Внесены ли изменения в законодательство по НДС при аренде муниципальной недвижимости?

Арендуем у государства

Внесены ли изменения в законодательство по НДС при аренде муниципальной недвижимости?

Не каждая компания может позволить себе иметь в собственности помещения для работы. Да это и необязательно, ведь недвижимость можно арендовать. А как известно, самым крупным собственником площадей является государство.

Поэтому оно может предложить арендаторам большой выбор и приемлемые цены. Однако налогоплательщикам следует помнить, что процедура найма федерального (муниципального) имущества и ее налоговые последствия имеют свои особенности.

По сей день остается актуальным вопрос уплаты НДС при аренде госимущества. Кто в такой ситуации должен пополнить бюджет налогом, и по какой ставке следует его исчислять? Каким образом на решение данных вопросов влияют условия арендного договора? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Правильный договор аренды

Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.

Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ). В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором. Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).

Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ

Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.

Особое внимание арендатор должен уделить упоминанию в договоре о правах арендодателя на помещение. Ведь передача площадей не уполномоченным на это лицом может повлечь не только правовые, но и налоговые последствия для арендатора. Финансисты, к примеру, полагают, что тогда он не сможет подтвердить расходы по арендной плате (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288).

Арендодатель госимущества: возможны варианты

Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.

На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.

Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.

Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю.

Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество.

Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.

Когда арендатору быть агентом

Исходя из норм действующего законодательства, выбор НДС-обязанного участника арендных отношений является наименее очевидным как раз в случае трехстороннего договора аренды. То есть контракта, сторонами которого, помимо арендатора, являются орган госвласти (на правах собственника имущества) и балансодержатель (МУП, ГУП и т. п.).

Проблема в том, что налоговое законодательство разъяснений по данному вопросу не содержит.

Буквальное прочтение пункта 3 статьи 161 НК РФ об агентских обязанностях арендаторов муниципального или государственного имущества показывает, что арендатор должен удерживать из доходов арендодателя и платить в бюджет НДС в определенной ситуации.

А именно «при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества».

То есть возможность наличия в арендных отношениях третьей стороны никак не упомянута в кодексе. Поэтому вполне логично предположить, что положения упомянутого пункта не распространяются на случаи найма помещений у оперативного управляющего или прочего распорядителя гос-имуществом. Иначе говоря, арендатору не нужно выступать в роли налогового агента в случае трехстороннего договора.

На возникновение агентских обязанностей арендатора только при двустороннем договоре уже несколько лет назад указывал и Конституционный суд РФ. В определении от 2 октября 2003 г.

№ 384-О судьи отметили, что порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, необходимо применять лишь «в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях».

Источник: http://ndsinfo.ru/article/229

Как отражается ндс по аренде

Внесены ли изменения в законодательство по НДС при аренде муниципальной недвижимости?

Статья актуальна на момент выхода газеты

Организация арендатор арендованного у КУГИ имущества является плательщиком налога на добавленную стоимость в бюджет в качестве налогового агента, вне зависимости от применяемой ей системы налогообложения.

Для организаций не являющихся плательщиком НДС (освобожденных от его уплаты, переведенных на уплату налога вмененный доход и т.п.). Такие организации сумму уплаченного НДС Должны учитывать следующими проводками:

  • Перечислена арендная плата Дт 60 Кт 51;
  • Уплачен НДС в бюджет в качестве налогового агента Дт 68 Кт 51;
  • Сумма налога включена в расходы предприятия: Дт 20, 44 и т.д. Кт 68.
  • Учтена сумма арендной платы Дт 20 Кт 60.

Счет-фактура в книгу покупок не регистрируется. В установленные сроки организация сдает налоговую декларацию, в которой заполняет лист 06.

Для организаций являющихся плательщиками НДС уплаченная в бюджет сумма признается налоговым вычетом . Проводки по учету НДС у налоговых агентов согласно рекомендации МНС должны быть следующие:

Перечислена арендная плата 10000 Дт 60 Кт 51 * Уплачен в бюджет НДС в качестве налогового агента 2000 Дт 68 Кт 51 * Учтена сумма уплаченная в качестве налогового агента 2000 Дт 19 Кт 68.

