Как учесть субсидии и другую госпомощь, порядок отражения в бухучете?
Отражение субсидий в бухгалтерском учете
Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» — учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.
Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:
- Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76, а при получении субсидии – кредитуя его:
Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;
Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ, имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;
- По факту поступления средств:
Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.
Если дотационными средствами осуществляется финансирование затрат, возникших в прошлых отчетных периодах, то учет субсидий в бухгалтерском учете производится в структуре прочих доходов:
Д/т 76 К/т 91/1- на сумму бюджетной задолженности;
Д/т 51 К/т 76 – на сумму поступившей субсидии.
Порядок учета бюджетной помощи на капвложения (п. 9 ПБУ 13/2000) предусматривает отражение дотационных сумм в составе доходов будущих периодов. Проводкой Д/т 86 К/т 98 суммы субсидии списывают со сч. 86 в момент ввода ОС или НМА в эксплуатацию.
На протяжении срока полезного использования (СПИ) амортизируемых активов или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидии на приобретение неамортизируемого имущества, средства со сч.98 равномерно (или в размере начисленного за месяц износа) списываются на финансовые результаты фирмы как внереализационные доходы.
Возврат субсидий
Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления.
Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть.
Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.
Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.
Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:
Операции | Д/т | К/т |
По капвложениям | ||
Отражена задолженность по возврату субсидии | ||
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа | ||
Восстановлена сумма субсидии | ||
По текущим затратам | ||
Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии | ||
Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов |
Пример 1
За счет субсидии, выделенной ООО «Стройка», компанией в январе 2017 года приобретен участок земли под застройку стоимостью 3 500 000 руб. Согласно заключенному договору, возведение дома будет продолжаться с 1 февраля 2017 по 30 июля 2018 – 18 месяцев. Учет субсидии в бухучете фирмы отразится проводками:
Операции | Д/т | К/т | Сумма |
Зачислены средства из бюджета | 3 500 000 | ||
Стоимость участка отражена в структуре капвложения фирмы | 3 500 000 | ||
Участок принят к учету | 3 500 000 | ||
Отражение субсидии в бухгалтерском учете доходов будущих периодов | 3 500 000 | ||
Ежемесячное списание доли суммы субсидии во внереализационные доходы (3 500 000 / 18 мес.) по неамортизируемому имуществу, каким является земельный участок | 194 444 |
Пример 2
В мае 2017 года ООО «Радон» приобрело комплекс оборудования в рамках программы господдержки на сумму 560 000 руб. Размер ежемесячной амортизации комплекса составил 4666,67 руб. (560 000 / 10 / 12 мес.), начислялась она с июня 2017 по май 2018 – 12 мес.
https://www.youtube.com/watch?v=O3A0uuPkpYI
Спустя год (в мае 2018) проверкой установлено нарушение целевого использования выделенной дотации, и субсидия была возвращена в бюджет на основании составленного акта. Бухгалтер оформил операции проводками:
Операции | Д/т | К/т | Сумма |
Задолженность по возврату субсидии | 560 000 | ||
Учтена сумма износа в составе доходов будущих периодов (4666,67 х 12) | 56 000 | ||
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа (4666,67 х 12) | 56 000 | ||
Восстановлена сумма субсидии (560 000 – 56 000) | 504 000 | ||
Дотация перечислена в бюджет | 560 000 |
Бухгалтерский учет субсидий в МСФО
Международные стандарты фин. отчетности приняты во всем мире. Сюда входит бухгалтерский отчет по балансу, отчет о прибыли и убытках, движении денежных средств, капиталов. Все субсидии в МСФО можно разделить по таким категориям:
- правительственные – когда средства предоставляются на некоторых условиях, которые компания обязана выполнить. В противном случае целевые деньги возвращается тому, кто их выделил;
- для покупки активов на долгосрочную перспективу. Это также важный момент, который касается в основном деятельности крупных компаний с существенной долей участия со стороны государства. Такие предприятия способны влиять на социальную сферу или жизнь общества в целом;
- субсидии, которые рассматриваются как доход компании;
- средства, которые предоставляется в виде займа, но при этом правительство отказывается от его погашения на определенных условиях. Т е. это безвозмездная ссуда, в результате которой крупные компании оказывают положительное действие на экономику страны (региона).
Отсюда видно, что учет средств зависит от способа их получения. Это целевая помощь или же какие-то льготные условия, под которые выдается субсидия. В отчетности деньги отражаются по двум направлениям.
Те, что относится к активам, записываются как прибыль, полученная в будущем. Или помощь вычитают из балансовой стоимости.
