Минтранс утвердил новые нормы расхода топлива для автомобилей России
Нормы расхода топлива от Минтранса РФ на 2016-2017 год
В любой организации, чья предпринимательская деятельность связана с использованием транспортных средств, отдельной статьей учитываются издержки на горюче-смазочные материалы (ГСМ).
Нормы расхода топлива Минтранс РФ на 2016-2017 год озвучил давно и важно о них знать. При этом затраты по данной статье не могут быть списаны без предварительного экономического обоснования. Установка нормы расхода топлива производится после выбора подходящего типа ГСМ.
Сведения о затратах горючего подлежат занесению в путевой лист. Изначально ведением этой отчетности занимались водители. Однако в последнее время все более широкое распространение получает практика заполнения путевых листов начальством предприятия. Это связано с частыми случаями фальсификации данных со стороны водителей.
Как устанавливаются нормы расхода топлива на 2016-2017 год? Последняя редакция
Покупка горюче-смазочных материалов для транспорта предприятий осуществляется двумя способами: за наличные средства либо по специальным топливным картам, талонам или другим сертификатам.
Если горючее было приобретено за наличные, следует специальным приказом установить, кому и сколько денежных средств было выдано, а также зафиксировать сроки. У водителя есть трое суток по истечению периода, на который выделялись наличные, чтобы сдать начальству отчетность о затратах.
Если покупка топлива производится по системе сертификатов, определяющим фактором становится момент передачи водителю прав собственности на ГСМ. Фиксировать можно, в зависимости от условий договора с поставщиком горючего, либо время передачи сотруднику талонов, либо время заправки автомобиля.
[attention type=red]Все операции с топливными сертификатами необходимо документировать. Эти данные будут нужны при расчете с поставщиком, когда предприятие будет оформлять заявку на кассовый расход, чтобы осуществить перевод средств за печать талонов и за купленные ГСМ. Все чеки, выданные на заправочных станциях, водитель обязан сохранить и сдать вместе с путевым листом.
[/attention]
Списание топлива производится на основании нормы его расхода. Данная норма устанавливается, чтобы привести фактические затраты горючего в соответствие с предполагаемым уровнем. В идеале, фактический расход ГСМ должен быть ниже нормы.
Для основных категорий транспорта нормы расхода топлива Минтранс РФ на 2016-2017 год разработал, но основная проблема заключается в том, что они составлены с расчетом на движение по прямой трассе с дорожным покрытием в отличном состоянии. В реальности подобные условия крайне редко встречаются, поэтому появляется необходимость в использовании поправочных коэффициентов.
Нормы на расход масла
Также существует норма по замене масел и смазки:
- Модели ГАЗ: моторное масло – 1,8 литра; специальные масла – 0,05 литра; трансмиссионные и гидравлические масла – 0,15 литра; пластичная смазка – 0,1 литра.
- Модели УАЗ: моторное масло – 2,2 литра; специальные масла – 0,05 литра; трансмиссионные и гидравлические масла — 0,2 литра; пластичная смазка – 0,2 литра.
- Иномарки: моторное масло – 0,6 литра; специальные масла – 0,03 литра; трансмиссионные и гидравлические масла – 0,1 литра; пластичная смазка – 0,1 литра.
Данные нормы установлены в расчете на 100 литров горючего. Для старых транспортных средств применяется повышающий коэффициент 1,2.
Общая формула вычисления показателя затрат ГСМ: 0,01 ∙ Hs ∙ S ∙ (1+D ∙ 0,01), где Hs – базовая норма, S – пробег, D – поправочный коэффициент. Полный список коэффициентов можно найти в нормах расхода топлива от российского Министерства транспорта на 2016-2017 год.
Нормы расхода топлива на 2016-2017 год – Минтранс РФ регламентирует
Методы расчета базовых норм отличаются для разных категорий транспорта:
- для автобусов учитывается снаряженная масса и загруженность пассажирами;
- для грузовых машин, осуществляющих транспортировку, и для автопоездов используется транспортная норма на 100 тонно-километров либо применяются коэффициенты, отличающиеся в зависимости от массы перевозимого груза;
- для легковой машины в незагруженном состоянии используется базовый коэффициент на 100 километров, если автомобиль осуществляет транспортировку груза, применяется транспортная норма, упомянутая выше;
- для самосвалов учитывается снаряженная масса и норма загрузки с понижающим коэффициентом 0,5;
Стоит отметить, что для каждого транспортного средства могут быть использованы более точные методы расчета.
