+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Какие новые требования нужно учитывать при установке и организации санитарно-защитных зон предприятий?

Содержание

Санитарно-защитные зоны. Изменения в Градостроительный кодекс 2018

Какие новые требования нужно учитывать при установке и организации санитарно-защитных зон предприятий?

Ранее в статье были рассмотрены изменения вследствие введения Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г.

N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».

Теперь предлагаем рассмотреть нововведения в Градостроительный кодекс РФ, внесенные новыми Федеральными законами 340-ФЗ и 342-ФЗ.

Итак, последовательность принятия нормативно-правовых документов в сфере СЗЗ следующая:

    1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», определяющие СЗЗ и классифицирующие предприятия, постройки и другие объекты с учетом санитарных норм.
    2. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», вышедшее относительно недавно.
    3. Федеральные законы под номерами 340-ФЗ и 342-ФЗ от 03.08.2018 года, на основе которых и будут внесены правки в Градостроительный кодекс.

Из-за того, что сначала был принят закон низшей иерархии, а затем последовали изменения в высших по званию нормативных документах, наблюдались различные юридические неувязки, т.к. нормы документов более низкого звена не соответствовали самым значимым нормативным актам.

На данный момент Постановление под номером 222 предполагает переход к санитарно-эпидемиологическим нормам, которые в скором времени должны претерпеть изменения. На официальном ресурсе regulation.gov.ru уже присутствует проект новых СанПин по СЗЗ.

ФЗ №342 предполагает прием нового Положения о СЗЗ, а Постановление №222 отсылает нас к еще действующим Правилам. Возникает вполне закономерный вопрос: «Приравниваются ли Правила к Положению или все-таки нужно дождаться Положения, которое будет иметь высшую силу в связи более поздним принятием и прямым поручением?».

В данном случае целесообразным будет коррекция Постановления №222 с заменой «правила» на «положение» и внесение параллельных изменений в нормы ФЗ №342.

Вот ссылка на статью с разбором нового проекта СанПина по СЗЗ.

Сзз пока еще не сформирована

Давайте разберемся, каким образом может быть подтверждено несоответствие показателей сантребованиям за периметром объекта. Проекты нормативных актов не предполагают доказательство того, что за пределами зоны отсутствуют превышения — вполне логично, поскольку Постановление №222 охватывает лишь конкретные объекты.

В данной ситуации нужно опасаться доказательств, исходящих от надзорного органа. Следует заметить, что в гражданском праве доказывать этот момент будет заявитель, в административном – уполномоченный орган.

Таким образом, вы вправе настаивать на том, что превышения за периметром отсутствуют (вы так полагаете!). Доказывать обратное будут сторонние лица.

Степень серьезности проблемы напрямую зависит от того, кто именно выступит в роли заявителя и какие материалы будут подготовлены для подтверждения предположений.

Давайте рассмотрим простой пример. Жители близлежащих территорий полагают, что имеются превышения норм. Они могут заявить об этом устно или написать вам письмо. Вы можете не услышать их жалоб или просто проигнорировать замечания. Граждане вправе собраться и написать жалобу в Роспотребнадзор. Инспекция обязана принять какие-либо меры.

В случае, если Роспотребнадзор станет на сторону общественности, выдав предписание о превышении норм, вы можете его оспорить. Контролирующему органу придется доказывать свою правоту. Общественность вправе пойти другим путем, подав иск в Суд.

В таком случае гражданам нужно будет приводить доводы о нарушениях и предоставить доказательную базу в судебную инстанцию.

При уверенности, что правда находится на вашей стороне, никому ничего не нужно доказывать. Вы вправе только оспорить доказательства других лиц. Если все-таки превышение будет обнаружено, рекомендуем подать заявление до 15 марта 2019 года, ссылаясь на Постановление №222. Возможно, Положение о СЗЗ будет принято, и в нем появится совершенно новая информация.

С правовой точки зрения Федеральный Закон обладает большей юридической силой. Чтобы не вступать в конфликт с госорганом, рекомендуется учитывать сроки, прописанные в Постановлении №222, ведь речь идет о человеческом здоровье. Если затягивать время, в вашей СЗЗ может оказаться еще больше построек, что чревато увеличением компенсационных выплат.

