Следует ли указывать в декларации данные иностранного производителя?

Содержание

Номер ГТД — расшифровка по импорту и экспорту, примеры

Следует ли указывать в декларации данные иностранного производителя?

Любые сделки связанные с ввозом или вывозом товара, а также последующей оплатой таких операций, облагаются налогами, и для совершения правильного вычета проводятся отдельные процедуры с общей использованной суммой.

Каждой таможенной декларации присваивается отдельный налоговый номер, который облегчает ФНС проведение проверки и контроля всех операций.

В основном такие номера используются исключительно налоговыми службами, однако владельцы деклараций также могут проверить состояние собственного документа на момент его проверки, и верного заполнения информативной базы.

Как и когда заполнять номер ГТД в счете-фактуре

Чтобы указать НДС на товар, реализатор обязан формировать счет-фактуру, но так как такие операции довольно часто применяются в процессе перемещения груза из страны в страну, то есть при совершении импортных и экспортных операций, продавец при наличии оснований указывает в счете-фактуре номер ГТД. Что это такое, как расшифровывается, где взять расшифровку импорта, как заполняется в новом бланке с 01.10.2017?

В 2017 году под влиянием существенных изменений в законодательстве этот вопрос и тема в целом претерпели множество изменений.

В 2017 — 2018 году номер ГТД есть неотъемлемой частью счета-фактуры при ввозе или производстве импортных материалов, сырья, продукции и прочего, указывать его следует с соблюдением всех требований законодательства и помнить об исключениях, когда внесение информации не требуется.

Что это такое — ГТД (расшифровка)

ГТД – это грузовая таможенная декларация, обязательная к заполнению, если происходит перемещение товара между странами неважно в какую сторону (экспортные и импортные операции).

Таможенная декларация содержит основные данные о:

  • Стоимости товара, идентификационные данные;
  • Применяемом в этой операции транспорте;
  • Участниках мероприятия – отправителе и получателе груза.

Номер, присвоенный ГТД, подлежит обязательному переносу в графу 11 счета-фактуры. Причем обновление данного бланка, которой произошло с 01.10.2017 затронуло как раз данную графу 11 — поменялось ее наименование, добавлено вначале слово «регистрационный».

Значение ГТД невозможно недооценить, так как она:

  • Предоставляет возможность выполнить проверку груза по факту таможенными сотрудниками;
  • На ее основании осуществляется пропуск через границу;
  • Она дает возможность оценить факт правильного исполнения таможенного законодательства;
  • Является подтверждением действий со стороны участников в рамках закона;
  • Является источником показателей для внесения их в счет-фактуру и начисления в дальнейшем НДС.

Так как данная грузовая таможенная декларация обеспечивает узаконивание перевоза товаров, его формирование важно:

  • При ввозе/вывозе налогооблагаемой продукции;
  • При ее передвижении с применением индивидуального экономического подхода;
  • Ввоз/вывоз активом на сумму свыше 100 евро.

Если все вышеперечисленные товары не сопровождаются декларированием, то их импорт расценивается как контрабанда.

Форма ГТД составляется на 4-х идентичных листах, каждый из них используется:

  • Для хранения на таможне в архиве;
  • С целью подшивания в папку таможенной статистики;
  • Передачи лицу, декларирующему груз;
  • С целью сопровождения транспортной перевозки.

Таможенную декларацию на груз доступно сформировать любым удобным способом, но без ошибок и исправлений.

Когда необходимо вносить номер ГТД в счет-фактуру

Согласно законодательству номер ГТД является обязательным к указанию в счете на товар, но при этом указывается не всегда, а только при наличии оснований. Указывать сведения о таможенной декларации необходимо в графе 11. Наименование данной графы с 01.10.2017 — регистрационный номер таможенной декларации.

При этом необходимо учитывать, что данный номер вноситься до отгрузки товара покупателю.

Чтобы вписать ГТД в документ следует выполнить следующие операции:

  • Перевозить импорт на территорию российского государства – регистрационный номер указывается в счете в процессе реализации и передаче груза покупателю.
  • Переработка импортного сырья – для обоснования внесения номера в счет необходимо установить, что произведенная продукция полностью соответствует по качеству приобретенному сырью, в противном случае, она признается изготовленной на территории России и выполнять внесение согласно законодательству не надо.
  • Сырье импортного происхождения, но уже закуплено на территории РФ – в данном случае следует действовать аналогично предыдущему случаю и установить, что уже готовые изделия соответствуют по качеству импортному сырью.

