+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Каковы последствия не проведения ежегодного аудита

Содержание

Обязательный аудит: кто, когда, а что если?.

Каковы последствия не проведения ежегодного аудита

Аудиторская проверка (аудит) проводится аудиторской организацией с целью проверки финансовой отчетности и связанной с ней финансовой информации хозяйствующего субъекта для установления их достоверности и соответствия законодательству. Она может быть как обязательной, так и инициативной.

С инициативным аудитом все более или менее понятно – он проводится по инициативе самого хозяйствующего субъекта (заказчика проверки), предмет, сроки и другие условия его проведения определяются договором, заключаемым заказчиком с аудиторской организацией.

А вот по обязательному аудиту у хозсубъектов зачастую возникают вопросы: какие юридические лица обязаны проводить ежегодную аудиторскую проверку; в какие сроки; все ли аудиторские организации имеют право ее проводить; каковы будут последствия в случае непроведения аудита и т.п. В сегодняшней публикации мы попытаемся дать на них ответы.

ДЛЯ КОГО АУДИТ ОБЯЗАТЕЛЕН?

Перечень хозсубъектов, подлежащих обязательному аудиту, определен статьей 10 Закона «Об аудиторской деятельности»1 (далее – Закон N 734-XII). Аудит для вас обязателен, если вы:

1) акционерное общество;

2) банк или иная кредитная организация;

3) страховая организация;

4) инвестиционный или иной фонд, аккумулирующий средства юридических и физических лиц, или его доверительный управляющий инвестиционными активами;

5) благотворительный или иной общественный фонд, средства которого формируются за счет добровольных отчислений юридических и физических лиц;

6) внебюджетный фонд, источниками образования средств которого являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления юридических и физических лиц;

7) фондовая или товарная биржа;

8) хозяйствующий субъект, имеющий в уставном фонде долю, принадлежащую государству, или государственное унитарное предприятие.

Чаще всего вопросы возникают у последней категории хозсубъектов – с госдолей в уставном фонде и государственных унитарных предприятий.

В соответствии с Положением о порядке осуществления деятельности по управлению государственными пакетами акций (долями) в уставном фонде хозяйственных обществ2 госдоля – это государственный(ая) пакет акций (доля), включая государственный актив – совокупность имущественных прав (имущества), принадлежащих государству.

Таким образом, обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат хозсубъекты, имеющие в уставном фонде принадлежащую государству долю (независимо от ее размера) в виде акций (доли), включая государственные активы. При этом размер госдоли может быть от незначительного до 100-процентного.

А как быть организациям, созданным после 1 октября отчетного года, для которых первый отчетный год завершится только 31 декабря следующего года? Ответ содержится в самом вопросе: если отчетный год завершится только в следующем, по итогам которого и будет представлена финансовая отчетность, то и необходимости в проведении обязательного аудита нет. Другими словами, нет отчетности – нет проверки.

КТО ВПРАВЕ ПРОВОДИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ

Заказчиком обязательной проверки является сам хозсубъект. В большинстве случаев он вправе самостоятельно выбирать аудиторскую организацию. Но свое решение о выборе он должен согласовывать с собственником и общим собранием участников (акционеров).

Однако предприятия с пакетом акций (долей) государства в уставном капитале свыше50% выбирают аудиторскую организацию на конкурсной основе и только из определяемого Госкомконкуренции и Минфином перечня, который утверждается ежегодно и публикуется в СМИ и на официальных интернет-сайтах этих ведомств.

СРОК – ДО 1 МАЯ

Положением о порядке взыс­кания штрафа с хозяйствующих субъектов за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки3 (далее – Положение N 365) установлен срок проведения обязательного аудита – до 1 мая отчетного года по годовой финансовой отчетности за предыдущий год. В течение 15 дней после окончания аудиторской проверки, но не позднее 15 мая необходимо представить в соответствующий налоговый орган заверенную в установленном порядке копию аудиторского заключения.

В случае ее непредставления к установленному сроку хозсубъект должен представить налоговому органу письменное объяснение причин отсутствия аудиторского заключения.

А ЧТО НАМ БУДЕТ, ЕСЛИ…

Уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки влечет за собой применение административного взыскания к должностному лицу хозсубъекта в размере от 5 до 10 МРЗП (статья 179-1 Кодекса об административной ответственности).