Проект СЗЗ (ориентир)

Ранее предпринимателям выгодно было расширять СЗЗ, чтобы не иметь «жителей у забора». В нынешней ситуации при новых ФЗ не всем собственникам целесообразно так поступать.

Ущемлять землепользователей в их правах нет смысла, поскольку каждый из них теперь знает о возмещении убытков.

В Федеральном законе под номером 342 как раз подробно расписано, кто может претендовать на компенсацию, в каких случаях и когда должно быть получено возмещение.

До недавнего времени осуществлять разработку проекта СЗЗ нужно было всем, у кого фиксировалось превышение в 0,1 ПКД. Территориальные органы устанавливали запрет на минимизацию СЗЗ по периметру промышленной площадки.

Именно поэтому у тех субъектов хозяйствования, которые сформировали ориентировочную СЗЗ, чаще всего не наблюдаются превышения за контуром. Дальнейшие действия руководителей должны основываться на том, кому принадлежит земля под зоной и каков риск убытков.

Следует заметить, что законодатель прописал процедуру ликвидации СЗЗ, которая возможна при отсутствии превышений.

Проекты расчетных СЗЗ с 1 января 2020 года утратят свою силу, поскольку правообладатели до 01.10.2019 года должны будут подать заявку на ликвидацию Зоны или ее установку.

Таким образом, получившие санитарно-эпидемиологическое заключение на СЗЗ не могут просто ждать наступления 2020 года, когда их проекты потеряют юридическую силу.

Они будут вынуждены составить заявление о намерении ликвидировать СЗЗ.

Имеется решение об установлении СЗЗ, но сведения не зафиксированы в ЕГРН

До 1 января 2022 года правообладатель должен зафиксировать информацию о СЗЗ в ЕГРН (об этом говорится в ст. 26 п.12 ФЗ №342). Тем, у кого отсутствуют превышения за контуром и нет потребности в формировании СЗЗ из-за высокого риска взысканий, необходимо подать заявку на ликвидацию.

Сведения о СЗЗ уже внесены в ЕГРН

Определение нормативных показателей, связанных с установлением СЗЗ,  пока что не прописано в законодательстве. Нововведения могут появиться только после выхода Положения о СЗЗ.

Как и раньше, занимайтесь ведением производственного контроля за соблюдением программы, установленной во время проектирования.

Желаете сократить или ликвидировать Зону? В правовом поле обозначились варианты процедур.

Примерно такая логика возникает при общей трактовке действующих правовых норм и отдельных пунктов проектов нормативно-правовых актов.

Какие еще изменения привнесли ФЗ №340 и №342?

Наблюдается реакция законодательного органа власти на проблемы различных зон, присоединенных к земельным участкам. Проблема зонирования распространяется не только на СЗЗ, но и все остальные Зоны.

Она связана с плохой дисциплиной присвоения кадастрового номера, которая уходит корнями во времена Советского Союза.

Владельцы земельных участков годами не задумывались об имеющихся обременениях и при совершении купли-продажи земли даже не подозревали о действующих ограничениях.

К примеру, граждане приобрели дом, расположенный возле заброшенной железной дорогой. При осмотре ими не были замечены рельсы, поскольку они поросли травой. Прожив с десяток лет выясняется, что участок находится на железной дороге, полотно которой новый владелец предприятия планирует скорым временем реанимировать.

Подобные ситуации встречаются сплошь и рядом. В СЗЗ (и не только) могут находиться постройки, о существовании которых правообладатели не знали. Встречаются лица, законно получившие разрешительную документацию, и те, кто стал собственником ненадлежащим путем. Одним словом, случаи того, что дом находится в СЗЗ и у его владельца с документами все в порядке, не являются редкими.

Как раз в таком хаосе законодательные органы решили немного прибраться. Благодаря ФЗ №340 в Градостроительном кодексе и образовалась новая глава, посвященная физической ликвидации объектов капитального строительства. Статья 55.33 рассматривает особенности сноса построек на территориях с определенными условиями.

В Земельный Кодекс закон №342-ФЗ ввел отдельную главу «Зоны с особыми условиями использования территорий», в которой определено обозначение 28 типов территорий и установлен порядок их формирования (нормы отсылают читателя к положениям о таких зонах).

Прописано, кто и за какие средства может снести объект на территории, а также кто и каким способом возместит убытки собственнику земельного участка, который попал в Зону.

