Управляющая  организация оказывает коммунальные услуги или обеспечивает их предоставление

Содержание

Жилищно-коммунальные услуги и их предоставление

Управляющая  организация оказывает коммунальные услуги или обеспечивает их предоставление

Жилищно-коммунальные услуги – это набор, полагающийся собственнику жилья или его владельцу. Они постоянный предмет споров с компаниями-поставщиками и с государством, устанавливающим правила их оказания и цену. Граждане обладают комплексом прав, но по ряду причин не пользуются ими.

Законодательное регулирование

ЖК – основной закон, устанавливающий основы предоставления услуг, права и обязанности сторон. Приняты законы, затрагивающие сферу энергетики, водоснабжения и др.

На уровне федерального правительства и центральных органов власти издаются документы, регулирующие правила оказания услуг, уточняющие положения законов.

Региональные власти с учетом рекомендаций центральной власти решают вопросы обеспечения услугами и установления цены на них.

В 2017 году появилось постановление ВС РФ, сосредоточенное на спорах о жилищно-коммунальных услугах. До этого разъяснений, посвященных им, не было, разве только в постановлении о применении ЖК. Имеющаяся же там информация вскользь касалась сферы ЖКХ. Исходя из этого, оказание жилищно-коммунальных услуг регулируется многочисленными нормативными актами.

С какими органами приходится иметь дело

Департамент хозяйства утверждает тарифы, именно под его решением, по сути, ставит подпись глава муниципального района или города.

ФСТ – служба по тарифам занимается мониторингом и методическим обеспечением регионов, а также контролем над законностью размеров тарифов.

Жилищная инспекция рассматривает жалобы на низкий уровень качества оказанных услуг.

Управление труда и социальной защиты – региональная структура, ответственная за информирование граждан о праве на субсидии, она же принимает документы и оформляет субсидии на жилищно-коммунальные услуги.

Роспотребнадзор принимает жалобы на оказание некачественных услуг и вправе предпринимать меры наравне с жилищной инспекцией и другими надзорными органами.

Виды услуг

Какие оказываются услуги жилищно-коммунальным хозяйством?

Жилищные услуги связаны с содержанием дома, общего имущества собственников, сюда включается электроэнергия и вода, используемые для общих нужд.Коммунальные услуги оказываются для удовлетворения собственных нужд жильцов (водоснабжение, газоснабжение, электроэнергия, теплоснабжение).

Наниматели социального жилья (все лица, получившие жилье от государства) еще тратятся на плату за жилое помещение, но могут и освобождаться от нее. Отдельную строку в расходах занимает взнос на капительный ремонт.

Качество услуг

Граждане жалуются, что услуги, которые им оказываются, не того качества, которого бы им хотелось, платить же их по выставленным счетам обязывают в полной мере. На что опираться, защищая свои права?

В правилах об оказании услуг отмечается, в каком размере, с какой периодичностью предоставляется та услуга. Т.е. на уровне законодательства установлен стандарт жилищно-коммунальных услуг. И управляющая компания или поставщик ресурсов не вправе занижать их, что на практике происходит совершенно безнаказанно.

Размер тарифа

В законодательстве еще упоминается стандарт стоимости или предел для цены. Он разработан с целью определения сумм, которые передаются в регионы с целью покрытия расходов.

С расчетами связано и предоставление субсидий гражданам.

Государство рассчитывает, какой процент от своих доходов может тратить отдельный гражданин на ЖКХ без ущерба для качества его жизни на жилищно-коммунальные услуги.

Если в квартире проживают два человека, допустимая сумма расходов снижается в расчете на каждого из них. Максимальное снижение делается, если в квартире проживают 3 человека. Если их больше, дальнейшее снижение уже не делается.

Как устанавливается цена

На уровне региона местными правительствами (республиканскими, областными и краевыми) устанавливается цена или тариф на жилищно-коммунальные услуги, он и ложится в основу расчетов.

Компании, предоставляющие услуги, представляют в органы власти свои выкладки, а те изучают их и соглашаются с ними или отвергают их. Второе случается редко.

Что касается многоквартирных домов, тариф на содержание дома и придомовой территории устанавливается индивидуально. Почему? Например, дом не оборудован подвалом или лифтом, и за их обслуживание платить не надо. Отсюда и разница в цене. Неоднократно имели место начисления за объекты, которых в доме попросту нет.

Если сравнить тарифы в разных регионах, между ними существует небольшая разница.

Как защититься от произвола

Чтобы не хвататься за голову из-за чрезмерно высоких тарифов за обслуживание дома, собственникам желательно организовать ТСЖ или хотя бы принимать участие в обсуждении цен с управляющей компанией.

Чем предпочтительнее организации товарищества? Жильцы вправе выбрать минимальный набор услуг, избавив себя от дополнительного бремени.

Бездеятельность приведет к принятию решения вопросов без участия собственников. И в части выбора обслуживающей организации, и в части определения цены за содержание дома.

Постановление главы района или города действует 12 месяцев. Если жильцы организуют ТСЖ, то оно отменяется после того, как товарищество само решит данный вопрос в соответствии с законом.

В то же время при установлении тарифа ниже минимума жильцы лишатся субсидий.

К сожалению, повлиять на стоимость иных жилищно-коммунальных услуг нельзя, за исключением обжалования в суде обоснованности расчетов компаний, предоставляющих услуги. Правда, на практике этого не удается добиться.

