Отказ в увеличении лизинговых платежей в связи с повышением ставки НДС на 2 процента
Повышение НДС до 20 процентов: ожидаемые результаты и негативные последствия
Правительство РФ планирует повышение НДС до 20% с января 2019 года. Рядовым потребителям этот шаг государства грозит ростом цен на 2 процента, производителям и торговле — увеличением налоговой нагрузки. Сиюминутную прибыль, полученную правительством, впоследствии придётся «лечить» госпрограммами.
Что такое НДС, зачем нужен и на что влияет
Налог на добавленную стоимость — сложный объект в налоговой теории и финансовой практике, который распространяется на всю производственную цепочку: от сырья до конечного продукта, выступающего в роли товара. Это один из косвенных налогов, размер которого увеличивается автоматически на каждой стадии перепродажи каждой единицы товара.
Плательщиками налога являются:
- юридические лица — организации;
- физические лица — ИП;
- импортёры и экспортёры товаров.
В настоящее время НДС равен 18%. Это означает, что каждая передача товара из одних рук в другие прибавляет к его стоимости именно эту сумму. Конечный покупатель товара платит минимум трёхкратный размер НДС, вшитый в стоимость продукта или услуги.
В России действует 3 ставки НДС: 0%, 10% и 18%, распространяющиеся на разные категории товаров
НДС — главный источник формирования бюджета. Его платит каждое юридическое лицо с продажи товаров, когда их стоимость при реализации хоть немного выше себестоимости. Этот вид налога пришёл на смену налогу с продаж в 20-х годах прошлого столетия. Тогда налог брался со всей выручки, и предпринимателям было сложно учитывать доход от бизнеса. В РФ НДС ввели только в 1992 году.
Как и другие косвенные налоги, НДС в настоящее время обеспечивает бюджет страны значительными доходами. У этого налога большие фискальные возможности, позволяющие не только увеличить доходы, но и стабилизировать бюджет.
Обыватель может полагать, что его данный налог никак не касается. На самом деле, основная нагрузка по уплате ложится именно на плечи конечного потребителя товара. В его стоимость предприниматель включает себестоимость товара, акцизные сборы, долю прибыли и НДС.Чтобы заплатить НДС государству, предприниматель сначала собирает налог с потребителя, поэтому ставка НДС напрямую влияет на стоимость товара.
Обзор мировых ставок
Самая высокая ставка НДС в РФ (28%) приходилась на 1992 год. Затем в 1993 году она была снижена до 20%, а в 2004-м — до 18%. Предполагаемое повышение НДС в 2019 году приблизит Россию к основной массе стран Европы, где в настоящее время величина данного налога составляет те же 20%. Но эти цифры не самые высокие. Лидерами по величине НДС являются:
- Венгрия — 27%;
- Норвегия, Швеция и Дания — 25%;
- Исландия — 24,5%;
- Греция, Финляндия — 24%;
- Уругвай, Португалия, Польша, Ирландия — 23%.
В рейтинг стран с самым низким размером НДС вошли:
- Остров Джерси — 3%;
- Малайзия и Сингапур — 5%;
- Доминиканская Республика — 6%;
- Таиланд — 7%
- Швейцария и Япония — 8%.
Когда было принято решение о повышении НДС в России до 20 процентов
Разговоры о планируемом повышении ставки предпринимательского налога начались весной 2018 года, но никто из официальных лиц не брал на себя инициативу по внедрению планов.
Обнародовать целый ряд непопулярных мер, включая повышение налога, официальные лица решились 14 июня 2018 года, когда всё внимание общественности было приковано к открытию чемпионата мира по футболу.
К этой «приятной» новости добавилось повышение пенсионного возраста и рост тарифов ОСАГО.
Изменения вступают в силу с января 2019 года. Оплата за 4 квартал 2018 года будет производиться по старым ставкам — 18%. Применительно к детским и социально значимым товарам НДС повышаться не будет.
На социально значимые товары и дальше будет распространяться ставка НДС 10%
Чем правительство аргументирует необходимость изменений
По заявлению Правительства РФ, повышение ставки налога всего на 2% обеспечит приток в бюджет страны 600 млрд рублей. Наполнение бюджета гарантировано, поскольку уклониться от этого вида налогов достаточно сложно. По подсчётам экономистов, за 6 лет прибыль от повышения составит 2 трлн рублей, вкупе с ростом ВВП экономика обогатится на 6 трлн.
Исчерпывающую аргументацию непопулярной меры дала вице-премьер Татьяна Голикова в программе «Итоги недели».