Если же после его уплаты обязательный аудит до окончания календарного года так и не будет проведен, то с хозсубъекта удержат штраф, составляющий от 50 до 100 МРЗП в зависимости от годового объема валовой выручки от реализации продукции (работ, услуг). Причем сумма штрафа определяется исходя из МРЗП, установленного на дату вынесения решения о его наложении.

Штраф, превышающий в совокупности 20% от суммы текущих активов хозсубъекта на последнюю отчетную дату, может уплачиваться с рассрочкой ежемесячно в течение 6 месяцев со дня принятия решения о взыскании.

Но даже уплатив штраф, хозсубъект не освобождается от проведения обязательной аудиторской проверки (статья 10 Закона N 734-XII; пункт 7 Положения N 365).

НЕ ТОЛЬКО ОБЯЗАТЕЛЕН, НО И ПОЛЕЗЕН

Несмотря на обязательность проведения и штрафные санкции за невыполнение этого условия, аудиторская проверка (в том числе и обязательная) – нужна и полезна.

По ее завершении оформляются аудиторский отчет и аудиторское заключение, являющиеся для руководителя (собственника, участников, акционеров) важными источниками информации о выявленных отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, нарушениях в финансовой отчетности, а также о рекомендациях по их устранению, повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Ирина АХМЕТОВА,

эксперт «Norma Profi».

Источник: https://gazeta.norma.uz/publish/doc/text113657_obyazatelnyy_audit_kto_kogda_a_chto_esli

Обязательный аудит бухгалтерской отчетности, критерии

Каковы последствия не проведения ежегодного аудита

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Критерии обязательного аудита говорят о том, что аудит проводится, если организация является:

  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);

Для всех остальных компаний (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит организации, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица, содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит ООО за первый год деятельности? Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты.

Нет, не нужно.

Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите организации оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

Так, для ООО аудит обязателен, если:

  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
  • сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

В рассматриваемом случае компания работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.

Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.

Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:

  • с даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
  • с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

Это следует из частей 2 и 3 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.

Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно.

Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному.

А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.

Внутренний контроль

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.

Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • компаний, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • компаний, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • компаний, формирующих консолидированную отчетность.

Проведение обязательного аудита у них осуществляют аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
  • государственных корпорациях и компаниях;
  • организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Опубликование аудиторского заключения

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/organizacija_ucheta/v_kakikh_sluchajakh_provedenie_audita_objazatelno/42-1-0-1076

Аудиторская проверка организации

Каковы последствия не проведения ежегодного аудита

Крупным предприятиям с большим объемом операций и рядом нетипичных транзакций мы рекомендуем проводить аудит в два этапа: промежуточный (проверка за девять месяцев) в ноябре-декабре и финальный (проверка годовой отчетности) в зависимости от сроков подписания аудиторского заключения.

Промежуточный этап необходим для областей, требующих повышенного внимания и раннего выявления ошибок в учете.

Чем раньше до закрытия года вы получите от аудиторов замечания, обсудите их и придете к единому мнению, тем легче для вас пройдет аудит годовой отчетности и тем быстрее вы получите аудиторское заключение.

Перед проверкой обязательно спросите у аудиторов, какие были изменения в законодательстве в течение года и какие новые раскрытия необходимо сделать в пояснениях к отчетности.

Большинство аудиторских компаний рассылают своим клиентам перед концом отчетного года пример пояснений с полным набором требуемых раскрытий. Мы всегда рекомендуем своим клиентам внимательно просмотреть документ и обсудить все возникшие вопросы с аудитором заранее.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, в силу п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ, состоит из: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

К приложениям относится отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснениях).

Объем информации, подлежащей раскрытию в пояснениях, практически всегда является предметом споров между аудитором и клиентом.

Состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно, однако стоит иметь в виду, что пояснения в соответствии с законодательными нормами должны обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

 Эти документы необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Особое внимание стоит уделить тому, что пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, к информации о рисках хозяйственной деятельности, инновациях и модернизации производства.

Замечания различаются в различных предприятиях, и выявить полный список наиболее типичных довольно проблематично.

