Ответственность за нецелевое расходование наличных денег

Содержание

Нецелевое расходование бюджетных средств в РФ и хищение: статья и ответственность

Ответственность за нецелевое расходование наличных денег

Целевое расходование средств, которые выделяются из бюджетов разных уровней, регламентировано 38 статьей БК РФ. Данный нормативно правовой акт регулирует процесс доведения денежных средств до конкретных получателей и указывает возможные статьи расходов.

Бюджеты разных уровней выделяют колоссальное количество денежных средств, поэтому нет ничего удивительного в том, что недобросовестные чиновники на местах стремятся обогатиться за этот счет. Кроме того, имеют места банальные ошибки.

Все вышеперечисленное является скорее обыденностью, нежели исключением из правил, поэтому такое правонарушение, как нецелевое расходование бюджетных средств, а также возможные виды наказания за выполнения подобного действия, следует рассматривать более детально.

Кто является получателем средств из бюджета

Нецелевое расходование средств бюджета – это нарушение, разъяснение которого имеется в 306.4 статье БК РФ. Согласно основным положениям указанной статьи, нецелевым признается расход денег, который частично или полностью не соответствует положениям закона, сметы, договора или другого документа, имеющего законную силу.

Нецелевым расходованием может быть признана оплата мероприятий, которые не были указаны в отчетной документации (смете, договоре и т. д.). Если речь идет о несоответствии трат закону, то в качестве примера можно рассмотреть выплату заработных плат бюджетникам, в размере выше реальной суммы оплаты труда.

Такое также встречается довольно часто, когда огромные суммы получают близкие и родные чиновников, или просто знакомые за процент от суммы. Нецелевыми предназначаются и траты, непопадающие ни под одну статью бюджетных расходов. Например, ответственное лицо использует бюджетные средства для строительства личного дома.

По сути, это хищение бюджетных средств.

Чтобы понять, кто может расходовать средства не по целевым направлениям, для начала нужно определиться с получателями. К числу последних нужно отнести:

  • государственную власть;
  • управления внебюджетных фондов;
  • местную власть;
  • муниципальные администрации;
  • казенные учреждения.

Все вышеперечисленные субъекты имеют право принимать и выполнять финансовые обязательства за счет соответствующего фонда. Бюджетное некоммерческое учреждение не может выступать получателем.

Так, на первый взгляд может показаться, что на него не распространено действие положений 1 части 306.1 статьи БК РФ.

В то же время следует учитывать, что вторая часть этого документа гласит о том, что меры принуждения могут быть применены даже к субъектам, не являющимися получателями средств из бюджета.

Чтобы понять, как подобное возможно, нужно рассмотреть конкретную ситуацию. Поликлиника – это бюджетное учреждение, которое не получает денег напрямую.

В то же время его руководство имеет возможность расходовать средства нецелевым способом.

При этом оно может действовать как в сговоре с местной властью, например, в сфере закупки медицинского оборудования, так и самостоятельно, просто завышая зарплату своим близким.

Виды нецелевого расходования

Существует огромное количество способов умышленно, по незнанию или неосторожности использовать средства по нецелевому назначению.

Чаще всего выявляются следующие виды нецелевого расходования:

  • направление денег на оплату покупок или работ, которые не были оговорены в плане финансово-хозяйственной деятельности на текущий год;
  • самовольный перевод денег между статьями расхода (например, деньги были выделены, на оснащение больницы новым оборудованием, но были переведены на ремонт дороги; такое возможно, но требует специальных санкций);
  • перевод денег в счет оплаты статей расходов, которые должны были быть закрыты бюджетом другого уровня или внебюджетным фондом;
  • оплата работ и услуг, не имеющих прямого или косвенного отношения к работе организации;
  • безвозмездное погашение долгов по коммунальным платежам сторонних потребителей, например, арендаторов;
  • финансирование строящихся объектов свыше сумм, значение которых прописано в заранее согласованных проектно-сметных документах.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Существует еще масса способов использовать бюджетные средства не по назначению.

