Вместо Таможни и ФНС: в России может появиться Единая фискальная служба
Объединение ФТС и ФНС
Российские власти реанимировали идею об объединении Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной таможенной службы (ФТС). Слияние возможно после президентских выборов и формирования нового правительства, то есть с мая 2018 года.
Единый фискальный орган позволит государству получить «совершенно стабильный доход через администрирование этой службы», заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая на коллегии ФНС во вторник, 21 ноября.
Булавин: объединение ФТС и ФНС дает результат
РБКпишет, что, по словам Шувалова, создание такого органа является вопросом «непростым и болезненным». Решение будет принято к маю, поскольку «когда появляется новое правительство, президент всегда принимает решение о системе органов исполнительной власти». Существует вариант, при котором налоговый администратор сохранится в нынешнем виде, уточнил первый вице-премьер.
Замминистра финансов Илья Трунин объяснил, что сейчас «идет выстраивание сквозных механизмов взаимодействия налоговых и таможенных органов, интеграция информационных систем ФНС и ФТС».
Минфин прежде всего работает над тем, «как оптимизировать процесс, сделать единый механизм администрирования». Источники подтверждают, что само объединение двух ведомств – вторичный сюжет по отношению к объединению их информсистем.
По факту такая интеграция уже идет: ФНС получает сведения о таможенных декларациях, а ФТС может изучить налоговое досье экспортеров.
В январе прошлого года глава Минфина Антон Силуанов говорил, что единая система позволит отследить «всю цепочку прохождения товаров – от нахождения на границе до конкретных потребителей», благодаря чему получится «мобилизовать те доходы, которых сегодня мы не видим».
Шувалов также рассказал, что к началу нового политического цикла должны быть приняты окончательные решения «по налоговой системе, по налоговым ставкам», чтобы «все жили спокойно шесть лет», оценивали налоговую нагрузку и планировали бизнес.Кроме того, он предложил передать Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в ведение ФНС. Сейчас служба курирует реестр физических и юридических лиц. Налог на недвижимость начисляется после того, как Росреестр передает ей данные из ЕГРН.
«Надо задуматься, почему всё не должно быть в одних руках и обслуживаться одной информационной системой», – пояснил Шувалов.
Первый заместитель председателя Правительства — министр финансов, выступая на совместном заседании коллегий ФТС и ФНС, которая прошла в Москве 20 сентября, подвел итоги совместной работы подведомственных служб, а также обозначил новые цели для них на ближайшие годы.
Отметив, что еще в 2015 году Президентом России была поставлена задача по интеграции основных администраторов – налоговой службы и таможни – и созданию единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей, Антон Силуанов констатировал выполнение наказа Владимира Путина: «Мы это видим по растущим показателям эффективности налогового и таможенного администрирования, а также по росту поступлений платежей во все уровни бюджетной системы. Например, если до интеграции 2015 года поступления самого крупного налога – НДС – росли на 10%, то в 2017-2018 годах эти поступления увеличились в полтора раза – а темпы роста увеличились до 15% в год. Это значительно выше, чем темпы роста экономики.
И. Шувалов предложил подумать об объединении ФНС и ФТС
О чем это говорит? О том, что совместная работа приводит к обелению той части экономики, которая раньше не в полном объеме выполняла свои обязательства перед государством. Нам удалось построить систему обмена данными в части выявления рисков между налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности.
Это очень важно, потому что совместная база данных позволяет и налоговым органам, и Федеральной таможенной службе с учетом интеграции системы управления рисками выявлять тех налогоплательщиков, к которым нужно выходить на проверки, у кого нужно запросить дополнительную информацию». В качестве главных задач на перспективу министр назвал следующие.
Ключевым звеном взаимодействия налоговых и таможенных органов должна стать система прослеживаемости товаров. Сейчас в рамках ЕАЭС заканчивается работа над соглашением, которое должно стать основой евразийского сегмента прослеживаемости товаров, ввезенных из третьих стран.
Далее, с 1 ноября 2018 года ФТС должна запустить проведение эксперимента по новой технологии взимания наложенных платежей в рамках интернет-торговли. В рамках этого эксперимента таможенные платежи будут уплачиваться покупателем в момент совершения покупки.
«Такие технологии позволят безболезненно для покупателя пройти предусмотренное снижение порога беспошлинного ввоза, и одновременно решить задачу выравнивания конкурентных условий интернет-торговли», – подчеркнул Антон Силуанов.
Наконец, наиболее сложная задача – реализация масштабного проекта по созданию электронных таможен, разделения мест таможенного оформления и фактического контроля. Со своей стороны руководитель ФТС конкретизировал, как выполняются поставленные задачи.
