Вправе ли прокурор оштрафовать компанию по фактам выявленных нарушений

О проверках прокуратуры: внеплановая без предупреждения, может ли проводить

Вправе ли прокурор оштрафовать компанию по фактам выявленных нарушений

Прокурорские проверки направлены осуществлять контроль над исполнением законов и выявлением фактов их грубого нарушения. Такое право обосновано Федеральным Законом №294 от 2008-года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении надзора и муниципального контроля».

Проверочные действия выполняются на основе поступающей извне информации или по инициативе прокуратуры. Помимо этого, есть плановые и внеплановые проверки. Если нет информационного повода из других источников, то субъектам следует готовиться только к плановой проверке. Это положение закреплено в статье 9 вышеупомянутого закона.

Что и кого может проверять прокуратура

Прежде всего, следует выяснить обязанности прокуратуры РФ при проверках. Например, должна ли она предупреждать о таком действии. В этом плане актуальны два закона: Приказ ГП №195 от 2007 года и Федеральный Закон «О прокуратуре РФ». Первый документ гласит, что проверки прокуратуры носят открытый характер.

О прокурорской проверке не предупреждают

Второй документ также в целом дает право гражданину и субъектам на ознакомление с обстоятельствами проверки. Но здесь учитывается правоприменительная практика.

Так, согласно ему, субъекты права очень часто отказываются предоставлять данные, если работник прокуратуры не ознакомит их заранее с планом очередного проверочного мероприятия. Таким образом, право граждан на ознакомление сохраняется за ними.

Но есть исключения. Например, когда речь идет о документах особого статуса.

Учитывая серьезность испытания для организаций, возникает логический вопрос — должна ли прокуратура уведомлять о проведении проверки или нет? Здесь имеется своя специфика, которая будет рассмотрена далее.

Этапы прокурорской проверки

Осуществляется данное действие в три этапа: подготовка, проверка и заключение. На первом этапе прокурор определяет поле задач: изучение ранее полученных сведений, основания, круг вопросов и лиц, участвующих в проверке. Если руководитель организации не отказывается от сотрудничества, то его можно и предупредить перед началом проведения данного действия.

Как проводится прокурорская проверка по жалобе гражданина на втором этапе? Это, собственно, сама процедура. Руководитель должен сопровождать лично или выделить помощника для прокурора. При необходимости прокурор назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.

На заключительном этапе составляется акт, в котором указываются результаты проверочных действий. Если обнаружены нарушения, то докладывается об этом руководству, параллельно результаты передаются в компетенцию контролирующих органов. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов. В этом плане он может не ограничиваться отчетами руководства, а пустить в ход свои методы.

Существует три вида проверок:

  • выездная;
  • не выездная;
  • по факту жалобы.

Сроки осуществления мероприятия

Обратите внимание! Законно отведенный срок проверки составляет 30 дней. Если в течение этого отрезка времени проверяющие лица приостанавливали процесс, то эти дни в срок отсчета не включаются. Если в отведенное время проверочные мероприятия не достигли своих целей, то прокурор или его заместитель имеют полномочие продлить срок еще на 30 дней.

Ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений — образец

Следует разъяснить срок проверки и его особенности. В течение срока прокурор имеет полное право:

  • допрашивать сотрудников учреждения или других причастных к организации лиц. Допрос может происходить путем вызова в прокуратуру или в стенах проверяемой организации;
  • сотрудники обязаны обеспечить беспрепятственный вход или осмотр здания/территории и других помещений, относящихся к проверяемой организации;
  • на полный доступ ко всем видам документов, включая бухгалтерские. Подлинники или копии нужных документов должны предоставляться по первому требованию прокурора;
  • если возникают вопросы узко специализированного характера, то могут быть вовлечены специалисты организации. Руководство должно обеспечить их явку по требованию.

Обратите внимание! Есть ограничение по срокам, в течение которых необходимо предоставить запрашиваемые прокурором данные и документы – 2 дня. Если полученные материалы не требуют проведения экспертизы и не служат вещественными доказательствами на суде, то после проверки возвращаются в организацию.

Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения

Сфера компетенции прокуратуры регламентирована статьей 2 «Закона о прокуратуре». Согласно ей, прокуратура имеет право:

  • проверять исполнение законов и нормативных актов в государственных, частных коммерческих, некоммерческих структурах;
  • проверять соблюдение прав и свобод личности в данных секторах;
  • контролировать исполнение законов в области оперативно-розыскной деятельности и следствия;
  • контролировать деятельность судебных приставов;
  • проверять деятельность и правовую оценку органов исполнения наказания;
  • осуществлять правовую оценку в области уголовного права и судебной практики;
  • проверять деятельность правоохранительных органов в борьбе и профилактике с преступностью;
  • осуществлять надзор над возбуждением дел административного характера и их расследования.

Ответ на запрос прокуратуры о предоставлении информации — образец

Согласование порядка воздействия между этими органами и действиями прокуратуры описаны в статье 3 вышеназванного закона. Согласно ей, прокурор имеет право участвовать в судебных заседаниях любой инстанции, включая арбитражный. Функции прокурора в данном случае – проверить судопроизводство и опротестовывать незаконно принятые решения.

