв.
О займах и кредитах
С 2015 года компании вправе списывать проценты по займам и кредитам в налоговом учете без ограничений. Не все компании отразили это в учетной политике. Все еще встречаются формулировки о том, что организация включает проценты в расходы в пределах норматива.
Старое условие о нормативах исключите из учетной политики. Вводить вместо него новое правило, что компания списывает проценты без ограничений, необязательно. Ведь об этом сказано в Налоговом кодексе. Но у налоговиков на местах часто другое мнение.
Они требуют, чтобы изменения закона компания закрепляла в учетной политике. Например, в учетной политике нашей читательницы инспекторы проверили, отразила ли компания условие об учете процентов без лимита.Если вы хотите подстраховаться и исключить лишние вопросы при проверке, замените старое условие об учете процентов на новое.
О программах
В шаблонных налоговых политиках обычно не сказано, как списывать программы, или приводится обобщенная формулировка. Но в Налоговом кодексе нет четких правил по учету программ. Поэтому безопаснее установить их в учетной политике.
Учитывать расходы на программу сразу рискованно. Чиновники считают, что списывать стоимость программ нужно равномерно в течение срока действия лицензионного договора.
Если в договоре нет срока, компания может самостоятельно установить срок учета расходов. Самый безопасный вариант — списывать расходы в течение пяти лет. Этот срок действует по умолчанию для лицензионных договоров и на него обычно ориентируются налоговики. Налоговиков могут поддержать и судьи.
Если компания готова спорить с налоговиками, закрепите в учетной политике, что стоимость программы вы списываете сразу. В этом случае на проверке ссылайтесь на те решения судов, которые в пользу компаний.
О прямых расходах
В шаблонных учетных политиках обычно нет детального списка прямых расходов. Значит, если налоговики заинтересуются этими расходами, компании придется давать пояснения. В итоге может получиться так, что компания считала конкретные расходы косвенными, а налоговики отнесли их к прямым.
Чтобы не было путаницы, лучше привести в налоговой учетной политике подробный перечень тех прямых расходов, которые есть в компании.
Например, если торговая компания иногда доставляет товары непосредственно с завода изготовителя до склада покупателя, транспортные расходы безопаснее учитывать как прямые.Либо компания может считать эти расходы косвенными. Но тогда есть риск спора с налоговиками.
О резерве по сомнительным долгам
Проверьте, что в шаблоне налоговой учетной политики сказано о резерве по сомнительным долгам. В 2017 году компания по-прежнему сама решает, создавать в налоговом учете резерв или нет. Но изменился лимит резерва за отчетный период.
Теперь лимит равен 10 процентам от выручки за этот период или 10 процентам от выручки за прошлый год — в зависимости от того, какой из этих показателей больше.
Актуализируйте условие о лимите, чтобы налоговики не думали, что компания решила ограничить резерв старым нормативом.
Источник: https://ipprosto.info/journal/kakie-formulirovki-izmenit-v-uchetnoj-politike-s-2017-goda/
Учетная политика — 2018: обзор изменений
Изменения в ПБУ 1/2008 внесены с 06.08.2017 Приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н. Дополнительно Минфин России выпустил информационное сообщение от 02.08.2017 № ИС-учет-9 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии», в котором перечислены изменения и даны пояснения по их применению. С текстом документа, на наш взгляд, полезно ознакомиться бухгалтерам и аудиторам.
Независимость учетной политики относительна
В п. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.
2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — 402-ФЗ) определено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухучете, федеральными и отраслевыми стандартами.
В то же время в п. 14 ст. 21 Закона № 402-ФЗ установлено, что материнская компания вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами.
Поэтому в п. 5 ПБУ 1/2008 добавлен п. 5.1 с указанием на то, что организация выбирает способы ведения бухучета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. При этом дочерняя компания формирует свою учетную политику исходя из стандартов головной компании.
Ранее в ПБУ 1/2008 такого положения не было.
Алгоритм формирования учетной политики уточнен
ПБУ № 1/2008–24/2011 признаны федеральными стандартами бухучета (далее — ФСБУ). Такие изменения в 402-ФЗ внесены Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ, они действуют с 19.07.2017.
