+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Можно ли сократить расходы по амортизации на транспортное средство?

Содержание

Несколько простых способов уменьшить налог на прибыль за счет амортизации

Можно ли сократить расходы по амортизации на транспортное средство?

Законное снижение величины налоговых обязательств компании является ее неотъемлемым правом. Более того, создаются коммерческие организации именно в целях извлечения прибыли (п. 1 ст. 50 ГКРФ).

А чистая прибыль налогоплательщика тем больше, чем меньше сумма уплачиваемых им налогов. Один из наиболее действенных инструментов налоговой оптимизации — увеличение расходов.

В том числе путем более быстрого списания капитальных вложений.

Однако многие специалисты думают, что осуществлять выгодные в налоговом плане манипуляции с амортизируемым имуществом — крайне сложный и ненадежный способ достичь налоговой экономии. Далеко не всегда это мнение справедливо. На практике разработан ряд простых и эффективных методов оптимизации налога на прибыль за счет амортизационных отчислений.

Уменьшение капитализируемых затрат — самый экономный вариант

В большинстве случаев компании выгоднее единовременно отнести все затраты к расходам, уменьшающим налоговую базу, а не списывать их в течение длительного периода времени.

Напомним, что в общем случае амортизировать придется все расходы на приобретение, сооружение или изготовление основных средств, на их доставку и доведение до состояния, пригодного для использования.

Однако один из способов получить налоговую экономию — доказать, что не все упомянутые расходы должны формировать первоначальную стоимость основного средства. Достигают этого на практике несколькими методами.

Разделение сложного объекта. В сложных объектах различный срок полезного использования отдельных элементов позволяет учитывать их как самостоятельный объект.

Дополнительным аргументом в пользу деления объекта на части является различное функциональное назначение отдельных частей и возможность их использования в различной комплектации (письмо Минфина России от23.10.

09 №03-03-06/2/203, постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от04.02.08 №КА-А40/13427-07-2, от16.09.11 №А40-130812/10-127-755).

В результате некоторые из таких элементов не будут подпадать под определение основного средства из-за низкой первоначальной стоимости или маленького срока полезного использования. И их можно будет признать расходом единовременно (подп. 3 п. 1 ст. 254 НКРФ). А учтенные в качестве основных средств будут амортизироваться быстрее.

Исключение сопутствующих расходов. При формировании первоначальной стоимости основного средства целесообразно исключить из нее часть расходов, связанных с его приобретением.

Эти затраты можно будет отнести на уменьшение прибыли единовременно, а не погашать их стоимость путем начисления амортизации. В первую очередь это применимо к расходам, для которых главой 25 НК РФ установлен отдельный способ учета.

Например, таможенные пошлины, комиссионное вознаграждение, консультационные услуги, платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество (подп. 1, 3, 15, 40 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Отметим, что данный вопрос является спорным. В соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ эти расходы должны включаться в первоначальную стоимость основных средств. Этой точки зрения придерживается Минфин России (письма от04.06.13 №03-03-06/1/20327, от06.02.12 №03-03-06/1/70, от08.07.11 №03-03-06/1/413).

Но в то же время в силу пункта 4 статьи 252 НК РФ налогоплательщик вправе выбрать, к какой группе расходов относить конкретные затраты, если Кодекс предлагает варианты учета. Отстоять выгодный для компании вариант учета расходов поможет учетная политика. В ней нужно закрепить самостоятельный порядок учета подобных затрат.

В таких случаях суды поддерживают налогоплательщиков — постановления федеральных арбитражных судов Уральского от13.09.11 №Ф09-5521/11, Московского от09.08.11 №КА-А40/8328–11 (определением ВАС РФот30.11.11 №ВАС-15301/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), Северо-Западного от22.10.10 №А05-2930/2010, Поволжского от14.

12.10 №А55-7603/2010 округов.

Дополнительным фактором в пользу самостоятельного учета сопутствующих затрат является сформированная на момент принятия к учету этих затрат первоначальная стоимость.