Уровень базовой нормы зависит не только от типа транспорта, но и от используемого им вида ГСМ, массы транспортного средства, маршрута, режима движения и других особенностей машины. Что касается транспортной нормы, в ней, помимо вышеперечисленного, учитывается масса перевозимого груза или пассажиров.
Единицы измерения в зависимости от видов топлива:
- литры – бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ;
- кубометры – природный газ.
Поправочные коэффициенты, которые влияют на норму расхода (их регламентируют нормы расхода топлива на 2016-2017 год, последняя редакция):
- для новых транспортных средств в период обкатки базовый коэффициент может быть изменен до 1,1;
- если срок эксплуатации машины составляет менее 5 лет, то допускается превышение нормы расхода до 5%, для транспортных средств старше 5 лет – до 10%;
- норма для грузовых автомобилей может быть установлена выше стандартной на 10%, а для транспорта, перевозящего крупногабаритные грузы – на 35%;
- в зимние месяцы прибавляется 5-20%;
- если в машине используется климат-контроль, норма увеличивается до 7%;
- если маршрут транспортного средства пролегает в горах, прибавляется до 20%, а на дорогах со сложным планом – до 30%.
Это значит, что для машины с базовой нормой в 12 литров, в которой используется климат-контроль в зимнее время, нужно применять следующую формулу: 12+7%+20% = 15,24 литра топлива.
В любой организации, чья предпринимательская деятельность связана с использованием транспортных средств, отдельной статьей учитываются издержки на горюче-смазочные материалы (ГСМ).
Нормы расхода топлива на Минтранс РФ 2016-2017 год озвучил давно и важно о них знать. При этом затраты по данной статье не могут быть списаны без предварительного экономического обоснования.
Установка нормы расхода топлива производится после выбора подходящего типа ГСМ.
Сведения о затратах горючего подлежат занесению в путевой лист. Изначально ведением этой отчетности занимались водители. Однако в последнее время все более широкое распространение получает практика заполнения путевых листов начальством предприятия. Это связано с частыми случаями фальсификации данных со стороны водителей.
Как устанавливаются нормы расхода топлива на 2016-2017 год? Последняя редакция
Покупка горюче-смазочных материалов для транспорта предприятий осуществляется двумя способами: за наличные средства либо по специальным топливным картам, талонам или другим сертификатам.
Если горючее было приобретено за наличные, следует специальным приказом установить, кому и сколько денежных средств было выдано, а также зафиксировать сроки. У водителя есть трое суток по истечению периода, на который выделялись наличные, чтобы сдать начальству отчетность о затратах.
Если покупка топлива производится по системе сертификатов, определяющим фактором становится момент передачи водителю прав собственности на ГСМ. Фиксировать можно, в зависимости от условий договора с поставщиком горючего, либо время передачи сотруднику талонов, либо время заправки автомобиля.
[attention type=red]Все операции с топливными сертификатами необходимо документировать. Эти данные будут нужны при расчете с поставщиком, когда предприятие будет оформлять заявку на кассовый расход, чтобы осуществить перевод средств за печать талонов и за купленные ГСМ. Все чеки, выданные на заправочных станциях, водитель обязан сохранить и сдать вместе с путевым листом.
[/attention]
Списание топлива производится на основании нормы его расхода. Данная норма устанавливается, чтобы привести фактические затраты горючего в соответствие с предполагаемым уровнем. В идеале, фактический расход ГСМ должен быть ниже нормы.
Для основных категорий транспорта нормы расхода топлива Минтранс РФ на 2016-2017 год разработал, но основная проблема заключается в том, что они составлены с расчетом на движение по прямой трассе с дорожным покрытием в отличном состоянии. В реальности подобные условия крайне редко встречаются, поэтому появляется необходимость в использовании поправочных коэффициентов.
Нормы расхода топлива на 2016-2017 год – Минтранс РФ регламентирует
Методы расчета базовых норм отличаются для разных категорий транспорта:
- для автобусов учитывается снаряженная масса и загруженность пассажирами;
- для грузовых машин, осуществляющих транспортировку, и для автопоездов используется транспортная норма на 100 тонно-километров либо применяются коэффициенты, отличающиеся в зависимости от массы перевозимого груза;
- для легковой машины в незагруженном состоянии используется базовый коэффициент на 100 километров, если автомобиль осуществляет транспортировку груза, применяется транспортная норма, упомянутая выше;
- для самосвалов учитывается снаряженная масса и норма загрузки с понижающим коэффициентом 0,5;
Стоит отметить, что для каждого транспортного средства могут быть использованы более точные методы расчета.
