Является ли субсидия целевым финансированием
Налогообложение субсидий на возмещение затрат: как происходит налоговый учет льгот и является ли они доходами физических лиц
Облагаются ли субсидии налогами? Этот вопрос интересует множество людей, включая и специалистов, которые сталкиваются с необходимостью учета общего налога. Однако грамотные специалисты сферы финансов могут подробно ответить на все вопросы, связанные с налоговым учетом субсидий на возмещение затрат.
Является ли доходом и облагается ли налогом?
Субсидия – это помощь невозвратная и безвозмездная, призванная компенсировать затраты, доходы, которые не были дополучены по тем или иным причинам.
Она отмечается отдельным порядком при ОСНО и УСН, в любом случае эти средства учитываются и фигурируют в документах. Субсидии могут назначаться по множеству причин, среди которых стоит отметить:
- работу с региональными программами;
- создание рабочих мест;
- способствование занятости населения.
Как малые предприниматели, так и крупный бизнес может пользоваться теми возможностями, что открываются государствам в рамках целевых программ и прочих мероприятий.
Бюджетные средства принимаются в бухгалтерские записи на момент их предоставления, то есть, фактического поступления на счет, либо на момент выделения, который фигурирует в документах.
Налогообложение при ОСНО
При покупке имущества на средства, представленные в виде субсидии, организации на ОСНО платят налог на прибыль. А если на данной системе работает предприниматель, он платит НДФЛ.
Если речь идет об амортизации, она начисляется ежемесячно, и это должно отражаться в документах соответствующим образом.
При УСН Доходы – расходы
Упрощенный вариант налогообложения не требует учета тех доходов, которые указываются в ст. 251 НК РФ, и в перечень не подлежащего учету в данном случае входит целевое финансирование. Субсидии, которые предоставляются автономным организациям и бюджетным учреждениям, а также гранты, относят к этой категории, как и ряд других поступлений.
Не подлежат учету в рамках данной системы также и поступления целевого характера, те средства, которые перечисляются на ведение деятельности, содержание компании некоммерческого типа.
Важно! В этом перечне не указаны коммерческие организации и их субсидирование, направленное на перекрытие их расходов. Следовательно, с выплатами в этом случае столкнуться придется.
При ЕНВД
Субсидии отражаются не на момент их перечисления, а по мере использования средств, и сумма фигурирует сразу и в расходах, и в доходах. Но при ЕВНД фигурирует только доход, а не расход. В рамках данного варианта налогообложения не учитываются только субсидии на самозанятость, на развитие малого бизнеса, а все прочие поступления облагаются налогом.
Учет в Налог на доходы физических лиц
Если организация работает в рамках общего режима налогообложения, налог на прибыль может формироваться кассовым методом или методом начисления.
При использовании метода начисления субсидия обозначается как доход на дату расходов, в которых использована эта сумма.
Но использование кассового метода предполагает отражение дохода в сумме расходов, которые были оплачены.
Важно! Новые изменения в законодательстве, вышедшие в текущем году, позволяют не выделять из субсидии сумму на уплату налога, и потому открывается возможность использования всех средств на бизнес и его развитие без исключения.
Общий режим выплаты налогов предполагает кассовый учет, и субсидии фигурируют как расходы, оплаченные на дату появления. При покупке основного средства путем задействования субсидий, сумма будет фигурировать на протяжении срока начисления амортизации, то есть, отмечаться будет ежемесячно.
Кассовый метод обеспечивает возможность начисления амортизации в той ситуации, когда основное средство полностью прошло по оплате.
И частный предприниматель тоже может поступить только аналогичным образом – провести амортизацию после полностью прошедшей оплаты, и амортизация у частника может проходить только линейным образом.
Более сложным образом ситуация будет выглядеть в случае, если речь зайдет о покупке дорогостоящего средства, которое потребует выплаты не только субсидии, но и средств предпринимателя, организации. Учет в этом случае может проходить двояко.
Можно как определить долю субсидии в стоимости средства, чтобы указывать ежемесячный доход с присутствием этих средств, так и признавать как доход только субсидию до тех пор, пока амортизация не сравнится с ее суммой. Второй вариант считается более удобным и предпочтительным.При продаже средство, которое не было амортизировано до конца, но было куплено за счет предоставленной субсидии, нужно указать в документах в день продажи прибыль от продажи и размер субсидии в рамках остаточной стоимости.
При этом остаточная стоимость переходит также в расходы.
При ликвидации недоамортизированного средства, купленного за счет государственных средств, пишут остаточную стоимость на момент ликвидации, и этот же ценовой показатель фиксируется в пункте внереализационных доходов.