Таким образом, подписывать акты приемки работ, принимать отчеты комиссионера целесообразно после принятия объекта к учету и введения его в эксплуатацию. Это позволяет ссылаться на невозможность изменения уже сформированной первоначальной стоимости.

Исключительные для этого случаи указаны в пункте 2 статьи 257 НК РФ. Правомерность такого подхода подтверждает и Минфин России (письмо от22.05.13 №03-03-06/2/18071).

Налоговую выгоду принесет оптимальный выбор срока полезного использования

На практике пользу приносит не только снижение первоначальной стоимости объекта, но и уменьшение срока амортизации. В целях оптимизации налога на прибыль выгодно устанавливать минимально разрешенный срок эксплуатации амортизируемого имущества.

Согласно положениям статьи 258 НК РФ, срок полезного использования амортизируемого имущества определяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФот01.01.02 №1).

Существует несколько способов определения его с выгодой для компании.

Выбор минимально возможного срока полезного использования. Проще всего установить наименьший срок из интервала, предусмотренного для объектов данной группы. В данном случае следует не забывать, что период в Классификации определяется выражением «свыше — до». Таким образом, минимальный срок в каждой подгруппе равен указанному сроку в годах плюс один месяц.

При приобретении основного средства, бывшего в употреблении, срок полезного использования устанавливается с учетом срока эксплуатации этого имущества предыдущими собственниками. Но только в случае использования линейного метода начисления амортизации (п. 7 ст. 258 НКРФ). В данном вопросе споры возникают, если активы приобретаются у физических лиц.

Минфин России считает, что поскольку они не начисляют амортизацию, то компания не может учитывать срок, в течение которого эти лица пользовались имуществом (письма от29.03.13 №03-03-06/1/10056, от15.03.13 №03-03-06/1/7939, от15.03.13 №03-03-06/1/7937, от14.12.12 №03-03-06/1/658).

Основание — физические лица не устанавливают срок полезного использования и не начисляют амортизацию.

Однако заметим, что в норме нет ни слова о начислении амортизации бывшим собственником. И возможность применять срок полезного использования, установленный бывшим владельцем, является правом нового собственника, а не обязанностью, если исходить из буквального прочтения нормы.

Напомним, что ранее Минфин России мотивировал свое решение тем, что физические лица не могут документально подтвердить срок фактической эксплуатации объекта (письмо от06.10.10 №03-03-06/2/172). Однако сейчас от этого аргумента отказались в виду его высокой спорности.

Самостоятельное определение срока. Больше возможностей появляется при приобретении основного средства, не указанного в Классификации.

В такой ситуации налогоплательщик вправе руководствоваться техническими условиями или рекомендациями производителя (п. 6 ст. 258 НКРФ).

На практике возможны ситуации, когда срок полезного использования на основании указанных в норме источников установить невозможно — например, в случае самостоятельного создания объекта или в отношении уникальных основных средств.

Тогда компания вправе провести самостоятельный расчет, основываясь на экспертном заключении или собственных исследованиях. Для обоснования расчета необходимо учитывать рекомендации производителей отдельных материалов, которые использованы при изготовлении объекта, соответствующие ГОСТы.

Положительным моментом является то, что компания может в расчет заложить и интенсивность использования объекта. Так, например, поступил налогоплательщик, дело которого рассмотрел Федеральный арбитражный суд Уральского округа (постановление от03.12.07 №Ф09-9785/07-С3). Суд согласился с его расчетом и признал, что расходы в виде амортизации не были завышены.

Отметим, что в отношении нематериальных активов определение срока полезного использования на основании документов — из срока действия патента, свидетельства, сроков, установленных соответствующими договорами, — является приоритетным способом (п. 2 ст. 259 НКРФ).

При невозможности установить срок полезного использования на основании документов он принимается равным десяти годам. Если же речь идет о правах на изобретения, исключительных правах на программные продукты, владении ноу-хау или секретной формулой, срок полезного использования принимается равным двум годам.