Откуда берутся цифры в квитанциях

Жилец дома ежемесячно получает квитанцию об оплате. Сейчас тенденция такова, что квитанция формируется через посреднические организации – единые центры. Жильцы многоквартирных домов не взаимодействуют с компаниями-поставщиками напрямую.

В законодательстве предпринимаются попытки изменить положение, но они игнорируются.

Владельцы индивидуальных домов избавлены от участия посредников и платят за полученные услуги напрямую. Упрощенная схема гарантирует отсутствие путаницы.

Расчет производится по показаниям приборов учета или счетчикам, как говорят в народе. Они передаются в компанию через интернет-ресурсы организаций или по телефону или собираются непосредственно контролерами.

Посещения представителя компании не избежать, и периодически, раз в несколько месяцев, они проводят обход и фиксируют показания.

Если опоздать с отправкой сведений, начисления автоматически производятся, исходя из объема потребленных ресурсов за предыдущие месяцы, затем при получении новых сведений производится перерасчет. Все организуется с помощью специальных компьютерных программ, операторы только вносят данные в базу.

Стоимость содержания дома рассчитывается исходя из площади помещения и числа людей, официально проживающих в нем (имеющих регистрацию места проживания). Таким же образом производятся начисления за услуги при отсутствии приборов учета.

Механизм расчетов

Интернет позволяет не ждать квитанцию, а распечатать ее из личного кабинета на сайте компании-поставщика. Кроме того, потребитель, внеся данные в конце месяца, уже через несколько дней узнает, сколько ему надо заплатить. Отметив для себя показания и сумму долга, он может оплатить его с помощью банковского счета.

Сейчас банки предоставляют возможность платы за жилищно-коммунальные услуги через свои сервисы. Размер комиссии определяется договоренностями банка и поставщика услуги. Она чаще всего перекладывается на потребителя.

Согласно ГК считается, что гражданин оплатил долг с момента списания денег с карты или их передачи кассиру, принимающему платежи в банке или на почте.

Сроки оплаты

По общему правилу оплата должна производиться на позже 10-го числа следующего месяца согласно положениям ЖК. Если накопить долг, компания вправе начислить пеню и отключить услугу, если речь идет об отоплении и электроэнергии. Водоснабжение отключать запрещено (кстати, на водоотведение ограничений не установлено).

Хуже всего дело обстоит с энергетическими компаниями. Двухмесячная задержка и уклонение от оплаты долга через 10 дней после вручения предупреждения об отключении дают право компании отключить потребителя.

Оплатив долг, потребитель вынужден еще и внести сумму за подключение или восстановление электроснабжения квартиры.

Помощь от государства

Жилищные субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг — это помощь, предоставляемая государством или муниципалитетом гражданам, чьи траты на ЖКХ превышают определенный предел.

Правила расчета устанавливаются региональными законами и другими нормативными актами.

Вправе претендовать на субсидии:

собственники жилья;наниматели по договорам социального найма;наниматели по договору аренды у частного собственника.

Еще одна особенность – помощь предоставляется гражданам, не имеющим долгов перед компаниями, оказывающими услуги. Если же в период оказания помощи она возникает, выплаты прекращаются.

Документы, которые предоставляются гражданами:

заявление на выплату субсидии;копия паспорта собственника и (или) жильца;копии свидетельств о рождении несовершеннолетних детей;справки о доходах членов семьи за 6 месяцев до обращения с заявлением;выписки из лицевых счетов;справка о составе семьи;документы, подтверждающие право на социальные льготы.

Помощь оказывается в основном в отопительный период, но бывает и круглый год, смотря какие обстоятельства у заявителя.

Денежная помощь перечисляется на счет в банке (на карту) или выдается через почту. Обязанность расходовать ее на оплату услуг ЖКХ лежит полностью на получателе. Он обязан еще и отчитаться за деньги перед органами социальной помощи. Кроме того, если размер помощи превысил расходы, то излишек средств подлежит возврату.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1332745249527433289/zhilischno-kommunalnye-uslugi-i-ih-predostavlenie/

Обязанности управляющей компании — читать всем!

Управляющая  организация оказывает коммунальные услуги или обеспечивает их предоставление

Жильцы многоквартирного дома не всегда знают обязанности, возложенные на управляющую компанию действующим законодательством. Из-за этого возникает непонимание, куда деваются кругленькие суммы по статье « и ремонт» и отсутствие контроля деятельности УК. Рассмотрим основные обязанности управляющей компании.

Взаимоотношения УК и жильцов дома скреплены договором. Каждый собственник объекта недвижимости дома должен получить по одному экземпляру, а один должен остаться в УК. На деле это правило нарушается. Если у владельца квартиры нет на руках письменного документа, то он может обратиться в органы ЖКУ и запросить его.

Права и обязанности управляющей компании — это основные статьи договора. Их прочесть рекомендуется каждому жильцу.

Условия договора одинаковы для всех проживающих в многоквартирном доме. В документе указан срок, в течение которого УК занимается предоставлением коммунальных услуг, ведением хозяйства и ремонтом дома ( ст. 162 ЖК РФ).

В договоре указывается состав имущества жилого дома, его адрес, порядок расчета платы за содержание и ремонт, процедура предоставления коммунальных услуг и срок документа. Он не может быть меньше одного года. Максимальный срок договора — пять лет. Если УК была выбрана на конкурсной основе, то он уменьшается до трех лет.