В п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ определено, что при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухучета организация делает выбор из числа способов, допускаемых ФСБУ. В обновленном ПБУ также термин «положения по бухгалтерскому учету» заменен термином «ФСБУ», а в п. 24 ПБУ 1/2008 термин «бухгалтерская отчетность» заменен на термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность».
В п. 7 ПБУ 1/2008 более четко прописаны правила, по которым компания должна выбирать способ учета того или иного объекта. Как и раньше, применять нужно способ, установленный ФСБУ. Если стандарты допускают несколько альтернативных способов, организация по-прежнему вправе выбрать один из них с учетом общих требований (п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008).
Если в ФСБУ ни одного способа нет, действовать в общем случае нужно по обновленному алгоритму. Разработать свой способ, последовательно применяя сначала МСФО, затем федеральные и отраслевые стандарты по аналогичным или связанным вопросам, и только потом — рекомендации в области бухучета. В прежней редакции подобная последовательность не была закреплена.
Контур.Норматив — справочно-правовая база для бухгалтера
Положение об учетной политике организации на 2018 год:
- Общие положения: рабочий план счетов и аналитический учет, формы первичных документов, ПБУ 18/02 и др.
- Учетная политика для целей бухучета и налогообложения
- Типовые учетные политики организаций на ОСНО, на упрощенке, арендодателя, лизинговой, строительной компаний и т.д.
Чтобы начать работать в Нормативе, просто зарегистрируйтесь
Узнать больше
Появилось понятие несущественной информации
В ПБУ 1/2008 появилось новое понятие — несущественная информация. Это такая информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Каждая компания должна самостоятельно решить, какая информация является несущественной, исходя из ее величины и характера (новый п. 7.4 ПБУ 1/2008).
При формировании такой информации бухгалтеру разрешено выбирать способы учета, руководствуясь только требованием рациональности, то есть без применения стандартов.
Если применяется упрощенный учет
Отдельные правила предусмотрены для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность (п. 7.2 ПБУ 1/2008). В частности, к ним относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково», а также субъекты малого предпринимательства независимо от выбранной ими системы налогообложения.
Такие компании, как и все прочие, обязаны применять способы учета, установленные ФСБУ, а при наличии нескольких способов выбирать один из них.
Однако если в ФСБУ ни одного способа нет, тем, кто ведет упрощенный бухучет, разрешено формировать учетную политику исходя только из требования рациональности.Другими словами, тот, кто применяет упрощенный способ бухучета, может отказаться от последовательного применения МСФО, стандартов по аналогичным вопросам и рекомендаций в области бухучета.
Когда от ФСБУ можно отступить
В ПБУ 1/2008 добавлены специальные нормы о том, как поступать организациям в случае, если применение общего порядка не позволяет достоверно отразить всю финансовую деятельность компании. В п. 7.
3 ПБУ 1/2008 уточняется, что нормы применяются только в исключительных случаях. Компания, которая оказалась в такой ситуации, вправе отступить от стандартов.
Однако при этом должны выполняться следующие условия:
- установлены причины, которые мешают отражению в учете и отчетности объективной информации;
- существует альтернативный вариант, который снимет проблему;
- такой вариант исключает возникновение новых обстоятельств, которые приведут к искажению отчетности;
- экономический субъект надлежащим образом раскрыл информацию о том, что отступил от правил и применяет альтернативный способ ведения бухучета.
Новый п. 20.2 ПБУ 1/2008 содержит требования к раскрытию информации об отступлении от общих правил.
Компания должна указать наименование и краткое описание ФСБУ, от которого она отступила, причины, по которым его применение искажает финансовую картину, содержание альтернативного способа и пояснения, как он ликвидирует недостоверность представления информации.
Плюс к тому она должна привести значение каждого показателя бухотчетности в таком виде, как если бы она не отступала от стандартов, и указать величину корректировки по каждому показателю.
Если отчетность составляется по правилам МСФО
Ряд организаций обязан вести учет и составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.
К ним, в частности, относятся все компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Также финансовую отчетность по правилам МСФО могут формировать компании, не создающие группы (п. 1 ст. 1, п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.10 № 208-ФЗ).