Эта мера избавляет от уплаты налогов.
В ндс
Вопрос с НДС вызывает больше всего вопросов, и здесь необходимо принять во внимание мнение специалиста.
Субсидии для малого и среднего бизнеса на убытки в связи с приобретением товаров или услуг с НДС не входят в налоговую базу, поскольку здесь не идет речи об оплате реализованных услуг, товаров. И потому вычету эти суммы не подлежат.
Вариантов и подводных камней в этом вопросе фактически не существует, и единственной проблемой становится неосведомленность по данной теме даже в узких кругах.
Субсидирование бизнеса в целом, равно как и работа с предоставленными субсидиями – это непростые, многогранные задачи, в нюансах которых могут ошибиться даже специалисты. А между тем, это исключительно важная тема, и ошибка в таких вопросах может привести к серьезным проблемам с бизнесом.
Заключение
Налогообложение субсидий – это сложная тема, которая постоянно подлежит изменениям, поскольку в законодательстве РФ ежегодно появляются новые нюансы и аспекты по этому поводу.
В связи с активным внедрением субсидионных программ, призванных поддержать бизнес в условиях экономического кризиса и прочих проблем современности, развитие идет в сторону снятия лишних налогов и обременений, увеличения доступности субсидий, расширения возможности использования этих средств для нужд бизнеса, с целью обеспечения его процветания.
В ряде случаев субсидии приходится учитывать, и соответственно, уплачивать с них налоги, но в других ситуациях этого делать не нужно.
И даже если из налоговой приходит требование в совершении той или иной выплаты по субсидиям, всегда стоит рассматривать ситуацию как можно внимательнее, потому как из-за постоянных нововведений в законодательство, не всегда высокой компетенции кадров, требования порой приходят и неправомерные.Собственные знания в этой сфере помогут избежать досадных недоразумений, обеспечат возможность рационального использования предоставленных средств.
Источник: https://pravaved.com/subsidii/nalogooblozhenie.html
Целевая субсидия: кому положена, порядок получения, на какие цели можно использовать
В России предусмотрена социальная помощь и поддержка не только гражданам, но и организациям. Действующий способ предоставления материальной помощи для юридических лиц – целевая субсидия. Денежные средства подлежат выдаче с последующим отчетом, а в случае нереализованности возвращаются в бюджет региона.
Что представляет собой целевая субсидия
Целевые субсидии считаются средством оказания помощи в виде денежных средств, выделяемых из регионального бюджета административным аппаратом, на определенные цели, заявленные предприятием.
Процесс субсидирования реализуется и на более высоком уровне, когда субъект, входящий в государство, направляет проект с указанием целей и затрат, документы, подтверждающие необходимость этой процедуры, в федеральные органы власти.
Статьи 78.1, 79 БК предполагают, что учредитель может предоставить материальную поддержку региону или конкретной организации на определенные нужды.
Эти выплаты в денежной форме перечисляются в разовом режиме при предоставлении потенциальным получателем бизнес-плана.
Выделяемые суммы в качестве бюджетных инвестиций направляются для повышения стоимости имущества, основных средств, имеющихся у муниципалитетов.
Таким образом, организация может получить возможность финансирования практически любых нужд, которые не относятся к запрещенным статьям расходов. Это реализуется только в том случае, если учредитель посчитает процедуру по выделению денежных средств рациональной для функционирования бюджетного учреждения.
Кому и на что предоставляется
Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов.
Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе.
А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.
Такими целями являются:
- проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
- возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
- формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
- компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
- обеспечение выполнения государственного задания.
ВНИМАНИЕ! Организация при планировании расходов и понимании, что ей требуется больший объем денежных средств в виде целевой субсидии на определенные нужды, не входящие в этот список, может оформить заявку, где укажет свои потребности. Этот вариант рассматривается учредителем, осуществляющим субсидирование, в индивидуальном порядке.
Механизм выделения и получения субсидий
Порядок предоставления целевых субсидий представляет собой целостную систему, которая основывается на четком прогнозировании предстоящих затрат, направленных на увеличение имущественной составляющей производства. Он выглядит следующим образом:
- организация анализирует показатели своей деятельности и делает выводы о том, на какие цели необходимы денежные средства из бюджета;
- подготавливает документацию, где изложена информация о предстоящих операциях, осуществляемых с целевыми суммами, которые направляются в бюджетное учреждение (в качестве необходимых сведений указывается название, цель, код классификации, остатки по субсидированию с прошлого года, планируемая выплата в текущем году);
- сформированная информация подается учредителю, который рассматривает и оценивает данные на целесообразность, просчитывает риски, принимает решение о выделении предложенной суммы;
- после того как последующие действия по перечислению денег на счета учреждения согласованы, принято положительное решение, они направляются на специальный лицевой счет, открытый для таких выплат.