Организации сумму уплаченную в качестве налогового агента указывают в декларации два раза, в 11 стр.05 и заполняют расчет на стр.06.

Счет-фактура регистрируется в книгу покупок (при отказе от выдачи счета фактуры КУГИ организация самостоятельно заполняет 1 экз. счета фактуры). После чего делается проводка 2000 ДТ68 КТ19.

Если имущество сдается в субаренду, то по условиям договора на субарендатора может быть возложена обязанность по исполнению за арендодателя функции налогового агента перечисляя НДС в бюджет самостоятельно.

В этом случае, договор аренды должен предполагать, что арендная плата может также перечисляться арендатором в бюджет самостоятельно минуя счет арендодателя, или арендодатель собирает и перечисляет арендную плату самостоятельно используя свой счет в качестве транзитного.

Этот случай предполагает что имущество сдается по той же цене по которой оно получено а аренду у КУГИ и следовательно арендодатель не получает дохода от этой деятельности. В нашем примере помещение сдано за 12000 в том числе НДС.

Проводки будут следующие: получена арендная плата Дт 51 Кт 62 10000, учтена сумма полученной арендной платы Дт 62 Кт 60 10000, перечислена арендная плата КУГИ Дт 60 Кт 51 10000. В этом случае расчеты по НДС у арендодателя не отражаются.

Если организация сдает полученное помещение в коммерческую аренду (при наличии разрешения КУГИ), то в зависимости от условий договора аренды субарендаторы могут уплачивать НДС арендодателю вместе с суммой арендной платы. Например, арендная плата 20000 НДС 4000 итого 24000.

Полученная выручка фиксируется проводкой Дт 62 Кт 90, если это является основным видом деятельности, или Дт 62 Кт 91 если это является дополнительным видом деятельности.

НДС с арендной платы учитывается проводкой Дт 90 Кт 68 или Дт 91 Кт 68 4000 рублей.

Ранее учтенный налоговый вычет 2000 рублей уменьшает сумму НДС подлежащую уплате в бюджет, как сумма НДС связанная с основной деятельностью.

Арендатор имеет право включать в свои затраты расходы по оплате коммунальных и т.п. услуг оказываемых согласно ГК специализированными организациями. Следовательно, если заключен договор субаренды, то есть два варианта учета коммунальных платежей, оплаты электроэнергии и т.п.

Арендатор включает в сумму арендной платы стоимость этих расходов уплачиваемых субарендатором. В нашем случае сумма 20000 включает и сумму коммунальных платежей. В этом случае арендатор самостоятельно в полном объеме уплачивает НДС поставщикам этих услуг, например в 2000 руб. + 400 руб. Дт 60 Кт 51 2400, Дт 20 Кт 60 2000, Дт 19 Кт 60 400. НДС учитывается как налоговый вычет Дт 68 Кт 19 400.

Арендатор выставляет отдельный счет на плату коммунальных и прочих услуг субарендатором. В этом случае сумма поступившей оплаты учитывается как транзитная сумма, подлежащая перечислению организации оказывающей соответствующие услуги.

Например, общая стоимость этих услуг 2400, в том числе НДС, 50% являются собственными расходами арендодателя. При этом субарендатор оплачивает 50: от этой суммы. Будут сделаны следующие проводки. Учтена сумма собственных коммунальных расходов Дт 20 Кт 60 – 1000. Учтен НДС по этим расходам Дт 19 Кт 60 200. Получены ком.

платежи о субарендатора Дт 51 Кт 62 1200 в т.ч. НДС 200, перечислены коммунальные платежи Дт 60 Кт 51 2400, зачтен транзитный платеж субарендатора Дт 62 Кт 60 1200. В этом случае предприятие арендодатель не уменьшает на НДС перечисляемый субарендатором свою налоговую базу. НДС к вычету Дт 68 Кт 19 1200.

