Упрощенцы могут проверить контрагентов за одну минуту

Содержание

Как ФНС по-новому проверяет ИП на УСН

Упрощенцы могут проверить контрагентов за одну минуту

Налоговики проверяют предпринимателей по тем же правилам, что и организации. Ознакомьтесь с материалом. Он поможет подготовиться к проверке.

С лета 2016 года налоговики начали проверять компании и предпринимателей по обновленным правилам. Новшества ввел Федеральный закон от 01.05.2016 года № 130-ФЗ.

В рамках выездной налоговой проверки ревизоры могут затребовать любые первичные документы, которые подтверждают уплату и исчисление налогов. Это договоры, платежные документы, товарные накладные, товарные и кассовые чеки, бланки строгой отчетности.

Как собирать документы для проверки

Документы на бумаге представляют в виде копий, заверенных самой фирмой. Без нотариуса. Но по новым правилам со 2 июня 2016 года листы нужно пронумеровывать и прошивать. Сшивать можно не более 150 листов. Каждый из них следует пронумеровать арабскими цифрами начиная с единицы.

Все листы в пачке нужно сшить прочной нитью в два — четыре прокола. А концы нити вывести на оборотную сторону последнего листа и связать их. Затем на оборотной стороне наклеить бумажный прямоугольник размером примерно 4 × 5 см или 4 × 6 см, который закроет место сшива. На наклейке нужно сделать надпись:

«Верно, всего пронумеровано, прошнуровано, скреплено печатью…»

Затем записать число листов (цифрами и буквами) и поставить дату. Заверяет эту информацию руководитель организации или индивидуальный предприниматель своей личной подписью.

Нужно ли заверять печатью такую подшивку

Если BG использует печать, ее поставьте, чтобы она захватывала край наклейки. А когда ИП печать не применяет, ничего проставлять не нужно (Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ).

Теперь налоговикам можно отправлять отсканированные копии документов

Отправить такие копии в инспекцию можно по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. То есть относить в ФНС бумажные копии, как раньше, не обязательно. Главное, чтобы на отсканированной копии сохранились все реквизиты оригинала.

Однако, чтобы это заработало на практике, нужно дождаться утвержденных форматов.

Нужно ли заверять сканы электронной подписью

Документы-сканы должны обязательно заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

Инспекторы по-прежнему вправе ознакомиться и с подлинниками документов . Поэтому если у упрощенца их запросят, оригиналы придется привезти в инспекцию.

Предположим, у организации нет в наличии документа, который нужен для проверки. Что грозит компании и бизнесмену?

Обратите внимание. Если утрачен большой объем документов, компанию могут оштрафовать на сумму от 10 000 ₽ до 30 000 ₽ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ).В общем случае это штраф в размере 200 ₽ за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Если не подан расчет по форме 6-НДФЛ, штраф — 1 000 ₽ (п. 1.2 ст.126 НК РФ).

А если документы не представлены в инспекцию из-за того, что утрачены или пришли в негодность? Большинство судей говорят, что в этом случае нельзя привлечь фирму или бизнесмена к ответственности.

Но есть решения арбитров, в которых сказано, что налогоплательщик должен был восстановить утраченные документы.

Когда назначают дополнительную проверку

Если руководитель налоговой инспекции или его заместитель решат, что нарушения по выездной налоговой проверке у фирмы или ИП есть, но доказательств недостаточно. Тогда могут назначить дополнительную проверку. А вообще налоговики вправе провести дополнительную проверку при любых обстоятельствах по своему усмотрению.

Что будут смотреть

При таких проверках запрашивают документы, допрашивают свидетелей или проводят экспертизу. Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля — один месяц.

После того как дополнительные мероприятия налогового контроля завершены, упрощенца знакомят с их результатами. Проверяемый может визуально знакомиться с материалами проверки, делать выписки, снимать копии.

После чего налоговики составляют протокол. Если предприниматель с чем-то не согласен, он вправе подать свои письменные возражения. Такое право согласно Налоговому кодексу РФ появилось у фирм и бизнесменов со 2 июня 2016 года (п.

6.1 ст. 101 НК РФ).