Соответственно, в зависимости от объекта компании выгодно позаботиться о том, чтобы срок был или не был указан в документах.

Кроме того, есть возможность установить срок полезного использования, исходя из предполагаемого срока эксплуатации нематериального актива. Ведь список документов-оснований, по сути, является открытым. Суды поддерживают такой подход (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от10.07.12 №А40-94654/11-91-40).

Эффективность применения специальных коэффициентов понизили

Ранее в целях снижения текущих налоговых обязательств налогоплательщики по мере возможности применяли к основной норме амортизации специальные повышающие коэффициенты (ст. 259.3 НКРФ). Большая их часть предусмотрена для узкоспециальных производств и случаев.

Массово использовались коэффициенты в отношении амортизируемых основных средств, эксплуатируемых в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, и в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (лизинга) — соответственно 2 и 3.

С 1 января 2014 года первый из названных коэффициентов уже нельзя будет применять к вновь приобретенным основным средствам.

Право на уменьшение амортизации сохранится только в отношении объектов, принятых к учету до этой даты (подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НКРФ). У налогоплательщиков есть еще два месяца, чтобы успеть воспользоваться данным преимуществом.

Но с нового года доступным инструментом увеличения текущих амортизационных отчислений останется только лизинг.

Нелинейный метод применим не для всех объектов

Наиболее нелюбимый бухгалтерами способ снижения налога на прибыль — применение нелинейного метода начисления амортизации (ст. 259.2 НКРФ). Удерживает от его использования значительное усложнение расчета.

Тем не менее нелинейный способ дает значительную налоговую экономию, особенно компаниям, которые регулярно обновляют свой фонд основных средств. Даже без учета амортизационной премии (п. 9 ст.

258 НКРФ) уже в первую четверть срока полезного использования этот метод позволяет учесть в составе расходов до половины вложений в стоимость объекта.

Но не стоит забывать, что здания, сооружения, передаточные устройства, нематериальные активы, относящиеся к восьмой-десятой группам, амортизируются только линейным методом вне зависимости от общего метода, установленного учетной политикой для других объектов (абз. 2 п. 3 ст. 259 НКРФ).

Стоит учитывать еще один нюанс. Выбранный метод амортизации применяется ко всем основным средствам. И переход от нелинейного метода к линейному возможен не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 259 НКРФ).

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/3096-neskolko-prostyh-sposobov-umenshit-nalog-napribyl-zaschet-amortizatsii

Начисление амортизации способом уменьшаемого остатка

Можно ли сократить расходы по амортизации на транспортное средство?

Организации, при начислении амортизации основных средств, могут применять как линейный способ начисления амортизации, так и нелинейные способы, в частности способ уменьшаемого остатка.

Способы начисления амортизации устанавливаются в учетной политике организации для целей налогообложения. Перейти с нелинейного способа на линейный можно не чаще одного раза в пять лет.

Когда применяется

Нелинейные способы начисления амортизации и способ уменьшаемого остатка в том числе, предполагают неравномерное начисление амортизации основного средства в течение срока полезного использования.

Нелинейный способ нельзя применять к следующим видам машин, оборудования и транспортных средств:

  • Уникальное оборудование, используемое в производстве ограниченных видов продукции.
  • Легковые автомобиля (кроме служебных и такси).
  • Офисная мебель, предметы интерьера.
  • Машины и оборудование со сроком службы до трех лет.

При начислении амортизации способом уменьшаемого остатка используется коэффициент ускорения от 1 до 2,5 раз, устанавливаемый в соответствии с законодательством России. Поэтому основная стоимость основного средства списывается в первые годы его эксплуатации. Организация имеет возможность возмещать затраты на приобретение основного средства более эффективно.

В соответствии с договором лизинга по движимому имуществу организации, коэффициент ускорения не может быть больше 3.