Те, что относятся непосредственно к доходам, записываются в графе «Другие доходы» или же вычитывается из расходов.
|
Пример 1. Предприятию ООО «Магнат» выдана субсидия. На эти деньги приобретается участок земли, строится цех. Все работы должны быть закончены к 31 декабрю, а начаты 1 января. Участок стоит 5 670 000 руб. Проводки:
Дебет | Кредит | Описание | Стоимость | Документ |
76 | 86 | Долг относительно субсидии | 5 670 000 руб. | |
51 | 76 | Деньги из бюджета | 5 670 000 руб. | |
08 | 60 | Стоимость участка | 5 670 000 руб. | Договор о покупке земли |
01 | 08 | Участок, поставленный на учет | 5 670 000 руб. | |
86 | 98/2 | Сумма помощи для грядущего периода | 5 670 000 руб. | Предоставлена субсидия, имеется соглашение |
98/2 | 91/1 | Помесячно учитывается помощь (5 670 000 руб./11 мес.) | 515 455 руб. | Субсидия предоставлена, имеется договор |
Важно! Учет целевой помощи зависит от того, каким способом и на какие цели она выдавалась.
Учет субсидирования при режиме УСН
Среди индивидуальных предпринимателей упрощенный налоговый режим наиболее популярен. УСН позволяет существенно уменьшить налоговую нагрузку и упросить порядок подачи и объемы отчетности.
Упрощенный налоговый режим дает предпринимателю возможность контролировать все свои выплаты самостоятельно. Учитывать субсидии при УСН можно, если во внимание берутся уже израсходованные суммы. Об этом говорит гл.26.2 НК РФ.
Субсидии также облагаются налогом на основании ст.346.15 НК РФ. Однако есть исключения:
- когда помощь предоставляется малому/среднему бизнесу, полученная сумма записывается в прибыль и учитывается пропорционально издержкам, которые произведены за счет нее. При учете денег нет разницы, какой именно используется способ налогообложения при УСН – «доходы» или «доходы минус расходы»;
- субсидия дается, чтобы содействовать занятости. Деньги выделяются безработным на заведение собственного дела и создание новых рабочих. Учет производится также как и в предыдущем варианте. Только учитывается субсидия в первом случае в двух, а во втором в трех налоговых периодах.
Помощь по содействию занятости дается начинающему предпринимателю, который был ранее безработным. Ее не может получить организация. Если человек лишился работы и решил заняться предпринимательством, то государство его поддержит, выдав целевую материальную помощь на развитие бизнеса.
|
Учет при использовании системы ЕСХН
Источник: https://ecoafisha.ru/otrazhenie-subsidij-v-buhgalterskom-uchete/
Учет ОС, приобретенных за счет субсидии
Субботина И. В.,
аудитор ООО АФ «Алгес-аудит», автор ряда пособий и методических рекомендаций для практикующих бухгалтеров
После получения субсидии и направления денег на приобретение основного средства у организации, применяющей УСН, могут возникнуть вопросы о способе бухгалтерского и налогового учета данных операций.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвес-тиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007
№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе и носят целевой характер. Так, организация может получить субсидию на приобретение основных средств, причем цель расходования денег определяется органом, выделившим субсидию.
Бухгалтерский учет поступления основных средств, приобретенных за счет целевых средств
Порядок бухгалтерского учета субсидий установлен ПБУ 13/2000. Согласно положениям п. 9 суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации.
При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. В дальнейшем, в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов, их в размере начисленной амортизации относят на финансовые результаты организации как прочие доходы.
Пример 1.
Организация приобрела оборудование на полученную субсидию. В учетной политике закреплен метод отражения бюджетных средств – по мере возникновения права на бюджетные средства. Первоначальная стоимость оборудования составила 200 000 руб.
По Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, данное оборудование относится к 4-й группе, срок полезного использования 61 месяц. Метод начисления амортизации – линейный. В феврале данное оборудование было введено в эксплуатацию. На счетах бухгалтерского учета будут сделаны следующие записи:
Отражена задолженность по средствам целевого финансирования | 76 | 86 | 200 000 |
Получена субсидия на расчетный счет организации | 51 | 76 | 200 000 |
Перечислены денежные средства поставщику за основное средство | 60 | 51 | 200 000 |
В феврале получено и введено в эксплуатацию основное средство | 08 01 | 60 08 | 200 000 200 000 |
Учтена в составе доходов будущих периодов субсидия, направленная на приобретение основного средства | 86 | 98 | 200 000 |
В марте начислена амортизация по оборудованию (200 000 руб. : 61 мес.) | 20 | 02 | 3279 |
В марте признан доход по мере начисления амортизации по основному средству, приобретенному за счет целевых средств | 98 | 91 | 3279 |
В апреле и далее ежемесячно (до полного начисления всей амортизационной суммы) начислена амортизация по оборудованию (200 000 руб. : 61 мес.) | 20 | 02 | 3279 |
В апреле и далее ежемесячно признан доход по мере начисления амортизации по основному средству, приобретенному за счет целевых средств | 98 | 91 | 3279 |
Следует отметить, что, в соответствии с приказом Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н, п. 81 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, в котором содержалось определение доходов будущих периодов, утратил силу.