ВАЖНО! Отправление заявки на субсидирование может производиться в электронном виде для ускорения процесса рассмотрения и принятия решения.
Если уровень рассмотрения заявки региональный, срок обработки информации не превышает 1 месяца с момента подачи документов.
При выделении денег из федерального бюджета, вопрос обсуждается вышестоящими органами не более 2 месяцев с момента отправки заявки.
Как происходит получение финансовых средств
После того как факт передачи денег утверждается учредителем, информация о переводе передается в казначейство, где проходит проверка соответствия кода субсидии, суммы платежа, содержание по оказанию услуг, поставкам продукции, аренде оборудования или помещения согласно указанным целям в заявке.
При сверке информации учитывается, какая сумма осталась на счете после использования предыдущих выплат, характер операций, совершаемых по этому счету. Если вся информация актуальна, соответствует сформированным данным заявки, денежные средства поступают на счет и используются по назначению.
Отчет о расходовании целевой помощи
Каждое учреждение, реализовавшее в текущем году право на субсидирование, обязано оформить отчет о расходовании денежных средств, предоставленных в качестве помощи организации.
Субъект самостоятельно издает постановление, где изложен порядок предоставления, использования, отчетности, контроля и возврата остатков денег. Обычно отчетность направляется учредителю ежеквартально, а в конце года направляется общий отчет с результатами выполнения показателей, предполагающих результативность после предоставления бюджетных средств.
Местные органы берут на себя обязательство по сбору всех документов, подтверждающих расходы, оформление отчета по установленной форме и отправке полученных данных.
Принимающий отчет орган проводит оценку качества использования ранее направленной материальной помощи в течение 30 рабочих дней.Он делает выводы о том, насколько предприятие достигло планируемых показателей с помощью их сравнения в процентном соотношении в соответствии с планом и фактическим результатом.
ВАЖНО! Учреждению, формирующему отчет, необходимо указывать реальные траты, так как при неполном расходовании помощи следует вернуть оставшуюся часть средств. Если со стороны проверяющего юридического лица в документации обнаружится неверная информация или нерациональное использование бюджета, получатель может быть привлечен к ответственности.
Бухгалтерский учет целевых субсидий
У специалиста, занимающегося учетом расходов и доходов на предприятии, реализующем субсидирование, имеется план бухгалтерских счетов под названием «Учет государственной помощи».
К нему прилагается инструкция, которая утверждена приказом Министерства финансов, действующим с 31 октября 2000 года, номер 94н.
Согласно этому документу, для бухгалтерского учета субсидий используется пункт «Целевое финансирование».
В качестве финансовых операций рассматриваются:
- количество поступивших дотаций;
- сколько их использовано согласно поставленным целям в плане;
- какую часть необходимую вернуть, не израсходованную по целевым назначениям.
Способы отражения субсидирования в бухгалтерских документах делятся на два вида:
- поступившая сумма учитывается сразу же после ее поступления в качестве финансовой задолженности, которая погасится после всех вложений по целевым направлениям;
- полученные средства отражаются на балансе, когда они переведены, а после каждого вида затрат сведения об этом факте заносятся в специальную форму. Таким образом, они учитываются сразу после проведенных работ или закупки оборудования.
ВНИМАНИЕ! Контроль фиксации данных в бухгалтерском учете производится руководителем организации.
Возврат неиспользованных средств
Финансовая помощь оказывается нуждающимся в этом учреждениям не безвозмездно.
В интересах начальника осуществить затраты в соответствии со своим планом в полном объеме, соблюсти рациональность расходов.
Если субсидирование выделялось для выполнения государственного задания, то остатки переносятся на следующий год и остаются в организации, но оно при этом должно быть выполнено полностью.
ВАЖНО! Государственное задание является выполненным, когда не имеется существенных отклонений в показателях результативности.
Целевые субсидии подлежат возвращению, если прослеживается один из случаев:
- деньги не израсходованы в полном объеме и по назначению;
- расходы осуществлены с нарушениями законодательства.
Остатки могут возвращаться или оставаться на следующий год, но второй вариант возможен только при положительном решении выдающего субсидию органа.