В обновленной редакции п. 7 ПБУ 1/2008 появилось правило, согласно которому такие организации в своей учетной политике вправе учитывать не только ФСБУ, но и МСФО.
И если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, идет вразрез с требованиями МСФО, данный способ можно не применять.
Но при этом компания должна описать этот способ, раскрыть соответствующее требование МСФО и пояснить, как оно будет нарушено при взятии на вооружение российского способа ведения бухучета (новый п. 20.1 ПБУ 1/2008).
Требование рациональности уточнено
Учетная политика организации должна гарантировать рациональность при ведении бухучета.
Этот критерий основывается на хозяйственной деятельности компании, на ее размерах, на соотношении ее расходов, понесенных при формировании данных о том или ином объекте бухучета, и ценности таких сведений, а теперь еще и на соотношении затрат на формирование информации и полезности этой информации. Такое дополнение появилось в новой редакции п. 6 ПБУ 1/2008.
Ретроспективное отражение изменения учетной политики уточнено
В п. 15 ПБУ 1/2008 определено, что последствия изменения учетной политики отражаются в бухучете, как правило, ретроспективно.
Изменениями уточнено, что ретроспективное отражение заключается в корректировке входящего остатка не только по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса, на которые повлияли изменения. Корректировка производится на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату.
Изменения связаны с тем, что нераспределенная прибыль в процессе корректировок задействуется не всегда.
Досрочное применение ФСБУ
Ранее необходимо было раскрыть неприменение опубликованного, но не вступившего в силу нормативного акта, а также дать оценку влияния этого акта на показатели периода, в котором начнется его применение.
Сейчас указанное правило отменено. Когда нормативный документ по бухучету допускает свое досрочное применение, при использовании такой возможности нужно отразить данный факт в отчетности (обновленный п.
23 ПБУ 1/2008).
Пояснительную записку составлять не нужно
В старой редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения ученой политики на год, следующий за отчетным.
Понятие «пояснительная записка» в обновленном ПБУ 1/2008 не используется.
Сведения об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета по-прежнему необходимо раскрывать, но не в пояснительной записке, а в бухотчетности.
В каком именно документе и в каком виде будет раскрываться эта информация, компании решают сами.
Например, это может быть текстовая часть Пояснений к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, где на положения соответствующих пунктов должны быть даны ссылки в перечисленных формах бухотчетности.Воспользуйтесь мастером учетной политики для различных отраслей деятельности и систем налогообложения. Просто выберите параметры вашей организации
Узнать больше
Учетку можно закрепить стандартами
Ряд норм ПБУ приведен в соответствие с 402-ФЗ. Так, в п. 8 примеры организационно-распорядительной документации, которой оформляется принятая организацией учетная политика, дополнены таким видом документов, как стандарты организации. Ранее были упомянуты только приказы и распоряжения.
Также напоминаем, что учетной политикой необходимо утвердить форму путевого листа. Которая изменилась в 2017 году. Читайте об этом подробнее в статье «Составляем путевые листы по-новому: инструкция для бухгалтера».
Если изменения ПБУ 1/2008 на вашей работе никак не отразились, проверьте свою учетную политику на предмет выбора допустимых способов учета с помощью нашей шпаргалки.
Людмила Фомина, аттестованный аудитор
Источник: https://kontur.ru/articles/4987
Какие изменения важно отразить в учетной политике на 2017 год
Какие особенности учетной политики на 2017 год нужно учесть компаниям на УСН?
Компании вправе внести ряд поправок в свою учетную политику в любой промежуток, вовсе не обязательно для этого ждать окончания календарного года.
Все что требуется — подготовить соответствующий приказ за подписью руководителя. В акте следует отразить то, какие пункты УП подверглись изменению или вовсе были исключены из документа.
Определите в правовом акте конкретный день, в который внесенные поправки вступят в силу.
Как известно, в законодательстве постоянно происходят изменения, многие из них довольно существенны и требуют указания в поправках к УП, некоторых же можно опустить. Совсем необязательно с изданием каждого нового федерального правового положения сразу менять учетную политику своего предприятия, иначе эта работа может превратиться в бесконечный цикл правок и дополнений.