Важно! Прокурор не может заменить другие государственные органы. Он участвует на заседаниях только если поступала информация о незаконных действиях судебных органов.

Другой вопрос – может ли прокуратура проводить проверки без предупреждения или должен соблюдаться определенный порядок? Ответы далее.

Может ли прокуратура проводить проверки внепланово и без предупреждения

Как уже говорилось, регламента прокурорских проверок не существует. Прокурор не обязан выписывать предостережение и может прийти в любой момент с целью проверочного действия. Так что внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения – дело обычное.  Закон обязует прокуроров реагировать на каждую жалобу по факту ее поступления.

Жалобы могут поступать от:

  • недовольных клиентов;
  • партнеров по бизнесу и контрагентов;
  • правоохранительных органов;
  • анонимны источников;
  • публикации в СМИ материалов с упоминанием той или иной организации.

Важно! Независимо от причин, любая организация или производство имеют право знать основание для проверки. В этих целях нужно написать письменное обращение в прокуратуру. Точно также, если проверка была проведена без законных на то оснований, ее можно обжаловать.

Основания для проверок указаны в ФЗ «О прокуратуре». Вдобавок к нему есть еще Приказ ГП от 2007 года, который исключает некоторые виды правонарушений из компетенции прокуратуры в пользу других ответственных органов.

Например, это:

  • подозрение в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих национальной безопасности;
  • нарушения миграционного характера и т.д.

Иными словами, прокурор не может заниматься нарушениями, если они не входят в перечень его законной компетенции. Но он имеет полное право подмечать все факты нарушения в любом аспекте деятельности компании и передавать сведения на разбирательство ответственным органам. Например, если прокурор заметил нарушения Трудового Кодекса, то сообщит об этом в инспекцию труда.

Руководитель может сотрудничать с прокурором

Итоги проведения проверки прокуратурой

Проверка покажет, были ли правонарушения в деятельности организации или нет. В ходе этого действия могут быть обнаружены нарушения в различных сферах. Например, задолженность компании перед сотрудниками, нарушение норм и правил природопользования или неправильное начисление налогов.

Конкретного регламента для проверок не существует. С этой точки зрения у субъектов права почти нет возможности повлиять на ход мероприятия. Если проверка выявила нарушения, то прокурор осуществит один из следующих видов процедур:

  • в случае выявления нарушений в Трудовом, Гражданском Кодексе или других нормативных документов, защищающих права и свободы личности, составляется протест, направленный на устранение нарушений в законном порядке;
  • если обнаружено серьезное нарушение, причинившее вред государству или другим лицам, формируется постановление о возбуждении административного дела;
  • замечание в письменной форме о недопустимости подобных фактов правонарушений.

Другой резонный вопрос – как отслеживается законность действий или кто проверяет прокуратуру? Специального надзорного органа над прокуратурой нет, но сама система построена вертикально: вышестоящие органы проверяют нижестоящие.

Деятельность прокуратуры по защите прав граждан и их примеры можно регулярно наблюдать в СМИ. Обычно после публикаций или жалобы следуют проверки и выясняются подробности многих фактов.

Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/proverki-prokuratury.html

Риски ответственности руководства компании при задержке зарплаты — Audit-it.ru

Вправе ли прокурор оштрафовать компанию по фактам выявленных нарушений

Кристина Никитина, шеф-редактор
журнал «Экономические преступления» № 5/2009

Во время кризиса некоторые компании, столкнувшись с нехваткой ликвидности, вынуждены задерживать выплату зарплаты сотрудникам. Между тем такие действия чреваты серьезными санкциями как для компании, так и для ее руководства.

Наряду с трудинспекциями широкими полномочиями по привлечению к ответственности нарушителей трудового законодательства обладают органы прокуратуры, которые могут возбудить уголовное дело в том числе в отношении должностных лиц организации.

Кто кроме гендиректора может понести наказание в таких случаях и чем руководствуются прокуроры при определении того или иного вида ответственности? Попробуем разобраться в этом на основе анализа прокурорской практики.

По общему правилу, установленному Трудовым кодексом РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, который определен правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором1.

За нарушение права работника на своевременное получение заработной платы руководство может понести дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Отдельно следует выделить материальную ответственность работодателя (организации или физического лица), которая косвенным образом может отразиться на интересах руководителя.

Меры реагирования контрольных органов

Нарушения трудового законодательства, в том числе в сфере оплаты труда, выявляются инспекциями по труду или прокурорами. Причем в кризис они работают в усиленном режиме и чаще проводят проверки — как плановые общенадзорные, так и по поступившим сведениям о задержке выплаты заработной платы.

О задержках зарплаты на предприятии контролирующие и надзорные органы могут узнать по сообщениям работников, а также из других источников.

«Если в прокуратуру поступила жалоба хотя бы от одного работника, не получившего
оплату за труд, для нас это уже сигнал о том, что на предприятии не все в порядке и есть все основания провести проверку и применить те или иные меры прокурорского реагирования», — отмечает прокурор Карымского района Забайкальского края Денис Курочкин.