Виды наказания

Чтобы получить деньги из бюджета нужно предоставить соответствующие бумаги, в которых четко указано для каких целей требуется финансирование.

В качестве таких документов могут выступать: бюджетные планы, росписи, сметы и т. д. Если средства были получены, но потрачены не на то что было указано в документах, или вовсе похищены, то виновные лица подлежат следующим видам наказания, предусмотренным статьей 285, 1 УК РФ:

  • штраф в размере от 100 000 рублей до полумиллиона или заработка за 1-2 года;
  • обязательные работы сроком до 2 лет и (или) запрет на право занимать некоторые должности на протяжении трех лет;
  • до двух лет лишения свободы и запрет занимать определенную должность на протяжении 3 лет.

Если растрата была совершенна по сговору несколькими лицами или мело место хищение бюджетных средств в особо крупных размерах, то наказание ужесточается:

  • штраф от 200 000 до 500 000 рублей, либо в размере заработка за период от 1 до 3 лет;
  • обязательные работы сроком до 5 лет с запретом занимать некоторые должности в течение 3 лет;
  • лишение свободы сроком до 5 лет с запретом заниматься определенной деятельность на протяжении 3 лет.

Согласно действующему законодательству, крупным объемом считается сумма более 1 500 000 рублей. Если речь идет об особо крупном размере, то это означает, что объем неправомерно израсходованных средств составил свыше 7 500 000 рублей.

Источник: https://yurister.ru/ugolovnyy-kodeks/netselevoe-rashodovanie-byudzhetnyh-sredstv.html

Центробанк изменил порядок расходования наличной выручки и соблюдения лимита наличных расчетов

Ответственность за нецелевое расходование наличных денег

В конце апреля Минюст России зарегистрировал указание Центробанка от 07.10.13 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».

В данном документе уточнен список целей, на которые допустимо расходовать наличную выручку, и названы случаи, когда лимит расчетов наличными можно не соблюдать.

В частности, предпринимателям разрешили тратить любые суммы на личные цели, а кассирам позволили не соблюдать лимит при выдаче денег под отчет.  Документ вступает в силу с 1 июня.

До вступления в силу комментируемого документа перечень целей, на которые разрешено расходовать наличную выручку, следует искать в указании Центробанка от 20.06.07 № 1843-У (далее — Указание № 1843-У). Данный перечень является закрытым и в него входят:

  • зарплата и иные выплаты работникам (в том числе социального характера);
  • командировочные расходы;
  • оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ и услуг;
  • возврат полученной ранее наличной оплаты в случае возврата товара, неоказания услуг или невыполнения работ;
  • выплаты страховых возмещений по договорам страхования физических лиц.

Что изменилось для организаций

Комментируемое указание Центробанка корректирует список целей, на которые можно тратить наличную выручку.

Вместо «зарплаты и иных выплат работникам» в списке теперь значатся «выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера».

А на смену командировочным расходам пришло более широкое понятие — «выдача подотчетных сумм работникам». Все прочие пункты остались неизменными.

Отдельно оговорено, как нужно поступать, если организации понадобилось рассчитаться наличными за ценные бумаги, оплатить аренду недвижимости, выдать или вернуть займы и проценты по ним, либо внести плату за организацию и проведение азартных игр. Из пункта 4 комментируемого указания следует, что в этом случае бухгалтерия должна сначала сдать выручку в банк, а затем снять ее и направить на перечисленные цели.

Что изменилось для предпринимателей

Все вышеперечисленные новшества, установленные для юридических лиц, распространятся и на индивидуальных предпринимателей. Плюс к этому для ИП предусмотрена еще одна цель расходования наличной выручки. Комментируемое указание Центробанка предоставляет ИП полное право тратить наличные деньги на личные (потребительские) нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью.