Важно обозначить в договоре пункт обязанности предоставления УК отчетности. Если такой графы нет, то органы ЖКУ, как правило, представляют отчет о проделанной работе по окончании договора. На самом деле такая обязанность закреплена ст. 162 ЖК РФ и должна исполняться.

Обязанности управляющей компании ЖКХ

В своей деятельности УК должна выполнять эксплуатационно-ремонтные работы и предоставлять организационные услуги.

К эксплуатационно-ремонтным работам относятся

  • выполнение мероприятий для обеспечения безопасности проживания жильцов в доме, поддержанию его архитектурного облика;
  • осмотр имущества многоквартирного дома. Должен проводиться перед отопительным сезоном и после его, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций; проведение текущего ремонта. Если выявленные дефекты требуют значительных финансовых вложений, то ремонт может растянуться на несколько лет.
  • контроль за состоянием внутридомовых сетей, по которым жильцы получают коммунальные ресурсы;
  • соблюдение правил пожарной безопасности;
  • уборка подъездов и придомовых территорий, если последние являются частью имущества дома;
  • вывоз мусора, в том числе и от юридических лиц, офисы которых расположены в здании подотчетного дома;
  • контроль за эксплуатацией общедомовых счетчиков;
  • внедрение энергосберегающих программ, направленных на эффективное использование поставляемых ресурсов. Такие мероприятия проводятся только по согласованию с региональными органами.

Организационные услуги

Помимо этих обязанностей УК должна исполнять организационные услуги. В их перечень входит:

  • аккумулирование средств от предоставленных ресурсов и услуг и оплата поставщикам;
  • борьба с задолженностями;
  • организация работы с поставщиками: заключение договора, контроль качества предоставляемых услуг, перерасчет платы при поставке некачественных услуг;
  • хранение технической и иной документации на жилой дом;
  • выявление расхитителей энергоресурсов: проверки, рейды и т.д.
  • проведение общих собраний с собственниками жилья. Это мероприятие должно быть не реже одного раза в год. На нем представители ЖКХ отчитываются о проделанной работе, о расходах, понесенных в рассматриваемый период, и принимают решение о тарифе на следующий год. Плата за содержание и ремонт дома может быть равна муниципальной или быть выше. В каждом доме она устанавливается индивидуально. Если на собрании УК не утвердила тариф, то считается, что он равен муниципальному (ст. 158 ЖК РФ). В этом случае органы ЖКХ не освобождаются от ответственности за предоставление услуг по ведению хозяйства и ремонту дома даже при нехватке средств, аккумулируемых от собственников жилья.
  • проведение мероприятий по информированию жильцов об изменениях в тарифе;
  • оформление временной или постоянной регистрации.

Все работы, перечисленные выше, управляющая компания должна исполнять обязательно.

Придомовая территория и деятельность УК — где границы?

Придомовая территория — это участок земли, закрепленный за объектом недвижимости. Его площадь определяется строительными актами, предусмотренными Земельным Кодексом.

Придомовая территория является собственностью жильцов дома, они обязаны за нее платить (Постановление Правительства № 491). Содержать такую территорию в надлежащем состоянии — обязанность УК, с которой жильцы заключили договор. В случае не выполнения работ она может быть привлечена к ответственности.

Реальные границы на придомовую территорию можно узнать из акта на земельный участок. Такой документ должно предоставить руководство УК по требованию собственника.

Обязанности управляющей компании по содержанию придомовой территории сводятся к:

  • уборке закрепленного участка земли;
  • проведению мероприятий по озеленению территории;
  • вывоз мусора;
  • установке детских комплексов и поддержанию их в надлежащем состоянии.

При неисполнении своих обязанностей на УК возможно наложение штрафа в размере до 50 тысяч рублей. Контроль за выполнением обязательных работ возлагается на жильцов дома.

Помимо обязанностей управляющая компания наделена некоторыми правами.

Права управляющей компании

  • передавать сведения уполномоченным органам о незаконной перепланировке в помещениях;
  • информировать соответствующие органы об использовании общего имущества не по назначению;
  • принимать участие в мероприятиях по взысканию задолженности с жильцов дома;
  • принимать решение о перечислении резервных средств на погашение задолженности перед поставщиками услуг или на оплату дополнительных работ по ремонту общего имущества собственников;
  • контролировать правильность передачи показаний индивидуальных приборов учета, корректировать платежи в зависимости от полученных сведений;
  • приостановить поставку энергоресурсов, предусмотренных законодательством, при неоплате коммунальных услуг или неполной их оплате.

Ответственность УК

Обязанности управляющей компании и ее ответственность нашли отражение и в Правилах предоставления коммунальных услуг. Они устанавливают ответственность органов ЖКХ за некачественной предоставление коммунальных услуг и неисполнение возложенных на них работ, как договором, так и законодательством РФ.

  1. При выявлении фактов ненадлежащего содержания имущества собственников юридическая организация может распрощаться с 50 тысячами рублями. Если было выявлено нарушение норматива обеспечения жильцов ресурсами, то сумма штрафа составит 10 тысяч рублей.
  2. Статья 44 ГК РФ устанавливает ответственность за действия или бездействия уполномоченных лиц, которые привели к порче общего имущества и нанесению вреда. В этом случае все убытки, понесенные жильцами, перекладываются на управляющую компанию.
  3. Нарушение правил пожарной безопасности может повлечь административную ответственность. В этом случае УК лишиться до 200 тысяч рублей.

