В России отменены проверки малого бизнеса
Проверки бизнеса в 2017 году: что нужно знать
В 2017 году налоговые органы будут обращать внимание в первую очередь на малый и средний бизнес с оборотами более 100 млн руб. в год. Все эти компании будут находиться в зоне риска.
На сегодняшний день по каждой проверке заранее установлена сумма доначислений: сколько нужно взять с компании по итогам выездной налоговой проверки.
Со стороны Управлений ФНС в каждом регионе контроль за территориальными инспекциями, выездными проверками и проверяющими инспекторами в 2016 году усилился в разы, поэтому если предприниматель знает о своих нарушениях, ему не стоит сидеть расслабленно в надежде «решить» вопрос на месте с проверяющими. Это связано с тем, что за проверяющими ведется пристальный контроль, у инспекторов неплохие премии не только за взысканные, но и за доначисленные (нарисованные) суммы, налоговики должны выполнять план по сбору налогов в бюджет, и этот план постоянно увеличивается.
Не надейтесь, что проверяющие могут «пожалеть» компанию и начислить суммы к уплате, которые компания «потянет». Проверяющим все равно, что компания обанкротится и сотрудники останутся без работы
Особое внимание в 2017 году стоит обратить на оптимизацию с помощью контрагентов. Если компания пользуется таким способом, то очень опасно доводить ситуацию до налоговой проверки: выйти сухим из воды не удастся, даже если вам обещают, что контрагент «белый», а директор «адекватный», придет в налоговую и все подтвердит.
С 1 января 2017 года действуют новые правила проведения выездных налоговых проверок. Главное изменение относится к уплате страховых взносов. Теперь проверять уплату взносов будут не фонды, а непосредственно налоговики. На мой взгляд, они будут проводить проверки с большим пристрастием и более профессионально, чем фонды.
Штрафы по налоговым правонарушениям в 2017 году не изменятся, они установлены Налоговым кодексом РФ. Налоговики продолжат совершенствовать администрирование налогов, поэтому суммы доначислений будут расти, а значит и штрафы, которые зависят от суммы доначислений, увеличатся.В отношении налоговых проверок мораторий до 2018 года на проверки малых предприятий не распространяется. Налоговых проверок нет в Едином реестре проверок, и узнать заранее о них никак нельзя.
Это сделано специально, чтобы компания не смогла предпринять действия по уклонению от налоговой проверки.
Однако по действиям налоговиков можно заранее понять, что идет преданализ, и сделать вывод, что проверка не за горами.
Андрей Бажанов, партнер юридической компании «Приоритет»
Сейчас в России деятельность бизнеса контролируют 37 госорганов, на сайте proverki.gov.ru вы можете легко узнать, когда и каких проверяющих ждать вашей компании.
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года, но в некоторых видах деятельности компании проверяют чаще.
Это здравоохранение, образование, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Возможны и внеплановые проверки, которые осуществляются по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случая, когда проверка осуществляется на основании прямого распоряжения прокурора. По ряду видов государственного контроля и надзора имеются свои особенности проведения внеплановых проверок.
Роспотребнадзор вправе проводить без предупреждения внеплановые проверки компаний, связанных с общественным питанием и продажей лекарств. Результаты проверки должны быть направлены в прокуратуру в течение трех рабочих дней с даты окончания проверки.
В остальных случаях о плановых проверках компания должна быть уведомлена в срок не позже, чем за три рабочих дня до начала проверки. О проведении внеплановой проверки — за 24 часа до ее начала. Исключение составляют случаи проведения проверок по заявлениям граждан или организаций о причинении вреда им, окружающей среде или объектам культурного наследия.
С 1 января 2017 года у компаний государственные органы не вправе запрашивать документы до начала проверки (пп. 8, 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Более того, с 1 июля 2016 года проверяющие не вправе требовать документы, которые есть в распоряжении надзорного органа.
Например, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19.04.