Уровень базовой нормы зависит не только от типа транспорта, но и от используемого им вида ГСМ, массы транспортного средства, маршрута, режима движения и других особенностей машины. Что касается транспортной нормы, в ней, помимо вышеперечисленного, учитывается масса перевозимого груза или пассажиров.
Единицы измерения в зависимости от видов топлива:
- литры – бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ;
- кубометры – природный газ.
Поправочные коэффициенты, которые влияют на норму расхода (их регламентируют нормы расхода топлива на 2016-2-17 год, последняя редакция):
- для новых транспортных средств в период обкатки базовый коэффициент может быть изменен до 1,1;
- если срок эксплуатации машины составляет менее 5 лет, то допускается превышение нормы расхода до 5%, для транспортных средств старше 5 лет – до 10%.
- норма для грузовых автомобилей может быть установлена выше стандартной на 10%, а для транспорта, перевозящего крупногабаритные грузы – на 35%;
- в зимние месяцы прибавляется 5-20%;
- если в машине используется климат-контроль, норма увеличивается до 7%;
- если маршрут транспортного средства пролегает в горах, прибавляется до 20%, а на дорогах со сложным планом – до 30%.
Это значит, что для машины с базовой нормой в 12 литров, в которой используется климат-контроль в зимнее время, нужно применять следующую формулу: 12+7%+20% = 15,24 литра топлива.
Источник: http://avtowithyou.ru/pravo-i-finansy/normy-rasxoda-topliva/
Нормы расхода топлива на 2016 год. Минтранс РФ, последняя редакция
Для того чтобы правильно вести учет затрат на обслуживание автотранспорта, в том числе следить за расходованием горюче-смазочных материалов, нужны нормативы. Именно для этого и предназначены Методические рекомендации, в которых приведены нормы расхода топлива и смазочных материалов, утвержденные распоряжением Минтранса в 2008 году, и порядок их применения.
Версия актуальная для 2016 года утверждена в 2015 году.
Для кого они предназначены
Документ разрабатывался не только для автотранспортных предприятий, которые работают в сфере управления и контроля, но и для учреждений и организаций всех видов и даже для предпринимателей.
Предполагалось, что кроме вычисления нормативного расхода ГСМ и расчета предполагаемых затрат на транспорт, с его помощью будут вести статистическую отчетность, считать себестоимость, использовать для расчета налога на прибыль.
Общие положения
Содержатся в самом начале документа, в 1 главе. Здесь зафиксирован порядок применения норм расхода топлива и дано понятие базовой нормы (ее берут за основу при проведении расчетов).
Что изменилось
С 2008 года автомобильный парк обновился и изменилась позиция Минфина по поводу обязательного применения норм для всех без исключения видов организаций.
В 2012 году проводилась экспертиза документа, и выяснилось, что ему необходима доработка, поэтому в 2014 и 2015 годах и были внесены изменения в утвержденные нормы расхода топлива Минтранс.
В документ вошли новые пункты (7.1.1 и 7.2.1) с базовыми нормами расхода ГСМ примерно для 900 новых моделей автомобилей, запущенных в производство после 2008 года.
До принятия этих поправок для расчетов для этих автомобилей приходилось использовать рекомендации производителя.
После принятия изменений необходимо привести учет расходования ГСМ по этим автомобилей в соответствии с ними.
Ожидалось, что в новой редакции будет прописан рекомендательный (но не обязательный) характер применения норм расхода топлива при учете затрат в целях налогообложения. Пока эти изменения в итоговый документ не вошли.
Автомобили общего назначения
В начале II главы описаны виды норм расхода: базовая, транспортная, эксплуатационная.
При определении базовой нормы разработчики этого документа учитывали не только конструкцию, но и множество других факторов: к какому типу относится каждое транспортное средство, для чего предназначается, какова масса автомобиля вместе со снаряжением, какой вид топлива он использует и другие. Для автомобилей общего назначения приводится значение базовой нормы в литрах на 100 километров пробега.
Далее, дан алгоритм расчета транспортной и эксплуатационных норм.