К примеру, если объект имел всю необходимую разрешительную документацию, правообладатель получит компенсацию со стороны разрешившего органа.

Рассматриваются ситуации, когда Зоны с особыми условиями не вовремя были внесены в Реестр.

Законодатель позаботился и о других юридических моментах. В новых нормативно-правовых актах подробно описаны многочисленные ситуации, связанные с существованием и ликвидацией Зон.

Источник: https://normativ.org/lib/ekologiya/sanitarno-zashhitnyie-zonyi-obzor-izmeneniy-v-zakonodatelstve-2018/

Проект СЗЗ (Проект санитарно-защитной зоны)

Какие новые требования нужно учитывать при установке и организации санитарно-защитных зон предприятий?

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.

1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее – санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

ЗАКОН

ФЗ №7-ФЗ Об охране окружающей средыФЗ № 96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха ФЗ № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”

Граница санитарно-защитной зоны устанавливается один раз и бессрочно, при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появления или ликвидации большого количества источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух или источников шума, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д.

Временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятого размера СЗЗ.

Кому нужен проект СЗЗ?

ЗАКОН

В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов, вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений – территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования (ст.52. п.2 ФЗ №7-ФЗ Об охране окружающей среды)

ЗАКОН

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций (ст.16. п.3 ФЗ № 96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха)

Исходя из буквы закона иметь установленную СЗЗ должны иметь все объекты хозяйственной и иной деятельности.

НО!!! Согласно СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проекта является обязательной только для объектов I — III классов опасности.

Если предприятие относится к IV-V классам опасности и в соответствии с главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен и выдержан ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, то проект разрабатывать не нужно.

Если же в ориентировочную границу СЗЗ попадают нормируемые объекты (территория жилой застройки, ланшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных садово-огородных участков), то необходимо разработать проект обоснования границ СЗЗ.

При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения).

При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения загрязненности атмосферного воздуха не проводятся.

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.

Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки.

Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий (п.3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

ВНИМАНИЕ

Надзорные мероприятия – это не производственный контроль, который должен проводиться предприятием, это мероприятия органов Роспотребнадзора по контролю качества атмосферного воздуха.

Подведем итог. Проект СЗЗ предприятия не разрабатывается в случаях, если:

  1. Предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения на границе промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ;
  2. Предприятие относится к IV-V классам опасности и главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны;
  3. Предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности;
  4. Это предприятие малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек.

Тем не менее, в 2010 году Роспортебнадзор выпустил документ “Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03”, в котором уточняется группа предприятий, которые всё-таки обязаны устанавливать СЗЗ:

  1. Вновь строящиеся, реконструируемые промышленные объекты и производства, объекты, находящиеся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющие аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;
  2. Действующие промышленные объекты и производства I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;
  3. Действующие объекты или производства, в случае принятия решения администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.
  4. Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

ВАЖНО

В результате в связи с неоднозначностью толкования норм СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03, основного документа, которым необходимо руководствоваться при решении вопроса об установлении санитарной защитной зоны, и уже давно сложившейся градостроительной ситуацией, как правило хозяйствующему субъекту приходится так или иначе сталкиваться с вопросом установления границ санитарно-защитной зоны.

Зачем нужен проект СЗЗ?

  1. Чтобы избежать штрафов при проверках органов Роспотребнадзора РФ;
  2. Требуется при получении лицензии на деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
  3. Это важный шаг в сторону повышения эффективности работы предприятия и улучшения экологической обстановки;
  4. Проект СЗЗ может стать оправдательной основой защиты предприятия в случае предъявления ему исков со стороны других организаций или граждан, обвиняющих предприятие в нарушении норм их безопасности;
  5. Разработка Проекта СЗЗ необходима для правовой защищённости модернизации или реконструкции производства, его расширения или сокращения.

За отсутствие санитарно-защитной зоны предприятия хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц – от 500 до 1000 руб.; на ИП – от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 10000 до 20000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии со ст 8.1 КоАП нарушение влечет наложение административного штрафа: должностные лица – от 2000 до 5000 рублей; юридические лица – от 20000 до 100000 рублей.

Что нужно для начала разработки проекта СЗЗ?