2016 № 724-Р проверяющие не вправе требовать: разрешение на строительство, выписки из ЕГРП, ЕГРИП, ЕГРЮЛ и из реестра федерального имущества, сведения из реестра аккредитованных лиц, сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Указанные сведения могут быть запрошены проверяющими у соответствующих органов государственной власти в порядке межведомственного взаимодействия.
- Государственная противопожарная служба МЧС России
С 16 апреля 2016 года на эвакуационных путях и аварийных выходах запрещается устанавливать устройства, препятствующие эвакуации людей. Это раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии. Кроме того, это вращающиеся двери и турникеты (Постановление Правительства РФ от 06.04.2016 № 275).
За нарушение этого требования директор будет оштрафован на 15 000 — 20 000 руб., а компания — на 150 000 — 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).
Проверьте главные и запасные выходы из офисов, торговых залов, производственных помещений, складов. Эвакуационными являются выходы на улицу, выходы из кабинетов в коридор, на лестницу, переходы в смежную секцию здания.
Федеральный закон от 3.07.2016 № 277-ФЗ внес изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», дополнив его новой статьей 16.1 «Контрольная закупка».Подготовьтесь к предстоящей проверке, чтобы избежать штрафов
С 1 января 2017 года Роспотребнадзор будет проводить контрольные закупки, о которых не будут предупреждать компанию.
Сделка по приобретению товара или услуги будет сделана в присутствии двух свидетелей или снята на фото и видео. По окончании мероприятия составят акт, а информацию о закупке занесут в Единый реестр проверок.
За выявленные нарушения компанию и директора оштрафуют на сумму до 50 000 руб. (ст. 14.4-14.8 КоАП РФ).
Чтобы успешно пройти контрольную закупку, проверьте, соответствует ли ваша продукция санитарным нормам, в порядке ли разрешительные документы. Обратите внимание, что в описании товара должны быть сведения об изготовителе: фирменное наименование, адрес, режим работы.
Олег Кириллов, партнер компании «Холдсвей»
Для внеплановых проверок в 2017 году появятся новые основания. Так законодатели вводят «индикаторы риска нарушения обязательных требований». Отклонение индикаторов от нормативов может являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю. Индикаторами будут служить такие показатели, как, например, частота жалоб на деятельность компании.
В 2017 году предпринимателей ждут как положительные изменения, так и не очень.
С 1 января надзорные органы могут проводить проверки без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Например, к таким мероприятиям относятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы и при размещении информации в сети и средствах массовой информации.
Другие примеры таких мероприятий:
- плановые (рейдовые) осмотры территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
- административные обследования объектов земельных отношений;
- исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр);
- измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
- другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
По итогам подобных проверок компании может получить предупреждение, однако госорган может назначить и внеплановую выездную проверку.
Малый бизнес освободили от неналоговых проверок до 31 декабря 2018 года. Мораторий не действует, если в течение последних трех лет у компании были штрафы за грубое нарушение законодательства, приостанавливали ее деятельность, дисквалифицировали ее руководство или аннулировали действие лицензии.
Чтобы подготовиться к проверкам, надо знать основания, согласно которым любой контрольно-надзорный орган может назначить внеплановую проверку. Это может быть жалоба клиента, потребителя, работника или контрагента, неисполнение ранее выданного предписания, угроза жизни или здоровью людей и окружающей среды, нарушение законодательства.
Если при получении предупреждения от надзорного органа вы исправляетесь, исполняете все предписания и оплачиваете штрафы, то вы сможете избежать проверки.
Важно знать свои права и обязанности, а также права и обязанности проверяющих. Необходимо проводить обучение коллектива правильному поведению во время плановых и внеплановых проверок любых контрольных органов.Мы регулярно проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки.
После такой подготовки проверка не тормозит работу предприятия и сотрудники по незнанию не препятствуют проведению проверки.
Источник: https://kontur.ru/articles/4564
Мораторий на проверки малого бизнеса в России: содержание закона
Мораторий на проверки малого бизнеса начал действовать первого января 2016 года, а закончится тридцать первого декабря 2018 года. Учитывая, что недавно была пройдена средина отведенного срока, то пора рассмотреть этот закон, особенности его реализации, и то, насколько теория совпадает с практикой.