Список работ, что входит в обязанности управляющей компании, очень большой. Их знание позволит снять напряженность между жильцами и представителями ЖКХ.

Источник: https://domananeve.ru/info/poleznoe/o-chem-dolzhny-znat-zhil-cy-prava-i-obyazannosti-upravlyayuschey-kompanii.html

Какие обязанности у управляющей компании в сфере ЖКХ по содержанию и ремонту многоквартирного дома?

Управляющая  организация оказывает коммунальные услуги или обеспечивает их предоставление

Сейчас жильцы часто сталкиваются с тем, что управляющая компания нарушает их права.

Однако еще более плачевно то, что сами жильцы обычно даже не подозревают о том, что они нарушаются.

Поэтому стоит разобраться в том, что входит в прямые обязанности управляющей компании в сфере ЖКХ по содержанию и ремонту домов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации:

Обязанности управляющей компании ЖКХ по закону

Деятельность управляющих компаний регулируется законодательством. Законодательная база, устанавливающая права и обязанности УК, содержится в Жилищном кодексе РФ. В частности, это оговаривается в 161-162 статьях.

Жилищный кодекс

УК должна обеспечить жильцов подходящими и безопасными условиями проживания, а также достойное содержание общей собственности, решать проблемы его использования и предоставлять жильцам коммунальные услуги.

Так гласит первый пункт 161 статьи ЖК.

Его первый подпункт вносит больше конкретики в вопрос содержания общего имущества и дает более четкую формулировку.

Согласно ему, УК обязана:

  1. Соблюдать санитарно-эпидемиологические требования и правила пожарной безопасности, в целях сохранения надежности дома и благополучия жильцов;
  2. Сохранять уровень безопасности, подходящий для поддержания жизни и здоровья людей, хранение их владений, а также собственности государства и муниципалитета;
  3. Давать жильцам доступ к использованию помещений и общей собственности владельцев жилья;
  4. Соблюдать права и интересы владельцев жилья в многоэтажном доме, если это не противоречит законодательству;
  5. Поддерживать коммуникационную систему в хорошем состоянии, а также следить за исправностью приборов для учета и прочих видов всеобщего оснащения;
  6. Осуществлять поставки ресурсов, необходимых для обеспечения жильцов коммунальными услугами.

Управляющая компания возлагает на себя обязанность за общую собственность в конкретном многоквартирном доме и за поставку коммунальных услуг, вне зависимости от степени благоустройства этой недвижимости.

Качество обслуживания в любом случае должно соответствовать государственным требованиям и правилам, которые указаны в Жилищном кодексе.

При этом УК несет ответственность не только перед государством или муниципалитетом, но и непосредственно перед жильцами.

Также управляющая компания обязана обеспечивать для жильцов доступ к сведениям о ее финансово-хозяйственной деятельности, об услугах, которые она оказывает, и о порядке их оказания.

Она должна осведомлять жильцов о стоимости и тарифах на все предоставляемые ей услуги.

В 162 статье оговариваются правила заключения соглашения управления многоквартирным домом, которое заключается между УК и всеми собственниками его помещений. Данный документ стоит рассмотреть отдельно, так как он имеет под собой достаточно объемную законодательную базу.

Договор управления

Данный документ может быть заключен лишь с УК, которая имеет разрешение на такую деятельность.

В противном случае, организация не будет соответствовать требованиям, которые установлены законом, и следовательно не имеет права на заключение подобных соглашений.

При его заключении необходимо собрать всех владельцев жилья в этом доме.

Согласно второму пункту, соглашение по управлению домом означает, что УК обязуется:

  • Выполнять свою работу в срок, за установленную плату;
  • Проводить ремонт и обеспечивать содержание общей собственности владельцев помещений;
  • Предоставлять им коммунальные услуги;
  • Проводить другую управленческую деятельность.

При этом, список работ и услуг, которые входят в обязательства УК, должен быть указан в соответствующем соглашении.

Образец типового договора управления многоквартирным домом с управляющей компанией Вы можете скачать здесь.

Начать выполнение условий соглашения компания должна не позже, чем в течение одного месяца после его подписания. Однако если в соглашении указан иной срок, то УК обязана приступить к работе в течение указанной даты.

За месяц до окончания срока действия договора, УК должна передать всю документацию на данный дом управляющей организации, которая была выбрана. А также УК обязана давать владельцам квартир регулярные отчеты о своей деятельности.

Иные нормативные акты

Согласно иным документам, управляющая компания должна содержать в надлежащем состоянии придомовую территорию закрепленного за ней многоквартирного дома.

Придомовой территорией принято считать участок земли, который закреплен за конкретным объектом недвижимости.

Контролировать факт и качество выполнения работ по содержанию данной территории должны жильцы.

А следить необходимо за следующим:

  1. За тем, чтобы УК регулярно выполняла уборку придомовой территории;
  2. Проводила ее озеленение;
  3. Вовремя вывозила все бытовые отходы;
  4. Устанавливала на территории детские площадки, лавочки и прочее.

Рекомендуем прочитать статью, о том, как нужно выбирать квартиру для покупки, здесь.