Как рассчитывается

При использовании способа уменьшаемого остатка сумма амортизации рассчитывается исходя из остаточной стоимости основного средства на начало периода и нормы амортизации. При этом норма амортизации умножается на коэффициент ускорения.

А = Сост х На х Ку / 100

Сост – остаточная стоимость основного средства на начало периода (года, месяца);
На – норма амортизации объекта, рассчитываемая по формуле: 1 / срок полезного использования х 100%;
Ку – коэффициент ускорения, установленный организацией.

Например: Организация купила основное средство стоимостью 50 000 руб. Срок его полезного использования 5 лет. Норма амортизации составит 20% (1/5 х 100%). Коэффициент ускорения в учетной политике принят 2.

В первый год:

Эксплуатации годовая сумма амортизации составит 20 000 руб. (50 000 руб. х 20 х 2 / 100). Таким же образом можно разбить начисление амортизации помесячно. Так месячная норма амортизации составит 1,67 (20 / 12 мес.). А сумма амортизации за январь будет равна 1 670 руб.(50 000 руб. х 1,67 х 2 / 100). Погрешность образуется из-за округления.

Во второй год:

Эксплуатации годовая сумма амортизации составит 12 000 руб. (30 000 руб. х 20 х 2 / 100). Остаточная стоимость основного средства на начало года составит 30 000 руб. (50 000 руб. – 20 000 руб.).

Мы видим, что остаточная стоимость основного средства на начало каждого последующего года уменьшается на сумму начисленной амортизации предыдущего года.

В третий год:

Эксплуатации годовая сумма амортизации будет 7 200 руб. (18 000 руб. х 20 х 2 / 100). При этом остаточная стоимость на начало третьего года – 18 000 руб. (30 000 руб. – 12 000 руб.).

В четвертый год:

Эксплуатации годовая сумма амортизации равна 4 320 руб. (10 800 руб. х 20 х 2 / 100). Остаточная сумма на начало четвертого года будет 10 800 руб.(18 000 руб. – 7 200 руб.).

Считая таким образом, сумма амортизации постоянно будет уменьшаться, но не достигнет 0. Поэтому ст. 259 НК РФ принято, что при достижении остаточной стоимости 20% от первоначальной стоимости, остаток фиксируется и месячная сумма амортизации рассчитывается пропорционально количеству оставшихся месяцев эксплуатации.

Начало пятого года:

В нашем примере, на начало пятого года остаточная стоимость составила 6 480 руб.(10 800 руб. – 4 320 руб.) или 13% первоначальной стоимости (6 480 руб. / 50 000 руб. х 100%). Следовательно, месячная сумма амортизации в последний год составит 540 руб. (6 480 руб. / 12 мес.).

Таким образом начисляется амортизация основных средств и нематериальных активов способом уменьшаемого остатка. Далее рассмотрим способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

Получайте новые статьи блога прямо к себе на почту:

Начисление амортизации способом уменьшаемого остатка обновлено: Декабрь 3, 2018 автором: Все для ИП

Источник: https://vse-dlya-ip.ru/ucet/osn/sposob-umenshaemogo-ostatka

Как можно быстрее списать амортизацию по транспорным средствами

Можно ли сократить расходы по амортизации на транспортное средство?

Согласно законодательству, срок службы – это период, в продолжение которого изготовитель транспортного средства обязан выполнять следующее:

  • обеспечивать возможность использования авто по назначению;
  • отвечать за недостатки, причиненные по его вине.

Покупатель в продолжение всего срока службы имеет право рассчитывать на следующее:

  • осуществление техобслуживания транспортного средства и его ремонт;
  • выдвижение требований, касающихся качества работы авто;
  • компенсацию вреда.

Поскольку грузовик является рабочей категорией транспорта, то срок его службы измеряется не в годах, а в километраже.