Общая информация
Как было сказано ранее, закон о моратории проверок малого бизнеса работает в период времени с первого января 2016 по тридцать первое декабря 2018. Что он даёт? Законом вводится запрет на осуществление плановых проверок юрлиц, которые отнесены к представителям малого бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей.
Это было сделано с целью создания благоприятных условий для развития небольших экономических субъектов. Но всё же это неполноценная защита. Так, исключение сделано для радиационного, экологического и пожарного надзора, а также в сфере обеспечения государственной тайны и при использовании атомной энергии.
Поэтому трехлетний мораторий на проверку малого бизнеса не в полной мере почувствовали те субъекты, что занимаются потенциально опасной деятельностью.
Законодательная база
Что нужно делать, если есть желание ознакомиться с оригиналом? В таком случае можно прочитать федеральный закон под номером N 294-ФЗ от двадцать шестого декабря две тысячи восьмого года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Это конкретная часть. Но опирается она в плане теории на четвертую статью федерального закона под номером N 209-ФЗ от двадцать четвертого июля две тысячи седьмого года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Далее в статье будет приведена краткое описание понятным «человеческим» языком о его действии.
Первоначально давайте обратим внимание на срок. Мораторий на налоговые проверки малого бизнеса действует во временном диапазоне с первого января 2016 по тридцать первое декабря 2018. И это закреплено на законодательном уровне, а не является распоряжением правительства, президента или кого-то ещё. Об этом говорится в статье 26.1 N 294-ФЗ этого документа.
Следует отметить ещё раз, что запрет не является абсолютным. Так, он не распространяется на внеплановые проверки. Об этом идёт речь в статьях 10 и 26.1 N 294-ФЗ. Внеплановые проверки могут быть проведены без ограничений. От чего он защищает, ясно указывается в частях два и три статьи девять закона N 294-ФЗ. Также существуют определённые ограничения в базе действия.
Так, если проверка не подчиняется требованию этого же закона под номером N 294-ФЗ, то она тоже может быть проведена без какого-то ограничения. Со всем списком можно ознакомиться в частях 3 и 3.1 первой статьи. Если кратко, то интерес здесь представляет федеральный закон под номером N 144-ФЗ от двенадцатого августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности».
Не остановит закон и государственных служащих, что ориентируются УПК Российской Федерации. Иными словами – налоговые, полицейские, прокурорские, таможенные, страховые, валютные, банковские проверки будут продолжаться.
Кроме них, ещё стоит упомянуть о соблюдении законодательства относительно контрактной системы, а также при распространении информации или же при её хранении.
Общий интерес представляют подпункты от первого и по восьмой шестой части статьи 26.1 в законе N 294-ФЗ. Как уже ранее писалось в статье (хоть и кратко), не отменены проверки пожарных инспекторов и Госгортехнадзора для производственных объектов, которые относятся к 1 или 2-му классу опасности.
Кроме этого, следят за теми, кто имеет доступ к государственной тайне. Не освобождены от лицензионных проверок управляющие организации, что занимаются обеспечением проживания в многоквартирных домах. Не вздохнули и аудиторские компании, ведь внешний контроль над их деятельностью и качеством работы тоже не отменили.
Мораторий на проверки малого бизнеса в России не отменён также в сферах образования, здравоохранения, электроэнергетики, теплоснабжения, энергетической эффективности, энергосбережения и относительно субъектов социальной направленности. Об этом говорится в девятой и первой частях соответственно статей 9 и 26.1.
Несмотря на то что основные моменты прописаны в законе, определённое влияние оказывает и постановление, выданное правительством Российской Федерации N 944 от двадцать третьего ноября 2009 года.Почему так? Дело в том, что в законе N 294-ФЗ существует довольно много расплывчатых формулировок, поэтому и было принято решение о постановлении N 944.