Заметим, что ранее вопрос о расходовании наличности на личные нужды ИП не был полностью урегулирован.

Многие специалисты полагали, что предприниматель и прежде мог беспрепятственно забрать из кассы любую сумму и потратить ее на любые цели, в том числе на домашние, семейные и проч. При этом ни заявление на выдачу денег под отчет, ни авансовый отчет не требовался.

Единственное, что нужно было сделать, это оформить расходный ордер и создать запись в кассовой книге (подробнее об этом читайте в статье «ИП берет деньги в кассе: вопросы кассовой дисциплины»).

Центробанк в письме от 02.08.12 № 29-1-2/5603 подтверждал, что ИП не запрещено расходовать наличность на потребительские нужды. Но этот вывод относился только к деньгам, снятым с банковского счета (см. «Центробанк напомнил, что индивидуальные предприниматели должны соблюдать кассовую дисциплину»). Что же касается кассовой выручки, то о ней авторы письма умалчивали.

Теперь все неясности остались в прошлом, и предприниматели смогут без тени сомнения тратить наличную выручку по собственному усмотрению.

Ответственность за нецелевое использование наличной выручки

В общем случае за нарушение порядка работы с денежной наличностью налоговики могут оштрафовать компанию или предпринимателя на основании статьи 15.1 КоАП РФ.

Но под санкцию подпадают не любые нарушения, а лишь те, что упомянуты в данной статье Кодекса. Нецелевое расходование наличной выручки там не упомянуто.

Следовательно, привлекать к административной ответственности за такую провинность инспекторы не станут. Наказание в рамках иных законов также не предусмотрено.

Прежний порядок

До начала действия комментируемого документа лимит наличных расчетов будет регламентироваться Указанием № 1843-У.

В нем говорится, что наличные расчеты между двумя юридическими лицами, двумя ИП, либо между юридическим лицом и ИП, не могут превышать 100 000 рублей по одному договору.

При этом из текста Указания № 1843-У нельзя сделать однозначного вывода, распространяется ли аналогичное ограничение на выплату заработной платы и на выдачу подотчетных сумм.

Специалисты Центробанка в письме от 04.12.07 № 190-т пояснили, что при выдаче зарплаты, стипендий и иных выплат сотрудникам лимит применять не нужно. На вопрос, можно ли выдать под отчет сумму, превышающую 100 000 рублей, авторы письма не ответили.

Но рассказали, как правильно тратить подотчетные деньги. Так, во время командировки сотрудник вправе оплачивать любые услуги от своего имени без соблюдения лимита.

Но если речь идет о расчетах по договорам, заключенным от имени работодателя, то соблюдение лимита становится непременным условием.

Что изменилось

Комментируемое указание Центробанка устраняет все неясности. В нем четко сказано, что предельная величина наличных расчетов не применяется в случае выплат, включенных в ФОТ (в том числе социального характера), и при выдаче денег под отчет.

Кроме того, названа еще одна ситуация, когда лимит можно не соблюдать. Это расходование денег на личные нужды ИП, не связанные с его предпринимательской деятельностью.

Что касается величины лимита наличных расчетов, то она не изменилась и по-прежнему составляет 100 000 рублей по одному договору между двумя компаниями, двумя ИП или между компанией и предпринимателем.

Добавим, что за превышение лимита предусмотрена административная ответственность по статье 15.1 КоАП РФ. Размер санкции составляет для должностных лиц и предпринимателей от четырех до пяти тысяч руб., для юридических лиц — от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2014/5/8651

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Ответственность за нецелевое расходование наличных денег

Целевое использование средств бюджета – это обязательный пункт в проверке финансово-хозяйственной деятельности каждого муниципального (государственного) учреждения в 2019 году.

Практика проведения проверок различными контролирующими органами показывает, что на объектах контроля часто обнаруживается нарушения использования бюджетных средств.