Все же 2017 год стал весьма «плодовитым» на законодательные нововведения. Немало изменений касаются деятельности малых предприятий-упрощенцев, их и требуется обозначить в утверждаемой учетной политике. Об этих обязательных новеллах и пойдет сегодня речь.
Воспользуйтесь удобным бесплатным онлайн сервисом для подготовки учетной политики 2017 от Бухсофт.
А также читайте инструкцию о том, как создать учетную политику на сайте.
Когда учетная политика упрощенца требует корректировки в 2017 году?
Внести правки в УП на 2017 год компании на УСН нужно если:
- существующие поправки в Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О бухучете», ПБУ и иные нормативно-правовые акты федерального значения способствуют существенному влиянию на деятельность организации;
- компания решила начать применять иные методы учета (п. 10 ПБУ 1/2008, абз. 6 ст. 313 НК РФ).
Обратите внимание, программа «Бухсофт: Упрощенная система» обеспечивает корректное, аккуратное и полноценное ведение налогового и бухгалтерского учета компании на УСН.
С 1 января текущего года вступает в силу обновленная редакция постановления Правительства РФ от 01.01.2002 №1. В обновленном документе исключена фраза о том, что классификатор ОС можно использовать в целях обеспечения бухучета.
Ранее действовал следующий порядок: нахождение объекта по действующему классификатору, назначение линейной схемы амортизации, установление одного и того же срока практического его применения. Такой метод подразумевал отсутствие разницы между налоговым и бухучетом. Сейчас стало сложнее? Вовсе нет.
Просто теперь новая редакция указанного постановления не является правовым нормативным актом, регулирующим бухучет, однако и прямого заперта на применение его при нормировании бухгалтерского учета, вы не найдете. Потому, самое время проверить свою УП. Если в документе нет отсылок на постановление № 1, то указать их будет нелишним.
Если ссылаться на данный правовой акт вы не считаете нужным, определять срок полезного использования ОС в бухгалтерском учете следует, основываясь на технических регламентах и рекомендациях производителя, что разрешено ПБУ 6/01.
Упрощение учета МП в 2017 году
При формировании УП на 2017 год следует обратить внимание на нововведения, которые обеспечили расширение свободы выбора и упростили учет спецрежимников.
С 1 января текущего года малые предприятия, в том числе и на УСН, имеют право отказаться от формирования резерва под удешевление стоимости материально-производственных запасов, обозначив этот нюанс в своей УП, что согласуется с нормами пункта 25 ПБУ 5/01. Такие изменения регламентируются Приказом Минфина РФ от 16.05.2016 №64н.
Таким образом, нововведения позволяют малым предприятиям производить учет сырья и материалов по стоимости, обозначенной поставщиком, исключая затраты на транспортировку, посреднические услуги и иные подобные расходы.
Кроме того, согласно нововведенным правилам МПЗ можно списать в один момент все разом, но в УП указать это нужно обязательно.Аналогичным образом можно поступить с ОС (по стоимости их покупки). Дополнительные расходы, понесенные при приобретении основного средства, теперь можно включить в состав прочих расходов.
Если такой метод работы кажется вам более практичным, включите эту особенность в учетную политику. Стоит понимать, что все обозначенные методы учета — это ваше право, а не обязанность, потому-то так важно отразить в УП, что вы воспользовались данным вам правом.
Что еще изменилось для МП на УСН с введением новых положений?
С текущего года изменился порядок списания расходов на НИОКР, регулируемый ПБУ 17/02.
Компания вправе полностью списать расходы на данную группу работ в рамках обычных видов деятельности по мере их претворения.
Таким образом, как такового НИОКР в качестве объекта, который подлежит списанию в ограниченный пятилетний срок, теперь не существует. Работы списываются по мере осуществления на общие расходы по счетам 26 и 20.
Претерпело изменение и признание расходов на покупку и формирование объектов неденежных активов по ПБУ 16/02. Теперь их признание возможно в числе затрат по обычным видам деятельности, а значит, не нужны счета 08 и 04. Списание НМА производится по мере необходимости на обычные виды деятельности.