В чем часто ошибаются налоговики

Налоговики склонны трактовать письменные ответы фирм-контрагентов либо показания свидетелей на допросе не буквально, а в свою пользу. Например, свидетель в протоколе указал «не помню», а в акте налоговики отметили «не подтвердил» или даже «опроверг». Кроме того, часто инспекторы игнорируют документы либо показания свидетелей, которые подтверждают правоту фирмы или бизнесмена.

В какой срок упрощенцу нужно подать свои письменные возражения по результатам дополнительной проверки

В течение 10 рабочих дней после того, как закончился месячный срок дополнительной проверки. Допустим, дополнительные мероприятия налоговой проверки назначены с 1 июля 2016 года и длятся по закону один месяц.

Значит, до 15 августа упрощенцу нужно ознакомиться с результатами проверки и подать в этот срок свои возражения (примерный образец письменных возражений по результатам дополнительной проверки ФНС приведен ниже).

Что делать упрощенцу после того, как он направит свои возражения по результатам проверки

Руководитель инспекции или его заместитель принимают решение, привлекать компанию к налоговой ответственности или нет. Если упрощенец не согласен с решением ФНС, он вправе его обжаловать.

Сначала нужно обратиться в вышестоящую инспекцию — УФНС своего региона. На это отводится 30 дней, если вы хотите приостановить — блокировать действие решения. Или один год, если вы хотите обжаловать уже исполняемое решение инспекции.

Если УФНС не удовлетворит жалобу, тогда уже можно обжаловать решение инспекции в суде.

Источник: https://ipprosto.info/journal/proverki-po-novomu/

Проверка контрагентов службой безопасности

Упрощенцы могут проверить контрагентов за одну минуту

Рассказываем о цели и инструментах, приводим примерный порядок проведения проверки контрагента, открываем доступ к готовым регламентам проверки контрагента – на платежеспособность и налоговую безопасность.

Цели проверки контрагентов

Служба безопасности проверяет контрагента с целью:

  1. Минимизации рисков образования проблемной дебиторской задолженности. Самая частая причина проверки контрагента. Анализ информации из открытых (ФНС, Арбитражный суд) и закрытых (базы данных, бюро кредитных историй) источников информации позволяет сделать оценку платежной дисциплины контрагента и сделать прогноз по формированию им проблемной (невозвратной) «дебитрки».
  2. Снижения рисков отказа со стороны налоговых органов в возмещении НДС. Непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента, предъявленный к вычету НДС налоговая может вернуть. Также чревато взаимодействие с неблагонадежными контрагентами встречными проверками, предъявлением иска по п.3 ст.122 НК (Неуплата или неполная уплата сумм налога).
  3. Укрепления деловой репутации. Неблагонадежные контрагенты и мошеннические организации теряют всякий интерес к взаимодействию с предприятием, на котором должным образом организована работы службы безопасности.
  4. Повышения дисциплины труда сотрудников отделов сбыта и снабжения. Регулярные проверки контрагентов оставляют мало «места для маневров» нечистым на руку сотрудникам, использующем механизм «отката» в работе с поставщиками товаров или услуг, покупателями.

Проверить контрагента на долги

Способы проверки контрагентов службой безопасности

Способы проверки контрагента выбирают сообразно цели. Условно разделить способы проверки можно на две большие группы – информационные и физические.

 К информационным относятся сбор и анализ данных из информационных баз и источников.

К физическим – проверка реальных активов торговых и производственных компаний, выезд по месту фактического нахождения, оценка торгового и производственного оборудования, собеседования сотрудников предприятия-контрагента.

Виктор Смирнов, специалист службы безопасности дорожно-строительной компании

— Мы выполняем строительные работы на основании договора субподряда. Специфика отрасли такова, что мы зачастую вынуждены работать без предоплаты, за свой счет, используя собственные кадры и технику. Для этого мы проверяем компанию-подрядчика на предмет исполнения договорных обязательств.

В числе проверок – встречи с другими субподрядными организациями, с которыми компания-подрядчик сотрудничала ранее. В ходе встреч мы выясняем, насколько своевременно и согласно договоренностям поступила оплата за выполненные работы, если возникали сложности с получением денежных средств, то какого рода и насколько критичными были задержки.