Поэтому в данной статье мы рассмотрим, что под собой подразумевает нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) и меры наказания, предусмотренные за такое нарушение.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Что такое нецелевое использование бюджетных средств? Нецелевое расходование бюджетных средств – это, прежде всего, нарушение бюджета.

Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ определил, что нецелевое использование бюджетных средств – это такое направление средств бюджета в бюджетной системе России и оплата денежных обязательств, цель которых не соответствуют частично или полностью целям, которые определены законом и отображены в следующих документах:

  • решение о бюджете;
  • сводная бюджетная роспись;
  • бюджетная роспись;
  • бюджетная смета;
  • договор (соглашение) или другой документ, являющийся правовым основанием для предоставления вышеуказанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

Каждая статья расходов, которая входит в состав бюджетной росписи, имеет конкретное предметно-целевое назначение, называемое «классификацией расходов бюджетов».

расходов имеют строго обязательный характер, они не подлежат произвольному изменению (требования сметно-бюджетной дисциплины, которую определило бюджетное законодательство).

Учреждение, которое получило финансирование из бюджета, должно использовать поступающие средства в строгом соответствии как с их размером, так и с их целевым назначением.

Ответственной за надзор и постоянный контроль за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, средств федерального бюджета, материальных ценностей, которые находятся в федеральной собственности, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Анализ материалов контрольных мероприятий данной службы позволил различать всевозможные методы нецелевого использования бюджетных средств:

  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые не предусмотрены в плане финансово-хозяйственной деятельности на данный финансовый год;
  • использование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны покрывать средства, поступающие из других бюджетов;
  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны оплачиваться за счет денег из внебюджетных источников;
  • использование бюджетных средств для оплаты работ и услуг, которые не связаны с основной деятельностью бюджетного учреждения — для оказания финансовой помощи другим коммерческим организациям либо на их создание, для оплаты расходов иного юридического лица;
  • расходование бюджетных средств для оплаты коммунальных услуг, которые были осуществлены сторонними потребителям (например, арендаторами) без должного возмещения этих расходов;
  • использование бюджетных средств для финансирования различных строительных объектов, по которым в установленном порядке финансирование не предусмотрено, поскольку они не включены в перечень строек и объектов, указанных в проектно-сметной документации;
  • использование субсидий и субвенций с нарушением условия их предоставления.

Кто должен быть получателем?

Статья 38 БК РФ закрепила принцип целевого характера и конкретной адресности бюджетных средств.

Поэтому любые действия, которые приводят к нарушению адресности средств, предусмотренных бюджетом, или же к направлению их на те цели, которые не обозначены в бюджете выделения конкретных сумм, являются ни чем иным, как нарушением бюджетного законодательства.

Таким образом, получателем могут выступать:

  • управление внебюджетных государственных фондов;
  • органы государственной власти;
  • органы местного управления;
  • муниципальные администрации, находящиеся в ведении распорядителя;
  • казенные учреждения.

Все они могут принимать или же исполнять финансовые обязательства от представителей публично-правовой организации.

При каждом случае нецелевого расходования бюджетных средств должна применяться административная (статья 15.14 КоАП РФ) или же уголовная (статья 285.1 УК РФ) ответственность.

При этом также выдается предписание органа муниципального (государственного) финансового контроля о возмещении ущерба, причиненного РФ, которое обязательно для исполнения в обозначенное время. Далее рассмотрим, что грозит нарушителю бюджета.

Наказание

Проанализируем, какую ответственность в различных кодексах несут лица за нецелевое использование бюджетных средств.

Административная ответственность

В прежней редакции статьи 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование денег из бюджета предусматривалась смешная ответственность должностных лиц в размере «большого» штрафа от 4 000 до 5 000 руб., что, естественно, никак не способствовало правильному распределению средств.

Почему именно такой небольшой размер штрафа за нецелевое использование бюджетных средств и такое наказание прокуратура считала оптимальной на протяжении 12 лет (от принятия КоАП), трудно объяснить.