Она напомнила, что касательно размера НДС обсуждались различные манёвры, в том числе и увеличение его до 22%. От этой цифры решено было отказаться в связи с риском роста инфляции.
Цифру в 2% Голикова назвала границей чувствительности, которую вполне компенсирует увеличение пенсий с января 2019 года.
Что означает повышение ставки налога
Изменение НДС хотя бы на 1% повлечёт за собой серьёзные последствия, не говоря уже о 2%
Повышение НДС увеличит бюджет «майских указов», но отодвинет сроки реализации поставленных в них целей. Главный посыл Указа — увеличение продолжительности жизни россиян. Но выросший НДС вызовет рост цен на медикаменты на 12–15%, что сделает их недоступными для основной части населения. Продолжительность жизни с учётом подобного развития событий вряд ли будет увеличена.
Бизнесмены также не в восторге от предстоящих реформ. Компенсация налога в ценах — не выход из ситуации, ведь чем ниже платёжеспособность населения, тем хуже идут дела у торговцев. Уже 1% увеличения НДС даёт ухудшение условий для бизнеса на 5%.
Не улучшат ситуацию даже обещанные компенсации:
- ускорение возврата налога экспортёрам с одновременным снижением порога ускоренного возврата до 2 млрд рублей;
- уменьшение количества камеральных проверок;
- отмена налога на движимое имущество.
Чем грозят изменения
Повышение налога уменьшит доходы предпринимателей
Министр финансов Антон Силуанов признаёт, что данная мера вызовет резкий скачок инфляции на 2 пункта.
Негативные последствия предложенного пути реформирования экономики рассматривают в повышении и другие экономисты:
- Возросшая налоговая нагрузка заставит многих работодателей вводить в свою деятельность ещё большее количество серых схем расчётов с сотрудниками.
- За счёт уменьшения собираемости налога резко сократятся доходы региональных бюджетов.
- В плачевном положении окажется малый и средний бизнес, у которого снизится конкурентоспособность.
- Уменьшение производства неизменно вызовет рост безработицы в стране и падение платёжеспособности населения.
- Рост НДС предприниматели переложат на плечи потребителя, поэтому добавленные 2% ощутимо ударят по карману каждого россиянина.
Источник: https://ip-spravka.ru/povyishenie-nds-do-20-protsentov.html
Экономические последствия повышения ставки ндс до 20%
Ключевые слова: НДС; НАЛОГ; ДОХОД; ЦЕНА; БЮДЖЕТ; VAT; TAX; INCOME; PRICE; BUDGET. Аннотация: В статье анализируется актуальная проблема на сегодняшний день – повышение налоговой ставки НДС с 18% до 20%.
Чем же грозит повышение НДС бизнесу и населению в целом? Не все предприниматели готовы к таким переменам в налогообложении, поскольку неизвестно, каким образом будет складываться бизнес в иных условиях.
В данной статье рассмотрен процесс создания и развития данного налога в системе налогообложения, изучены основные причины повешения налоговой ставки НДС и проанализированы всевозможные последствия. Кроме того, даны статистические данные, которые подтверждают содержание статьи.
С 2019 года правительство РФ намерено повысить ставку налога на добавленную стоимость с нынешних 18% до 20%.
По словам первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова данное нововведение допустит увеличить доходы бюджета на 600 млрд рублей в год. В связи с этим, среди населения поднялась волна протестов: все опасаются, но мало кто из людей понимает смысл данного налога и значение повышение ставки. В этом и заключается актуальность данной статьи.
НДС (налог на добавленную стоимость) – это косвенный налог, который формируется на всех периодах процесса производства товаров, работ и услуг.
Для данного налога присуща фискальная функция. Следовательно, его происхождение сопряжено с увеличением «аппетита» государства в доходах в связи с ростом расходов.
Данный налог обязуются платить юридические лица и предприниматели.
Иначе говоря, владельцы всех магазинов, закупая продукцию по первоначальной цене, продают ее уже дороже – исходя с разницы первоначальный – конечной цены выходит плата НДС. Но можно сказать, что по сути его платим мы – потребители.
Благодаря данному налогу, государство расплачивается с населением: пособия малоимущим семьям и инвалидам, субсидии и льготы, вкладывает в медицину, образование, армию, способствует развитию культуры и спорта. Другими словами, денежные средства, поступившие в бюджет государства от налога НДС, идут на нужды населения.Нужно отметить, что налог НДС является весьма молодым по сравнению с другими налогами, которые были внедрены в практику налогообложения еще в 19 веке.
Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре и она же была введена во Франции в 1958 году.