Только после этого руководство компании принимает решение о том, взять ли предложенный объем работ или отказаться от взаимодействия.

Проверить контрагента на долги

Регламент проверки контрагентов службой безопасности

Перед тем как выполнять проверку контрагента следует запросить у него минимальный перечень документов.

Стартовый регламент проверки контрагента – проверка компании-партнера на существование и соответствие предоставленной информации реальному положению дел.

Проверяются ИНН и ОГРН, полное и краткое наименование компании, ОКВЭДы, размер уставного капитала, изыскивается информация об учредителях и руководителях предприятия.

Регламент предписывает получение сведений о регистрации компании в «адресных ямах», о нахождении руководителей в списках дисквалифицированных лиц, о задолженности юридического лица по налогам и сборам, об их участии в арбитражных процессах или в исполнительных производствах.

Чаще служба безопасности проверяет контрагента только в том случае, если сделка с ним представляется высоко рискованной. К такого рода сделкам относятся:

  • Сделки по поставке или купле-продажи на сумму свыше 1 млн руб.,
  • Договоры подряда или субподряда, оказания услуг или выполнения работ на сумму свыше 1 млн руб.
  • Перевозка на сумму свыше 300000 руб.
  • Оказание информационных, консультационных, юридических и маркетинговых услуг на сумму свыше 500000 руб.

Тогда применяется расширенный регламент проверки контрагента. Он включает в себя стартовый (базовый) уровень проверок, и дополняет эти сведения детальным анализом финансового состояния контрагента, проверку его кредитной истории.

В бухгалтерской отчетности проверяющую сторону интересуют отчет о прибылях и убытках за несколько лет. Компания-контрагент должна показывать устойчивый рост. А также пассивы – долгосрочные и краткосрочные обязательства.

В кредитной истории важно отсутствие просроченной задолженности, повышенного интереса к получению кредита в момент сделки, следов «кассовых разрывов» (периодически возникающих просрочек по платежу при в целом стабильной оплате счета).

Для того, чтобы иметь оперативный доступ к оценке платежной дисциплине компании-партнера и состоянию ее долговой нагрузки вы можете вести мониторинг контрагентов на Unirate24. В момент наступления события вы узнаете о наступлении просрочки и сможете оперативно взыскать всю или часть дебиторской задолженности по контрагенту.  

Проверить контрагента на долги

Также принимаются во внимание индексы должной осмотрительности и платежной дисциплины (их можно найти в бизнес-справке СПАРК).

Порядок проверки контрагентов на предприятии определяет начальник службы безопасности и/или генеральный директор. В зависимости от целей проверки, конкретный набор инструментов и порядок их запроса могут разниться от компании к компании. Начальник СБ составляет приказ и подписывает его у генерального директора.

Каждый сотрудник отдела безопасности, допущенный к проверкам контрагентов, ознакамливается с документом. Сотрудник несет ответственность за качество проверки, соответствие ее результатов действительности.

Не допускается халатное отношение к проверочным мероприятиям, опущение этапов проверки, умышленное искажение результатов.

Для вашей работы могут быть полезны следующие регламенты (нажмите на ссылку, чтобы открыть и скачать документ):

Заключение службы безопасности по проверке контрагента

При проверке контрагента служба безопасности действует в связке с отделом продаж, финансовым отделом компании. В этом случае ее заключение носит рекомендательный характер и может быть выдано в форме сводной таблицы характеристик контрагента и результирующим заключением. Например, так:

Инструмент проверкиКлючевые моментыХарактеристика контрагента
ЕГРЮЛСведения о контрагенте соответствуют предоставленным, сведений о критических изменениях в «Вестнике ЕГРЮЛ» отсутствуют.Контрагент характеризуется нейтрально.
Бизнес-справкаИндекс финансового риска 41, Индекс должной осмотрительности 50Контрагент несет средние финансовые риски.
Бухгалтерская отчетностьСнижение прибыли по сравнению с прошлым периодом на 15%, большое количество долгосрочных обязательств.Контрагент работает нестабильно, обладает повышенной долговой нагрузкой.
Кредитная историяНаличие исторических просрочек по кредитам до 30 -60 дней с периодичностью 6-12 месяцев.Более 5 заявок на кредитную линию за последний месяцКонтрагент допускает «кассовые разрывы», испытывает острую потребность в дополнительном финансировании.
ЗаключениеВысокий риск формирования проблемной задолженности. Рекомендуется взаимодействие с использованием предоплаты. При невозможности – максимальный размер коммерческого кредита до 20% суммы контракта.