Такое, по сути, формальное наказание выглядит нелогичным как по экономическим, так и по юридическим соображениям.

Также не было четко прописано, чем должно принципиально отличаться нарушение по статье 15.14 КоАП, за которое предусмотрен штраф в размере 4 000 руб., от нарушения по этой же статье закона только с так называемой «суровой» санкцией в 5 000 руб.

https://www.youtube.com/watch?v=ChACQ5jJjao

Эффективность и экономические мотивы подобного регулирования странны и сомнительны, учитывая постоянную нехватку денег в бюджете и состояние экономики, балансирующей на грани финансового кризиса.

Судебная практика показывает, что даже такой вид ответственности руководителя, как подобные смехотворные штрафы, зачастую отменялись на основании жалоб от должностных лиц, привлеченных к данному административному наказанию по статье 15.14 КоАП, ссылаясь на статью 2.9 КоАП по незначительности правонарушения. В таких случаях частым итогом работы органа финансового контроля ранее являлись устные замечания правонарушителям.

Сегодня же в новой редакции статьи 15.14 КоАП РФ наказанием при нецелевом использовании полученных бюджетных средств является наложение административного штрафа:

  • для должностных лиц – размером от 20 тысяч до 50 тысяч руб. (или же дисквалификация на период от 1 года до 3 лет);
  • для юридических лиц – штраф, размером 5 — 25% от суммы средств, которые были получены из бюджета бюджетной системы страны, но использованы не по своему целевому назначению.

Постановление о назначении административного штрафа за нарушение бюджетного законодательства выносят не позже, чем спустя 1 год со времени его совершения (статья 4.5 КоАП РФ).

Позже производство по делу невозможно, поэтому проверяющие не смогут вынести наказание виновному учреждению (статья 24.5 КоАП РФ). Однако вынесенное постановление о наложении административного штрафа можно оспорить в суде.

Примечательно, что критерием разграничения между административной и уголовной ответственностью за нецелевое расходование бюджетных средств по-прежнему является сам размер нецелевого использования – от 1,5 млн. рублей и выше (статья 285.1 УК РФ).

Уголовная ответственность

Кроме административной, возможно также и привлечение к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

В случае, если сумма нецелевого расходования средств из бюджета превышает 1,5 млн. рублей, то виновнику грозит уголовная ответственность.

В такой ситуации мерой наказания для виновника будет не только лишь выплата штрафа, размером от 100 000 до 300 000 рублей, но также и:

  • арест на срок до 6 месяцев;
  • принудительные работы, сроком до 2 лет;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

В случае, если нецелевое расходование средств из бюджета совершила по предварительному сговору группа лиц или же в особо крупном размере, то наказание будет более серьезнее:

  • штраф от 200 000 до 500 000 рублей или же в размере заработной платы либо иного дохода за последние 1–3 года;
  • осуждение, сроком до 5 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет.

Дополнительно ко всему суд может запретить должностному лицу (или группе лиц) заниматься определенным видом деятельности на период до 3 лет или же пребывать на своем посту на протяжении 3 лет.

Данные санкции применяют и в случае нецелевого использования средств в крупном размере (более 1,5 миллиона рублей). При этом особо крупным считается сумма денежных средств от 7,5 миллионов рублей.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ дал точное определение нецелевого использования средств из бюджета, а ответственность за совершение данного нарушения предусмотрена в КоАП и в УК РФ.

Профессиональная дисквалификация, штрафные санкции и даже тюремный срок – это лишь некоторые виды ответственности, которые вправе назначить государство виновным лицам.

  • Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/necelevoe-ispolzovanie-byudzhetnyx-sredstv-st-285-1-uk-rf/

Нецелевое использование бюджетных средств

Ответственность за нецелевое расходование наличных денег

Попов С.В., соискатель Пятигорского государственного технологического университета.