Ещё меньше защиты
Мораторий на проверки малого бизнеса не действует также в случае соответствия субъекта экономической деятельности целому набору условий. Часть из них, следует признать, являются вполне адекватными и необходимыми.
В иных же случаях возникает определённая доля сомнений в плане возможности возникновения манипуляции.
Так, не приходится говорить про мораторий на проверки малого бизнеса в случаях, если было выявлено за последние 3 года деятельности такие нарушения, что привели к дисквалификации или приостановке деятельности субъекта экономической деятельности за грубые нарушения.
Также должно вступить в свою законную силу решение об аннулировании лицензии или же о назначении административного наказания. И пока этого всего нет, вопрос остается в подвешенном состоянии. Данные требования находятся во второй части девятой статьи закона N 294-ФЗ.
Важный момент
Когда формировался план (или будет), то он должен быть подан в прокуратуру не позднее первого сентября текущего года. И со следующего он уже будет действовать. Такое требование предусматривается постановлением правительства РФ N 489 от тридцатого июня 2010 года. Хотя иные ведомства рекомендуют обращаться к ним ещё раньше.
Так, в методических рекомендациях, утверждённых Рострудом под номером N 455 от двадцать восьмого октября 2010 года, говорится о том, что вся документация должна быть готова до первого июля. Это сделано с целью обеспечения своевременного реагирования на все запросы. Хотя следует не забывать, что это не требование, а рекомендация.
Изменение реальности
Увы, мораторий на налоговые проверки малого бизнеса не распространяется. И здесь ничего исправить нельзя. Но что, если предприниматель или организация считают, что они подпадают под действие закона, тогда как относительно их уже запланирована проверка? В таком случае изменить реальность вполне под силу.
Что же для этого нужно сделать? Первоначально пишется заявление, где просят исключить проверку из ежегодного плана. В нём указывается, что текущее положение дел нарушает статью 26.1 N 294-ФЗ. Все требования и рекомендации к заявлению можно найти в постановлении N 1268 правительства РФ от двадцать шестого ноября 2015 года.
В нём имеется перечень документации, которую необходимо подготовить для утверждения положительного решения. Но что делать, если плановая проверка буквально сейчас начнётся? В таком случае необходимо предоставить собранную для заявления документацию и указать на тот факт, что отсутствует нужда в проверке.
И если до этого не было административных нарушений или же данных о них, то этот процесс будет прекращен. В этом случае составляют специальный акт, который предусмотрен пятой частью статьи 26.1 рассматриваемого N 294-ФЗ. Если проверка всё же была проведена, то можно подать апелляцию и признать её недействительной.В этом случае на помощь придут первая и седьмая части статей 20 и 26.1 соответственно.
Иногда можно услышать неверную информацию, которая является или сознательным обманом, или же желанием видеть то, чего нет, но хочется. Так, можно встретить упоминание о том, что был введён мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. Это неверно.
Хотя подобные предложения и звучали, когда закон только обговаривался, но в конечном результате под его действие попали малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Также, как уже рассматривалось, он не даёт 100% неприкосновенности со стороны государственных чиновников.
Ещё раз хочется сконцентрировать внимание на том, что мораторий направлен только на плановые проверки. Если же к соответствующим органам обратится заинтересованное лицо, избежать общения с государством в лице его представителей не получится.
Таким, например, может выступить гражданин, у которого после питания в кафе заболел живот.
Зачем вводился этот закон?
Мораторий на плановые проверки малого бизнеса направлен на улучшение экономической ситуации в стране и обеспечение деятельности субъектов экономической деятельности. Подразумевается, что он даст возможность предпринимателям развиваться, а не тратить время на бумажки.
Насколько эта цель будет выполнена, можно будет судить только после завершения льготного периода. Сейчас же ограничимся промежуточными итогами. Наибольшую пользу от рассмотренного закона получили те предприниматели, которые выбрали белую модель работы и не совершают правонарушений.
И это хорошо, ведь они и были главной целью осуществляемого мероприятия.