Тем не менее особое внимание стоит обратить на состав отчетности, полноту пояснений, полноту и соблюдение порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств компаний, корректное разделение активов и обязательств по срочности в отчетности,  соответствие показателей бухгалтерского бланка, отчета о финансовых результатах и раскрытия этих статей в пояснениях. Обратите внимание на идентификацию связанных сторон и полноту раскрытия операций со связанными сторонами в отчетности, а также информации о бенефициарах.

Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании «Уверенность»

Результатом аудита является аудиторское заключение, выражающее мнение аудитора о достоверности отчетности проверяемой организации.

Соответственно, проверить достоверность отчетности возможно тогда, когда эта отчетность существует, правда, не всем предприятиям, особенно малым, это бывает удобно.

Стоимость аудита, хотя и снижающаяся в последнее время, все же остается значительной для части организаций, поэтому целесообразно приглашать аудиторов не один раз в году, а ежеквартально. Тогда и оплата происходит частями.

Помимо этого систематически совершаемые ошибки, приводящие к существенным искажениям в отчетности, удается обнаружить и исправить раньше, да и после подготовки годовой отчетности аудиторам нужно гораздо меньше времени для ее проверки, ведь к этому моменту девять месяцев уже проверены.  

Аудитор может оказаться полезным предприятию не только в проверке отчетности.

Сложные и нетипичные операции, новые виды деятельности, составление или дополнение учетной политики, претензии налоговых органов, смена руководителя предприятия, приобретение или продажа бизнеса, трудовые споры — во всех этих ситуациях обращение к аудиторам позволит сократить вероятность ошибок и упущений, сэкономить время и деньги. Перед заключением договора следует как можно больше узнать о той аудиторской компании, с которой вы планируете сотрудничать. Во-первых, все аудиторы должны быть членами саморегулируемых организаций. Соответственно, они должны иметь номер ОРНЗ (основной регистрационный номер записи), который содержится в соответствующем свидетельстве. Во-вторых, каждая аудиторская организация должна проходить внешний контроль качества работы со стороны саморегулируемой организации аудиторов. О прохождении этого контроля также выдается свидетельство. В настоящее время существует обязанность аудиторов раскрывать информацию о себе в сети, так что найти вышеуказанные сведения и документы можно непосредственно на сайте аудиторской компании. У аудитора также должен быть действующий квалификационный аттестат.

Чтобы работа аудитора была продуктивной и не создавала значительных неудобств функционированию бухгалтерии, необходимо заранее подготовить рабочие места для представителей аудиторской организации, уточнить, потребуется ли выход в интернет или подключение к локальной сети предприятия, назначить ответственного сотрудника, который непосредственно будет осуществлять взаимодействие с аудиторами при проверке.

Как это ни странно, большинство ошибок в отчетности связано с несоблюдением предприятием собственной учетной политики. То есть предприятие составляет и утверждает документ, обязательный к исполнению, но не исполняющийся теми самыми сотрудниками, которые этот документ и составляли.

Часто бухгалтеры допускают и ошибки в толковании норм налогового права, ведь положения налогового законодательства и их интерпретация налоговиками постоянно изменяются, уследить за этими изменениями бывает трудно.

Попробовать бесплатно справочно-правовой сервис для бухгалтера

Отдельно стоит упомянуть и об ошибках, связанных с применением бухгалтерских программ: зачастую в программах используются методологически неверные бухгалтерские проводки, позволяющие добиться приемлемого результата (например, формирования правильного сальдо по какому-либо счету), но при этом нарушающие корреспонденцию счетов.

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту, обязаны представить аудиторское заключение в органы статистики.

Результаты аудита обычно используют для совершенствования работы бухгалтерии, исправления ошибок и неточностей, принятия различных решений в области инвестирования, защиты своих прав перед налоговиками и принятия решений о кредитовании.

В конечном итоге аудиторы помогают своим клиентам вести бизнес эффективнее и правильнее, снизить риски и избежать потрясений, связанных с принятием решений на основе неактуальной или недостоверной информации.

Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП»

Существуют обязательные аудиторские проверки и инициативные. Основания для первого типа проверок перечислены в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ («Об аудиторской деятельности»).

Например, обязательной аудиторской проверке подвергается организация, если объем ее выручки за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб.

или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.

Инициативный аудит проводится по желанию самой организации. Как правило, он проводится по окончании года для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности раз в год.