Пошаговые действия по заполнению графы 11 в счете-фактуры (пример):

В случае выяснения, что заполнение фактуры следует совершать с указанием номера таможенной декларации, действуют таким образом:

  1. Вводиться набор чисел в соответствующую графу счета-фактуры;
  2. Перепроверяются показатели с первичным документом – 1-я графа таможенной декларации;
  3. В 10-й графе следует указать страну производителя – этот показатель находиться в 16-й графе декларации;
  4. При этом если для ввоза сырья использовалось несколько партий однотипного товара, каждая из которых сопровождалась отдельным декларированием, при реализации в счет-фактуру необходимо внести номера всех ГТД.

Когда оформляются счет-фактуры без номера ГТД

Существуют случаи, когда организация, реализующая импорт, не должна применять номер декларации:

  • Объект передается неплательщиком НДС – такой поставщик вправе не формировать счет-фактуру, а значит и оснований для внесения числового набора, нет;
  • Импорт товара не декларировался – закон не запрещает отдельные группы импорта ввозить в пределы России без деклараций, а это значит, что и вносить нечего.

Также номер ГТД в счете-фактуре не указывается:

  • При реализации отечественных изделий;
  • Поступившие грузы из стран ЕАЗС или перевезенную через их территории.

Номер ГТД в счете-фактуре с 01.10.2017 — что изменилось

С 1 октября 2017 года в действующий бланк счета-фактуры введено ряд изменений. Одно из них коснулось наименования графы 11. К формулировке добавлено слово «регистрационный».

В целом, суть назначения данной графы не изменилось. В нее по-прежнему нужно вносить номер таможенной декларации из графы А декларации на товары, оформляемой при совершении импортных операций с выставлением счета-фактуры.

То есть номер таможенной декларации состоит из регистрационного номера (три цифровых блока через дробь) и порядкового номера товара. Регистрационная составляющая присваивается декларации при ее принятии на таможне.

Вопросы и ответы

Вопрос 1: Компания приобретает импортный товар у организации, работающей на УСН и не выставляющей счета-фактуры, а, значит, не указывающей номер ГТД. Покупатель продавать купленный импортный товар будет с НДС, нужно ли заполнять номер таможенной декларации в счете-фактуре покупателю при перепродаже?

Вопрос 2: Организация покупает импортный товар несколькими партиями, на каждую оформлен ГТД. Товар подлежит перепродаже сразу всем объемом. Нужно ли все номера деклараций вносить в счет-фактуру?

Вопрос 3: Зарубежный поставщик импортной продукции не указал в счете-фактуре номер грузовой таможенной декларации. При перепродаже данной продукции обязательно ли указывать данный номер в с/ф? Правильным ли будет оформление без регистрационного номера?

Вопрос 4: При заполнении регистрационного номера декларации с 01.10.2017 поставщик указал данный номер вместе с кодом товара. Правильно ли это, или нужно потребовать переоформления счета-фактуры для требования вычета?

Ответ: В графе 11 счета-фактуры нужно указывать регистрационный номер (три цифровых блока через дробь). Однако, если поставщик дополнил этот номер кодом товара, то это не приведет к отказу в вычете НДС.

Даже если это будет принято налоговиками как ошибка в оформлении счета-фактуры, это не помешает верно идентифицировать требуемую информацию о покупателе, поставщике, товаре, налоге, поэтому право на вычет не будет утеряно.

С сайта: http://buhland.ru/nomer-gtd-v-schete-fakture/

Номер таможенной декларации в счете-фактуре, как проверить таможенную декларацию по кодовому номеру онлайн?

В данной статье будут рассмотрены особенности заполнения номера таможенной декларации в 1С.

Разберемся на примере:

  • в чем разница между полным и регистрационным номером таможенной декларации;
  • откуда берутся «неформатные» номера таможенных деклараций;
  • как в 1С ввести номер таможенной декларации, указанный в счете-фактуре поставщика;
  • как исправить ошибочно заведенный в программе номер таможенной декларации;
  • в каком формате номера отражаются в книге покупок и в декларации по НДС.

В графе 11 счета-фактуры (СФ) указывается регистрационный номер таможенной декларации (ТД) (пп. л п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Источник: http://buhvopros.com/nomer-tamozhennoj-deklaratsii/

Тонкости применения национального режима по 44-ФЗ

Следует ли указывать в декларации данные иностранного производителя?

Статья актуальна на 26 января 2018

У нас есть статья об основных правилах закупок с нацрежимом. Но на практике возникает много вопросов, например: как именно подтверждать российское происхождение товаров, что делать, если в заявке есть иностранный и российский товар, где получать сертификат СТ-1 и т.д.