«В своей работе мы активно задействуем переданные в рамках двустороннего обмена сведения из ведомственных баз данных, – рассказал Владимир Булавин. – В электронном досье участника ВЭД, например, применяется информация из системы управления рисками налоговой службы.
Сведения о рисках в отношении налогоплательщиков также включены в алгоритмы автоматического категорирования участников внешнеэкономической деятельности. Новый этап интеграционных процессов будет направлен на построение единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей на основе современных цифровых технологий.
Он позволит, с одной стороны, выставить барьеры для недобросовестных предпринимателей, а с другой – сделать максимально незаметной деятельность наших ведомств для законопослушного бизнеса». Положительную динамику в работе двух ведомств отметил и руководитель ФНС России. По словам Михаила Мишустина, благодаря налаженному информационному обмену с ФТС России налоговыми органами ежегодно контролируется правомерность применения 100% налоговых вычетов по уплаченному на таможне НДС в объеме 1,8 трлн рублей. За первое полугодие 2018 года неправомерное заявление к вычету импортного НДС сократилось с 16,3% до 3%.
Минфин России, ФТС России
2018, ФТС, Минфин
Что принесет слияние ФНС и ФТС
Чиновники высокого ранга вновь вернулись к обсуждению идеи слияния двух главных пополняющих бюджет ведомств – Федеральной налоговой и Федеральной таможенной служб. Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил решить этот вопрос до мая 2018 года, сославшись на положительную мировую практику функционирования единого фискального органа.
Напомним, что оба ведомства находятся под крылом Минфина, а между ними налажен частичный информационный обмен, идет работа над созданием единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей.
Каковы перспективы этой работы, необходимо ли слияние ФТС и ФНС и как оно скажется на участниках ВЭД – мнением на этот счет поделились представители бизнес-сообщества.
Пока работа над Единой информационной системой идёт ни шатко, ни валко: тот тут, то там обнаруживаются досадные мелочи, сроки реализации переносятся.Как рассказывал ПРОВЭД, Главный научный инновационный внедренческий центр Федеральной налоговой службы (ГНИВЦ ФНС) вовремя не подготовил и не передал необходимые изменения в план мероприятий ЦИТТУ ФТС, что повлекло за собой срыв своевременной реализации госконтракта Минфина от 25 апреля 2016 года «Разработка проекта единого механизма таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанного на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству Финансов РФ».
В Комплексной программе развития ФТС до 2020 года только заложены такие цели, как организация взаимодействия ФТС России и ФНС России, в том числе создание системы единого механизма и доработка программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях сопряжения (сближения) и интеграции информационных систем ФТС России и ФНС России.
О создании единой для двух ведомств системы говорилось ещё в 2015 году, но до сих пор говорить о впечатляющих результатах не приходится. А потому сложно представить, сколько времени, усилий и денег придется потратить на полномасштабную интеграцию двух ведомств.
− В том, что касается создания Единой информационной системы двух ведомств, очевидный плюс для государства – это больший контроль за всей цепочкой прохождения груза от пересечения границы до реализации и за лицами, обеспечивающими эту цепочку.
Теоретически это должно способствовать исчезновению таких чувствительных проблем для бизнеса, как подтверждение вывоза товара за границу для возврата НДС при экспорте, двойное налогообложение компаний при доначислении НДС по итогам проверки на этапе после выпуска.
Сложнее станет и недобросовестным участникам ВЭД «играть» на случаях разного исчисления НДС на ввезенный груз таможенной и налоговой службами, − объясняет Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России» и руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования».
− Представители четырех объединений бизнеса неоднократно ставили вопрос о постепенной передаче администрирования НДС при пересечении границы органам налогового контроля.
При установлении сквозного контроля за перемещаемым товаром и лицами, участвующими в этом, может быть снята едва ли не главная проблема выпуска – корректировка таможенной стоимости.
Если на границе оплачивается только таможенная пошлина (в среднем 6% от стоимости товара в 2018 году), а НДС будет оплачиваться в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, нет смысла для участника ВЭД занижать декларируемую стоимость при ввозе, т.к.
это будет означать увеличение 20-процентного налога на прибыль (разница между ввозной стоимостью и ценой реализации). При исчезновении проблемы КТС существенно сократится доля серого импорта, таможенное оформление станет проще и быстрее, уменьшится число судебных разбирательств со всеми соответствующими издержками, у ФТС, смею предположить, высвободятся ресурсы для выполнения других задач.