При этом возникает расхождение между налоговым и бухучетом, однако, это право малого предприятия.
Учтите изменения 2017 года по страховым взносам
Не забудьте внести в учетную политику правки, связанные с переходом прав контроля страховых взносов из внебюджетных фондов в Налоговую инспекцию. Это существенное законодательное изменение вынуждает компании утверждать в УП форму карточки персонифицированного учета сумм начисленных вознаграждений и взносов на страхование.
В 2016 году страхователи использовали форму карточки, утвержденную письмами Пенсионного фонда и Соцстраха РФ от 09.12.2014 №АД-30-26/16030 и №17-03-10/08/47380 соответственно. Налоговики не будут вводить новую форму документа с 2017 года. Таким образом, чиновники оставили право способа и формы ведения этого регистра за самими страхователями.
В любом случае, выбранную методологию в УП следует отразить обязательно, хотя бы потому, что учет сумм начисленных вознаграждений и взносов, теперь регламентируется Налоговым кодексом (п. 4 ст. 431 НК РФ).
Источник: https://www.BuhSoft.ru/article/712-kakie-izmeneniya-vajno-otrazit-v-uchetnoy-politike-na-2017-god
Учетная политика
Осенью многие бухгалтеры начинают задумываться об учетной политике на будущий год. Кому-то достаточно внести в нее несколько уточнений, а кто-то будет писать учетную политику компании с нуля. Ниже мы расскажем о приоритетных составляющих, которые надо зафиксировать в этом документе. Используя рекомендации, можно сформировать правильную учетную политику без лишних пунктов.
Основные положения
Учетную политику своим приказом утверждает руководитель при создании компании не позднее 90 дней после ее регистрации (ст. 313 НК РФ, ПБУ 1/2008).
Гипотетически учетная политика может применяться на протяжении нескольких лет без изменений. Но если для целей бухучета это еще вполне возможно, то для налогового учета маловероятно.
Связано это с тем, что практически каждый год в Налоговый кодекс вносятся изменения, которые вынуждают налогоплательщика перестраивать порядок учета.
Подходить к написанию учетной политики нужно очень тщательно, ведь неточное толкование какого-то пункта может сыграть против компании. В этот важный документ включаются способы ведения учета — как бухгалтерского, так и налогового.Нет смысла подробно описывать методы учета, по которым законодательно установлен единственный вариант. Например, не нужно описывать суть кассового метода, который безоговорочно применяется при УСН. Нецелесообразно заносить в учетную политику и постулаты Налогового кодекса.
В учетной политике нужно обязательно затронуть те области учета, по которым есть выбор. В частности, следует закрепить в документе варианты оценки материалов, способы амортизации основных средств, порядок формирования резервов и т. п.
Важно! В учетной политике должны быть заявлены лишь те методы и способы учета, которые организация собирается практически применять в отчетном году. Не нужно вносить в документ все существующие способы учета, если их применение пока под вопросом. При необходимости в учетную политику можно беспрепятственно внести любые обоснованные изменения.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Бухгалтерской политикой главный бухгалтер и его подчиненные руководствуются постоянно и непрерывно.
В этом документе нужно закрепить (п. 4 ПБУ 1/2008):
- план счетов, в который войдут лишь счета, применяемые бухгалтерией в работе;
- формы первичных документов, бухгалтерских регистров;
- порядок инвентаризации имущества и задолженности;
- способы оценки активов и обязательств;
- регламент документооборота;
- порядок контроля за происходящими операциями.
Помимо перечисленных пунктов, организация вправе прописать в «учётке» и другие важные аспекты, например критерии существенности.
Если компания относится к малым предприятиям, в ее учетной политике с 2017 года могут появиться новые пункты. В частности, такие фирмы теперь могут начислять бухгалтерскую амортизацию только раз в год, а не ежемесячно (п. 19 ПБУ 6/01). Приняв решение воспользоваться этим правом, нужно будет добавить изменения в учетную политику..
Учетная политика для целей налогового учета
В этом документе отражается всё, что так или иначе оказывает влияние на налоги.