Как известно, бюджетные средства, предназначенные для финансового обеспечения государственных и муниципальных функций, выделяются в распоряжение получателей бюджетных ассигнований исключительно для финансирования конкретных целей. Однако законодательно признанное положение о целевом характере бюджетных средств нередко игнорируется при исполнении бюджетов всех уровней.

Получившая значительное распространение практика нецелевого расходования бюджетных средств препятствует эффективной деятельности государства и местного самоуправления, ставит под угрозу выполнение национальных проектов и государственных целевых программ и тем самым причиняет существенный ущерб интересам российского народа, общества и государства в целом.

В этой связи в современной юридической и общественно-политической литературе открыто признается, что масштабное нецелевое использование бюджетных средств является реальной угрозой для национальной безопасности России.

Необходимость противодействия этой угрозе предопределила появление в Уголовном кодексе РФ новой статьи, устанавливающей ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ).

Основным непосредственным объектом нецелевого расходования бюджетных средств являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Дополнительным непосредственным объектом нецелевого расходования бюджетных средств могут являться интересы личности, общества и государства, финансовое обеспечение которых осуществляется из бюджетных средств.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1 УК РФ, является его предмет — бюджетные средства в крупном размере, за исключением тех, которые предоставлены в форме бюджетного кредита, поскольку уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетного кредита наступает по ч. 2 ст. 176 УК РФ.

Согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. Обращает на себя внимание некоторая непоследовательность законодателя, который в диспозиции ч. 1 ст. 285.

1 УК РФ признал крупный размер признаком общественно опасного деяния («расходование бюджетных средств… совершенное в крупном размере»), а в примечании к ст. 285.1 УК РФ указал, что крупный размер — это определенная сумма бюджетных средств, то есть признак предмета преступления.

На наш взгляд, крупный размер характеризует не объективную сторону нецелевого расходования бюджетных средств, а является стоимостным, количественным критерием предмета этого преступления.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, выражается в расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенном в крупном размере.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц (ч. 1 ст. 227 БК РФ). Согласно диспозиции ч. 1 ст.

Статья 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств

285.1 УК РФ расходование бюджетных средств является нецелевым, если бюджетные средства израсходованы на цели, не соответствующие условиям их получения, которые определяются следующими утвержденными документами:

а) бюджет — основной финансовый план соответствующей территории, который ежегодно утверждается в форме закона (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации) или в форме решения представительного органа местного самоуправления;

б) бюджетная роспись, т.е. документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ (ст. 6 БК РФ);

в) уведомление о бюджетных ассигнованиях, т.е. документ, в форме которого орган, исполняющий бюджет, доводит показатели бюджетной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств (ст. 220 БК РФ);

г) смета доходов и расходов, т.е. план доходов и расходов бюджетного учреждения (ст. 221 БК РФ);

д) иной документ, являющийся основанием для получения бюджетных средств, — таковым может быть соглашение о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, нормативный акт органа исполнительной власти либо органа местного самоуправления.

Таким образом, нецелевое расходование бюджетных средств — это осуществление платежа (списание бюджетных средств со счета бюджета в пользу физических и юридических лиц) на цели, не соответствующие условиям получения бюджетных средств.

Показательными примерами нецелевого расходования бюджетных средств могут являться факты, изложенные в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 августа 1997 г. N 21-7-97 «О нарушениях законодательства об организации питания обучающихся».

Так, руководители Данковского РОНО Липецкой области средства в сумме 231,8 млн. руб.

, выделенные из федерального бюджета на питание детей в дошкольных учреждениях, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, потратили на приобретение легкового автомобиля, холодильников и выплату себе премий.

В Комаричском профучилище Брянской области из денежных средств в сумме 94 млн. руб., перечисленных на питание, 30 млн. руб. с разрешения управления образованием израсходовано на другие цели. В СПТУ Солонешского района Алтайского края более 12 млн. руб., выделенных из федерального бюджета на питание студентов, израсходованы на хозяйственные нужды.