Важно

На сегодняшний день в России данная процедура производится одним из следующих вариантов:

  • способом уменьшаемого остатка;
  • линейным способом;
  • списанием стоимости по сумме срока применения, выраженного в годах;
  • выполнением списания цены пропорционально объему работ;
  • ускорением амортизации.

Использование одного из доступных способов начисления амортизации осуществляется во время всего периода полезного применения.

Что представляет собой ускоренная амортизация? Ускоренная амортизация представляет собой быстрое перенесение цены объектов основного капитала на себестоимость продукции, производимой с их помощью.

В основном отечественная литература, которая посвящена налоговому и бухгалтерскому учету, исключает наличие четко определенной границы в расшифровке понятия механизма ускоренной амортизации и способов ее начисления.

  • списание общей суммы недостачи на долг виновного лица (если оно было установлено);
  • списание общей суммы недостачи в список остальных расходов (если виновное лицо не было установлено).

При возникновении чрезвычайных ситуаций, приведших к уничтожению основных средств компании, нужно будет провести следующие операции:

  • отразить изначальную стоимость;
  • отразить амортизацию;
  • списать амортизированную цену тех видов основных средств, которые не были застрахованы,
  • отразить амортизированную цену всех объектов основных средств, которые были застрахованы, в той части, которая не превышает страховые выплаты.

Способы выбытия объектов основных средств Комиссия и акт Для проведения любых запланированных мероприятий нужно будет собрать комиссию для выполнения поставленных задач.

Методы расчета амортизации автомобиля на примерах

Также срок полезного использования можно определить на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1).

Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице.

Бухучет В зависимости от характера использования автомобиля начисленная по нему амортизация включается либо в состав расходов по обычным видам деятельности, либо в состав прочих расходов, либо в состав капитальных вложений.

При этом выполняется проводка: Дебет 20 (26, 44, 91-2, 08…) Кредит 02 – начислена амортизация по автомобилю. Если организация провела реконструкцию (модернизацию) автомобиля, то меняется его первоначальная стоимость, а в некоторых случаях и срок полезного использования.

Как списать транспортное средство

В частности, амортизация не начисляется: — за период консервации автомобиля продолжительностью более трех месяцев; — за период восстановления (реконструкции, ремонта или модернизации) автомобиля продолжительностью более 12 месяцев. Такой порядок предусмотрен пунктами 23 и 26 ПБУ 6/01. Полный перечень случаев, в которых начисление амортизации приостанавливается, представлен в таблице.

Внимание

Способы начисления В бухучете амортизацию можно начислять: — линейным способом; — способом уменьшаемого остатка; — способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; — способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Любой из перечисленных способов начисления амортизации можно применять к автомобилям без ограничений. Однако после ввода автомобиля в эксплуатацию изменить выбранный способ начисления амортизации нельзя (п.

18 ПБУ 6/01).

Какой срок амортизации автомобиля в 2018 году

В иномарках нет распределения по классам, поэтому при определении срока амортизации стоит полагаться на заключение от производителя. При вычислении коэффициента амортизации берутся в учет следующие показатели:

  • возраст транспортного средства;
  • пробег в настоящее время;
  • производитель;
  • эксплуатационные условия, частота использования, климат;
  • экологическая ситуация в районе использования;
  • применение автомобиля – город, село или поселок.

Если транспортному средству не больше 5 лет, то формула намного проще – затраты на амортизацию будут составлять 15%-20% за год. Грузовая машина Когда организация приобретает транспорт и определяет его в качестве грузового, то следующий шаг – установить срок его полезного использования.
При отнесении грузовика к определенной группе амортизации учитывается ряд факторов.

Списание транспортных средств

В бухучете годовая норма амортизации автомобиля равна:1 : 4 года × 100% = 25%. Годовая сумма амортизационных отчислений составляет:288 000 руб. × 25% = 72 000 руб. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений равна:72 000 руб.

: 12 мес. = 6000 руб.
Сумма амортизации, начисленная по автомобилю в феврале, составляет 6000 руб. Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в феврале, составляет:- по оптовой торговле (без учета НДС) – 1 800 000 руб.;- по розничной торговле – 650 000 руб.