Налог на прибыль
Прежде всего, в учетной политике нужно выделить многочисленные нюансы по налогу на прибыль.
Бухгалтеру нужно проверить, отмечены ли в учетной политике новые лимиты для основных средств. Напомним, что с 2016 года основным средством считается имущество дороже 100 000 рублей.
Чтобы свести к минимуму разницу между бухгалтерским и налоговым учетом, имущество стоимостью менее указанного лимита можно списывать равными долями в течение периода использования (пп. 3 п. 1 ст.
254 НК РФ) — об этом также нужно упомянуть в учетной политике.
Налог на прибыль можно уменьшить за счет амортизации, применив повышающие коэффициенты или амортизационную премию (п. 9 ст. 258, ст. 259.3 НК РФ). Для каких объектов будут применяться указанные способы также следует зафиксировать в учетной политике.
Обязательно нужно прописать перечень прямых и косвенных расходов организации, которые зависят от многих факторов (ст. 318 НК РФ).
Метод оценки материалов также закрепляется в учетной политике (п. 8 ст. 254 НК РФ).
Компании могут создавать разного рода резервы, чтобы расходы распределялись в течение года равномерно. В налоговом учете резервы — это право, а не обязанность фирмы. Если руководитель принял решение о формировании резервов, нужно внести соответствующие пункты в учетную политику.
Виды резервов, наиболее часто встречающиеся на предприятии:
- резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
- резерв на оплату отпусков (ст. 255, 324.1 НК РФ);
- резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств (ст. 260, 324 НК РФ);
- резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ).
НДС
В учетной политике не следует игнорировать и правила, касающиеся НДС.
Основные аспекты, которые лучше прописать:
- порядок применения вычетов;
- принцип присвоения номеров счетам-фактурам (в том числе в обособленных подразделениях);
- методику раздельного учета НДС;
- порядок выставления счетов-фактур на аванс;
- порядок работы с физлицами и т. п.
НДФЛ
Ставки этого налога установлены НК РФ. В учетной политике можно закрепить форму налогового регистра по НДФЛ.
На практике учетная политика может получиться довольно краткой (1–2 листа), а может включать и порядка 10–20 листов.
Объем документа не регламентирован и зависит от отраслевых особенностей, численности и других факторов.Составляя учетную политику, главное помнить — каждый пункт может наладить учет и даже сократить расходы, а любая неточность или упущение может стоить компании денег (штрафов).
Учетная политика бюджетного учреждения на 2017 год с приложениями
При составлении и изменение учетной политики на 2017 год учтите рад изменений, которые предусмотрены приказом Минфина №209н. Пример учетной политики на 2017 год смотрите ниже.
Вне зависимости от того, для каких целей разработана учетная политика основаниями для корректировки ее положений всегда служат произошедшие изменения, как внутри учреждения, так и по объективным обстоятельствам.
Полезный материал в статье
Пример основания внесения изменений в учетную политику
Скачать
Например, изменения законодательства, а для целей бухгалтерского учета дополнительно к законодательству – изменения федеральных (отраслевых) стандартов. Указанные основания, а также изменения видов деятельности бюджетного учреждения не имеют привязки к началу:
- Налогового периода;
- Отчетного года.
Под законодательством для целей налогового учета понимают только законодательство о налогах и сборах, а бухгалтерское состоит из целого ряда федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов (далее – НПА)
В 2016 году произошло единственное изменение федерального законодательства, которое повлияло на учетную политику бюджетных учреждений.
Изменение затрагивает проблему отражения недвижимости на балансе, которая время от времени возникает у каждого бюджетного учреждения. Соответственно всем учреждениям необходимо отразить изменение документа, служащего основанием для постановки недвижимости на баланс.
С забаланса на баланс недвижимость уже с 15 июля 2016 года переводят по-прежнему на основании бухгалтерской справки.
А вот основание для формирования справки для подтверждения факта хозяйственной жизни необходимо требовать выписку из Единого государственного реестра прав вместо правоудостоверяющего документа. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ.