Риски кассового разрыва, на которые постоянно ссылаются противники нашего предложения, существенно снижаются при поэтапном переходе на новую систему (сначала – по наиболее «рисковым товарам») и с лихвой компенсируются очевидными плюсами для бюджета – итоговым ростом доходов (20% налога на прибыль существенно весомей для бюджета, нежели 6% пошлины, к тому же разделенной между всеми участниками ЕАЭС), сокращением «теневого бизнеса» и уменьшением косвенных издержек (обоснование таможенной стоимости, судебные издержки и т.д.), − заключает эксперт.
− Совместная работа ФТС и ФНС уже показывает эффективность взаимодействия — рост поступлений в бюджет, − уверяет Денис Карпенко, генеральный директор компании Cargopost. − Процесс интеграции информационных систем ведомств запущен. Чего ждать от создания единой фискальной системы перевозчикам? Скорее всего, больших перемен не произойдёт.
Процесс слияния двух ведомств задуман, прежде всего, для унификации их деятельности. Что в свою очередь должно оптимизировать контроль за транзакциями и товарными потоками, в частности, — пост-контроль и взыскание.Совместное администрирование платежей позволит снизить административные барьеры при определении таможенной стоимости, ускорить процедуру таможенного оформления.
Но в вопросе возврата НДС при экспорте руководитель компании не разделяет точку зрения Виталия Сурвилло:
− Сроки возврата НДС навряд ли сильно сократятся, поскольку налоговые органы вводят дополнительные рычаги проверки. Например, ст. 54.1 НК РФ, которая определяет правила признания обоснованности налоговой выгоды.
Изменений в части технических регламентов и реформ в ближайшее время не планируется, поэтому о введении дополнительных сборов говорить преждевременно. Все платежи прописаны в новом Таможенном кодексе и ФЗ.
Введение ФТС таких мер как единый лицевой счёт облегчит уплату и перечисление таможенных платежей.
В целом единая информационная система ФТС и ФНС должна сделать все процессы более открытыми и ускорить их. Пока без реформирования функции таможенного контроля слияние видится больше организационным решением фискального администрирования, которое едва ли сильно изменит или намного облегчит деятельность участников ВЭД.
Тимур Давиташвили, директор по таможенным операциям логистической компании «ДАКСЕР», и вовсе видит объединение ФТС и ФНС бессмысленным:
− Я считаю, что слияние ФТС и ФНС не имеет особой необходимости, так как функции налоговой и таможенной служб очень разные. В каждой своя специфика и много тонкостей. ФНС охватывает всех граждан страны и компании. Таможенная служба − только участников внешнеэкономической деятельности и небольшой процент физических лиц, которые перемещают товары через границу Таможенного союза.
Fair.ru — Ярмарка новостей
Объединив такие большие структуры, получится, пожалуй, самая крупная служба с огромным полем деятельности. Наладить работу в таком случае будет очень сложно. Всегда легче контролировать процесс в структурах меньшего размера. Если нужно передать фискальную функцию в ФНС, то это можно сделать и без объединения.
Так сейчас обстоит дело с оплатой утилизационного сбора с транспортных средств. Его платят не на счета таможни. А создать общую информационную базу по участникам ВЭД, на мой взгляд, не проблема с учетом нынешних технологий. Например, банки уже получают таможенные декларации в электронном виде по официальным каналам.
Для участников рынка данное нововведение может позитивно отразиться в том случае, если введут один личный кабинет на портале «объединенной службы». Поэтому считаю, что такое упрощение не существенно для ведения бизнеса. Нет уверенности в том, что слияние позволит быстрее возмещать НДС или оплаченные обеспечения таможенных платежей.
С точки зрения контроля над участниками ВЭД, возможно, это и упростит задачу. Хотя никто не мешает и без слияния дать доступ ФНС к таможенной базе ФТС и наладить обмен информацией между службами в упрощенном, скоростном режиме. Как показывает практика, любые глобальные изменения всегда ведут к возникновению новых проблем.А слияние таких серьезных служб для бюджета страны наверняка не пройдет без последствий для всех участвующих в процессе сторон.
ИИ «ПРОВЭД»
Вернуться к списку новостей
Источник: https://buh-experts.ru/obedinenie-fts-i-fns/
Суть объединение структур ФТС и ФНС: как это происходит
Объединение ФТС и ФНС вопрос, который часто поднимают. На данный момент определяются с алгоритмом и сроками процесса. По последним данным такие существенные изменения произойдут к маю 2019 года. Чего ждать от этого бизнесу еще не всем ясно, следует в этом вопросе разобраться.
История вопроса
Создание единой структуры из двух фискальных органов вопрос, который поднимался не однократно. Последнее обсуждение объединения налоговой и таможенной службы проводилось в 2015 году. Тогда предполагалось консолидация и передача под юрисдикцию Минфина.