Права

Кроме обязанностей, законодательство и нормативные акты устанавливают права УК.

Жильцам также необходимо их изучить, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нарушив одно из прав организации.

Итак, УК имеет право на:

  • Получение дохода;
  • Взыскание долгов с жильцов;
  • Лишать жильца определенного ресурса за долги;
  • Начислять пени.

По сути, доход управляющей компании зависит от тарифа на оплату ее услуг.

Организация имеет полное право на его повышение, однако лишь при проведении собрания владельцев квартир и предоставлении сметы.

Конечно, на собрании увеличение тарифа может быть не одобрено, и в таком случае УК обязана продолжить работу в прежнем режиме. На взыскание долгов УК имеет право, но только через суд.

Однако можно обойтись и без суда, попросту отключив поставку коммунальной услуги, за которую не платит должник.

На последнее УК также имеет полное право. Его дает 354 Постановление. Но это возможно лишь в том случае, если ресурс поставляется жильцу через данную организацию, а не от ресурсоснабжающей организации напрямую.

Еще одним способом борьбы с должниками является право на начисление им пени. Это разрешает 14 пункт 155 статьи ЖК. Пени начисляется с 91 дня просрочки.

Функции

Разобравшись со всеми законами и нормативными актами, которые устанавливают права и обязанности УК, стоит четко разобраться в том, что все-таки входит в обязательства организации, а что нет:

  • ОбслуживаниеВ обязанности УК входит наем организаций, которые специализируются на такой деятельности. При найме, компания заключает с ней договор.
  • УК не обязана осуществлять данную деятельность. Она лишь нанимает обслуживающую компанию и контролирует ее работу в конкретном доме.

  • Ремонтные работыДанная обязанность указывается в соглашении по управлению и в 161 статье. УК обязана проводить работы по сохранению состояния конкретного объекта недвижимости и его улучшению.В этот пункт также входит:
    1. Контроль над предоставлением коммунальных услуг;
    2. Контроль за их оплатой;
    3. Организация ремонтных работ;
    4. Сохранение безопасности и надежности многоквартирного дома.
  • Коммунальные услуги
  • УК должна обеспечить жильцов коммунальными услугами, путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, следить за их качеством и своевременной оплатой.Советуем прочитать статью о том, как правильно сделать перерасчет коммунальных услуг за время вашего отсутствия.

  • Уход за придомовой территориейОрганизация должна следить за придомовой территорией, а также выполнять ее уборку, озеленение и улучшение. Это регулируется условиями соглашения между жильцами и УК.
  • Технический контрольОрганизация обязана следить за качеством работы приборов учета, прочего оборудования и системы коммуникаций. Также, необходимо выполнять их ремонт и прочие работы, направленные на сохранение их в надлежащем состоянии.
  • ПерерасчетПерерасчет является больше правом, чем обязанностью УК. Однако организация все же обязана проводить перерасчет тарифов и стоимости оказываемых жильцам услуг.
  • Финансовое обеспечениеУК может и должна получать финансовое обеспечение для проведения ремонтных работ и работ по содержанию общей собственности владельцев квартир. Обычно, такими средствами ее обеспечивают сами жильцы.

Источник: https://kvartirgid.ru/zhkh/sfera-obyazannosti-upravlyayushhej-kompanii-po-soderzhaniyu-i-remontu.html

Коммунальные услуги юридическим лицам

Управляющая  организация оказывает коммунальные услуги или обеспечивает их предоставление

Коммунальные услуги для юридических лиц предоставляются на весь комплекс владений в многоквартирном доме либо любом другом сооружении, подключённым к инженерно-техническим коммуникациям.

Плата за предоставление коммунальных услуг не зависит от типа помещений и правового статуса потребителя, ведь некоторые виды коммуналки потребляются не только в жилищном быту, но и в производственном процессе.

Юридическое лицо как потребитель коммунальных услуг

Коммунальные услуги юридические лица получают наравне с обычными жителями многоквартирных домов.

В этом смысле потребление может выражаться в следующих формах:

  1. Потребление коммунальных услуг на обеспечение нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности юридических лиц.
  2. Потребление с целью содержания жилых помещений, принадлежащих юр. лицам.
  3. Потребление коммунальных услуг в производственных целях.

Форма потребления имеет большое значение, так как оплата услуг производится в соответствии с такой формой. Так, если лица юридические услуги ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) потребляют в форме содержания жилых помещений, то порядок оплаты устанавливается такой же, как и для обычных жителей таких помещений.

Если помещения используются в производственных целях, то порядок взаимоотношений с поставщиками услуг регламентируется в особом порядке. Однако это не лишает права заключать соглашения с посредниками, к примеру, управляющими компаниями или ТСЖ (товарищество собственников жилья).

В чём же заключается основное отличие от потребления коммуналки физическими лицами? В отличие от физических лиц, для которых устанавливаются общие условия федеральными и местными законодательными актами, для каждого юридического лица, если оно потребляет коммуналку в целях производства, условия устанавливаются отдельно, специальным соглашением.

То есть, отношения юр. лиц с поставщиками или посредниками преимущественно регламентируются общими гражданско-правовыми нормами, а также нормами ведения хозяйственной деятельности. Ответственность и последствия нарушения договорных правил также определяются самими соглашениями.