Отметим, что большинство НПА разрабатывают не на федеральном, а на региональном и местных уровнях. К таким НПА можно отнести различные порядки согласования сделок и списания имущества.
В учетной политике каждого учреждения перечислены все законодательные акты и подзаконные, которые учреждение применяет в бухгалтерском учете. Но прежде необходимо провести инвентаризацию указанных актов, так как изменения на региональном или местном уровне вполне могли пройти мимо внимания бухгалтера. При необходимости необходимо откорректировать учетную политику.
Налоговые изменения, которые необходимо зафиксировать в учетной политике
Бесконечные реформы бухгалтерского законодательства частично компенсированы тем, что Налоговый кодекс РФ изменения не затронули. Такой вывод следует из опубликованного Минфином России 5 октября 2016 года проекта Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы.
Для большинства учреждений приносящая доход деятельность означает оказание услуг населению. Дилемма обусловлена вводом в действие так называемых онлайн касс. Обычные кассы перестанут регистрировать уже с 1 февраля 2017 года, а полностью перейти на онлайн кассы необходимо с 1 июля 2017 года.
Учитывая политику минимизации наличного денежного оборота, учреждения вынуждены принимать наличные только из-за того, чтобы потребители могли осуществить право выбора формы расчета. Речь может идти исключительно об оказании услуг населению, а значит, о применении бланков строгой отчетности (далее – БСО). В этом случае переход на онлайн кассы может быть отложен до 1 июля 2018 года.
Ранее бюджетные учреждения отказывались от БСО в пользу контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) из-за громоздкого учета бланков, изготавливаемых типографским способом. В настоящее время есть возможность применять автоматизированные системы для БСО (далее – АС БСО), созданные на базе ККТ, но без дорогостоящей электронной кассовой ленты защищенной (ЭКЛЗ).АС БСО также отнесены к онлайн ККТ, однако вплоть до 1 июля 2018 их модернизация не обязательна. Следовательно, учреждения могут использовать отсрочку в один год, за который будет отлажена не только система онлайн регистрации платежей, но и появятся обученные специалисты.
Для того, чтобы воспользоваться преимуществами получения наличной оплаты исключительно за услуги населению, все моменты, связанные с БСО необходимо отразить в учетной политике.
Также не лишним будет подробно расписать основания для признания ПДД услугами населению. Сложность в том, что с 1 января 2017 года Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) прекращает свое действие.
На смену ему подготовлен пока лишь один проект правительственного постановления с перечнем кодов видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам. Информацию по остальным услугам населению Правительство РФ пока не обнародовало.
Порядок составления учетной политики на 2017 год
Учетная политика может быть составлена в виде единого документа, который может включать в себя несколько больших разделов для разных целей. При необходимости может быть включен и управленческий учет.
Обычно учреждения составляют учетную политику в виде пакета организационно-распорядительных документов (ОРД), которые зависят, в том числе от необходимости реализации управленческих задач.
ОРД представляют собой положения, распоряжения, перечни. Помимо особенностей учета на балансовых и забалансовых счетах в отдельных ОРД могут быть закреплены правила (порядок):
- Проведения инвентаризации;
- Присвоения инвентарных номеров объектам учета с перечислением основных средств, на которые не наносятся инвентарные номера;
- Раздельного учета;
- Ведения кассовых операций.
Относительное новое ОРД — перечень мероприятий внутреннего финансового контроля. Некоторые бюджетные учреждения могут быть получателями бюджетных средств (далее – ПБС). Например, в виде бюджетных инвестиций для строительства или приобретения недвижимости.
В своих ОРД такие учреждений отражают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части исполнения полномочий ПБС.
Обязательно в составе учетной политики для целей бухгалтерского учета должен быть утвержден график документооборота. До 2017 года график документооборота мог быть приложением к учетной политике.
в связи с изменениями, утвержденными приказом № 209н теперь график документооборота утверждается как отдельный локальный акт. В нем прописываются сроки и порядок работы с первичкой.А при централизации учета – технология обработки и обмена информацией с организацией, которая ведет учет.