Если на товар распространяется национальный режим, заказчик указывает требование в плане-графике, а в документах закупки пишет:

  • Ссылку на постановление правительства, в соответствии с которым действует нацрежим.
  • С помощью каких документов участнику подтвердить, что товар произведен в стране из ЕАЭС.
  • Условие о том, что участник указывает в заявке цену за единицу каждой позиции и несет ответственность за недостоверную информацию о стране происхождения товара.

Какие документы подтверждают страну происхождения?

Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:

  • декларация в свободной форме о стране происхождения,
  • акт экспертизы ТПП (действует 1 год),
  • сертификат СТ-1, выданный на основании этого акта или по заявлению поставщика: разовый, трехмесячный или годовой (на лекарства),
  • копия специального инвестиционного контракта, или СПИК (юрлицо инвестирует > 3 млрд руб. в производство товара на территории РФ, а государство закупает его продукцию без конкурса).

В закупках некоторых товаров правительство указывает, какими именно документами участник закупки может подтвердить страну происхождения, например:

Если в закупке не установлено обязательное требование предоставить сертификат СТ-1, участник просто декларирует страну происхождения товара, то есть изготовитель и продавец продукции могут самостоятельно в свободной форме составить декларацию о том, где был произведен товар (в закупках, опубликованных до 5 ноября 2018 — согласно приказу Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155, в закупках с 5 ноября 2018 — согласно приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н). Отличия двух приказов читайте в новой статье в Справочной.

Название страны происхождения товаров нужно указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК. Например, нет страны РФ, а есть Россия или Российская Федерация.

Что будет, если не приложить к заявке подтверждающие документы?

  • Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявку без подтверждающих документов отклонят. Например, если поставляете мебель или товары легкой промышленности.
  • Если запрета на иностранный товар нет, но действует ценовая преференция для российских товаров, то вашу заявку рассмотрят, как иностранную. То есть в аукционе придется заключить контракт с ценой на 15% меньше от предложенной, а в других конкурентных закупках вы не получите снижающий коэффициент к своей цене при оценке заявки.
  • Если в закупке действует правило “третий лишний”, вашу заявку будут рассматривать, как заявку с иностранным товаром. Если на закупку пришли минимуму два участника, которые подтвердили российское происхождение товара, вас отклонят.

Что будет, если в декларации и СТ-1 указать разные данные?

В 1-ой части заявки на электронный аукцион поставщик должен задекларировать страну происхождения, а во 2-ой приложить сертификат СТ-1, если он требуется.

При рассмотрении заявок на аукцион заказчик сопоставляет документы в обеих частях заявки: страну происхождения в 1 части и страну в СТ-1 во 2 части. Если будет расхождение данных, это значит, что победитель заявки предоставил недостоверные данные. Тогда заявку отклонят, как несоответствующую требованиям закупки.

Как заказчик проверяет происхождение товара?

Если в заявке достаточно задекларировать страну происхождения, то заказчик верит победителю закупки “на слово”: пишет в контракте указанную им страну происхождения и проверяет документы только в момент приемки товара.

Если в закупке требуется СТ-1, то госзаказчики сами могут убедиться в его подлинности. Проверить факт выдачи сертификата происхождения можно в специальном реестре на официальном сайте ТПП.

Можно ли задекларировать российский товар, а поставить китайский?

Если в закупке действовал нацрежим и заказчик отклонил заявки с иностранными товарами, то в ходе исполнения контракта можно заменить товары на другие, но произведенные в странах ЕАЭС. Менять производителя нельзя.

 Заменять товар на иностранный (не из стран ЕАЭС) нельзя, даже если он с улучшенными характеристиками. Заказчик обязан отказаться от такого товара.

Победителю придется поставлять товар российского происхождения или расторгнуть контракт:

  • Если заказчик пойдет навстречу, то по обоюдному согласию.
  • Заказчик расторгнет контракт в одностороннем порядке или по суду на основании того, что поставщик предоставил недостоверную информацию о соответствии своего товара требованиям, что позволило ему стать победителем в закупке (п.1 ч.15 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае поставщику грозит РНП и потеря обеспечения контракта.

Как получить сертификат СТ-1?

Документ оформляют в региональной ТПП на основании акта экспертизы, выполненного специалистами этой же палаты. Такой акт действует в течение года после выдачи. Чтобы получить сертификат, участник торгов пишет заявление в ТПП и прикладывает к заявлению:

  • правоустанавливающие документы (для юрлица — свидетельство о регистрации и постановке на учет, для физлица — паспорт),
  • годовой акт экспертизы (если он есть).