Может заключение службы безопасности носить и блокирующий характер. Сделки с контрагентами, имеющими признаки фирм-однодневок, опыт неисполнения платежей, обладающими чрезмерной долговой нагрузкой способны нанести значительный ущерб предприятию.

Источник: https://www.unirate24.ru/proverka-kontragentov-sluzhboj-bezopasnosti/

Кто в ответе за недобросовестного контрагента?

Упрощенцы могут проверить контрагентов за одну минуту

Обвинение налогоплательщика в отсутствии должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента – это одна из самых частых претензий, предъявляемых налоговиками.

Чтобы признать ваши расходы по сделке документально неподтвержденными, налоговым органам достаточно заподозрить вашего партнера в недобросовестности.

Для избежания таких проблем надо еще до подписания документов убедиться в юридической чистоте стороны по договору.

Контрагент – это ваш партнер по сделкам (от латинского «contrahens», т.е. договаривающийся). Им является любая организация или физическое лицо, с которым вы вступили в договорные отношения. Точно так же и вы сами будете являться контрагентом для своего партнера по договору.

Зачем проверять контрагента?

Обязанность проверять контрагента нигде в законе прямо не установлена. Все дело в постановлении Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53. В этом документе приводятся критерии оценки обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды.

Налоговая выгода – это снижение суммы налога к уплате в результате уменьшения налоговой базы, применения налогового вычета, более низкой ставки, другой налоговой льготы, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Например, налоговую выгоду в виде учета произведенных расходов получают те, кто работает на общей системе налогообложения, УСН Доходы минус расходы, ЕСХН.

Для всех этих налогоплательщиков имеет большое значение признание налоговой инспекцией заявленных в отчетности расходов.

Представим, что бизнесмен на УСН Доходы минус расходы получил доходов 10 млн рублей, из которых 8 млн рублей – это затраты на сырье и материалы, арендные платежи, транспортные расходы и т.д.

По его мнению, налоговая база, то есть та сумма, которая облагается по налоговой ставке (стандартная ставка на УСН Доходы минус расходы – 15%), будет равна 2 млн рублей, а сумма налога к уплате, соответственно, 300 тыс. рублей.

А налоговая инспекция, проверив документы, подтверждающие расходы на сырье и материалы, посчитала поставщика недобросовестным контрагентом, и отказалась принимать расходы по сделке с ним на сумму 6 млн рублей. В результате, налоговая база составила 8 млн рублей, а вместо 300 тыс.

рублей налога бизнесмену придется уплатить 1,2 млн рублей. Так что, неосмотрительность в выборе контрагента в этом случае обойдется в 900 тыс. рублей. В этом плане УСН с объектом налогообложения «Доходы» гораздо безопаснее, т.к. не требует подтверждения произведенных расходов.

 

Если вы зададитесь вопросом – а какое отношение имеют к вам прегрешения вашего контрагента, то ответ получите в п.

10 постановления № 53: «Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом».

И еще: «Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей».

Налоговой инспекции гораздо проще наказать действующего добросовестного предпринимателя, лишив его возможности на учет произведенных расходов, чем пытаться привлечь к ответственности фирму-однодневку. Вопрос о том, справедлива ли такая позиция, можно назвать риторическим.

Налоговые правоотношения основаны на подчинении одной из сторон (налогоплательщика) другой — государству и носят властный характер, гражданско-правовые принципы к ним не применяются.

Суды в спорах по обоснованности отказа в получении налоговой выгоды в большинстве случаев поддерживают позицию ФНС. 