Также можно выделить ситуации, когда настоятельно рекомендуется проводить аудит деятельности компании.

Например, когда в организации меняется бухгалтер, генеральный директор — должностное лицо, которое отвечает за ведение учета в организации.

Аудит рекомендуется провести, если есть подозрения в хищении и необходимо сформировать претензию к тому, кто потенциально виновен. Аудиторское заключение как раз может являться таким доказательством: из него может вытекать сумма потенциально украденных или потерянных средств.

Также результаты проведения аудиторских проверок могут являться доказательствами в судебных спорах для подтверждения своей позиции. Кроме того, аудиторскую проверку проводят в рамках мероприятий по подготовке к налоговой проверке, это позволяет снизить риски налоговых претензий.

На сегодняшний день аудиторская деятельность не лицензируется. Аудиторская компания должна иметь обязательное членство в саморегулируемой организации, полис страхования профессиональной ответственности (чем выше страховая сумма — тем лучше).

Желательно также поинтересоваться, из чего формируется цена услуги: сколько дней проводится проверка, сколько на это уходит часов, каков состав рабочей группы, сколько специалистов задействовано, каковы их квалификация и опыт.

Можно запросить отзывы заказчиков предыдущих проверок, запросить в саморегулируемой организации справку о проведении внешнего контроля. СРО раз в три года проводит проверку аудиторских компаний на предмет соответствия стандартам качества.

Одна из типовых ошибок, с которыми чаще всего сталкиваются аудиторы, — это непроведение инвентаризации.

Это очень принципиальный момент, потому что в нее включается не только проверка на наличие имущества, но и сверка с контрагентами и с бюджетом.

По закону об обязательном учете, организация должна делать инвентаризацию каждый год, но многие об этом забывают.

В результате, если инвентаризация не проводилась, аудитор не может выдать положительного заключения и выдает только заключение с оговоркой.

Еще одна ошибка — несвоевременное списание просроченной кредиторской задолженности. Если организация имеет задолженность, по которой истек срок исковой давности, то она должна включить ее в доход и обложить налогом или списать как безнадежную, но часто это забывают сделать.

Наконец, «проблемные контрагенты» и отсутствие доказательств соблюдения должной осмотрительности в выборе контрагентов тоже часто приводят к негативным последствиям при проведении аудиторской проверки.

Это часто выливается в претензии со стороны налоговых органов в виде получения необоснованной налоговой выгоды. 

Автоматическая проверка контрагентов и выявление существенных фактов

Источник: https://kontur.ru/articles/2908

Почему организация не делает аудиторскую проверку

Каковы последствия не проведения ежегодного аудита
Когда эти слова были сказаны, небольшая группа опытных бухгалтеров заявила, что она рекомендует приобретать акции только тех предприятий, отчетность которых эти бухгалтеры подписали.

Доверие общества к бухгалтерам и бухгалтерии в те годы и в том обществе было безграничным. «Если Сомc кому-нибудь верил, так это бухгалтерам» (Д. Голсуорси).

Поэтому у общества росло доверие к аудиту, преимущественно богатым аудиторским фирмам, и к началу XX в.

Стоит ли — забывать — об обязательном аудите?

В частности, его проведение предусмотрено для бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб.

Почему необходимо проводить аудит?

В результате успешного прохождения аудита собственник получает подтверждение реальности и достоверности результатов хозяйственной деятельности предприятия, соответствия квалификации руководителя и работников бухгалтерии предъявляемым требованиям. Опубликование положительного аудиторского заключения дает мощный сигнал партнерам и инвесторам к развитию взаимовыгодных отношений, поскольку свидетельствует о профессионализме менеджеров, прозрачности, легитимности и надежности компании.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление.

Аудиторская проверка организации

Аудиторская проверка может носить как обязательный, так и добровольный характер.

Аудиторская проверка расчетов В ходе деятельности у организации появляются всевозможные денежные обязательства:

  1. Перед бюджетом.
  2. Перед кредиторами.
  3. Перед персоналом и пр.

  4. Перед поставщиками.

Аудиторская проверка позволяет выявить нарушения в проводимых расчетах.

Какой бывает и как проводится аудиторская проверка организации

Дорогие читатели!

Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту: Их классифицируют по нескольким видам: Понятие аудита, требования по аттестации, права и обязанности лиц, ответственность организаций определены в основном документе, регулирующем такую деятельность в РФ — это Федеральный закон от 30.

Как проходит аудиторская проверка на практике? Что проверяемые компании получают в результате аудита

Также ваши сотрудники, занимающиеся обслуживанием информационных систем, должны организовать предоставление аудиторам либо архива бухгалтерской базы для последующей установки ее на ноутбуки аудиторов, либо доступа к вашей бухгалтерской базе (ее копии).

При этом следует установить для аудиторов ограничения в виде невозможности изменять данные бухгалтерской базы .

Затем лучше назначить сотрудника, ответственного за предоставление аудиторам информации и документов , и сообщить аудиторам его контактные данные, адрес электронной почты для отправки запросов.

Что такое аудиторская проверка и зачем она нужна

Их основным видом деятельности являются аудиторские услуги.

В процессе своей работы компания может осуществлять сразу несколько функций. Специалисты изучают первичные документы, налоговую и бухгалтерскую отчетность, отдельные их формы.

В результате инвентаризации проверяется наличие денежных средств, ТМЦ, основных средств и выясняется, соответствует ли это действительности.

Консультативную. В странах с рыночной экономикой эта функция играет важную роль.

В каких случаях проведение аудита обязательно

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например: Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит за первый год деятельности ООО?

Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты .

Источник: http://myeconomist.ru/pochemu-organizacija-ne-delaet-auditorskuju-proverku-19287/

Практика адвокатов по делам связанным с аудиторской проверкой в ООО. |

Каковы последствия не проведения ежегодного аудита

Аудиторская проверка в корпоративных конфликтах чаще всего служит интересам участников против самого общества. Если интересы участника и общества расходятся, а доля участника не является значительной для принятия решений, то один из немногих оставшихся механизмов влияния на деятельность общества – инициирование аудиторской проверки.

Конечно, это не отменяет иных ситуаций, когда аудиторская проверка проводится самим обществом, но в данном случае ее цели мало чем отличаются от ревизионной комиссии и иных органов по контролю за деятельностью общества.

Итак, аудиторская проверка порой играет роль наступательного вооружения участника, предваряя последующие судебные споры.

Правовое регулирование

Прошедшие в последние годы изменения в законодательстве об ООО не коснулись порядка проведения аудиторских проверок в обществах с ограниченной ответственностью.

В свете корпоративных споров основное значение имеет ст. 48 Закона об ООО, которая предусматривает то, что по требованию любого участника общества аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором. В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится.

То есть в случае расхождения интересов участника и общества участник имеет право провести аудиторскую проверку за собственный счет.

Также указанная статья регулирует, что привлечение профессионального аудитора производится:

  • для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества;
  • для проверки состояния текущих дел общества.

Немало споров вызывало положение о том, что привлечение аудитора происходит по решению общего собрания участников общества (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Долгое время судебная практика на основании данного положения ограничивала права участников и утверждала лишь об их праве поставить вопрос об аудиторе на общем собрании, а не о самостоятельном праве заключать с аудитором договор.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона об ООО аудитор может быть утвержден и при учреждении общества. Данный вопрос решается большинством, не менее трех четвертей от общего числа учредителей.

Вопросы о назначении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг отнесены согласно п. 2 ст. 33 Закона об ООО к компетенции общего собрания участников общества. Уставом общества данный вопрос может быть отнесен к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).

Закон предоставляет право аудитору на созыв внеочередного общего собрания участников общества и на открытие в этом случае общего собрания участников (п. 2 ст. 35 и п. 4 ст. 37 Закона об ООО).

Заключение аудитора в соответствии с п. 1 ст. 50 Закона об ООО подлежит обязательному хранению в обществе.

Статья 36 Закона об ООО устанавливает, что заключение аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов общества подлежит представлению участникам общества при подготовке общего собрания участников.

Инициация проверки участником

Негативная практика.

Долгое время не мог решиться вопрос, может ли участник самостоятельно требовать проведения аудиторской проверки или же только выносить данный вопрос на общее собрание. И почти по всем судебным округам практика отвечала на данный вопрос однозначно – не может.

Такая негативная судебная практика исходила из императивности подп. 10 п. 2 ст.