Как ускорить амортизацию? метод ускоренной амортизации

Метод снижения отчислений имеет следующую пользу: амортизируемая стоимость и эффективность активов снижается, а невысокие амортизационные отчисления будут компенсировать большие затраты на обслуживание и ремонт устаревшего оборудования.

Для этого нужно ускорить амортизацию, но в первое время отчисления лучше увеличить в целях компенсации неопределенности в вопросе старения оборудования.

Коэффициент износа основного капитала Коэффициент ускоренной амортизации является показателем, который равен отношению суммы полученной амортизации к первоначальной цене основного капитала.

Для его расчета необходимо использовать данные бухгалтерского баланса. Коэффициент износа показывает степень амортизации основных фондов, то есть меру финансирования их будущей замены по мере износа. Рассматриваемые показатели часто применяются для обозначения состояния основного капитала.

Амортизация автомобиля. тонкие моменты

От эффективно организованного менеджмента и степени информационного обеспечения его служб зависит качество управления финансово-хозяйственной деятельностью компании.

На сегодняшний день небольшое количество отечественных предприятий отличается поставленной системой бухгалтерского учета и организованным менеджментом, обеспечивающим пригодность информации для анализа и оперативного управления. При этом она должны быть точной и объективной.

Сведения бухгалтерских служб должны обладать небольшим количеством показателей, которые удовлетворят максимальное число пользователей.
Учетные данные должны формироваться для принятия правильных решений, направленных на эффективное управление процессами деятельности предприятия.

Руководство каждого предприятия заботится об эффективности применения имущества для рационального развития бизнеса, так как основные фонды имеют немаленькую стоимость.

Последовательность списания основных средств

Метод ускоренной амортизации также распространяется на различные транспортные средства и оборудование, если нормативный срок их эксплуатации не превышает три года. Самолетно-моторная техника также подвергается этой процедуре, но при этом срок их эксплуатации определяется часами работы.

Кроме того, ускоренной амортизации подлежат здания и новые предприятия, которые имеют увеличенную нагрузку на основные фонды. Цель применения ускоренной амортизации Ускоренная амортизация позволяет списывать стоимость капитального фонда намного быстрее, нежели предусмотрено установленными нормами. Целью ее использования является стимулирование притока инвестиций.

Это обусловлено тем, что вложение капитала влечет за собой получение предприятием права на отсрочку уплаты сборов и налогов.

Классификация амортизационной группы грузовых автомобилей следующая: Грузоподъемность менее 0,5 т 3 группа. Срок их использования – 3 5 лет Грузоподъемность выше 0,5 т (но не больше 5 т) 4 группа.

Срок их полезного использования – до 7 лет При грузоподъемности более 5 т грузовой транспорт Относят к 5 группе со сроком использования до 10 лет Грузовым автомобильным транспортом являются грузовики, фургоны, тягачи, прицепы. При лизинге Лизинг автомобильного транспорта – популярная и востребованная процедура.

Это наиболее удобная форма приобретения транспортного средства. Амортизационные отчисления применимы только к субъектам финансово-хозяйственной деятельности, физических лиц они не касаются. Ускоренная амортизация дает возможность быстрее списать средства, заменить их новыми. Лизинг имеет преимущества и недостатки.

Амортизация используется в бухгалтерском и налоговом учете.Она нужна для постепенного списания сумм крупных расходов, чтобы не создавать в коротком периоде отрицательные показатели. Расчет в бухгалтерском учете Алгоритм расчета следующий:

  1. определите срок полезного использования;
  2. выберите метод исчисления (чаще используются прямой способ и по сумме чисел срока полезного использования, можно также считать с уменьшением остатка или на основе машино-часов);
  3. отразите в учетной политике выбранный способ;
  4. произведите расчеты, применяйте выбранный метод в течение всего срока полезного использования.