Если акта нет, то для получения СТ-1 нужно представить:

  • лицензию о производстве товара,
  • сведения, которые подтверждают возможность производить товар (лучше уточнить в ТПП, какие именно).

Что будет, если в заявке часть товара российская, а часть иностранная?

Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявки с частично или полностью иностранной продукцией отклонят. А если действуют ценовые преференции, то действия заказчика зависят от стоимости товара из ЕАЭС в заявке.

В аукционе

  • Если стоимость товара из ЕАЭС составляет больше 50% от всей цены заявки, поставщик имеет право на преференции и его цену не снизят на 15% при победе.
  • Если в заявке победителя аукциона стоимость из государств-членов ЕАЭС меньше 50% стоимости остальных предложенных товаров, то вся цена контракта будет снижена на 15% при победе.

В других конкурентных закупках

Если в конкурсе, запросе предложений и котировке участник предлагает в своей заявке продукции из ЕАЭС больше 50%, он получает преференции и к цене его заявки применяют понижающий коэффициент.

Значение имеет именно цена, а не объем товара. Например, 51% от объема заявки — соль иностранного производства, а 49% — сахар из ЕАЭС. Но так как сахар дороже, стоимость российского товара в заявке будет больше 50% от цены всей закупки, и поставщик получит преференции. Именно поэтому заказчик в закупках с нацрежимом просит указывать происхождение и стоимость каждой позиции товара.

Что делать, если закупаемый товар не производят в ЕАЭС

В этом случае заказчик может купить иностранный товар. Единственным документом, который доказывает отсутствие российских аналогов, будет соответствующее заключение Минпромторга. Другие доказательства заказчик проигнорирует и отклонит заявку с иностранным товаром.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1184-tonkosti-nacrejima

Сложные вопросы применения национального режима в закупках | Контур.Закупки

Следует ли указывать в декларации данные иностранного производителя?

Товарам из России и стран ЕАЭС в рамках закупочной деятельности представляются преференции. Это так называемый национальный режим в закупках. Нередко у поставщиков возникают вопросы, связанный с его применением. Попробуем ответить на некоторые из них.

Как определить, что в отношении объекта закупки действует национальный режим?

Заказчики обязаны указывать на это в плане-графике. Кроме того, в документах по закупке должно быть указано:

  • документ (постановление Правительства), которым регулируется применение нацрежима в отношении закупаемого товара или услуги;
  • комплект документов, которым участник должен подтвердить российское происхождение товара;
  • условия для поставщика указать в заявке цену за единицу товара;
  • предупреждение о том, что за недостоверную информацию о стране происхождения поставщик несет ответственность.

Какими документами подтверждается происхождение товара?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что именно закупается. Действующие правила предусматривают такие подтверждающие документы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Декларация о стране происхождения — составляется в свободной форме.
  2. Акт экспертизы Торгово-промышленной палаты (выдается сроком на 1 год).
  3. Сертификат СТ-1 (выдается на основании указанного выше акта или по заявлению поставщика разово, на 3 месяца или на год).
  4. Копия СПИК — специального инвестконтракта, по которому юридическое лицо инвестирует в производство товара на территории страны 3 млрд рублей и более, и товар закупается без конкурса.

В следующей таблице представлены некоторые группы товаров и документы, которыми подтверждается их российское происхождение.

Таблица. Документы для подтверждения некоторых объектов закупки

Объект закупкиДокументы
Радиоэлектронная продукция
  • СПИК,
  • подтверждение Минпромторгом России производства этих товаров на территории России,
  • уведомление Минпромторга о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения,
  • разовый или годовой сертификат СТ-1
Мебель,Продукция машиностроения
  • СПИК,
  • акт экспертизы ТПП,
  • сертификат СТ-1
Медизделия, для которых установлены ограничения допуска
Продукты
  • декларация о стране происхождения товара,
  • декларация о производителе товара
Товары легкой промышленности
  • декларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых произведен товар
Программное обеспечение
  • название программного продукта,
  • декларация в свободной форме о стране происхождения

В документации может быть установлено, что поставщик обязан в качестве подтверждения происхождения товара представить сертификат СТ-1. Если такое требование отсутствует, то выбор документа остается на усмотрение поставщика.

Декларация о производстве продукции может быть составлена изготовителем самостоятельно в свободной форме.

Важно знать! Нужно правильно указать название страны, в которой произведен товар. Взять его следует из Общероссийского классификатора стран мира. В соответствии с ним, для отечественного товара следует указать Россия или Российская Федерация, но ни РФ.