Свидетельство о собственности (договор аренды). В случае, если земельный участок не оформлен для ведения хозяйственной деятельности в установленном порядке, проект СЗЗ не может быть признан соответствующим пункту 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Определить технологические процессы предприятия (основной и вспомогательные). В соответствии с ними можно определить к какому классу опасности в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относится предприятие, а также определить перечень источников выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источников физического воздействия.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (глава VII) устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

  1. I класс – 1000 метров;
  2. II класс – 500 метров;
  3. III класс – 300 метров;
  4. IV класс – 100 метров;
  5. V класс – 50 метров.

В зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки или от источника выбросов загрязняющих веществ.

От границы территории промплощадки:

  1. От организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;
  2. В случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки;
  3. При наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

От источников выбросов при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов.

Для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае.

Получить актуальный картографический материал.

На карте-схеме должно быть хорошо видно размещение территории предприятия и местности, находящейся вокруг него, на которую оказывается негативное влияние – жилая застройка, детские сады, школы, больницы, стадионы, коллективные сады, парки, пляжи и другие места отдыха. Карта-схема должна охватывать такую территорию, чтобы иметь возможность нанести на нее границу СЗЗ.

Получить описание исходной градостроительной ситуации и ее перспективного развития (в органах местного самоуправления).

Получить информацию о мощности объекта (существующей и/или перспективной по выпуску продукции, перерабатываемому сырью, добыче полезных ископаемых и др.) с описанием технологических процессов на объекте (его структурных подразделениях, имеющих свой класс опасности) и с указанием установленных факторов негативного воздействия (химический, биологический, физический).

Собрать информацию о количестве технологического оборудования, времени его работы в течении года и смены, количестве затраченных материалов за год и за смену, его шумовых характеристиках и т.п. Полный список необходимых данных уточняется в зависимости от методик, используемых при расчете выбросов загрязняющих веществ от источников и акустическом расчете.

Провести инструментальный замер фонового шума на границе ориентировочной СЗЗ и границе ближайшей нормируемой территории, в дневное и ночное время суток.

При наличии источников электромагнитного излучения и источников вибрации, а также источников шума, для которых не удалось найти акустические характеристики, проводятся инструментальные замеры физических факторов.

Если вы хотите самостоятельно разработать проект СЗЗ, то переходите на инструкцию по ссылке Проект СЗЗ – сделай сам.

По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать проект СЗЗ пишите нам – наши Контакты.

От деятельности каждой организации вне зависимости от величины образуются отходы производства и потребления. По закону для каждого отхода должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов, также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР, либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для малого и среднего предпринимательства).

Для многих организаций требуется разрабатывать проект ПДВ и получать разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Чтобы понять нужно ли это вам, переходите на страницу Проект ПДВ – что это?

Источник: https://ecobatman.ru/szz.php

Роспотребнадзор предложил новые правила установления санитарно-защитных зон

Какие новые требования нужно учитывать при установке и организации санитарно-защитных зон предприятий?

Роспотребнадзор представил проект изменений в постановление правительства № 222 от 03.03.2018 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».

Что изменится в правилах установления СЗЗ:

  • предлагается продлить срок подачи заявления об установлении санитарно-защитной зоны до 1 января 2022
  • изменится порядок соблюдения режима СЗЗ. На сегодняшний день соблюдение режима СЗЗ необходимо ввести в течение двух лет с момента установления санитарно-защитной зоны. По новым правилам соблюдение режима СЗЗ осуществляется сразу после ввода в эксплуатацию возведенного или реконструированного объекта капитального строительства.
  • будет расширен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению об установлении или изменении границ СЗЗ. Помимо сведений о границах СЗЗ для ЕГРН потребуется копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта СЗЗ требованиям СанПин.

Основные положения обновленного постановления правительства № 222 о СЗЗ

Правообладатели объектов, введенных в эксплуатацию до вступления поправок к проекту по СЗЗ, обязаны провести исследование физического и биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта. После чего в течение года со вступления документа в силу предоставить в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ с прилагающимися к нему документами.

По объектам, по которым еще до вступления в силу новых правил были выданы разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, застройщики обязаны предоставить в Роспотребнадзор заявление об установлении или изменении границ СЗЗ. Срок такой же — год со дня вступления в силу обновленного постановления № 222 по СЗЗ.

Когда необходима установка границ санитарно-защитных зон

СЗЗ устанавливаются в отношении объектов капитального строительства, если они являются источником химического, физического или биологического воздействия на среду обитания человека.