Менять метод расчета не допускается для объекта. Когда стоит начинать списывать отчисления, зависит от срока ввода транспортного средства в эксплуатацию, а не факт его покупки. Также неважно, когда автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД. Изобр. 1.

Источник: http://dtpstory.ru/kak-mozhno-bystree-spisat-amortizatsiyu-po-transpornym-sredstvami/

Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете

Можно ли сократить расходы по амортизации на транспортное средство?

Автомобиль, как и другое имущество, относящееся к основным фондам, амортизируется, т. е. изнашивается в процессе эксплуатации. Однако существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать и при постановке на учет автомобиля, и когда начисляется амортизация автомобиля. Рассмотрим особенности начисления износа на автомобиль.

Временной отрезок, на протяжении которого компания через амортизационные отчисления будет списывать стоимость автомобиля, определяется сроком полезного использования.

Устанавливает его фирма, опираясь на предполагаемый срок службы и ориентируясь на Классификацию ОС по амортизационным группам, утвержденную постановлением Правительства от 07.07.2016 № 640.

В предприятии это возложено на специально созданную распоряжением руководства и постоянно действующую инвентарную комиссию.

Во внимание принимают тот факт, что Классификатор разработан для целей налогового учета. В бухучете же компания вправе устанавливать СПИ самостоятельно. Это отмечено в п. 20 ПБУ 6/01. Но обычно сроки эксплуатации автомобиля в налоговом и бухгалтерском учете совпадают.

Согласно классификатору автомашины относятся к 3, 4 или 5-ой амортизационным группам, и зависит принадлежность машины к той или иной категории в зависимости от технических характеристик (мощности, размеров, допустимой массы).

Таблица амортизации автомобиля:

Амортизационная группаКод по ОКОФАвтомобилиТехнические характеристики автоСПИ
3310.29.10.2ЛегковыеОт 3-х до 5-ти лет
310.29.10.30.111Микроавтобусы
310.29.10.41.111Грузовые с дизельным двигателемМассой не более 3,5 тн
310.29.10.42.111Грузовые с бензиновым двигателемМассой не более 3,5 тн
4310.29.10.24Легковые малого классаОт 5-ти до7-ми лет
310.29.10.4Грузовые общего назначения
310.29.10.59.113Автотранспорт специальный: Бетоновозы
310.29.10.59.120Лесовозы
310.29.10.59.130Для коммунального хозяйства и дорожных работ
310.29.10.59.150Аварийно-спасательные и полицейские
310.29.10.59.230310.29.10.59.250Для перевозки нефтепродуктов и газа
5310.29.10.24Легковые большого и высшего классаОбъемом двигателя свыше 3,5 лОт 7-ми до 10-ти лет
310.29.10.41.112Грузовые с дизельным двигателемМассой от 3,5 тн до 12 тн
310.29.10.41.113Грузовые с дизельным двигателемМассой свыше 12 тн
310.29.10.42.112Грузовые с бензиновым двигателемМассой от 3,5 тн до 12 тн
310.29.10.42.113Грузовые с бензиновым двигателемМассой свыше 12 тн
310.29.10.5ТС спецназначения: тягачи седельные

Амортизация грузового автомобиля, как и легкового, начинает рассчитываться с начала месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию. Отметим, что порядок ввода в эксплуатацию автомашины законодательно не урегулирован.

Для налогового учета акт приема-передачи ОС-1 не является документом о вводе в работу, поэтому во избежание споров с ИФНС в компаниях практикуют издание приказов о вводе в эксплуатацию объектов ОС.

Типовой формы приказа о вводе не существует, поэтому составляют их в свободной форме.

Норма амортизационных отчислений на автомобиль

Определившись со сроком эффективной эксплуатации автомобиля, устанавливают норму амортизации (НА). Рассчитывается НА в процентах по формуле:

НА = 1/СПИ х 100%,

Пример

Организацией приобретен автомобиль стоимостью 400 000 руб. СПИ – 48 месяцев. НА определяют так:

НА = 1/48 х 100% = 2,083%, т.е. амортизация авто будет ежемесячно в размере 2,083% от 400 000 руб. и составлять 4332 руб.