Субсидии целевого характера Ссылка на основную публикацию
Источник: https://govcare.ru/subsidii/tselevogo-haraktera
Субвенция отличается от субсидии: понятия, когда предоставляются, государственные, бюджетный кодекс, примеры
Грамотная социальная политика предполагает, что государство должно оказывать помощь нуждающимся группам лиц или выделять средства для финансирования социально значимых проектов в отдельных регионах.
При этом деньги из федерального бюджета распределяются по субъектам не только в рамках поддержания населения. Существуют и более крупные статьи расходов.
В целом, главное отличие субвенции и субсидии состоит в процедуре назначении этой помощи и в конечном адресате. Так чем отличается субвенция от субсидии?
Определения
Чтобы разобраться в разнице этих понятий, обратимся к их словарным определениям. Для этого заглянем в современный словарь экономических терминов.
Субсидия – характерные черты и предназначение
Что же такое субсидия и какие ее характерные черты? Согласно словарю, это «разовое пособие, предоставляемое из средств государственного бюджета».
При этом предоставляться такая помощь может напрямую физическому лицу в виде выплат (прямая субсидия) или в виде льгот (косвенная субсидия).
Также средства могут быть перечислены на счет местных органов, чтобы в последующем ответственные организации довели выплаты до адресата.
То есть конечная цель субсидии – финансовая поддержка нуждающихся граждан или софинансирование расходов местного бюджета. Субсидирование – это область социальной политики.
Понятие субвенции в Бюджетном кодексе
Теперь посмотрим, что значит субвенция. В том же словаре читаем, что это «пособие, выделяемое одними субъектами другим для финансирования определенного мероприятия». То есть в данном случае это не адресная социальная помощь населению, а вложение в крупный проект на уровне бюджетов органов власти.
Субсидия предоставляется безвозмездно. Субвенция же предоставляется под конкретные цели, и в том случае, если средства освоены не полностью, остаток подлежит возврату.
Когда назначаются – отличительные признаки
Мы выяснили, в основные отличия субсидии и субвенции – в том, кому адресовано пособие и на какие цели выделяется. Теперь разберемся, при каких условиях может быть получены данные выплаты.
Субсидии
Отличительные признаки: субсидия назначается социально незащищенным или малоимущим категориям граждан в качестве финансовой поддержки, если официально подтверждено, что они:
- Граждане Российской Федерации или официальные резидентам, постоянно проживающие на территории РФ.
- Не имеют долгов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
- Имеют постоянную регистрацию и жилье (подтверждается договором найма или документами о наличии жилья в собственности).
Субсидирование граждан в нашей стране затрагивает следующие социальные категории:
Представитель любой из названных групп может претендовать на назначение субсидии, если его доход не превышает суммы минимального уровня дохода, установленного государством.
Если рассчитывается субсидия на семью, то считается совокупный доход (весь, включая прочие пособия, стипендии и иные выплаты) всех ее членов, и делится на количество зарегистрированных человек (в том числе несовершеннолетних) на данной жилой площади. Вот эта полученная сумма должна не превышать регламентированный прожиточный минимум.
Субвенции
С назначением субвенций все немного сложнее – они назначаются только на основании заранее представленных заявок от органов местной власти.
Административные служащие каждого конкретного субъекта РФ в конце финансового года должны проанализировать статьи расходов за прошедший период и выявить потребности своего региона. На основании финансовых отчетов составить заявку на будущий год и направить ее в центральный орган власти.
После чего все требования будут рассмотрены, часть из которых получит одобрение и право на субвенцию.
Также в конце расчетного периода должны быть возвращены неизрасходованные средства.
Выйти за пределы бюджета также нежелательно, как и получить слишком большой остаток – это значит, что расчеты были произведены неверно, и внушительная часть средств была удержана на счете без необходимости, в то время как она могла пригодиться где-то еще.
Если оказывается, что объект власти, получивший субвенцию, не израсходовал большую часть запрошенной суммы на целевые нужды – он может быть оштрафован на следующий период.
Если необходимость софинансирования со стороны государства в заявке отражена полно, подтверждена достоверными данными и необходимыми документами, а претензии по ведению бюджета за предыдущий период отсутствуют, субвенция, скорее всего, будет назначена.
Также субвенции могут быть назначены «наоборот» – от регионов федеральному бюджету. Эта процедура регламентирована Бюджетным кодексом Российской Федерации, отраженным в Федеральном Законе № 145-ФЗ.
Виды денежных выплат из государственного бюджета
И субвенция, и субсидия выделяются на определенные цели. В зависимости от этого можно выделить виды этих выплат.