Руководством школьно-базовой столовой N 38 г. Екатеринбурга средства в сумме 142,8 млн. руб., выделенные на компенсацию питания, направлены на погашение задолженности по транспортным расходам. В Донском казачьем кадетском профучилище и учебном центре г.

Волгодонска Ростовской области эти средства перераспределены на оплату командировочных расходов и прочие хозяйственные нужды .

СПС КонсультантПлюс.

Провозглашая принцип целевого характера бюджетных средств (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ), законодатель в отдельных случаях предоставляет получателям бюджетных средств возможность использования бюджетных ассигнований на цели, не соответствующие условиям их получения. Так, согласно ст.

237 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75 процентов объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах Федерального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Такое нецелевое использование бюджетных средств осуществляется на основании закона и преследует цель минимизировать негативные последствия задержки финансирования из бюджета или недофинансирования бюджетных учреждений. Иными словами, при наличии оснований, предусмотренных ст. 237 Бюджетного кодекса РФ, нецелевое использование бюджетных средств следует признавать правомерным.

Представляется, что нецелевое использование бюджетных средств, признанное правомерным, не может иметь уголовно-правового значения и не подлежит квалификации по ст. 285.1 УК РФ.

Субъект нецелевого расходования бюджетных средств является специальным. Согласно ч. 1 ст. 285.1 УК РФ таковым является должностное лицо получателя бюджетных средств. В соответствии со ст.

162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств — это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 285.

1 УК РФ, может являться лишь то должностное лицо получателя бюджетных средств, на которое возложена персональная ответственность за выполнение юридической обязанности по целевому расходованию бюджетных ассигнований.

Если же должностное лицо получателя бюджетных средств не уполномочено принимать решения о расходовании бюджетных ассигнований, а, соответственно, не ответственно за их целевое использование, то такое лицо не является субъектом преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ.

К числу должностных лиц получателя бюджетных ассигнований, уполномоченных принимать решения о расходовании бюджетных средств и несущих персональную ответственность за их целевое использование, как правило, относятся руководитель учреждения или организации, его заместители, главный бухгалтер. Следовательно, указанные должностные лица получателя бюджетных средств и являются субъектами преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом.

Совершая преступление, предусмотренное ст. 285.1 УК РФ, субъект должен осознавать общественную опасность нецелевого расходования бюджетных средств и желать совершить указанные действия.

Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств дифференцирована посредством установления в ч. 2 ст. 285.1 УК РФ двух квалифицированных составов этого преступления:

  • нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 2 ст. 285.1 УК РФ);
  • нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное в особо крупном размере (п. «б» ч. 2 ст. 285.1 УК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

В судебной практике подчеркивается, что преступление считается совершенным группой лиц по предварительному сговору в случае участия в его совершении, как минимум, двух соисполнителей .

Соответственно, нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору, имеет место, если в преступлении участвовали два или более исполнителя, обладающих признаками специального субъекта этого преступления.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 4. С. 9.

Самостоятельным квалифицированным составом нецелевого расходования бюджетных средств является «то же деяние, совершенное в особо крупном размере» (п. «б» ч. 2 ст. 285.1 УК РФ). Однако согласно примечанию к ст. 285.

1 УК РФ особо крупным размером в этой статье признается сумма бюджетных средств, превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей, то есть признак предмета нецелевого расходования бюджетных средств. Мы уже обращали внимание на это противоречие и пришли к выводу, что в ст. 285.1 УК РФ размер характеризует не объективную сторону, а предмет соответствующего преступления.

Это означает, что в основу выделения рассматриваемого квалифицированного состава нецелевого расходования бюджетных средств положен квалифицирующий признак, характеризующий предмет этого преступления.

УК РФ Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

(введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Источник: https://printscanner.ru/necelevoe-ispolzovanie-bjudzhetnyh-sredstv/

Юридическая характеристика

Определение того, что такое бюджет, дается в ст. 6 БК РФ:

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Понятие нецелевое использование бюджетных средств введено ст. 306.4 БК РФ:

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из положений комментируемой статьи следует, что любое выделение денег из бюджета происходит под конкретные цели, и нарушение предписанного назначения означает нецелевой расход.