Впервые НДС был введен в России 1 января 1992 года. Тогда ставка НДС составляла 28 %. Но уже 1 января 1993 года ставка снизилась до 20 % (льготная тогда составляла 10 %). Кроме НДС в периоды 1998-2004 года сверх того взыскивался налог с продаж, который составлял не более 5%.
К 2004 году НДС составлял 18%. Это было связано с тем, что поднялся рост цен на нефть, и как следствие это поспособствовало снижению налоговой ставки.
Осенью того же года заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин предложил план удвоения ВВП, который предполагал снижение ставки НДС с 18% до 13 %. Но в феврале 2005 года Алексей Кудрин не согласился понижать ставку НДС до 13 %, утверждавший, что никакого эффекта не будет.
График 1. Ставка НДС по годам
В настоящее время НДС составляет 0% — товары на экспорт, 10% — на продукты питания, детские товары, книги и т.п., 18% — на все остальные товары. Также данный налог обеспечивает треть всех поступлений в налоговый бюджет РФ, занимая второе место после нефтегазовых доходов.
Не так давно, а именно 14 июня 2018 года Правительство объявило, что ставка НДС будет увеличена до 20%. 3 августа Владимир Путин подписал данный указ, и с 1 января 2019 года это изменение в налоговом законодательстве вступит в силу.
Согласно статье в газете «Ведомости» все эти процессы необходимы для увеличения доходов бюджета РФ, которые необходимы для выполнения указа Владимира Путина. Данный указ он озвучил в мае после инаугурации. По предварительным данным, для этого необходимо привлечь около 8 трлн рублей.По оценке Минфина, рост налога на добавленную стоимость позволит привлечь в бюджет РФ в 2019 году 633,5 млрд рублей и до 728 млрд рублей в 2021 году. В результате примерно за шесть лет получится привлечь около 2 трлн рублей.
За счет изменений в пенсионной системе и нефтяной отрасли будет привлечена остальная часть.
Известно, что на определенные категории товаров действуют льготные ставки НДС – 10 % и 0%. По постановлению правительства РФ они не будут затронуты.
Ставка НДС 10% действует для продовольственных товаров первой необходимости (хлеб, молоко, мясо, мука, крупы, сахар, макароны, овощи, масло), а также для детских и медицинских товаров.
Ставка НДС 0% применяется на внутренних межрегиональных воздушных перевозках пассажиров, в диагностике и лечении, нахождении детей в детских садах и обучении в школах.
Причины повышения ставки НДС
Прежде всего, данное увеличение связано со снижением цен на нефть, поскольку доходы от продажи нефти были важнейшим резервом для бюджета страны. К примеру, в начале 2014 года цены на нефть были 100 – 110 долларов за баррель, то сегодня они колеблются около 76 долларов.
График 2. Динамика цен на нефть
Рассмотрим аналогичный простой пример на семье: если уменьшается доход от определенного источника, то необходимо искать новые пути решения, чтобы залатать «дыры» в семейном бюджете (брать дополнительные смены на работе, ограничить себя в какой – либо покупке и т.д.)
Если же правительство примет меры по повышению НДС, то к государственному бюджету прибавится 620 млрд рублей в год. Следовательно, это говорит о том, что государство оплатит социальные и льготные программы.
Вытекающие проблемы
Ставка 10% останется неизменной, но несмотря на это цены на товары все равно возрастут из-за услуг, которые не подлежат обложению по льготной ставке (стоимость хранения и доставки).При ставке 0% также будет происходить рост цен из-за услуг по аренде, роста зарплат, в связи с повышением МРОТ. На остальные товары и услуги ставка вырастет до 20%. По прогнозам, цены в среднем вырастут примерно на 3-4%.
Рост темпов инфляции – одна из проблем, которая появится при повышении ставки НДС до 20%. Это объясняется тем, что производители, которые не уплачивают НДС или имеют льготные ставки, так ли иначе используют товары и услуги, облагаемые по ставке 18%. Как следствие, в конце повышение ставки затронет всех производителей в стране.
За последние годы шел спад темпов инфляции начиная с 2015 года. В 2015 году она составила 12,91%. По предварительным данным, в связи с повышением ставки НДС, темпы инфляции в 2019 году возрастут до 4-4,5%. Как следствие, повышение темпов роста инфляции приведет к снижению благосостоянию жизни населения.
График 3. Темпы инфляции, в %.
Также по данным Росстата за последние годы уровень реальных располагаемых денежных доходов по Российской Федерации снижался. Лишь в 2017 году по сравнению с 2016 доходы граждан возросли на 4,1%. Но в связи с повышением ставки НДС инфляция увеличится на 2-3%, при том как реальные доходы населения снизятся. Это также ударит по уровню жизни населения.