- Транспортная норма позволяет учесть работу автомобиля вместе с пассажирами или грузом (в этом случае расход топлива увеличивается).
- Эксплуатационная норма рассчитывается как сумма (или разность) базовой нормы и поправок, учитывающих особенности эксплуатации транспортного средства, его возраст, техническое состояние.
Обычно все эти поправки прописывают в приказе по организации или предприятию и применяют в строгом соответствии с ним.
В каких случаях применяются повышающие надбавки
Их много, перечислим основные: расход топлива повышается при работе автомобиля:
В зимнее время на 5 – 20% в зависимости от региона. Например, в Свердловской области зимняя надбавка равна 10%, и применять ее можно 5,5 месяца (с 1 ноября до 15 апреля). Показатели зимних надбавок по регионам приведены в Приложении 2.
В горной местности на 5 – 20% в зависимости от положения города или района относительно уровня моря.
В городах в зависимости от числа жителей на 5 – 25%. В Екатеринбурге при работе транспорта норму увеличивают на 20% – количество населения приближается к 1,5 миллионам.
Учитывается возраст автомобиля и его общий пробег. Если эта величина составляет не менее 100 000 км, а трудится транспортное средство 5 лет и более, расход топлива можно увеличить на 5%. С 8 лет эксплуатации надбавка может составлять 10% (пробег 150 000 км).
Кроме этого, базовая норма увеличивается для городского транспорта и других автомобилей (в том числе и специальных), которым приходится делать частые остановки, при обкатке после ремонта и новых машин, при учебной езде, при перевозке грузов.
Понижение нормы расхода
Происходит, если автомобиль выезжает за пределы городской черты и едет по дороге I, II, III категории. При этом нельзя применять городские коэффициенты.
Как рассчитать расход по норме
Для удобства все транспортные средства разделены на виды: легковые автомобили (отечественные и импортные), автобусы, грузовые автомобили, тягачи, самосвалы, фургоны, различные специальные автомобили. Для каждого вида имеется своя таблица.
Сначала нужно определить, к какой группе относится транспортное средство, отыскать в таблице значение базовой нормы.
Применяя поправочные коэффициенты, принятые для данного автомобиля, рассчитываем эксплуатационную норму расхода.
Если вид транспортного средства предполагает увеличение расхода на работу оборудования, расчет ведется по алгоритму, прописанному для данного вида.
Например, рассчитаем нормативный расход бензина для автомобиля ВАЗ 21140, возившего в июле 2014 года директора школы в небольшом городке (население 100 000 человек). Базовая норма – 7,9.
Эксплуатационная норма 7,9 + 10% (100 тысяч население) + 5% (более 5лет в эксплуатации, пробег большой), получаем 9,1 литра на 100 км.
Если пробег равен 700 километров, расход по норме будет равен: 9,1*700/100=63,7 литра.
Чтобы нормы были признаны в налоговых расходах можно воспользоваться письмом Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097, нормативы Минтранса здесь необязательны.
Приложения
В Приложениях 1 – 7 кроме зимних надбавок приведены нормы расходования смазочных материалов, рекомендации, данные по сезонному применению топлива, примеры расчета, расписано как нормируется расход топлива для обогрева салона, приведена классификация транспортных средств.
Загрузка…
Источник: https://greenologia.ru/eko-problemy/proizvodstvo-neft/obzor-novyx-norm-rasxoda-gsm.html
Последняя редакция норм расхода топлива на 2018 год
Компании, в которых используются транспортные средства, обязаны считаться с нормами расхода по ГСМ на 2018 год. Перед тем, как списывать, затраты по приобретению топлива актуализируются в экономическом плане.
Первоначально организация определяется, какой именно тип топлива будет использоваться в дальнейшем, после чего устанавливается норма по списанию. Стоит отметить, что водитель этим не занимается. Это задача руководства, так как доверить заполнение путевого листа водителю — ошибка. Он может туда вписать все, что угодно, а вот проверить правильность заполненного не представляется возможным.
Итак, в статье мы обсудим тему норм расхода топлива на текущий год в последней редакции.
Порядок списания ГСМ был упрощен Минтранс по установке на текущий год. Появились нововведения для легковых и грузовых ТС по распоряжению No АМ-23-р — главным юридическим актом РФ по этому пункту.
Минтранс регулярно прослеживает показатели расхода вместе с внесением новых моделей авто для соответствия норм для грузовых, легковых и тихоходов в том числе. В 2017 году в таблицу были внесены такие автомобили, как Toyota RAV4 2,0 2W, Lada Granta 219020 1.6, Honda Accord IX 2,4.