При этом в Плане счетов и в ПБУ 13/2000 понятие доходов будущих периодов продолжает использоваться. Поэтому в настоящее время применение счета 98 «Доходы будущих периодов» в случае получения субсидий вполне обоснованно.
Налоговый учет поступления ОС, приобретенных за счет субсидий
Налоговый учет полученных субсидий и произведенных за счет целевого финансирования расходов имеет свои особен-ности.
Так, затраты на приобретение ОС учитываются в составе расходов с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями на последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ и п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
ПЕРВОИСТОЧНИК
Затраты на приобретение объекта основных средств учитываются в составе расходов с момента ввода его в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями на последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.
Пункт 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
В составе доходов в суммах, равных расходам, отражается полученная сумма субсидии. Таким образом, доходы от получения субсидии отражаются не кассовым методом, а формируются по мере возникновения расходов.
Источник: http://buhpressa.ru/svezhij-nomer/nomera-zhurnala/188-aprel-2014/2887-uchet-os-priobretennykh-za-schet-subsidii
Учет расходов по выделенной субсидии
О. Е. Орлова, эксперт журнала
Унитарному предприятию была выделена субсидия на проведение мероприятий по подготовке объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период. Затраты, осуществляемые за счет средств субсидии, были отнесены на расходы по обычным видам деятельности.
Унитарное предприятие действовало в соответствии с утвержденной учетной политикой, согласно которой использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, на приобретение материалов, выплату зарплаты) отражается в дебет счета 20 (23, 25, 44…).
При проверке Счетной палатой РФ было указано, что отражение доходов в составе прочих доходов и расходов в составе себестоимости продаж не соответствует требованиям п. 19 ПБУ 10/99 (по причине отсутствия связи между доходами и расходами).
Унитарное предприятие не согласно с выводом Счетной палаты РФ и интересуется, как ему обосновать правильность своих действий.
https://www.youtube.com/watch?v=wrFTIL6tK00
Для решения поставленной задачи требуется определить, каким образом учитывать текущие расходы, финансируемые за счет субсидий:
- или в составе себестоимости исходя из характера расходов (позиция унитарного предприятия);
- или в составе прочих расходов, чтобы соблюсти требование соответствия доходов и расходов, с учетом того, что в силу п. 8 и 9 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и Инструкции по применению Плана счетов (описание счетов 86 и 98) средства субсидии подлежат отражению в составе прочих доходов (позиция Счетной палаты РФ).
Автор поддерживает точку зрения унитарного предприятия, основываясь при этом на следующем.
Отражение государственной помощи по международным стандартам
Согласно п. 29 – 31 МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» субсидии, относящиеся к доходу, представляются как часть прибыли или убытка либо отдельно, либо в составе общей статьи, например «Прочие доходы»; альтернативно субсидии вычитаются из соответствующих расходов при их отражении в отчетности.
Сторонники первого метода утверждают, что сворачивать статьи доходов и расходов некорректно и что предоставление субсидии отдельно от расходов облегчает сопоставление с другими расходами, на которые субсидия не повлияла.
В защиту второго метода приводятся аргументы, что организация могла бы и не понести расходов, если бы субсидия не была доступна, и, следовательно, представление расходов без взаимозачета их с субсидией может вводить пользователей в заблуждение.
Оба метода считаются допустимыми для предоставления субсидий, относящихся к доходу.
Как видим, при учете государственной помощи ПБУ 13/2000 предполагает первый метод: средства со счета 86 «Целевое финансирование» списываются на финансовые результаты предприятия как прочие доходы.
Второй метод в большей степени отвечает принципу соответствия доходов и расходов, поскольку они просто сворачиваются, но он не предусмотрен ПБУ 13/2000. Однако именно в таком (свернутом) порядке некоммерческие организации отражают направление средств целевого финансирования на их содержание.
Таким образом, в российском учете представлены оба метода учета государственной помощи, при этом, к сожалению, только в отношении финансирования некоммерческих организаций есть прямое указание на учет расходов по дебету счетов 20, 26.
Дискуссия в отношении альтернативных методов отражения государственной помощи интересна тем, кто поднимает проблему достоверного формирования себестоимости.«Свернутое» представление или отнесение расходов на финансовый результат занижает себестоимость.