По его словам, получить сведения о нарушениях в сфере оплаты труда прокурорам помогают также анализ статистических данных, сообщения СМИ, информация из госинспекций труда, профсоюзов, службы судебных приставов, органов местного самоуправления и других.

В то время как на небольших предприятиях и в сфере индивидуального предпринимательства нарушения в оплате труда, как правило, выявляются в результате обращений граждан и публикаций в СМИ, «грехи» крупных работодателей чаще выдают органы государственной статистики. Как сообщили «ЭП» в прокуратуре г.

Москвы, только с начала 2009 г. межрайонными и окружными прокуратурами столицы проведено более 900 проверок по поступившим сведениям о задержках выплаты заработной платы.

Такого рода информацию прокуроры в основном получают из Мосгорстата, жалоб и обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации, а также в ходе плановых проверок предприятий.

Если в ходе проверки организации трудинспекция или прокуратура выявит нарушения сроков выплаты заработной платы, они могут инициировать возбуждение дела об административном правонарушении в отношении организации или должностного лица либо уголовного дела в отношении руководителя. Прокуроры, помимо этого, могут применить по отношению к нарушителю такие меры реагирования, как представление об устранении нарушений законодательства и предостережение о недопущении таковых.

Представление. Если по результатам проверки организации прокуратура выявит факты задержки выплаты зарплаты, прокурор вносит представление работодателю об устранении нарушений закона. В течение месяца в организации должны предпринять меры по устранению нарушений и сообщить об этом прокурору в письменной форме (ч. 1 ст.

24 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», далее — Закон о прокуратуре).

Внося представление, прокурор предлагает тем самым работодателю в добровольном порядке погасить задолженность по невыплаченной в срок заработной плате, а также уплатить проценты (денежную компенсацию) на сумму задолженности в соответствии с трудовым законодательством либо привлечь отдельных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Внесение представления не исключает для организации или ее руководителя последующее привлечение к административной или уголовной ответственности, но невыполнение содержащихся в нем требований прокурора практически гарантирует наступление этой ответственности.

Предостережение. Когда в прокуратуру поступают сведения о возможном (готовящемся) нарушении законодательства о труде (например, жалоба от работников, которых руководитель предупредил, что зарплату за отработанный месяц в установленный срок они не получат), прокурор может объявить предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

«Если нам стало достоверно известно, что работодатель решил за счет фонда оплаты труда купить себе дорогостоящую служебную машину, а подчиненных оставить без зарплаты, ему без промедлений будет объявлено предостережение с разъяснением ответственности — как административной, так и уголовной», — отмечает Денис Курочкин. В целом по Забайкальскому краю за 2008 г. объявлено 107 предостережений в целях недопущения нарушений прав работников. По сравнению с другими регионами это не слишком значительная цифра. В то же время Денис Курочкин подчеркивает, что на многих должностных лиц предостережение действует эффективно.

Прокуроры Липецкой области за прошедший год объявили 219 предостережений в целях устранения нарушений законодательства в сфере оплаты труда.

«В нашей практике предостережение как превентивная мера реагирования чаще всего используется в отношении руководителя или бухгалтера тех предприятий, при проверке которых ранее выявлялись нарушения законодательства в сфере оплаты труда и при этом имеются основания полагать, что подобные нарушения будут иметь место и в дальнейшем», — пояснила «ЭП» старший прокурор отдела Евгения Артамонова.

— Предостережение о недопустимости нарушения закона объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях. Данная мера прокурорского реагирования применяется только к должностным лицам организации и не может быть адресована гражданам и юридическим лицам.

Предостережение может объявляться руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции (при нарушениях в сфере оплаты труда — как правило, руководителю, бухгалтеру или начальнику отдела кадров).

Применению предостережений предшествует проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяется.

Вместе с тем в конкретной ситуации предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования.

Дисциплинарная ответственность

Должностное лицо организации (как правило, руководитель или бухгалтер), допустившее задержку выплаты заработной платы, по требованию прокурора или госинспектора труда может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.

«Дисциплинарная ответственность — самое мягкое наказание за просрочку платежей по заработной плате», — отмечает начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры г. Москвы Евгений Манеркин. «Виды дисциплинарных взысканий перечислены в статье 192 Трудового кодекса — замечание, выговор, увольнение.

Применяются они, как правило, в случаях допущения бухгалтерских ошибок, которые могут быть устранены в течение короткого срока», — пояснил Евгений Манеркин.

В то же время следует подчеркнуть, что удовлетворение требований прокурора о наложении дисциплинарного взыскания не исключает наступления других видов ответственности, например наложения административного штрафа на компанию или виновное должностное лицо.

По результатам проверки деятельности филиала ООО «ЯмалНефтеСнаб» прокуратура Зейского района Амурской области выявила нарушения трудового законодательства. Предприятие не соблюдало сроки выплаты работникам заработной платы и требования ст. 236 ТК РФ по начислению компенсации за нарушение этих сроков.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a101771/189898.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.