33 Закона об ООО, согласно которому назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг относится к исключительной компетенции общего собрания участников.

И соответственно, в случае отсутствия решения о проведении аудиторской проверки Закон об ООО не возлагает на общество обязанность проводить такую проверку по требованию одного из его участников Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2004 N А56-33180/03.

Кроме того, суды указывали, что согласно указанной норме договор о проведении аудиторской проверки заключается от имени общества его исполнительным органом, а не участником общества, если иное не предусмотрено уставом общества. Следовательно, право заключать договоры от имени общества участнику не предоставлено.

Позиция ВАС РФ

Такое отношение судов, по мнению адвоката, в корне изменилось в связи с принятием Постановления Президиума ВАС РФ в 2008 г. ВАС РФ указал на ошибочность указанной позиции и привел аргументацию, которая дословно заимствуется некоторыми федеральным судами Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 N 17869/07 по делу N А32-5962/2007-62/129.

Согласно ч. 1 ст.

48 Закона об ООО для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества оно вправе по решению общего собрания участников общества привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.

Часть 2 ст. 48 Закона об ООО предусматривает, что по требованию любого участника общества аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать требованиям, установленным частью первой этой статьи.

В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится.

Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества.

Данная норма предусматривает два различных случая назначения аудиторской проверки – по инициативе и за счет общества и по инициативе и за счет участника общества. В случае, предусмотренном ч. 2 ст.

48 Закона об ООО, решение общего собрания участников общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется; общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки.

Вывод о том, что при привлечении аудитора самим участником должен применяться подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона об ООО, не учитывает соотношения указанных норм и практически лишает участника общества возможности контролировать его хозяйственную деятельность, в частности при уклонении общества от проведения аудиторских проверок.

В силу ст. 8 Закона об ООО участник общества имеет право на получение информации о деятельности общества и ознакомление с его бухгалтерскими книгами и иной документацией.

С учетом приведенных положений Закона об ООО общество по требованию его участника обязано предоставить аудитору, определенному в соответствии с условиями, содержащимися в ч. 2 ст. 48 Закона об ООО, возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией, необходимой для проведения проверки, в порядке, установленном законодательством об аудиторской деятельности.

Подмена понятий

Однако представляется, что указание ВАС РФ на право участника получать документацию о деятельности общества в данном случае не совсем корректно. Данное указание породило, в свою очередь, судебную практику, когда суды аргументируют незаконность отказа общества в допуске аудиторов правом участника на информацию.

Механизм проведения аудиторской проверки деятельности общества по требованию участника отличается по своему статусу от механизма получения участником документов и дальнейшего их использования, в т.ч. и дальнейшей их передачи на анализ аудиторам.

То есть одно дело – провести аудиторскую проверку общества, другое – получить консультацию аудитора по имеющимся у участника документам.

И данное различие должно приводить к определенным юридическим последствиям: различный статус аудитора по отношению к обществу, различные полномочия аудитора в данных случаях, различный “вес” аудиторского заключения и т.д.

Само правовое основание для доступа к документам общества влечет определенные последствия для дальнейшего рассмотрения корпоративного спора: разный круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, и диаметрально противоположный исход дел о проведении аудита и об истребовании информации при схожих обстоятельствах.

Кроме того, ранее это имело смысл в плане ограничения участника на получение копий документов о деятельности общества, как следует из судебной практики адвоката. Согласно п. 3 ст. 12 Закона об ООО участник имел право претендовать лишь на копию устава общества и учредительного договора. Однако изменения в ст.

50 Закона об ООО, вступившие в силу с 1 июля 2009 г., обеспечили участнику возможность получать копии всех документов, подлежащих хранению обществом. До этого участник мог с ними только ознакомиться в помещении исполнительного органа общества в порядке п. 1 ст. 8 Закона об ООО.

В настоящее же время данные проблемы отпали в связи с указанными изменениями.

Положительный “стандарт”

Несмотря на такую “легкую” критику, данное Постановление Президиума ВАС РФ существенно улучшило положение участников и увеличило их инструментарий в борьбе за свои права.

Источник: https://5898523.ru/praktika-advokatov-po-delam-svyazannym-s-auditorskoj-proverkoj-v-ooo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.