Содержимое документа распоряжения о расходе горюче-смазочного материала на автомобилях меняется регулярно, за чем, собственно, и следит министерство транспорта РФ.
Тем не менее, по их указанию, организации не обязаны устанавливать нормы по последней редакции документа. В 2018 году разрешается устанавливать собственные нормы при наличии внутреннего приказа по предприятию.Тем не менее, чтобы расходы ГСМ учитывались, необходимо подтверждение покупки, а именно:
- отчет по карте;
- чеки контрольно-кассовой техники;
- талоны.
Любое подтверждение из вышеперечисленных считается действительным. Помимо этих документов нужно предоставить подтверждение, что водитель эксплуатировал автомобиль в нуждах компании. Что можно предоставить:
- путевой лист (оформление не имеет значения);
- распечатки отчетов систем по пробегу авто и расходу топлива. Наличие подписи обязательно.
Также вам будет интересно: Штраф за отсутствие страховки 2019 ОСАГО
Как провести расчет нормы расхода топлива
Минтранс указал, что любые нормы топлива базовые, и составлять их положено по мощности двигателя.
Также стоит отметить, что необходимо учитывать определенные условия, при которых используется транспортное средство. Это необходимо для того, чтобы расходы были максимально приближены к реальным.
К примеру, в зимний период при выполнении расчета расхода ГСМ к данным по таблице прибавляется от 5 до 20%.
В последней редакции на 2018 год объясняется различие данного коэффициента. Все зависит не только от зимних условий, но и где именно использовался автомобиль. В южной части зимы более мягкие, потому и топлива расходуется на 5% больше, по сравнению с летним периодом. На Севере условия жестче, потому 20%. Это относится к грузовым и легковым ТС.
Также при расчете топлива необходимо учитывать размер населенного пункта. Если население того или иного города не насчитывает 100 000 человек, то коэффициент компания может повысить до 5%. Если население больше, то, соответственно, и процент выше. Если брать город-миллионник, то коэффициент составит до 35%.
В распоряжении 2018 указывается, что при расчете расхода ГСМ нужно учитывать также и возраст ТС. То есть, если машина старше 5 лет, то необходимо использовать повышенный коэффициент в 5%. Если машина старше 8 лет — 10%.
Нормы расхода топлива на 2018 год для транспортных средств в таблице
На текущий момент российские организации используют более 700 марок автомобилей. В таблице есть, из чего выбрать, и скорее всего, вы сможете выполнить свой расчет без проблем. Бывают случаи, когда используемой вами марки в таблице нет. Как же быть в таком случае? По закону организация имеет право использовать данные завода изготовителя, и уже по ним утверждать нормативы.
Нормы расхода топлива на легковые автомобили
Базовые нормативы рассчитываются на 100 км. Специалисты Минтранс предоставляют рекомендацию по нормативам для легковушек, популярных в РФ:
- четверка ВАЗ — 8.5 л;
- ВАЗ-21099 — 7.7 л;
- Audi A6 — 13 л.
Нормы расхода топлива в таблице для грузовых автомобилей
Что характерно, для грузовых ТС особых изменений по сравнению с предыдущим 2017 годом нет. Из популярных:
- КамАЗ — от 21 до 30 л;
- УАЗ-3159 — 16 л;
- Газель — от 17 л.
Единственным существенным нововведением в 2018 году стал повышенный норматив для спец. техники. Речь идет о такой технике, как, например, строительный КамАЗ. Если машина используется за пределами города, на трассе, коэффициент понижается.
Нормы расхода топлива на трактора в сельском хозяйстве
По последней редакции, что касается сельскохозяйственной техники, а именно, тракторов, то здесь изменений не было за последние годы. То есть, норматив составляет от 7 до 30 литров на 100 километров. Это особое приложение, потому, если будут внесены какие-либо изменения, сразу же поступит оповещение.
Приказ на нормы расхода топлива образец 2018
Как мы уже разобрались, Минтранс нормирует расход ГСМ. Тем не менее, компания или ИП должны придерживаться принципов списания топлива в приказе, даже если и имеются отличия от норм министерства.
Что касается отличий, то они должны быть обоснованы. В противном случае могут возникнуть вопросы со стороны налоговой службы.