Если поставщик проигнорирует требования подтверждающих документов

Иногда по невнимательности либо незнанию поставщики пропускают требования национального режима. Что будет в таком случае с их заявкой? Это зависит от того, какое именно ограничение действует в отношении объекта закупки:

  1. Если объект запрещено закупать. В этом случае при отсутствии подтверждающих российское происхождение документов заказчик заявку отклонит. Например, так будет, если объектом закупки выступает мебель.
  2. Если национальный режим в отношении объекта закупки реализован, как предоставление ценовой преференции, то заявка без подтверждающих документов пойдет как иностранная. Это значит, что снижающий коэффициент к цене заявки при оценке применен не будет.

    Если поставщик определяется на электронном аукционе, то заключить контракт можно будет лишь по цене, на 15% меньше предложенной.

  3. Если применяется правило «третий лишний», товар с неподтвержденной страной происхождения пойдет как иностранный.

    Правило «третий лишний». Иностранный товар будет рассматриваться в том случае, если на закупку, кроме него, будет подана только одна заявка с российским товаром. Если заявится еще один поставщик товара отечественного происхождения, заявку с иностранным товаром отклонят.

Данные в СТ-1 и декларации должны быть одинаковые

В первой части аукционной заявки поставщик прикладывает декларацию о происхождении товара. Во второй части заявки заказчик может потребовать сертификат СТ-1.

Данные о стране производства в этих документах должны совпадать. Если такого соответствия не будет, заказчик должен заявку победителя отклонить.

В этом случае будет считаться, что поставщик представил недостоверные сведения.

Будет ли заказчик проверять происхождение товара?

Это зависит от того, какие документы для подтверждения требуются. Если декларация в свободной форме, то предварительно проверять заказчик ничего не будет. В контракте он укажет ту страну, которую задекларировал поставщик. Когда будет производиться приемка товара, заказчик проверит страну его происхождения.

Если по условиям закупки необходимо представить сертификат СТ-1, то проверить его не составит труда. Это можно сделать в реестре на сайте ТПП, и заказчик этой возможностью воспользуется.

Что будет, если в декларации указать Россию, а поставить китайский товар?

Заменять объект закупки, в отношении которого действует национальный режим, запрещено. Причем вы не можете его заменить даже на лучший товар. Заказчик такой объект закупки не примет, поскольку таковы требования законодательства.

Придется либо поставлять российский товар, либо расторгать контракт. При этом возможны два варианта:

  1. Контракт будет расторгнут по соглашению сторон. Но для этого заказчик должен пойти навстречу поставщику.
  2. Контракт будет расторгнут заказчиком в одностороннем порядке или по решению суда. Основанием выступит недостоверная информация о соответствии товары требованиям. В этом случае исполнитель лишится обеспечение контракта, а также будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков.

Сертификат СТ-1 — где его взять?

За сертификатом нужно обратиться в региональное отделение Торгово-промышленной палаты. Сертификат выдается на основании акта экспертизы ТПП, который действует в течение года. Если акт есть, то для получения и СТ-1 участнику нужно помимо него подать заявление и правоустанавливающие документы.

Если акта экспертизы нет, то дополнительно нужно представить документы и сведения, которые подтверждают возможность производства товара. Например, лицензию, если она предусмотрена законом. Конкретный перечень каких документов необходимо уточнить в ТПП.

Если товар российский лишь частично

Иногда бывает, что часть объекта закупки имеет российское происхождение, а часть — иностранное. Что будет, если включить такой товар в заявку? Опять же, все зависит от того, как реализован национальный режим для этого объекта закупки.

Если действует полный запрет на иностранные товары, то такую заявку отклонят.

Если для российского товара предусмотрена ценовая преференция, то дальнейшие действия заказчика зависят от типа процедуры и доли указанного в заявке российского товара:

  1. Если это аукцион:
    • доля российского товара больше 50% — в случае победы поставщику не снизят цену контракта на 15%;
    • доля российского товара меньше 50% — вся цена контракта будет снижена на 15%.
  2. Конкурс, запрос предложений и запрос котировок. Если доля российской продукции больше 50%, поставщику предоставляются преференции и применяется понижающий коэффициент ко всей заявке.

Обратите внимание! В данном случае под долей российского товара подразумевается его стоимостная оценка, а не объем.

Пример. Товар А с ценой 10 рублей за единицу составляет 60% от объема заявки, а товар Б с ценой 30 рублей — 40%. Несмотря на большую долю в объеме, стоимостная часть товара А меньше, чем товара Б. Поэтому в данном случае преференция поставщику предоставляться не будет.