Отражение бюджетной классификации в учетной политике
Общие вопросы организации бухгалтерского учета всегда содержат упоминание о бюджетной классификации. В подразделе об организации бухгалтерского учета в учреждении указано, что такая организация должна обеспечивать контроль, в том числе, в разрезе кодов бюджетной классификации (далее – КБК) за правильным и рациональным использованием:
- Полученных бюджетных субсидий;
- Средств, поступивших от ПДД.
В Перечне мероприятий внутреннего контроля, который стал неизменным приложением к учетной политике большинства учреждений упомянуто, что при визировании счетов на оплату необходимо проверять правильное применение КБК.
Более детально моменты по КБК раскрыты непосредственно в указаниях «О порядке применения бюджетной классификации РФ», утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 года № 65н (далее – Указания № 65н). Некоторые упоминания об учетной политике внесены в 2016 году.
С 1 апреля 2016 года разрешено предусматривать дополнительную детализацию для операций по ряду статей (п. 2 разд. V Указаний № 65н). Такое допущение распространили на коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), отражающие:
- Доходы от собственности;
- Доходы от оказания платных услуг (работ) (далее – КОСГУ 130);
- Суммы принудительного изъятия;
- Прочие доходы (далее – КОСГУ 180);
- Прочие расходы;
- Увеличение стоимости основных средств (нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, акций и иных форм участия в капитале).
Детализация допустима в рамках третьего разряда КОСГУ. Бюджетное учреждение должно определить по какой статье отражать свои операции в качестве налогоплательщиков по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) и налогу на прибыль организаций. Выбор предоставлен между КОСГУ 130 и 180.
Внимание! Минфин обновил коды бюджетной классификации подробнее читайте в журнале →
Особенности учетной политики бюджетного учреждения на 2017 год в целях бухучета
Приказом № 209н внесен ряд изменений в Инструкцию № 157н, которые необходимо отразить в учетной политике. Проверьте рабочий план счетов в учетной политике подробнее в журнале →
Регистры бухгалтерского уета
Ранее данные по учету зарплаты отражали в Журнале операций расчетов по оплате труда. с 2017 года название регистра по зарплате изменили: Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям. Операции по учету обязательств отражали в Журнале по санкционированию, теперь журнал по санкционированию из перечня регистров учета исключили.
Исправление ошибок в учете
Порядок, как исправить обнаруженную ошибку, когда отчетность сдали, но учредитель ее еще не утвердил, до 2017 года в Инструкции № 157н не был прописан. Теперь ошибки в учете после сдачи отчетности, но до ее утверждения, исправляйте так.
Последним днем отчетного периода сделайте необходимые проводки: дополнительные или методом «красное сторно». Информацию о них и о том, какие показатели в отчетности изменили, раскройте в Пояснительной записке.
О исправлении ошибок подробнее в журнале →
Инвентаризация
Инвентаризацию проводили в порядке, который установлен учетной политикой и приказом Минфина России от 13 июня 1995 № 49. Приказом № 209н прописали случаи обязательной инвентаризации.
Кроме случаев по приказу Минфина № 49, добавили обязательную инвентаризацию при передаче имущества в управление, безвозмездное пользование, а также выкуп, продажа комплекса объектов учета (имущественного комплекса).
Уточнили, что результаты инвентаризации отражают: в учете и отчетности того месяца, когда ее закончили; в годовой отчетности – для инвентаризации по итогам года; в учете на дату ликвидации или реорганизации – для учреждений, которые ликвидируют или реорганизуют.
Стоимость земельных участков
Изменение стоимости земельных участков: четко прописали, что по итогам переоценки кадастровой стоимости, стоимость участка в учете скорректируйте и отразите в отчетности.
Маркировка мягкого инвентария
Теперь одежду и обувь для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не маркируется.
Также следует уточнить применение забалансового счета 17 и 18, 40 и 42.
Памятка по учету на забалансовых счетах
Следует так же проанализировать все вышедшие в 2016 году письма Минфина и внести дополнения в свою учетную политику. К наиболее интересным разъяснениям, выпущенным в 2016 году можно отнести письма Минфина России:
Источник: https://www.budgetnik.ru/art/102351-uchetnaya-politika-byudjetnogo-uchrejdeniya-na-2017