Также если воздействие за контурами объект капитального строительства превышает нормы СанПин.

При этом СЗЗ устанавливаются не только для уже возведенных объектов, но и для планируемых к постройке или реконструкции.

Постановление правительства № 222 по СЗЗ не распространяется на установление зон санитарной охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, источников ионизирующего излучения.

Какие есть ограничения в пределах СЗЗ

Земельные участки в границах санитарно-защитной зоны нельзя использовать для размещения:

  • жилых построек
  • объектов образования или здравоохранения
  • открытых спортивных сооружений
  • рекреационных зон
  • объектов дачного хозяйства
  • объектов по производству и хранению лекарств
  • предприятий пищевой промышленности
  • складов продовольственного сырья

Также эти земельные участки нельзя использовать для производства, хранения и переработки сельхозпродукции, предназначенной для пищевой промышленности, если воздействие объекта, в отношении которого установлена СЗЗ, негативно скажется на качестве и безопасности выращенного сырья.

Новые правила изменения границ СЗЗ

Для изменения границы СЗЗ, если отсутствует заявление правообладателя объекта, юридические лица или органы власти могут провести исследование атмосферного воздуха и уровня физического воздействия на него за контурами объекта (или ранее существовавшего объекта).

Если по итогам исследований будут выявлены основания, чтобы изменить границу СЗЗ или прекратить ее существование, в уполномоченный орган должно быть представлено соответствующее заявление. К заявлению также необходимо приложить проект СЗЗ и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

Что включает в себя проект санитарно-защитной зоны

Стандартный проект СЗЗ содержит:

  • сведения о размерах санитарно-защитной зоны
  • данные о границах СЗЗ: наименование административно-территориальных единиц, графическое описание местоположения границ, перечень координат границ
  • обоснование размеров границ СЗЗ с учетом рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферу и оценки риска для здоровья людей
  • перечень ограничений для использования земельных участков, находящихся в границах СЗЗ
  • обоснование возможности использовать земельные участки в целях, указанных в 5 пункте Правил № 222 о СЗЗ

В течение 15 рабочих дней после поступления заявления Роспотребнадзор принимает решение об установлении СЗЗ, изменении ее границ или прекращении существования, затем решение направляется заявителю. Уполномоченный орган может также отказать устанавливать или изменять границы СЗЗ. Причины для отказа могут быть следующие:

  • заявитель предоставил не все документы
  • несоответствие заявленных размеров и границ СЗЗ требованиям законодательства
  • несоответствие ограничений использования земельных участков в границах СЗЗ требованиям правил
  • наличие в экспертном заключении данных о несоответствии проекта СЗЗ требованиям СанПин

Полный текст обновленного проекта правил по установлению санитарно-защитных зон в 2018 году представлен в системе «Техэксперт: Экология. Проф» . Ознакомившись с обновленным постановлением правительства № 222 о СЗЗ, вы сможете:

  • своевременно подготовиться к возможным изменениям в части установления СЗЗ
  • избежать штрафных санкций, напомним, что несоблюдение требований установления СЗЗ грозит административной ответственностью по ст. 6.3 КоАП РФ

Источник: https://xn--e1aaougdegv4f.xn--80aswg/blog/rospotrebnadzor-predlozhil-novye-pravila-ustanovleniya-sanitarno-zashchitnykh-zon

Разработка проекта санитарно защитной зоны предприятия – «Зеленый Щит»

Какие новые требования нужно учитывать при установке и организации санитарно-защитных зон предприятий?

Разработка проекта санитарно-защитной зоны является одним из важнейших этапов законно обоснованной деятельности предприятия. От грамотной разработки Проекта зависят не только значительные финансовые траты предприятия, но и его развитие, его защищённость и сама возможность его деятельности.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это специально выделенная территория, отделяющая производственное предприятие, технологические процессы которого оказывают негативное воздействие на окружающую среду, от жилых застроек. Целью создания санитарно-защитной зоны является защита людей от вредных производственных факторов (например, пыль, шум, вредные выбросы, промышленные загрязнения).

Какие предприятия должны разрабатывать проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)?

Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.

1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источники воздействия на окружающую среду и здоровье человека – это объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают уровень 0,1 ПДК или ПДУ (предельно допустимая концентрация или предельно допустимый уровень).При определении размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ) руководствуются классификацией предприятий по уровню опасности (согласно СанПиН 2.2.1./2.1.1.-2361-08).