Поэтому для расчета доли того или иного товара в стоимости всей заявки необходимо указывать не только происхождение, но и цену каждой позиции.

Что делать, если закупаемые товары не производятся в России?

Под российским товаром в рамках национального режима понимается продукция, произведенная как в России, так и на территории других стран ЕАЭС (Таможенного союза).

Если заявленные к закупке товар не производится в ЕАЭС, тогда заказчики могут закупать иностранные товары.

Возникает следующий вопрос — как доказать, что на территории Таможенного союза товар не производится? Ответ простой — должно быть соответствующее заключение Минпромторга. Только этот документ является основанием для закупки иностранных товаров, в отношении которых действует национальный режим. Все прочие доказательства будут отклонены, как и сама заявка.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/slozhnye-voprosy-primeneniya-nacionalnogo-rezhima-v-zakupkax/

Несоответствие сведений в ГТД и других документах: подтверждение прав экспортера

Следует ли указывать в декларации данные иностранного производителя?


В последнее время в правоприменительной практике очень часто встречается ситуация, когда сведения, заявленные в грузовой таможенной декларации (ГТД) налогоплательщиков-экспортеров, не соответствуют фактическим данным экспортной операции. Возникающие расхождения могут касаться количества и стоимости реализуемых за рубеж товаров. Причина может заключаться в особенностях отгрузки и транспортировки товаров или условиях заключаемых экспортерами договоров.

Так, вывозимые товары, как правило, доставляются по железной дороге до одного из прибалтийских или финских портов, где имеется необходимый терминал и осуществляется их погрузка на судно. В порту же производятся измерения, более точные, чем во время отгрузки российским поставщиком. Именно данные измерений, сделанных в порту, лежат в основе определения количества реализованного товара.

Особенности, связанные с условиями договоров поставки, состоят в том, что цена реализации товаров, которые в рассматриваемой ситуации часто являются биржевыми, определяется исходя из биржевых цен, сложившихся в момент погрузки товара на судно. При этом за время, прошедшее от отгрузки товара российским производителем до момента погрузки в порту, происходят изменения биржевых котировок.

В результате возникают расхождения между данными различных документов, используемых в налоговом контроле: с одной стороны — ГТД, транспортные, товаросопроводительные документы с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы РФ, с другой стороны — выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара, декларация по НДС.

Учитывая, что таможенным законодательством и нормативными правовыми актами не предусмотрено внесение изменений в ГТД после выпуска товаров, налогоплательщик в случае отклонения фактического количества или стоимости товаров от заявленных в ГТД сталкивается с проблемой отказа налоговых органов признавать его право на применение налоговой ставки 0% и налоговые вычеты.

И если случай, когда количество доставленных в порт и, соответственно, считающихся реализованными товаров оказывается меньше заявленных к вывозу, воспринимается налоговым органом относительно лояльно, поскольку может быть объяснен потерями вследствие естественной убыли, то превышение принятой на судно продукции по сравнению с погруженной в цистерны или вагоны, как правило, рассматривается как неподтвержденный экспорт. В этом случае отказ в применении нулевой ставки и налоговых вычетов может производиться в отношении не только превышения, но и всей экспортной операции.

В связи с этим налогоплательщики-экспортеры ставят вопрос о возможности представлять вместо содержащей уточненные данные ГТД другие документы, которые подтверждали бы фактическое количество или стоимость реализованных товаров.

Порядок подтверждения обоснованности ставки 0% и налоговых вычетов при реализации экспортируемых товаров, предусмотренный п. 1 ст.

165 НК РФ, в частности, предполагает представление в налоговые органы таможенной декларации с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и таможенного органа, в регионе деятельности которого товар был вывезен за пределы Российской Федерации. Перечень документов, подтверждающих применение ставки 0% и налоговых вычетов, при подаче декларации является исчерпывающим.

Представление совместно с ГТД каких-либо иных документов, обосновывающих расхождение между фактическими данными экспортной операции и сведениями, заявленными в ГТД, пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ не предусмотрено.

Вместе с тем рассматриваемая проблема имеет как минимум два пути решения, которые условно можно назвать «налоговый» и «таможенный».

Налоговый аспект

Вопрос о том, может ли ГТД подтверждать право на применение ставки НДС 0% и налоговые вычеты, если заявленные в ней сведения расходятся со сведениями других документов, в настоящее время не имеет однозначного ответа: НК РФ его не дает, официальная позиция уполномоченных органов в разъяснениях не отражена.