Заключение
Несмотря на такой довольно неплохой закон, всё ещё есть много работы. Сейчас Российская Федерация переживает не самые лёгкие времена. Поэтому необходимо сконцентрироваться на создании собственной устойчивой экономики.
У РФ уже успел закончиться один крупный резервный денежный фонд, ещё два на исходе. И всё активней стоят вопросы о том, что мы будем делать после их истощения. В таком случае можно будет полагаться только на себя.
И во главе поезда, который вытянет нас всех, станут предприниматели – люди, которые не боятся брать на себя ответственность и действовать. Нам же следует озаботиться тем, чтобы честные и умелые оказались в самых благоприятных условиях.
Для этого важно не мешать им действовать. И став богатыми, они сделают такими же и других людей, что окружают их. Нужно только запастись терпением.Источник: http://fb.ru/article/331164/moratoriy-na-proverki-malogo-biznesa-v-rossii-soderjanie-zakona
Проверки организаций малого бизнеса
Какие проверки нельзя будет проводить? Кого нельзя будет проверять? Распространится ли запрет на проверки, проводимые налоговой инспекцией и внебюджетными фондами? В каких случаях заперт на проверки начнет действовать? Что делать если Вас пришли проверять, несмотря на запрет? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в нашей сегодняшней статье.
Какие проверки нельзя будет проводить?
Поскольку закон не конкретизирует вид неналоговых проверок, таким образом можно сделать вывод, что под запрет подпадают любые административные, надзорные и муниципальные проверки, осуществляемые на плановой основе. К ним относятся проверки роспотребнадзора, санипедемстанций, роскомнадзора, прокуратуры, инспекции по труду, органов местного самоуправления, пожарные проверки и т.д.
Порядок и сроки проведения таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Также данный запрет не коснётся внеплановых проверок. Внеплановые проверки проводятся исключительно по определённому списку возникших оснований, изложенных в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.
Чаще всего, основанием внеплановой проверки является заявление гражданина о нарушении объектом проверки его прав или не исполнение им предписаний и представление органов государственно власти и надзора.
Кого нельзя будет проверять?
Рассматриваемый закон гласит о том, что запрет на проведение плановых неналоговых проверок распространяется только на субъекты малого предпринимательства. Их определение дано в статье 4 Федерального закона от 24.07.
07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Так, следуя данному закону к таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (ООО, ЗАО, АО, за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия:
- средняя численность работников за предшествующий календарный год до 100 человек включительно;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) за прошлый календарный год менее 400 миллионов рублей;
- доля участия в уставном капитале (только для организаций) государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном
- капитале организации не более 25 процентов или отсутствие таковой;
- доля участия в уставном капитале иностранных юридических лиц не более 49 процентов;
суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не должна превышать 49 процентов.
Здесь также важно добавить, что организация может получить или утратить статус субъекта малого предпринимательства, только если значение её выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за каждый год с 2013 по 2015 годы будет превышать 400 миллионов рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.
Распространится ли запрет на проверки, проводимые налоговой инспекцией и внебюджетными фондами?
Стоит заметить, что указанный запрет не распространяется на плановые проверки налоговой инспекции и её территориальных органов. Данные проверки проводятся в соответствии с налоговым кодексом и под действие указанного закона не подпадают.
Также, да данный запрет не подпадает перечень проверок указанный в части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ. В частности, проверки контроля уплаты обязательных взносов в различные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.д.).
В каких случаях запрет на проверки не будет действовать?
Рассматриваемый закон содержит ряд исключений на наложенный запрет проведения плановых неналоговых проверок.В частности, согласно ч. 2 ст. 26.
1 Закона № 294-ФЗ, плановые проверки субъектов малого предпринимательства можно будет проводить в случаях:если ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;если было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом проверка будет возможна только при условии, что с даты окончания предыдущей проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение, прошло менее трех лет.
Источник: http://sovetnik-22.ru/publications/24-nalogovye-kanikuly