Виды поставляемых коммунальных услуг

Виды услуг, отнесённых к категории коммунальных, определены в Постановлении Правительства от 06.05.2001 № 354.

Так, согласно данному акту в перечень услуг коммунального характера могут быть включены:

  • снабжение холодной и горячей водой;
  • обслуживание канализации и водоотведение;
  • снабжение электроэнергией;
  • поставка газа и обслуживание газового оборудования;
  • обеспечение отоплением;
  • сбор и вывоз твёрдого мусора.

Таким образом, другие услуги не могут быть включены в категорию коммунальных. Однако жилищная организация вправе включить в перечень расходов, а соответственно и плат, свои издержки на содержание многоквартирного дома.

В случае с юр. лицами услуги, помимо коммунальных, могут быть представлены исключительно при наличии соответствующего условия в соглашении. Но в многоквартирных домах такие услуги могут быть включены в квитанцию, если соглашением не определено иное или же соглашение отсутствует вовсе.

Многое зависит от того, осуществляет ли сама организация траты на содержание и использует ли иные помещения в МДК (многоквартирном доме). Как правило, траты на обеспечение работоспособности инженерно-технических коммуникаций включаются в квитанцию в любом случае.

А вот нужно ли платить юр. лицу за ремонт, необходимо определять в соглашении. Если такого соглашения нет, то жилищная организация вправе на своё усмотрение распределить подобные траты и на юр. лиц, пользующиеся помещениями нежилого типа в МКД.

Однако, если юр. лицо является владельцем помещения жилого типа, то оплата производится по общим правилам, а траты на ремонт и обеспечение распределяются и на них.

Поэтому очень важно учесть, какой тип здания находится во владении юр. лица.

Кроме того, особое значение нужно уделить основанию владения помещением. Так, если помещение используется по праву собственности, то организация или предприятие несёт полную ответственность, которую несёт любой другой собственник жилья в доме.

Если же на правах аренды, то необходимо учитывать положения договора аренды.

Основные обязанности юр. лиц при потреблении коммунальных услуг

Как правило, стороны гражданско-правовых соглашений вправе самостоятельно определять их условия. Но исходя из практики предоставления юридическим лицам услуг коммунального характера, можно выделит определённые общие нормы, включая обязательства юр. лица при потреблении коммуналки.

Для начала стоит отметить, что юр. лица в подобных правоотношениях выступают в виде заказчика, а не как потребитель. Подобным образом поставка коммуналки и характеристика взаимоотношений сразу приобретает несколько иную природу.

Так, можно выделить следующие обязанности юр. лица при потреблении услуг коммуналки:

  1. Оплачивать потреблённые услуги способом, установленным соглашением. Обычно устанавливается плата за потребление по истечении соответствующего месяца в течение определённого периода. К примеру, может быть назначена обязанность по оплате в течение недели по истечении соответствующего месяца потребления.
  2. Соглашением может быть предусмотрена обязанность юр. лица обеспечивать сохранность оборудования, позволяющего поставлять коммунальные услуги.
  3. Заказчик берёт на себя все расходы по ремонту инженерно-технического оборудования на территории своего помещения (участка и так далее).
  4. Обеспечить на территории своего помещения соблюдения норм пожарной, санитарной, эксплуатационной безопасности.
  5. Не осуществлять без согласования с поставщиком дополнительные подключения к линиям снабжения.
  6. Использовать инженерно-техническое оборудование поставщика в соответствии с его назначением.
  7. Своевременно осведомлять поставщика о сбоях в системе снабжения, аварийных ситуациях, возникших в связи с поставкой определённых видов коммунальных услуг.

За нарушение правил, устанавливаемых соглашениями, юр. лица привлекаются к ответственности. Так, по общему правилу, поставщик услуг может прекратить поставку, если заказчик не оплачивает услуги в течение трёх месяцев.

При этом расходы поставщика, связанные с отключением и последующим подключением, несёт сам заказчик.

Разумеется, помимо возмещения убытков на заказчика налагаются финансовые санкции, предусмотренные соглашением или гражданским законодательством.

Потребление юр. лицами коммуналки за владения в МДК

Поставка юр. лицам коммунальных услуг осуществляется исключительно при наличии соответствующего договора. К примеру, жильцы многоквартирных домов могут стать участниками таких отношений, не заключая никакого договора, а лишь имея лицевой счёт на своё жилище.

Когда юр. лицо потребляет коммуналку за обособленно стоящее помещение, в том числе и жилое, то без соглашения ему услуги не предоставляются ни в коем случае. А вот при владении помещениями в многоквартирных домах они становятся потребителями автоматически.

Большинство организаций, подразумевая, что у них без договора никаких обязательство не возникает, не спешат заключать соглашение с поставщиком или жилищной организацией. В свою очередь, жилищные организации также не настаивают на этом, рассматривая юр. лицо как обычного жителя многоквартирного дома.

Закон точной регламентации такой ситуации не содержит. Однако судебная практика богата подобными примерами. В большинстве случае суды обязывают организации оплачивать потреблённую коммуналку даже при отсутствии соглашения.

Так, основные правила, на которые опираются суды, заключаются в следующем:

  1. Некоторые суды полагают, что не оплаченные за коммуналку средства представляют собой необоснованное обогащение, которое взыскивается в пользу пострадавшего лица, то есть поставщика или жилищной организации, управляющего хозяйства.
  2. Другие суды, подразумевая, что место располагается в МКД, применяют правила жилищно-коммунального законодательства. Эти правила устанавливают обязательство каждого владельца в МКД, по которому оплачиваются коммуналки.