В то же время большинство судебных решений сводится к тому, что расхождения в сведениях, содержащихся в ГТД и других документах, не должны лишать налогоплательщика права на применение ставки НДС 0% и налоговые вычеты, если причины таких расхождений объясняются в других документах. Мнение судов представляется достаточно обоснованным, поскольку НК РФ не содержит норм, согласно которым для реализации прав экспортеров на нулевую ставку и налоговые вычеты необходимо полное совпадение показателей всех документов. Более того, в ряде ситуаций такие совпадения малореальны — многие российские производители пока не располагают оборудованием, которое могло бы соперничать по точности измерений с тем, что имеют организации, работающие в международных портах и специализирующиеся на операциях по приемке товаров на суда.

О выявленных при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС и документов, подтверждающих право на налоговую ставку 0% и налоговые вычеты, противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ обязан сообщить налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Указанные процедуры в рамках проведения камеральной проверки дают налоговому органу возможность осуществлять администрирование, а налогоплательщику — право обосновывать причины расхождений между данными ГТД и фактическими данными экспортной операции.

Необходимость истребования в спорных ситуациях налоговым органом дополнительных пояснений и документов подтверждена и Конституционным Судом РФ. В Определении от 12.07.

2006 N 267-О он указал, что налоговый орган, проводящий камеральную проверку, в тех случаях, когда возникают сомнения в правильности уплаты налогов, а тем более когда имеются признаки налогового правонарушения, не только имеет право, но и обязан истребовать у налогоплательщика необходимую дополнительную информацию.

Этот вывод обосновывается тем, что полномочия налогового органа, предусмотренные ст. ст. 88 и 101 НК РФ, носят публично-правовой характер и не позволяют ему произвольно отказаться от необходимости истребовать дополнительные сведения, объяснения и документы.

В отношении рассматриваемой ситуации правоприменительная практика должна формироваться с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.

2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», важным выводом которого является необходимость исследования судами того, учтены ли операции в соответствии с их действительным экономическим смыслом, связана ли планируемая налогоплательщиком налоговая выгода с реальной предпринимательской деятельностью и т.д.

Совершенно очевидно, что в данном случае претензии налоговых органов, как правило, основываются не на установлении необоснованной налоговой выгоды, а на формальных моментах.

Таможенный аспект

Другим возможным вариантом действий налогоплательщика, сталкивающегося с описанной выше ситуацией, является применение периодического временного декларирования. Согласно ст.

138 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ) при вывозе с таможенной территории РФ российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для целей таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

После убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные за определенный период времени (п. 2 ст. 138 ТК РФ).

Особенно удобно периодическое временное декларирование биржевых товаров, по которым на момент их отгрузки окончательная цена не известна, так как она определяется биржевым котировальным периодом.

Однако необходимо учитывать, что в анализируемой ситуации при применении периодического временного декларирования декларант-экспортер может столкнуться со следующими спорными моментами.

Законодательно установленный запрет на вывоз российских товаров в количестве, превышающем количество, заявленное во временной таможенной декларации. В соответствии с абз. 2 п. 4 ст.

138 ТК РФ убытие российских товаров с таможенной территории РФ в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается, за исключением случаев, установленных п. п. 1 и 2 ст. 122 ТК РФ.

Речь идет о случаях, когда допускается изменение количества и состояния товара вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Как правило, указанные причины приводят к уменьшению количества товара, однако законодателем сделана оговорка и в отношении изменения количества товара, превышающего заявленное.

Например, в условиях зимнего периода при минусовой температуре может увеличиться количество нефтехимической продукции в результате заморозки содержащейся в ней воды. Отсылочная норма абз. 2 п. 4 ст. 138 в контексте п. п. 1 и 2 ст. 122 ТК РФ определяет случаи, когда декларанты не несут ответственности за утрату или изменение состояния вывозимых товаров: при форс-мажорных обстоятельствах, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, — при изменении сведений о количестве товаров, произошедшем из-за погрешности методов измерения.

Источник: http://www.brokert.ru/index.php?id=175

Зарубежный доход — декларирование, уплата налога

Следует ли указывать в декларации данные иностранного производителя?

Илья Назаров, партнер

Многие российские граждане имеют зарубежный доход. В сентябре 2018 года состоялся первый автоматический обмен налоговой информацией.

Неизвестно, как он прошел на практике, однако, многие иностранные государства (в частности Кипр) заявили о полной передаче сведений о счетах российских налоговых резидентов в Россию.  Вопрос о самостоятельном декларировании дохода, получаемого на зарубежные счета, становится все более актуальным.