График 4. Реальные располагаемые денежные доходы по РФ в % к предыдущему периоду.
В рамках повышения ставки НДС снизится величина потребления. Больше всего повышение налога затронет несырьевой сектор экономики: розничную торговлю, машиностроение, электроэнергетику, строительство. В особенности это остро отразится на малых и средних предпринимательствах, нежели на крупных. Рассмотрим каким образом это отразится на бизнесе.
Первый вариант: в первую же очередь, повысились бы цены на товары, работы и услуги, но тут не следует забывать о конкуренции. Если же рынок конкурентный, то предпринимателю необходимо оставить цены на той же позиции, что и раньше. В противном случае, покупатели пойдут туда, где цены остались прежними.
Второй вариант: предприниматели все же повысят цены, но при этом будут стремиться способствовать лояльности покупателей перед другими способами.
И, наконец, третий вариант: если конкуренция пониженная и компания ощущает себя свободно, то увеличение ставки НДС будет возлагаться через цены на потребителей. Нет уверенности в том, что повышение цен товаров на 3-4% сохранит прежний спрос на продукцию. На фоне снижения потребительского спроса рост экономики нашей страны станет едва заметным.
Немаловажной проблемой станет рост теневой экономики и коррупции. В настоящее время около 40% населения так или иначе связаны с теневой экономикой, зарплаты в конвертах – это довольно частое явление.
Рост налогов только усилит эту тенденцию, увеличив данный процент до 50, возможно больше. Предприниматели не захотят расставаться с квалифицированными сотрудниками из-за нехватки средств на оплату их труда.Будет выгоднее вести двойную бухгалтерию и уклоняться от уплаты налогов вообще.
В связи со всеми вытекающими проблемами встает вопрос: можно ли было, не повышая налоги, пополнить бюджет страны? Данный вопрос очень спорный и труднореализуемый. Возможно было бы рассмотреть потенциальный отказ от нулевой ставки и освобождения НДС (кроме экспорта), оставив только льготные и стандартные ставки 10-18%.
Дополнительным пунктом мог бы стать отказ от малоэффективной программы материнского капитала, тем более снижение ставок по ипотеке.
Стоит также отметить, что проблема России скорее сводится к структурным ограничениям в экономике — необходима смена стиля государственного управления, в том числе за счет снижения бремени разного рода проверок, снижения коррупционной составляющей. Эти меры позволили бы экономике действительно начать расти. Изменения в этих направлениях, позволили бы избежать повышения налогов.
Но, с другой стороны, если государство не повысит внутренние налоги, то правительство будет финансировать реформы поступлениями от нефтегазового комплекса. Особенно это будет происходить в период бурного роста цен на сырье. Таким образом, успешность исполнения «майского указа» президента будет полностью привязана к сырьевому рынку.
Из всего вышесказанного следует, что повышение ставки НДС на 2% приведет к следующим негативным последствиям:• увеличится рост инфляции на 2-3-%;• возрастание инфляции поставит на грань рентабельность многих средних и малых предприятий;
• тем самым провоцируется рост к теневой экономике и скрытой безработице, распространению «серых» зарплатных схем.
Источник: http://novaum.ru/public/p1011
Как защитить свои интересы при увеличении лизингодателем в одностороннем порядке размера лизинговых платежей — НалогОбзор.Инфо
Нередко бывает так, что лизингополучатель вносит лизинговые платежи в соответствии с установленным графиком, однако лизингодатель свои обязанности не выполняет.
Одна из самых распространенных проблем может возникнуть, когда лизингодатель сообщает о том, что увеличивает размер лизинговых платежей.
Лизингополучателю, получившему такое сообщение, прежде всего имеет смысл проверить, есть ли у лизингодателя право в одностороннем порядке увеличивать размер оплаты. Если выяснится, что такого права у него нет, лизингополучателю понадобится принять меры по защите своих интересов.
Как определить, считается ли правомерным увеличение размера оплаты по инициативе лизингодателя
Прежде всего, лизингополучателю необходимо проверить, сформулировано ли в договоре лизинга условие о праве лизингодателя в одностороннем порядке изменять (увеличивать) размер лизинговых платежей.
Если такое условие закреплено, нужно установить, наступили ли основания для увеличения размера платежей (например, действительно ли повысились таможенные пошлины и налоги, которые лизингодатель должен уплатить при исполнении договора лизинга).
Если эти основания возникли, лизингополучателю, вероятнее всего, не удастся оспорить действия лизингодателя (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20 августа 2012 г. по делу № А32-14896/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 18 октября 2011 г. по делу № А03-17403/2010, ФАС Уральского округа от 30 мая 2011 г.