Этот порядок учета применяется многими предприятиями, так исключение из суммы выручки полученных от субарендаторов коммунальных платежей позволяет уменьшить налог на пользователей автодорог и НДС с выручки, так как в нашем примере сумма полученной арендной платы должна составить 24000-1200=22800 с НДС или 19000 без НДС, а НДС составит 3800.

Материал подготовлен
к.э.н. Авровой И.А. ИПО «Базис»

Ндс при аренде муниципального имущества: отражение в 1с

Добрый день! ООО на УСН (Д-Р) арендует муниципальное имущество. В договоре прописана сумма 3000 в месяц — про НДС ни слова. Я так понимаю — НДС я должна поситать сверху: 3000*18%=540 руб. Вопрос отражения в 1С. Я завожу акты за аренду последним числом месяца.

В договоре с поставщиком данных услуг установила галку «Налоговый агент». Без с\ф сумма НДС не встает в декларацию. А мы на УСН и формирование сч-ф не предусмотрено. Я должна делать сч-фактуру на основании уплаты, а не начисления, да? У меня тогда в 1С встают проводки:20 60 оприходованы услуги по аренде 3000 (30.09.

13) — документ Поступление ТиУ60 51 оплачена аренда 3000 — банковская выписка

76НА 68.32 — начислен НДС (налоговый агент НДС) 540 руб — сч-факт на основании банк. выписки

Соответственно когда перечислится налог — 68.32. закроется, а как быть с 76НА, он не закрывается ведь

1С:Предприятие 8.2 (8.2.17.169)
Бухгалтерия предприятия, редакция 2.0 (2.0.50.4)

Здравствуйте!
Ваш вопрос или аналогичный уже не раз разбирался на форуме.

Посмотрите обсуждение по ссылке НДС налогового агента: порядок отражения в 1С 8.2 Бухгалтерия Тут как раз для УСН-щиков.

Останутся вопросы, спрашивайте.

Добрый день! Спасибо, всё сделала. Только если делать как Вы предлагаете в этой теме — то 76 НА закрывается как я и хотела, а вот по 60 счету будет висеть задолженность по 60 больше на сумму НДС ( а по НУ будет всё верно):

Поступление ТиУ:20 60 3540

60 76НА 540

Оплата поставщику:
60 51 3000

Счет-факт полученный на основании данной оплаты:
76НА 68.32 540

Ндс при аренде государственного имущества плательщиком усн

Компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождены от уплаты большинства налогов и платежей, в том числе НДС. Соответственно, такие субъекты не подают и декларацию по этому налогу.

Однако есть исключения, то есть ситуации, когда перечислить НДС и подать отчетность в органы ФНС организациям на УСН все же придется. Например, в случае налогового агентства при аренде государственного имущества.

Именно об этой ситуации, которая является достаточно распространенной, поговорим далее.

Когда при аренде госимущества возникает налоговое агентство по НДС

Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.

При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.

Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.

По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:

  • Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
  • Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
  • Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.

Как рассчитать сумму налога

Для расчета НДС обратимся к пункту договора аренды, в котором прописана сумма, подлежащая уплате арендатором. Тут есть 2 варианта: НДС может быть выделен либо не выделен в составе платы за аренду.

В первом случае сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118. Исчисленный налог перечисляется в бюджет, а арендодатель получает сумму, указанную в договоре, за минусом НДС.

В случаях же, когда налог не входит в сумму арендной платы либо вообще не упоминается в договоре, налоговому агенту придется уплатить его из собственных средств. При этом НДС рассчитывается по ставке 18% от стоимости аренды, указанной в договоре.

То есть фактически для арендатора стоимость аренды увеличивается на сумму исчисленного налога.

Документальное оформление

Когда налоговый агент исчисляет сумму НДС с аренды госимущества, он должен выставить счет-фактуру. Сделать это лучше в срок, установленный для плательщиков НДС, то есть в течение пяти календарных дней — таковы рекомендации ФНС.

Источник: https://alumn.ru/kak-otrazhaetsja-nds-po-arende/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.