С 2011 года в данной области действует правило, согласно которому поставщик заключает сделку со всем МКД при его вводе в эксплуатацию. Уполномоченные органы не дают разрешение на ввод в эксплуатацию соответствующего дома, пока не будет заключено соглашение с коммунальщиками.

При этом кто является собственником помещений, а кто им станет в будущем, не имеет значения. Каждый собственник автоматически становится участником данного соглашения.

Данное правило можно обойти, лишь собрав всех жильцов и приняв решение о смене формы домоуправления.

Отношения ТСЖ и собственника – юр. лица

Когда в качестве жилищной организации выступает управляющая компания, которая, по сути, является коммерческим предприятием, вопросов по поводу заключения соглашений с юр. лицами не возникает. Но ведь ТСЖ является некоммерческой организацией. Соответственно возникает вопрос, а может ли ТСЖ вступать в коммерческие отношения?

Хотя ТСЖ является организацией некоммерческого типа, но уставом определяется, что товарищество может распоряжаться общим имуществом МКД. Что касается поставки коммуналки, то закон рассматривает такие соглашения как коммерческие, но для ТСЖ делается исключение.

В сфере регулирования таких отношений действуют некоторые основные правила, которые также неоднократно отмечались судами в их постановлениях по различным спорам:

  1. Отказ потребителя, в том числе и юр. лица, от заключения соглашения с ТСЖ для поставки услуг по коммуналке не освобождает его от обязанности оплачивать такие услуги.
  2. Основные правила регулирования взаимоотношений ТСЖ с другими организациями должны определяться уставом товарищества либо отдельным решением собрания собственников.
  3. ТСЖ не может отказать юр. лицу в заключении соглашения и поставке услуг коммунального характера.

Одно дело, когда организация выступает владельцем части в МКД. Тогда оно вправе участвовать в управлении ТСЖ по общим правилам. Но зачастую юр. лица выступают арендаторами.

В таких случаях закон не запрещает ТСЖ заключать соглашения об аренде. Взаимоотношения в сфере поставки и оплаты коммуналки регламентируются данным соглашением.

Так, соглашением может быть установлено нормативное исчисление стоимости коммуналки, а также исчисление в зависимости от показателей потребления.

Однако средства, вырученные от подобных коммерческих отношений, ТСЖ может использовать только на нужды самого МКД в соответствии с целями, определёнными уставом организации, решениями собрания собственников.

Тот факт, что лица выступают арендаторами, не освобождает их от обязательства оплачивать коммуналку. Это было неоднократно отмечено в постановлениях судов различных уровней.

Но оплата может производиться как арендодателю, так и поставщику услуг непосредственно.

Порядок взыскания задолженности юр. лица

Порядок взыскания с юридического лица долгов по ЖКХ напрямую зависит от типа помещения, в которое такие услуги поставлялись. Так, если это части в МКД, то задолженность является бесспорной и предоставляющие поставщики взыскивают в приказном порядке через суд.

Если же взыскивается задолженность за поставленные ресурсы в обособленное производственное здание или же между поставщиком, посредником и юр. лицом было заключено отдельное соглашение, то взыскание производится по общим правилам разрешения хозяйственно-правовых споров.

В этом смысле законодательство предусматривает несколько способом разрешения конфликта без обращения в судебные органы:

  • переговоры;
  • претензия;
  • прекращение поставки.

Переговоры с юридическими лицами довольно эффективный инструмент, при помощи которого достаточно легко можно разрешить спор по поводу задолженности по коммуналке.

Так, если пересмотреть платёжную политику, перевести некоторые расходы на саму организацию и перераспределить задолженность, то юр. лицо пойдёт навстречу. Ведь оно прекрасно понимает, что отключение от сетей снабжения ничем хорошим ему не сулит.

При возникновении сложностей можно привлекать юристов в качестве медиаторов.

Претензионный порядок является общим и обязательным досудебным порядком разрешения конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами. Так, поставщик или посредник должен направить письменную претензию с указанием суммы задолженности и требованием оплатить её. При этом необходимо установить срок, в течение которого долг должен быть погашен.

Лишь после направления претензии, в случае если юр. лицо не погашает долг в течение отведённого для этого срока, поставщик может отключить его.

В противном случае преждевременное отключение может быть расценено как нарушение условий договора и уже потребитель может потребовать возмещения ущерба.

Ответственность юр. лица за просрочку платежа

Порядок назначения и расчёта штрафных санкций на потребление обособленного производственного здания осуществляется согласно договору либо общим правилам гражданского законодательства. Однако для зданий, включая нежилые в МКД, способ начисления штрафных санкций определяется жилищным законодательством и специальными актами правительства.

Так, на сегодняшний день существуют следующие основные правила назначения и исчисления штрафных санкций за долги по коммунальным услугам в многоквартирных домах:

  1. Начисление пени производится лишь с 30 дня просрочки. То есть за первый месяц просрочки поставщик не вправе назначать какие-либо денежные штрафы на потребителя.
  2. Размер пени строго определён законодательством. Так, он равен 1/300 части ставки Центрального банка за день просрочки. Данная ставка регулярно изменяется, так что расчёт осуществляется исходя из действующей на дату просрочки процентной ставки.
  3. После трёх месяцев просрочки оплаты долга поставщик вправе начислять пеню в размере 1/130 части ставки ЦБ.
  4. Общий размер начисленной за весь срок просрочки пени не может быть больше половины всей суммы задолженности.