Структура бюджетной системы

Определение структуры бюджетной системы в России закреплено нормами Бюджетного Кодекса РФ. Ст. 10 БК РФ гласит, что:

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Регламент использования бюджетных средств определяет, что если после выполнения целевых обязательств осталась часть денег, то они не могут быть использованы должностным лицом пока не будет определено новое назначение для них.

ВАЖНО! Цель использования бюджетных средств указывается в документе, на основании которого происходит перечисление денег либо в отдельном распорядительном документе (смете/проекте/плане), который является дополнением к основному нормативному акту.

Бюджетными активами в России являются:

  • субсидии, включая муниципальные и региональные;
  • гранты в форме субсидирования;
  • трансферы;
  • государственные кредиты;
  • субсидии под капитальные вложения.

Таким образом, бюджетными деньгами признается любое бюджетное ассигнование.

Параллельно с запретом производить нецелевое расходование бюджетных средств установлены ограничения на запрет устанавливать обязательство оплаты услуг конкретного поставщика при соблюдении конкурсного порядка проведения закупок. Это значит, что определение конечного получателя денег происходит по результатам тендера.

Примером нецелевой траты ассигнований признается оплата расходов, которые не предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности. Также за несанкционированное перемещение между статьями бюджетной классификации виновный будет привлечен к ответственности.

Подобное возможно при перечислении под определённую статью. Нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при намеренной или ошибочной оплате счёта не из того бюджета, что требуется.

К нарушениям относится и трата целевого субсидирования на иные нужды учреждения.

Обозначенные примеры демонстрируют, что определение конкретной операции с бюджетными деньгами происходит всегда индивидуально.

Определение состава преступления

Комментариями к ст. 285.1 УК РФ определяются составные части преступления: стороны, объект и субъекты. Субъект квалифицируется в ходе расследования просто – это должностное лицо, которое имело право и/или возможность распоряжаться средствами, выделенными к использованию из бюджета.

Прямой объект – взаимоотношения в сфере гос. власти и в части управления средств, относящихся к бюджету любого типа. Дополнительным объектом выступают нарушенные из-за деяния виновного права участников взаимоотношений в бюджетной сфере.

Субъективная сторона характеризуется умыслом, непременно прямым. Мотив совершения преступления для квалификации не важен.

ВАЖНО! Комментируемая статья не затрагивает ситуации при крайней необходимости.

Объективная сторона – непосредственный комплекс действий и мероприятий, направленный на нецелевое использование бюджетных средств. Преступление носит формальный характер и считается оконченным с момента осуществления перевода денег.

Преступление или правонарушение?

Законодатель демонстрирует серьёзное отношение к нецелевому расходованию средств из бюджета. Необходимо разграничивать, когда действие считается правонарушением, а когда — преступлением. Правонарушение – ситуация, когда бюджетные деньги тратятся в незначительном размере (до 1,5 млн. рублей).

Если сумма равна либо более 1,5 млн. рублей, то деяние – преступление. За правонарушение предусматриваются штрафы и дисквалификация, а за преступление наказанием может стать даже лишением свободы.

Судебная практика имеет множество примеров, когда при использовании целевого субсидирования не по назначению возникает уголовное преследование.

Наказание за нецелевое использование

В зависимости от тяжести деяния и степени материального вреда действия может быть применена административная или уголовная ответственность.

Что гласит КоАП РФ

Если нецелевое использование бюджетных средств не имело признаков уголовно-наказуемого деяния, то наказание применяется в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ:

наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Уголовная ответственность в России

Ответственность за нецелевое использование по нормам УК РФ наступает при условии совершения преступления в крупном/особо крупном размере.

Источник: https://rebuko.ru/netselevoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.