Нормативный расход топлива требуется учитывать лишь для ТС передвигающихся, причем, строго в л/час. Если проводятся, например, гаражные или технические работы, расход нужно устанавливать отдельно.
При увеличении нормативов, либо при эксплуатации дополнительной техники и оборудования, компания или ИП используют информацию от завода-изготовителя, либо при помощи специализированных научных контор.+7 (499) 350-83-56 — Москва, область
+7 (812) 309-53-23 — Санкт-Петербург, ЛО
+8 (800) 555-67-55 доб. 430 — все регионы РФ
Звонки и заявки принимаются круглосуточно и ежедневно.
Это быстро и бесплатно!
По факту при списании в расходы стоимость топлива рассматриваются подтверждения работы транспортных средств, а именно, путевые листы, заказ-наряды и прочее. Выше мы уже писали об этом.
Скачать образец приказа можете по этой ссылке в формате PDF
Источник: https://www.jurisinfo.ru/avtoiurist/normi-rashoda-gsm-2018.html
Нормы расхода топлива на 2018 год — Минтранс РФ в последней редакции
Чтобы упростить порядок списания ГСМ Минтранс РФ традиционно установил нормы расхода топлива на 2018 г. Также последняя редакция действующего в РФ распоряжения № АМ-23-р, регулирующего данный вопрос, получила ряд дополнений, уточнений для легковых, грузовых автомобилей об этом свидетельствует сводная таблица документа.
Нормы расхода топлива на 2018 год — последняя редакция закона
Основным российским юридическим актом, регулирующим почти все нормы расхода топлива на 2018 год, является распоряжение № АМ-23-р, его издал Минтранс в 2008 г.
Чтобы нормы соответствовали для легковых, грузовых автомобилей или для любого трактора реальным значениям Минтранс постоянно уточняет показатели расхода, также ежегодно вносятся новые модели авто. Например, с 2017 г.
таблица дополнена такими моделями, как Lada Granta 219020 1,6, Honda Accord IX 2,4, Toyota RAV4 2,0 2W.
Российский Минтранс хотя регулярно пересматривает содержимое распоряжения о том, как расходуется горюче-смазочный материал на автомобильном транспорте, указывает, что все указанные нормы расхода топлива, которые содержит последняя редакция (ее сводная таблица) документа не являются обязательным к применению, об этом свидетельствует и официальный сайт министерства. То есть любая организация вправе устанавливать свои нормы, для этого нужен только внутренний приказ по предприятию. В любом из случаев для учета топлива в расходах нужны будут документы, подтверждающие покупку, ними могут быть:
- отчет эмитента карты;
- имеющиеся чеки ККТ;
- корешки талонов.
Подойдет любая другая профильная отчетная документация, действующая в РФ. Также понадобится документ подтверждающий, что автомобильный транспорт использовался в нуждах организации. Им может быть:
- путевые листы — их форма может быть любой (типовой, разработанной самостоятельно);
- отчеты из систем расхода топлива и контроля пробега, они должны быть распечатаны, подписаны;
Расходование топлива может подтвердить соответствующая бухгалтерская справка.
Нормы расхода топлива в таблице для грузовых автомобилей на 2018 год
Показатели для грузовых автомобилей остались на уровне прошлого года, например, для КамАЗ указывается те же 21-30 л, значения для УАЗ-3159 — почти 16 л, Газель расходует от 17 л.
Все же без изменений здесь не обошлось, так существенно повышены показатели для специальной техники, поэтому тот же строительный КамАЗ имеет больший норматив.
Но нужно иметь ввиду, что применение техники за городом на трассах должно привести к использованию понижательного коэффициента.
Нормы расхода топлива на 2018-2019 года: последняя редакция таблицы от Минтранса
В учреждении либо на предприятии, где эксплуатируется автомобильный транспорт, для каждой единицы должны быть установлены нормативы расхода бензина или дизтоплива, используемые для бухгалтерского и налогового учета, контроля работы ТС. В статье мы рассказываем, каким документом следует пользоваться при определении норм на легковые и грузовые машины, автобусы и спецтехнику.
Рассмотрим, какие расчеты нужно выполнить для определения нормы расхода топлива и какие корректировки применить.
Базовые нормы расхода топлива в 2018-2019 годах
В 2008 году Минтранс разработал методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (распоряжение № 03-2609 от 14.03.2008 года).