Размеры санитарно-защитной зоны зависят от огромного количества факторов, в первую очередь – от класса опасности предприятия:

1 класс: химические производства (анилино-красочная промышленность, производство кислот, целлюлозы, хлора и т.д.), металлургические и машиностроительные производства и т.д – для них устанавливается СЗЗ не менее 2000 м;

2 класс: химическое производство газов, органических растворителей, самолётов и автомобилей, стальных конструкций – СЗЗ не менее 1000 м;

3 класс: производство химических реактивов, пластмассы, лаков, парфюмерии – СЗЗ не менее 500 м;

4 класс: производство бумаги, мыла, стекловолокна, медицинского стекла – СЗЗ не менее 300 м;

5 класс: производство готовых лекарств, химчистки, издательства – СЗЗ не менее 100 м.

Помимо промышленных предприятий организация санитарно-защитных зон СЗЗ необходима и для непроизводственных объектов. Например, согласно классификации, представленной в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

  • санитарно-защитная зона склада в зависимости от вида и количества складской продукции может колебаться от 5000 до 50 метров;
  • санитарно-защитная зона котельной должна составлять не менее 50 метров и может быть увеличена после проведения расчетов уровня шума;
  • санитарно-защитная зона АЗС предусмотрена в размере 50-100 метров;
  • санитарно-защитная зона газопровода называется санитарной зоной отчуждения и составляет от 300 до 1200 метров;
  • санитарно-защитная зона скважины в зависимости от количества выбросов сероводорода и летучих углеводородов занимает территорию 300-1000 метров;
  • санитарно-защитные зоны автодорог (санитарные разрывы) не требуют проектирования, и определяются для каждого конкретного случая на основании расчетов уровней загрязнения, шума, вибрации;
  • санитарно-защитная зона очистных сооружений в зависимости от их типа и назначения может составлятьот 15 метров до 1 километра;
  • санитарно-защитная зона кладбища площадью от 20 до 40 га установлена в размере 500 метров, площадью менее 20 га — 300 метров, для закрытых и сельских кладбищ — 50 метров.

  Новое в промышленной безопасности в 2016 году

Какие предприятия не должны разрабатывать проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)?

Проект СЗЗ не разрабатывается если:

  • предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека (то есть уровень загрязнения, создаваемого предприятием за пределами промышленной площадки не выше 0,1 ПДК и/или ПДУ);
  • предприятие относится к IV-V классам опасности и при этом главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер СЗЗ;
  • предприятие принадлежит к объектам малого бизнеса и относится к V классу опасности;
  • численность предприятия не превышает 15 человек (микропредприятие малого бизнеса).

Этапы разработки СЗЗ

  • Первый этап – предварительный. На первом этапе исследуются и фиксируются исходные данные предоставляемые клиентом, топографические материалы предприятия, его местоположение относительно населённого пункта, инвентаризуются выбросы и их источники и рассчитываются методом математического анализа по утверждённым методикам предполагаемые показатели загрязнения (в любых его формах). На основании полученных данных разрабатывается предварительный план (с площадью) санитарно-защитной зоны и предоставляется для рассмотрения в органы Ростехнадзора. В Проект СЗЗ включаются общие сведения о клиенте (предприятии), анализ его деятельности с точки зрения используемых природных ресурсов и загрязнения ОС; общая характеристика загрязнённости территории; анализ водопользования, загрязнения воздуха, шумообразования, образования отходов и прочие показатели негативного воздействия; план природоохранных мероприятий и прочие сведения, объём и состав которых определяется специалистом в зависимости от специфики предприятия.
  • Второй этапвключает разработку программы натурных наблюдений, цель которых – доказать правильность проведённых расчётов либо выявить их неточности и дать фактический материал для корректировки предварительного плана. Результаты натурных наблюдений предоставляются в органы Ростехнадзора и служат обоснованием для утверждения Проекта СЗЗ. Если новыми постановлениями от 2010 г натурные наблюдения для данного класса предприятий отменены, в качестве аргументов используются данные производственного контроля.
  • Третий этап. Утверждение Проекта СЗЗ и получение заключения от Ростехнадзора (Роспотребнадзора) и Центра гигиены и эпидемиологии на её законное функционирование. Разработка Проекта СЗЗ обязательно включает оценку градостроительной ситуации: если последняя характеризуется как сложная (по уровню загрязнённости, шума, удалённости объектов друг от друга и др.), то в размещении предприятия могут возникнуть сложности либо вообще получен отказ. В таких случаях необходимы весьма убедительные расчёты, технологические показатели и планы природоохранных мероприятий, способные доказать возможность размещения предприятия и безопасность его для людей.

проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

ЧАСТЬ 1: Обоснование размера санитарно-защитной зоны СЗЗ 

Введение

  1. Общая характеристика промышленной площадки.  
  2. Влияние на окружающую среду хозяйственной деятельности действующих объектов (влияние на атмосферный воздух, влияние на окружающую среду звуковых колебаний, влияние на поверхностные и подземные воды).
  3. Обоснование размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ) промышленной площадки (определение размера СЗЗ согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочная СЗЗ; уточнение размера СЗЗ с учетом рассеивания загрязняющих веществ в атмосферу и фактического загрязнения атмосферного воздуха в жилой застройке – расчетная СЗЗ; уточнение размера санитарно-защитной зоны по шумовым характеристикам – окончательная СЗЗ).
  4. Организация производственного контроля.

  Разработка проекта строительства

ЧАСТЬ 2: Мероприятия по организации и благоустройству санитарно-защитной зоны СЗЗ

  1. Архитектурно-планировочные решения санитарно-защитной зоны СЗЗ (освещение промышленной площадки и СЗЗ; связь; сигнализация; озеленение СЗЗ; зонирование СЗЗ).
  2. Выводы.
  3. Чертежи.
  4. Смета по озеленению санитарно-защитной зоны.
  5. Приложения (копии документов).

Список необходимых документов для разработки проекта санитарно-защитной зоны СЗЗ

  • Информация о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения). Расположение, высота, размер, состав материалов зданий и сооружений.
  • Ситуационный план (М 1:10000,1:2000, 1:500) с указанием ближайшей жилой застройки (обязательно).
  • Наличие котельной, автотранспорта, трансформаторной подстанции, очистных сооружений, станков, компрессоров, насосов и др. оборудования.
  • Отчет об инженерно-экологических изысканиях на площадке (если есть).
  • Отчет о санитарно-эпидемиологическом обследовании территории (если есть).
  • Подробное описание применяемой технологии по всем участкам.
  • Генплан с указанием автостоянок (количество машиномест), площадок разгрузки-погрузки, мест временного размещения отходов, источников выбросов (трубы, вентиляционные отверстия и т.п.).
  • Сведения о планируемом инженерном обеспечении (водоснабжение, канализование, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация).
  • Справка МосЦГМС о фоновых концентрациях и климатической характеристике района расположения объекта (обязательно действующий оригинал).
  • Перечень технологического оборудования с указанием создаваемых уровней шума в ДБА, размера (из паспорта) и указание их размещения на карте-схеме.
  • Перечень компонентов системы вентиляции (приточной, вытяжной и т.п.) с указанием шумность в ДБА, размера (из паспорта) и их размещение на карте-схеме.
  • При размещении объекта вблизи магистральных автодорог, городских улиц районного значения и иных с количеством полос более 2-х – данные об интенсивности движения автотранспорта по автодороге, либо протокол замеров уровня шума от а/д.
  • Проект строительства объекта (если есть).

Срок действия проекта санитарно-защитной зоны СЗЗ

Срок действия проекта СЗЗ законодательно не регламентирован. Если в санитарно-эпидемиологическом заключении не указывается срок действия проекта, то проект СЗЗ не будет иметь ограничения по времени.

Проект СЗЗ подлежит пересмотру, если меняются технологические процессы предприятия, происходит застройка приграничных территорий, изменяются планы смежных землепользователей.

Изменение размера санитарно-защитной зоны СЗЗ

Размер СЗЗ действующих объектов может быть уменьшен, если:

  • существуют объективные доказательства снижения техногенного воздействия на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований, обоснованные лабораторными наблюдениями за загрязнениями, которые должны проводиться как минимум один год;
  • произошло изменение класса опасности, уменьшение мощности предприятия, смена профиля деятельности;
  • подтверждено снижение шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов.