Основная причина подобных действий это желание сократить бюрократический аппарат, так как, по сути, финансовые потоки к двум органам идут по одинаковым направлениям. При прошлом обсуждении прийти к консенсусу не удалось, причина на то не достаточно убедительные аргументы.
Что касается теперешней ситуации с внедрением цифровых технологий, ФНС вырвалась в лидеры по доходам, что поступают в бюджет. Так в 2016 году эти показатели отличались на 2,5 трлн. рублей. В бюджете на 2019 год заложены цифры:
- ФТС – 4,8 трлн. руб.
- ФНС – 9 трлн. руб.
Объединение налоговой и таможни на базе первой структуры выглядит очень заманчиво. В особенности привлекательно это электронной системой платежей и обслуживания, которая отлично себя зарекомендовала.
Суть слияния
Основная задача – слияние информационных систем. Это поможет достичь максимального экономического эффекта и повышения уровня собираемости обязательных платежей.
Собственно объединение таможни и ФНС подразумевает подгонку правил, связанных со сбором платежей в бюджет под общие стандарты.
Это не слияние в единое ведомство как таковое, каждая структура будет отвечать за свое правовое поле.
Когда таможня перейдет под управление Минфина будет возможным к реализации усовершенствование норм закона, регулирование правил внесения платежей.
Подобные действия проводятся также с целью налаживание порядка контроля. Это поможет уменьшить число проверок, а значит, сэкономит время декларантам. Административная нагрузка на предпринимателей снизиться.
Чаще всего участники ВЭД и лица, которые не спешат декларировать товары, делают это не со злым умыслом, а по причине длительной бюрократической процедуры. Это происходит по причине несогласованности действий и процедур в двух органах ФТС и ФНС. Слияние систем налоговой и таможни нивелирует эти различия. Ожидается, что это обеспечит большие суммы поступлений в бюджет.
Необходимые действия
Как понятно в одночасье слияние не произойдет. К тому же многие эксперты говорят о сомнительности данного шага. Но все же этот вопрос в текущем рассмотрении более ясен и скорее всего консолидации быть. Для этого следует совершить ряд действий. Так для таможни Министерство финансов поставило такие задачи:
- Сквозной контроль над перемещением товаров со снятием напряжение с декларантов. Основная цель – исключить неуплату необходимых пошлин.
- Исключение непосредственного контакта с коммерцией, то есть отсутствие досмотра товара.
- Снижение числа судебных разбирательств.
- Обнаружение и перекрытие каналов противозаконного вывода капитала за пределы страны.
Практически все шаги на пути к объединению ФТС и ФМС в 2017 году налоговая уже выполнила. Так за последние годы она тотально оцифровалась. Созданы все условия для налогоплательщиков, они понятны потребителю.
То есть каждый, кто стремиться отдать часть своего заработка государство согласно закону понимает, сколько и за что ему требуется платить. К тому же информационные системы, что разработаны для ФМС очень сильные.
О чем говорят многие эксперты.
Зачем это государству
Объединение налоговой и таможни в 2019 году вполне стоит ожидать. Зачем это государству?
Первое на что опираются это положительная мировая практика. Объединение финансовых потоков и информационных систем под руководством Минфина показывает хорошие результаты.
Второй момент – государство получает абсолютный контроль над перемещением грузов через границу. Появляется возможность отслеживания всей цепочки его перемещения, аж до реализации потребителям. В теории это должно облегчить участие предпринимателей – не нужно будет подтверждать вывоз товара за границу, а значит иметь двойные хлопоты с НДС (возврат, доначисление и т.д.).
Еще один плюс — ускорение и открытость процедур внесения платежей, в частности НДС, его возврата. Правда, на слишком существенное сокращение сроков рассчитывать не приходиться.Собственно вопрос о консолидации еще витает в воздухе, хотя более настойчиво, чем раньше. Многие эксперты не видят в этом процессе огромной необходимости, так как можно сделать проще: наладить процесс обмена информации между структурами, что так само облегчит процедуру возврата НДС.
Также таможня и налоговая, которые так и не объединились в 2017 году могут стать причиной серьезных проблем для плательщиков. Без последствий это произойти просто не может.
Минимальный период, который может происходить становление новой системы, даже при тщательной подготовке к процессу – 6 месяцев.
Прогноз на май 2019 года связан с тем, что новое правительство всегда принимает решения, касательно системы органов исполнительной власти.
Вывод
Слияние двух крупных структур в единого «монстра» как называют эксперты новое образование процедура сложная и многоэтапная. Даже при теперешней ситуации увеличение объема сборов не будет превышать 15-20%.
Фнс совместно с фтс уходит к единой системе стандартов:
Источник: https://brokeram.ru/terminy/obedinenie-struktur-fts-i-fns-kak-eto-proishodit.html