№ Ф09-10282/09-С5 по делу № А50-24532/2009, ФАС Московского округа от 19 июля 2010 г. № КГ-А40/7011-10 по делу № А40-101653\09-60-552).
Вместе с тем, не будет считаться правомерным одностороннее увеличение размера платежей в каждом из следующих случаев:
- договор содержит условие о праве лизингодателя в одностороннем порядке увеличивать размер платежей, однако не наступили основания для реализации этого права и (или) лизингодатель действует недобросовестно (п. 4 ст. 450 ГК РФ);
- договор не наделяет лизингодателя правом в одностороннем порядке увеличивать размер оплаты.
Вопрос: лизингодатель, увеличивший размер лизинговых платежей в одностороннем порядке, ссылается на существенное изменение обстоятельств. Правомерны ли действия лизингодателя?
Ответ: нет, неправомерны.
Изменить условие договора в связи с существенным изменением обстоятельств можно только по решению суда (п. 4 ст. 451 ГК РФ). Лизингодатель не вправе самостоятельно увеличить размер оплаты, обосновав свои действия тем, что с момента заключения договора лизинга существенно изменились обстоятельства.
Какие меры можно принять при неправомерном увеличении размера лизинговых платежей
Лизингополучатель, установивший, что увеличение размера оплаты произведено неправомерно, может выбрать один из вариантов поведения.
1. Продолжить вносить платежи в прежнем (первоначальном) размере.
При этом не помешает направить в адрес лизингодателя письмо (уведомление, сообщение) с пояснениями о том, что у контрагента нет оснований увеличивать размер оплаты в одностороннем порядке.
Даже если лизингодатель не согласится с таким доводом и предъявит иск о взыскании задолженности в виде разницы между суммой первоначальных и измененных платежей, ему вряд ли удастся обосновать заявленное требование.2. Предъявить требование о признании недействительным одностороннего изменения договора лизинга. Для подачи такого иска в суд и участия в судебных разбирательствах понадобятся время и денежные средства, однако удовлетворение этого иска обезопасит лизингополучателя от следующего:
- споров в отношении размера оплаты, которые, вероятно, возникнут в случае, если лизингополучатель продолжит перечислять платежи в прежнем размере;
- риска того, что лизингодатель воспользуется правом на бесспорное списание денежных средств со счета лизингополучателя.
Лизингополучателю, предъявившему иск о признании одностороннего изменения договора недействительным, нужно обосновать свое требование следующим образом.
Если иск предъявляется в связи с тем, что основания для увеличения размера оплаты, предусмотренные договором лизинга, не наступили, лизингополучателю надо:
- сослаться на пункт договора, регулирующий порядок одностороннего увеличения размера платежей;
- доказать, что основания для такого увеличения не возникли.
Пример того, как обосновать требование о признании одностороннего изменения договора недействительным в связи с тем, что не наступили основания для увеличения оплаты
«В соответствии с пунктом 7.3 договора лизинга от 8 октября 2012 г.
№ 15 Лизингодатель вправе в одностороннем порядке увеличить размер лизинговых платежей в случае увеличения размера таможенных сборов, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 130 Федерального закона от 27 ноября 2010 г.
№ 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и уплаченных Лизингодателем при исполнении договора купли-продажи Лизингового имущества.
В период с 8 октября 2012 года по 30 ноября 2012 года (момент передачи Лизингового имущества от Лизингодателя Лизингополучателю) размер таможенных сборов, указанных в пункте 7.3 договора лизинга от 8 октября 2012 г. № 15, не изменился. Следовательно, увеличение размера лизинговых платежей, произведенное Лизингодателем в одностороннем порядке, является неправомерным».
Если иск подается в связи с тем, что стороны не предусмотрели право лизингодателя в одностороннем порядке увеличивать размер платежей, лизингополучателю нужно приложить к исковому заявлению договор лизинга и привести следующие доводы:
- одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 310);
- изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, либо в установленном законом порядке (п. 2 ст. 424 ГК РФ);
- по общему правилу размер лизинговых платежей можно изменить только по соглашению сторон (абз. 3 п. 2 ст. 28 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»). Поскольку заключенный договор лизинга не содержит условия о праве лизингодателя в одностороннем порядке увеличивать размер лизинговых платежей, одностороннее изменение договора является неправомерным.
Источник: http://NalogObzor.info/publ/dogovornoe_pravo/finansovaja_arenda_lizing/kak_zashhitit_svoi_interesy_pri_uvelichenii_lizingodatelem_v_odnostoronnem_porjadke_razmera_lizingovykh_platezhej/81-1-0-1984