Выбранный унитарным предприятием путь способствует тому, чтобы показатель себестоимости был достоверным и не зависящим от того, за счет каких источников финансируются входящие в себестоимость затраты.
Случаи несоответствия доходов расходам в российском бухучете
Счетная палата РФ видит принцип соответствия доходов и расходов преобладающим; вместе с тем есть исключения.
В силу п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), относятся к прочим расходам. При этом не принимаются во внимание цели, на которые получены заемные средства.
Единственным исключением является та часть процентов, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива, на что есть прямое указание в ПБУ 15/2008. Как резюмировано в Письме Минфина России от 20.02.2017 № 07‑01‑07/9681, нормативные правовые акты Минфина по бухгалтерскому учету не предусматривают признание расходов по займам в качестве каких-либо иных активов.
Однако не разумнее ли было бы отнести проценты по кредиту, взятому на закупку сырья и материалов, на удорожание этих материалов или хотя бы списать проценты на прочие затраты в составе себестоимости? Но в отношении учета процентов по заемным средствам (за исключением процентов, уплачиваемых в рамках финансирования инвестиций) принцип соответствия доходов и расходов не соблюдается. По всей видимости, отдельное отражение процентов важно с точки зрения анализа финансовой отчетности предприятия.
Как прочие отражаются расходы социального характера, хотя, следуя принципу соответствия доходов и расходов, логичнее их списывать за счет нераспределенной прибыли, так как этим расходам никакие доходы не соответствуют. Однако, как указано в Письме Минфина России от 19.12.
2008 № 07‑05‑06/260, Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрено отражение расходов организации на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». В соответствии с ПБУ 10/99 к прочим расходам организации относятся перечисления средств (взносов, выплат и т. д.
), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий.
ПБУ 10/99 содержит прямое указание на то, что амортизационные отчисления относятся к расходам по обычным видам деятельности.
При этом признаем, что есть практика списания начисленной амортизации по непроизводственным объектам в дебет счета 91-2 «Прочие расходы», в результате чего полностью соблюдается соответствие доходов и расходов. Однако в Письме Минфина России от 26.12.2016 № 07‑01‑07/77882 специально рассмотрен вопрос учета амортизации по основным средствам, приобретаемым за счет бюджетных средств.
Чиновники указали, что бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации, а амортизационные отчисления считаются расходами по обычным видам деятельности. При этом финансистов не смутил тот факт, что в результате одновременного применения п. 8 ПБУ 10/99 и ПБУ 13/2000 нарушается п. 19 ПБУ 10/99 (соответствие доходов и расходов).
Резюмируя вышеприведенные факты, можно предположить, что отражение госпомощи в составе прочих доходов не означает автоматического отнесения покрываемых ей затрат на прочие расходы, и потому связи между доходами и расходами – в том смысле, какой ей придает Счетная палата РФ, – при учете субсидий наблюдаться не будет.
Предоставление бюджетных средств на компенсацию понесенных расходов
Выделение субсидий на финансирование уже произведенных затрат не редкость, порядок учета госпомощи для таких случаев установлен п. 10 ПБУ 13/2000. Пусть организация уже произвела затраты и отнесла их на себестоимость, исходя из характера этих затрат.
В следующем отчетном периоде получена субсидия на покрытие произведенных расходов и зачислена в состав прочих доходов в силу п. 10 ПБУ 13/2000.
Никаких изменений в учет внесено не будет, поскольку расходы признаются в том отчетном периоде, когда они имели место, и ПБУ 10/99 не ставит признание расходов в зависимость от наличия (отсутствия) источника их финансового обеспечения. Вновь мы имеем перед собой так называемое отсутствие связи между доходами и расходами.
Свобода организации в разработке способов учета
Напомним: согласно п. 7.
1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» в случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, предприятие разрабатывает соответствующий способ, исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов. Причем предприятие использует последовательно следующие документы:
- международные стандарты финансовой отчетности;
- положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
- рекомендации в области бухгалтерского учета.
Из-за неопределенности в учете расходов, финансируемых за счет субсидий, предприятия вправе воспользоваться правом самостоятельной разработки этого учета и закрепить принятый порядок учетной политикой.
* * *
Позиция унитарного предприятия правомерна по следующим причинам:
- предприятие отдало приоритет достоверному формированию себестоимости независимо от источников ее покрытия (выручка или госпомощь);
- закрепив в учетной политике порядок учета расходов, покрытых за счет субсидий, предприятие воспользовалось правами, установленными ПБУ 1/2008;
- предприятие не допустило противоречий с правилами российского бухучета и практикой ведения учета и составления отчетности.
Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях, №4, 2017 год
Источник: https://www.audar-press.ru/uchet-rashodov-po-vydelennoy-subsidii