  Пример проекта консервации объекта

Размер СЗЗ для проектируемых и действующих предприятий может быть увеличен Главным государственным санитарным врачом РФ (для предприятий I II классов опасности) или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем (для предприятий IV и V классов опасности).

Законодательство, регламентирующее разработку проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

  • Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Источник: https://green-armor.ru/stati/razrabotka-proekta-sanitarno-zashhitnoj-zony-predpriyatiya/

Новые правила установления санитарно-защитных зон: какие проблемы ждут застройщиков?

Какие новые требования нужно учитывать при установке и организации санитарно-защитных зон предприятий?

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — специальная территория с особым режимом использования. Она устанавливается вокруг объектов и производств, которые воздействуют на среду обитания и здоровье человека, таким образом, чтобы снизить это воздействие.

Кто может установить санитарно-защитную зону

По закону устанавливать, изменять или прекращать существование санитарно-защитных зон может Роспотребнадзор или территориальные органы ведомства.

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными с момента внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Как устанавливались санитарно-защитные зоны по старым правилам

Ранее порядок установления санитарно-защитных зон регулировался СанПиН (номер — 2.2.1/2.1.1.1200-03, название правил — «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен был разрабатываться последовательно.

Сначала определялась предварительная санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитное поле и др.). Потом устанавливалась окончательная зона — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Установить СЗЗ или изменить размер установленной СЗЗ могли только главные государственные санитарные врачи России или субъекта РФ или их заместители в зависимости от класса опасности вредного объекта.

Что изменится для застройщиков из-за новых правил установления СЗЗ

В марте 2018 года правительство утвердило новый порядок установления санитарно-защитных зон (постановление от 03.03.2018 № 222). В августе был принят федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон № 342-ФЗ).

Согласно ст. 26 этого закона с 1 января 2020 года недоустановленные, то есть ориентировочные и расчетные (предварительные), санитарно-защитные зоны перестанут существовать.

Системный анализ градостроительного и земельного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения приводит нас к следующим выводам.

  1. В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не предусмотрено применение ориентировочных санитарно-защитных зон, в этих правилах использовался только термин «ориентировочный размер». 
  2. Ни новые, ни старые правила не предусматривают установление расчетных, а тем более ориентировочных, санитарно-защитных зон.
  3. Предусмотренная СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 расчетная санитарно-защитная зона носит предварительный характер и не предназначена для самостоятельного использования без подтверждения расчетных параметров результатами натурных наблюдений и измерений. 
  4. Правовых оснований для внесения в правила землепользования и застройки, а также в градостроительные планы земельных участков так называемых ориентировочных и расчетных санитарно-защитных зон не имеется. 
  5. Согласно новому порядку изменению подлежат только установленные санитарно-защитные зоны. 
  6. Внесению в правила землепользования и застройки, а также в градостроительные планы земельных участков подлежат только санитарно-защитные зоны, установленные в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 или новыми правилами. 
  7. Недоустановленные, то есть так называемые ориентировочные и расчетные санитарно-защитные зоны, которые необоснованно отображены в генпланах и правилах землепользования и застройки, а также в градостроительных планах земельных участков, не подлежат применению.

Что будет с недоустановленными санитарно-защитными зонами

Как уже говорилось выше, с 1 января 2020 года ориентировочные и расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекратят существовать, а ограничения использования земельных участков в них перестанут действовать.

До 1 октября 2019 года собственники зданий и сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные или расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, обязаны подать в Роспотребнадзор заявления об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных или расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон.

Правообладатель может прекратить использовать, ликвидировать (в том числе снести) объект или же изменить вид его разрешенного использования и назначение таким образом, что биологическое воздействие объекта на среду обитания человека не будет превышать установленных гигиенических нормативов. Тогда правообладатель обязан в срок не более одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств представить в Роспотребнадзор заявление о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

Физические лица, юридические лица, органы госвласти или органы местного самоуправления вправе без заявления правообладателя провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта).

При наличии оснований по итогам исследований можно: 

  •  уменьшить размер СЗЗ;
  • прекратить действие отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны; 
  • прекратить существование СЗЗ. 

Для этого нужно представить в Роспотребнадзор соответствующее заявление.

Источник: https://www.indeks.ru/news/zakon/novye-pravila-ustanovleniya-sanitarno-zashchitnykh/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.