Амортизационные расходы на автомобиль отражаются в учете проводкой Д/т 20 (44) К/т 02.

Амортизация лизингового автомобиля

Отражение в учете и износ автомобиля в лизинге зависят исключительно от его балансодержателя.

К примеру, если автомобиль передан фирмой партнеру по соответствующему соглашению, но числится на балансе лизингодателя, то и амортизацию начислять будет он.

Организация, получившая машину в лизинг, учитывает ее стоимость за балансом на сч. 001 «Арендованные ОС», дебетуя этот счет при принятии имущества и кредитуя, если объект возвращается балансодержателю.

Амортизация автомобиля в лизинге, если его передают на баланс лизингополучателя, начисляется так:

При получении автомобиля, формируют его первоначальную стоимость на сч. 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» в корреспонденции со сч. 76 субсчет «Арендные обязательства». После того, как ПС машины будет сформирована, а объект введен в эксплуатацию, стоимость авто переносится в дебет счета 01 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» с кредита сч.08/9.

Поскольку амортизацию лизингового автомобиля начисляет балансодержатель, то он и начнет амортизировать объект в бухгалтерском учете с месяца, идущего за тем, в котором авто было принято к учету. СПИ обычно принимают аналогичным периоду действия договора лизинга.

Оплата амортизации личного автомобиля

Часто в производственных целях используется личный автотранспорт, так как деятельность некоторых сотрудников сопряжена с частыми разъездами. Ст. 188 ТК РФ предусматривается выплата компенсации за использование личного ТС (износ) и расходов, связанных с его использованием (ГСМ).

Нормативной базы, регулирующей расчет компенсации, не существует. Поэтому компаниями практикуется возврат топлива по маршрутным картам, навигационному оборудованию и пробегу, а амортизацию начисляют принятым в организации способом. Проще и удобнее применять линейный метод амортизации.

Размер возмещения оформляют отдельным соглашением или приложением к трудовому договору. Усложняет расчет тот факт, что автомобиль используется и в личных целях, и в работе. Для расчета износа следует принимать во внимание такие факторы, как стоимость приобретения, амортизация машины и доля, падающая на эксплуатацию в производстве.

Этот вопрос обсуждается отдельно, ориентиром служит специфика работы и интенсивность поездок. Часто, для установления наиболее точных сумм, руководство требует ведения документации по служебным разъездам, например, путевых листов. В каждой фирме обычно разработан собственный порядок возмещения подобных расходов.

Предлагаем примерный расчет амортизации линейным способом:

Допустим, цена автомобиля 500 000 руб. Средний СПИ – 5 лет (60 мес.).

НА = 1/60 х 100 = 1,67

500 000 х 1,67 = 8350 руб.

Амортизация легкового автомобиля в месяц составит 8350 руб. Бухгалтеру на основе путевых листов, предстоит рассчитать, какую долю из общего пробега делает автомашина сотрудника непосредственно в производственных целях.

Например, если из общего пробега в 1200 км за месяц 600 км падает на рабочие поездки, то амортизация авто работника составит 4175 руб. (8350 руб. / 2).

Расходы по возмещению сотрудникам этих расходов собираются на счетах производства и издержек – 20, 26, 44, а выплаты компенсации не облагаются НДФЛ. 

Источник: https://spmag.ru/articles/amortizaciya-avtomobilya-v-buhgalterskom-i-nalogovom-uchete

Как начислять амортизацию по автомобилю

Активы стоимостью менее 40000 рублей могут отражаться как материально-производственные запасы, то есть отражать их можно на счете 10, а стоимость сразу же списать в виде текущих расходов. Точно таким же правилом можно будет руководствоваться и в налоговом учете.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.