Стоит отметить, что отключить от сетей снабжения потребителя, в том числе и юр. лица в многоквартирном доме, возможно только после трёхмесячной просрочки платежа.

Источник: https://ZhiloePravo.com/zhkh/kommunalnye-uslugi/yuridicheskih-lits.html

Управляющие компании больше не будут предоставлять коммунальные услуги населению

Управляющая  организация оказывает коммунальные услуги или обеспечивает их предоставление

Нынешняя осень готовит большой сюрприз в регулировании отношений между управляющими компаниями и РСО. На рассмотрение Госдумы вынесен законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ», который, скорее всего, будет принят и кардинально изменит механизм взаимодействия при поставке коммунальных ресурсов для населения.

Управляющая компания в роли посредника

Изменения Жилищного кодекса будут направлены на то, чтобы управляющая компания больше не имела возможности предоставлять коммунальные услуги населению.

Теперь УК будет обеспечивать предоставление таких услуг через должное содержание, ремонт и эксплуатацию внутридомовых инженерных коммуникаций и другого общего имущества в МКД.

Это значит, что все инженерные системы в доме должны быть постоянно в состоянии полной готовности к подаче холодной и горячей воды, тепловой и электроэнергии, газа.

Сюда же входит осуществление водоотведения, вывоз твердых бытовых отходов, использование оборудования (при его наличии), которое включено в состав общего имущества МКД, для подготовки отдельных видов коммунальных ресурсов.

От управляющей компании требуется заключить договор ресурсоснабжения от лица всех жильцов. Теперь УК отводится роль некоего посредника или агента в поставках коммунальных услуг населению.

Для заключения подобного договора управляющей компании не нужно никакой доверенности от жильцов.

А вот отказаться от заключения договора УК нельзя, так как собственник является одной из сторон по договору с РСО и деньги жильцы перечисляют непосредственно ресурсникам.

Для расчета оплаты за коммунальные услуги управляющей компании понадобится собрать следующие сведения:

  • показания индивидуальных приборов учета
  • контроль за качеством услуг

Квитанции

По новому законопроекту, плата за коммунальные услуги, которая раньше собиралась управляющими компаниями, больше не будет учитываться в строке прибыли при налогообложении. Это означает, что УК смогут перейти на упрощенный порядок налогообложения, что в общем-то, можно считать большим плюсом.

Строка «плата за коммунальные услуги» останется в квитанции с платежными реквизитами РСО. Квитанцию будет готовить и доставлять жильцам управляющая компания.

Возмещение по этой статье расходов УК нельзя требовать с РСО, так как согласно подпункту «ж» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, закрепленных в Постановлении Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года, обязанность полностью ложится на плечи управляющей компании.

Оплату с должников по-прежнему будет взыскивать управляющая компания, но теперь эта обязанность будет регламентирована договором между УК и РСО.

Ответственность

Самым важным вопросом остается ответственность за непредоставление или предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества. Контроль над качеством КУ будет вестись на границе зон ответственности УК и РСО.

Как, кем и где будет установлена эта граница? Разделение зон ответственности управляющей компании и жильцов регламентировано в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года.

Зоной ответственности УК и РСО при наличии общедомового прибора учета соответствующего коммунального ресурса считается место соединения ОДПУ с его инженерной сетью, проложенной в доме.

Выходит, что на границе должен стоять ОДПУ с функцией контроля качества услуг.

По новому законопроекту, за некорректную работу ОДПУ и некачественное содержание инженерных коммуникаций будут наказывать управляющую компанию. То есть вся ответственность за неудовлетворительное предоставление коммунальных услуг и некорректную работу общедомовых приборов учета будет возложена на управляющие компании.

Но это неверно, поскольку далеко не все дома оснащены ОДПУ с автоматическим снятием показаний. По хорошему было бы наделить управляющие компании полномочиями для проверки правильности снятия показаний счетчиков. Но в законопроекте содержится идея о том, чтобы проводить проверку качества коммунальных услуг только в присутствии представителей УК, РСО и совета МКД.

Тут нужно понимать, что совет дома есть не во всех МКД. Кроме того, представителя совета может не быть на месте в нужное время или он может отказаться от участия в этом мероприятии. Представитель РСО зачастую является на место проверки с большим опозданием, из-за чего не удается установить ненадлежащее качество услуги.

Что касается наказания для должников за коммунальные услуги, если сумма их задолженности превышает трехмесячную стоимость КУ, то им ограничат или приостановят подачу горячей воды, газа, электроэнергии или водоотведение, не зависимо от того, по какому виду коммунального ресурса числится долг.

В данном случае РСО освобождается от ответственности за неисполнение условий договора энергоснабжения. Это, по задумке авторов законопроекта, должно ускорить работу по взысканию долгов за коммунальные услуги.

Полезные статьи по теме:

Источник: https://roskvartal.ru/kommunalnye-uslugi/5649/upravlyayuschie-kompanii-bolshe-ne-budut-predostavlyat-kommunalnye-uslugi-naseleniyu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.