В настоящей статье будут рассмотрены основные вопросы, затрагивающие налоговые и валютные обязательства лиц, получающих доходы от источников за пределами РФ.

Зарубежный доход — основные виды

Наиболее распространенными видами дохода от источников за пределами РФ являются:

  • заработная плата по трудовому договору с нерезидентом (например, летчики, работающие на иностранные авиакомпании);
  • процентный доход по депозиту, открытому в иностранном банке;
  • доход в виде дивидендов от компаний-нерезидентов;
  • доход от сдачи в аренду квартиры, расположенной за рубежом;
  • доход от доверительного управления, купонный, дивидендный доход от ценных бумаг иностранных эмитентов;
  • доход от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов (в том числе, например, доход от доверительного управления деньгами в иностранном банке);
  • доход от продажи квартиры (машины и т.д.) за рубежом;
  • доход от продажи чего-либо нерезиденту (например, мебели с своем загородном доме за границей)
  • доход от оказания услуг нерезиденту;
  • любой иной доход, зачисляемый на зарубежный счет;

Налоговые последствия

В случае, если налоговый резидент РФ получает доход от источников за пределами РФ (зарубежный доход), то он обязан самостоятельно в срок до 30 апреля (см. наш Налоговый календарь) каждого года задекларировать такой доход, исчислить и уплатить с него налог — НДФЛ. Ставка НДФЛ, применяемая для резидентов — 13%.

Обращаю внимание, что обязанность по декларированию и уплате налога с зарубежного дохода в РФ лежит только на налоговых резидентах РФ, т.е.

лицах, которые по итогам конкретного отчетного налогового периода (год) находились в РФ более 183 дней (при этом, неважно, когда именно лицо стало «набирать» указанные 183 дня, главное, что в отчетном году лицо суммарно в течение 12 следующих друг за другом месяцев находилось на территории РФ).

Избежание двойного налогообложения. Зачет налога, уплаченного в иностранном государстве

В случае, если с полученного за рубежом дохода иностранное государство удерживает налог (например, такое чаще всего происходит, например, при получении дохода от сдачи в аренду недвижимости), то Вы вправе зачесть сумму налога, уплаченного в иностранном государстве по соответствующей ставке с налогом, подлежащим уплате в РФ по ставке 13%.

Если сумма уплаченного за рубежом налога — выше 13%, то в РФ ничего платить не нужно (но и возврата налога — также не предусмотрено), в случае же, если сумма уплаченного за рубежом налога — меньше 13%, то в РФ необходимо доплатить до 13%.

В ФНС, при этом, необходимо предоставить документ из компетентного органа иностранного государства (иностранная ФНС), подтверждающий факт и размер уплаченного в иностранном государстве налога.

Обращаю Ваше внимание, что очень часто в некоторых странах при расчете базы возможно принимать к вычету некоторые связанные с доходом расходы — например, при получении за рубежом арендных платежей в некоторых странах возможно принять в расходы коммунальные платежи, платежи, связанные с недвижимостью и т.д.

Таким образом, даже если ставка в такой стране будет выше 13%, то фактически уплаченная сумма налога может оказаться меньшей, чем 13% с общей суммы дохода (т.к. в РФ базой будет являться вся сумма дохода, без каких-либо расходов).

Таким образом для верного расчета рекомендую именно сравнить две суммы — сумму дохода, полученного в иностранном государстве и сумму налога, уплаченного в иностранном государстве — и оценить, составляет ли сумма налога больше либо меньше 13%.

Если сумма уплаченного за рубежом налога — выше 13%, то формально в РФ необходимо заполнить и подать 3-НДФЛ, с указанием в ней суммы дохода и суммы налога, уплаченных в иностранном государстве и кода, указывающего на отсутствие налога к уплате. Однако, за непредставление такой декларации возможно применение штрафа только в размере 1 000 руб. — ст.119 НК РФ (ввиду отсутствия неплаченного налога).

Место уплаты налога по разным видам дохода, а также ставки налога регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения с конкретными государствами.

Возможность зачета уплаченного налога также возможна только в случае наличия такого соглашения между РФ и страной, где Вы заплатили налог. В случае, если такое соглашение не заключено или не ратифицировано (напр.

, с Эстонией), то налог возможно будет необходимо заплатить дважды — в стране — источнике выплаты и в стране налогового резидентства получателя дохода.

Ответственность за неуплату налога

1) ст. 119 НК РФ — непредставление декларации — штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Источник: https://gidprava.ru/accounting/2019/01/08/foreign-income/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.