Что предполагает субвенция – дотации из федерального бюджета
Возможные варианты дотаций из федерального бюджета связаны с общими тенденциями государственной экономики. Виды субвенций по регионам различаются по цели и включают в себя такие денежные выплаты:
- На осуществление своих полномочий органами местной власти (на формирование регионального бюджета).
- На покрытие дефицита бюджета субъекта РФ (на выравнивание показателей средней обеспеченности всех регионов).
Нужно иметь в виду, что дотации на образование, медицину или строительство сами по себе не являются различными видами субвенций. Все это – софинансирование бюджета, который будет распределен в зависимости от нужд субъекта.
Отдельно можно говорить только о субвенции на осуществление государственного заказа.
В качестве примера можно привести строительство спортивных сооружений в некоторых городах в рамках Олимпиады или Чемпионата Мира по футболу.
В этом случае госбюджет финансирует возведение объектов и софинансирует по заявке расходы по подготовке городской инфраструктуры к данным мероприятиям.
Чем отличается субсидия
Виды субсидий являются отражением основных направлений социальной политики в нашей стране: это поддержка семьи, детства, старости, разделение ответственности по уходу за недееспособными гражданами.
Как уже было сказано выше, субсидии могут выплачиваться в виде пособия, а могут предоставляться как льгота. Законотворцы постоянно находятся в диалоге с гражданами, поэтому система субсидирования является одной из самых подвижных и гибких – каждые полгода законы, регламентирующие процедуру назначения пособий и льгот, обновляются.
На данный момент существуют следующие виды субсидий:
Из последних обновлений в законодательстве можно отметить выделение средств на помощь по выплате ипотечного кредита и поддержку бизнеса (льготное кредитование юридических лиц). В ближайшее время планируется разработать программы субсидирования сельского хозяйства.
В чем разница при оформлении субвенции, предоставление каких документов включает
для того чтобы оформить субвенцию, необходимо в установленном порядке направить заявку в центральный орган власти. в этом документе должно быть отражены расходы по прошлому периоду, планируемые траты, обоснована их целесообразность.
при этом сумма субвенции не устанавливается самим органом местного управления. существует определенная методика определения общего размера данных выплат.
после утверждения и получения на счет регионального бюджета субвенции, она будет распределена между нуждающимися ведомствами. они, в свою очередь, будут обязаны каждый квартал представлять отчеты о реализации средств, выданных в рамках этой финансовой поддержки.
контроль над соблюдением всех процедур возложен на специальные надзорные органы, которым также направляются отчеты.
какие документы предоставляются для получения субсидии
если вы считаете, что имеете все основания претендовать на льготу или пособие, первое учреждение, с которым придется подружиться – это всем известный собес, а ныне орган социальной защиты населения.
вам нужно определить, к какому из многочисленных филиалов данной структуры вы прикреплены по прописке.
там же абсолютно бесплатно вы сможете получить консультацию и актуальный список необходимых документов (помним, процедура получения субсидий может меняться несколько раз в год). но вам абсолютно точно понадобятся:
дальше необходимо собрать необходимые справки, убедиться, что вы действительно относитесь к социально незащищенным, малоимущим или особым группам граждан, имеющим право на льготы.
после подачи всех документов и заявления нужно ждать. в среднем срок ожидания варьируется от 10 дней – в зависимости от вида субсидии. в назначенный день приходить за решением, которое может быть как положительным, так и не в вашу пользу.
помните, что отрицательное решение по вашему заявлению о предоставлении субсидии можно обжаловать в вышестоящем органе или суде.обращаясь за субсидией, необходимо также понимать, что вы несете ответственность за предоставленные сведения. подача заведомо ложной информации будет иметь последствия.
в отличие от субвенции, субсидия предоставляется безвозмездно.
выводы
Еще раз кратко о разнице между субсидией и субвенцией.
Субвенция | Субсидия |
Распределение госбюджета | Социальное обеспечение |
От одного органа государства другому | От государства гражданам |
Может быть возвращена | Предоставляется безвозмездно |
Слово «субсидия» широко вошло в словарь рядового гражданина, потому что этот экономический термин любого из нас непосредственно касается – субсидирование тесно связано с социальной политикой.
Субвенция же относится к внутренней экономике государства и системе дотаций из федерального бюджета в пользу субъектов РФ, поэтому это слово встречается не так широко.
С этим и связано смешение данных понятий.
Также читайте про виды налоговых вычетов и про их получение.
Источник: https://ostr.online/sotsialnoe/lgoty-i-vyplaty/subsidii/subventsiya-otlichaetsya-ot.html