Организации, эксплуатирующие ТС, должны руководствоваться этими справочными данными и методикой расчета для разработки и утверждения собственных норм расхода топлива по маркам автомобилей.
Их следует использовать для исчисления:
- нормативного расхода топлива;
- себестоимости перевозок;
- налоговой базы;
- плановой потребности ГСМ.
В рекомендациях используется понятие базовой нормы – общепринятого объема ГСМ, достаточного для преодоления 100 км на ТС определенной марки, модели и модификации. Зависит этот показатель от конструкции машины, ее типа, сферы использования, имеющихся агрегатов и систем.
При расчете базовой нормы используются типичные маршруты для подобных авто и график движения с соблюдением ПДД. Нормативы определены для ТС с бензиновым или дизельным двигателем в литрах бензина либо дизтоплива. Для авто на сжиженном углеводородном газе 1 л бензина эквивалентен 1.32 л газа. Для функционирующих на компримированном природном газе 1 л бензина эквивалентен 1 л газа.
Таблица Минтранса РФ: Нормы расхода топлива по маркам автомобилей в 2018-2019 годах
Скачать таблицу
Базовые нормы расхода топлива для легковых машин на 100 км пробега приведены в четырех таблицах:
- производства РФ и стран СНГ до 2008 года;
- выпуска России и СНГ после 2008 года;
- иномарки, выпущенные ранее 2008 года;
- иномарки выпуска с 2008 года.
Основные учитываемые показатели для легковых авто:
- Модель, марка, модификация.
- Число и расположение цилиндров.
- Мощность и рабочий объем двигателя.
- Характеристика коробки передач.
Для грузовиков и автобусов вместо базовой применяется транспортная норма. Она включает в себя базовую и зависит от грузоподъемности или массы груза, от планового количества пассажиров.
В методических рекомендациях представлены таблицы для: автобусов, грузовых машин, тягачей, автовышек, фургонов, самосвалов, кранов, пожарных и медицинских спецмашин и прочих. Учитываемые показатели те же, что и для легковых авто.
Предусмотрены отдельные таблицы для отечественной и импортной техники и в зависимости от даты выпуска (до 2008 года или позже).
Будьте внимательны!Периодически проверяйте не воруют ли недобросовестные водители учреждения ГСМ, ведь это будут лишние расходы учреждения. Как проверить учет ГСМ и подстраховать себя от списания лишнего объема ГСМ, читайте в статье журнала Учет в учреждении
Поправочный коэффициент
На основе базовых и транспортных норм расхода топлива, утвержденных Минтрансом, каждая организация рассчитывает эксплуатационные, учитывающие реальные обстоятельства использования ТС. Расчет выполняется с применением повышающих и понижающих коэффициентов, содержащихся в методичке Минтранса.
Повышаются нормы при работе транспорта на дорогах I, II, III категории, имеющих более 5 поворотов на километр – на 10%, на дорогах IV и V категории – до 30%.
При обкатке нового автомобиля расход топлива увеличивается на 10%, при перегоне в одиночном состоянии – тоже на 10%, буксировке в спаренном состоянии – на 15%, в строенном – на 20%.
Возможно повысить плановый расход топлива на 100 км из-за длительной или интенсивной эксплуатации автомобиля:
- для ТС, проработавших свыше 5 лет или проехавших более 100 тыс. км. – на 5%;
- для ТС, проработавших свыше 8 лет или проехавших более 150 тыс. км. – на 10%.
Расход ГСМ для автомобилей, работающих в городских условиях, повышается в зависимости от количества жителей:
- свыше 5 млн. человек – на 35%;
- от 1 до 5 млн. – на 25%;
- от 250 тыс. до 1 млн. – на 15%;
- от 100 до 250 тыс. – на 10%;
- до 100 тыс. – на 5%.
Повысить можно норму расхода ГСМ при работе на пониженных скоростях, постоянном маневрировании, использовании кондиционеров и при других обстоятельствах, предусмотренных в Методических рекомендациях.
Норма расхода топлива может быть понижена при определенных условиях. Например, при работе за городом на равнинной местности на дорогах I, II, III категории на 15%. Решение о корректировке базовой или транспортной нормы принимает руководитель учреждения.
Затем выполняется расчет эксплуатационных норм с учетом принятых поправок. Повышающие коэффициенты при этом складываются, а понижающие – вычитаются. Исчисленные нормы утверждаются приказом руководителя и становятся обязательными для всех расчетов, в том числе налогообложения, экономии или перерасхода ГСМ и прочих.Бухгалтеров всегда волнует вопрос, как организовать учет ГСМ, чтобы не было проблем при проверках. Смотрите ответы на самые популярные вопросы бухгалтеров про оформление путевых листов и учет ГСМ в статье журнала Учет в образовании
Зимняя норма расхода топлива в 2018 – 2019 годах
Эксплуатация автотранспорта в холодное время года требует повышенного расхода бензина или дизельного топлива.
Климатические условия в различных регионах РФ отличаются друг от друга, поэтому в каждом из них требуется своя корректировка.
В приложении № 2 к методическим указаниям Минтранса показаны предельные размеры надбавок в различных регионах страны. Учитывая эту надбавку, организации нужно рассчитать зимние нормы расхода топлива.
В европейской части РФ (Москва, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская области и другие) зимой допустимо повысить норму до 10%, в Тюмени – до 12%.
На 15% можно увеличить расход ГСМ в Оренбурге, Красноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, некоторых районах Сахалинской области и прочих. В Магаданской области, Забайкальском крае, Иркутской области разрешено повышение до 18%.
В самых холодных регионах: Чукотский автономный округ, острова Северного Ледовитого океана, Республика Саха, максимально допустимое увеличение составляет 20%.
В Приложении 2 также указан период применения зимних норм: крайние даты и продолжительность. На островах Северного Ледовитого океана это 7 месяцев с 1 ноября по 31 мая, а в Дагестане – всего три месяца с 1 декабря по 1 марта. Это тоже предельные значения.
Смотрите и скачайте таблицу зимних надбавок по регионам:
Скачать таблицу зимних надбавок по регионам в 2018-2019 годах
Руководитель организации на основании опыта прошлых лет устанавливает даты перехода на зимнюю норму расхода топлива и возвращения к обычным эксплуатационным нормативам. Эти даты не должны выходить за пределы периода, указанного в рекомендациях. Ежегодно издаются приказы руководителей об изменениях норм сначала в большую, а затем в меньшую сторону.
Руководитель устанавливает и процент повышения, используя указанную в рекомендациях цифру, как верхнюю границу. Рассчитанные зимние нормы утверждаются в приказе или в учетной политике.
Как разработать приказ о зимних нормах расхода ГСМ смотрите в статье с заполненным образцом приказа. Там же вы узнаете, как учесть зимнюю замену шин с примерами проводок.
Как рассчитать норму расхода топлива
В рекомендациях Минтранса даются формулы для расчета планового расхода топлива на определенную поездку. Самая простая – для легковых авто:
Qн = 0,01×Hs×S × (1 + 0,01×D), где:
- Qн – нормативный расход в литрах;
- Hs – базовая норма на100 км;
- S – пробег автомобиля, км;
- D – снижение или увеличение в процентах.
Пример: авто ГАЗ 3102, 2009 года выпуска проехало по городу с населением 350 тыс. человек 125 км. Нужно определить нормативный расход бензина.
Перед тем, как рассчитать норму расхода топлива, нужно выбрать все данные:
- Hs = 12,3 литра
- S = 125 км
- D = 10% (эксплуатация более 8 лет) + 15% (город с населением от 250 тыс. до 1 млн.) = 25%.
Qн = 0.01×12.3×125 × (1+0.01×25) = 19.2 литра.
В учреждении нужно рассчитать норму расхода по этой машине ГАЗ 3102 со всеми установленными руководителем коэффициентами на 100 км.:
Qн = 0.01×12.3×100 × (1+0.01×25) = 15.4 литра.
Эту норму следует утвердить в приказе. Теперь водитель или бухгалтер, посмотрев в путевом листе пробег за день, неделю или месяц, легко посчитают нормативный расход. Например, на преодоление 540 км. понадобится:
15.4×540/100 = 83.16 л.
Если учреждение расположено, например, в Курске, на 5 месяцев с ноября по март можно рассчитать и утвердить в приказе зимнюю норму на этот автомобиль:
Qнз = 15.4 × (1+ 0.01×10) = 16.94 л.
При расчете принято максимальное увеличение, допустимое для Курской области. Если автомобиль проехал 540 км в декабре, нормативный расход топлива составит:Источник: https://www.budgetnik.ru/art/102679-qqq-11-22-normy-rashoda-topliva-na-2018-2019-goda-mintrans-tablica