В статье про налоговые проверки мы рассказали про Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Среди 12 критериев рисков в этом документе приводятся и риски, связанные с недобросовестными контрагентами. Признаки нежелательного партнера по сделке таковы:

  • отсутствие личных контактов руководителей или уполномоченных должностных лиц поставщика и покупателя;
  • отсутствие информации о местонахождении контрагента, его складских, производственных, торговых площадей;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя или представителя контрагента, копий документов, удостоверяющих личность;
  • отсутствие информации о контрагенте, доступной на официальном сайте ФНС;
  • договорные условия, заметно отличающиеся от обычных условий (поставка крупных партий товара без предоплаты или гарантии оплаты; длительные отсрочки платежа; расчеты через третьих лиц; штрафные санкции, несопоставимые с последствиями нарушений и т.д.);
  • отсутствие реальных действий налогоплательщика или его контрагента по взысканию дебиторской задолженности;
  • существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, без экономического обоснования целесообразности таких расходов и т.д.

Так что, если вы хотите снизить вероятность выездной налоговой проверки, то разумно вести свою деятельность так, чтобы не быть замеченным в подозрительных связях.

Что входит в мероприятия по проверке добросовестности контрагента?

И Минфин, и ФНС не оставляют без внимания вопрос подтверждения должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента. В своем последнем письме по этому вопросу от 17 декабря 2014 г.

N 03-02-07/1/65228 Минфин указывает, что Налоговый кодекс не определяет конкретный перечень действий и документов, запрашиваемых у контрагентов, который сможет подтвердить, что вы проявили ту самую осмотрительность и осторожность.

В результате, возможна ситуация, что как бы вы ни старались, избежать обвинений в том, что вы были неосторожны при выборе партнера, не получится. И все же, стремиться к этому надо.

Приводим дюжину возможных контрольных мероприятий по проверке контрагента. На практике далеко не все бизнесмены проверяют своего партнера так тщательно, но если сделка значимая для вас, то рекомендуем проверить все возможные риски, тем более что большая часть этих методов является бесплатной.

  1. Найти сведения о будущем партнере в государственном реестре (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). На своем сайте мы разместили бесплатную форму получения сведений из ЕГРЮЛ/ЕРГИП, которая полностью сопряжена с соответствующим официальным сервисом ФНС. Благодаря ему вы за минуту получите исчерпывающую информацию об официальных регистрационных данных вашего контрагента. Поиск возможен по ИНН или ОГРН, а также по наименованию организации. Чтобы найти сведения про индивидуального предпринимателя, надо знать его ФИО и регион места жительства.
  2. Получить информацию о контрагенте в открытых источниках (официальный сайт, реклама, отзывы клиентов).
  3. Запросить документы у контрагента. Обычный пакет выглядит так:
  • копия свидетельства о государственной регистрации;
  • копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • копия учредительных документов;
  • копия паспорта руководителя;
  • копия лицензии или доступа СРО, если договор заключен на такой вид деятельности;
  • документы, подтверждающие полномочия лица на подписание договора (копия протокола о назначении руководителя или доверенность на другое лицо);
  • копии приказа или доверенности на право работников контрагента заверять счета-фактуры и товарные накладные.

Копии документов должны быть заверены печатью и подписью руководителя. Кроме этих документов надо получить выписку по контрагенту из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), ее можно запросить у контрагента или заказать самому.

  1. Убедиться в том, что руководитель контрагента не является дисквалифицированным лицом.
  2. Получить сведения, подтверждающие, что контрагент сдает налоговую отчетность и не имеет задолженности по налогам.
  3. Узнать, не находится ли организация-контрагент в процессе ликвидации.
  4. Проверить паспортные данные руководителя по списку недействительных, утраченных или похищенных паспортов.
  5. Узнать, не ведется ли в отношении контрагента исполнительное производство. Это означает, что организация имеет непогашенную задолженность, которую с нее взыскивают через суд.
  6. Проверить, имеются ли сведения о причастности контрагента к экстремистской деятельности или терроризму.
  7. Посмотреть, не внесен ли будущий партнер в реестр недобросовестных поставщиков.
  8. Проверить, не заблокирован ли расчетный счет контрагента. Для этого надо знать ИНН контрагента и БИК его банка.
  9. Удостовериться, что контрагент отсутствует в списке компаний, с которыми нет связи по их юридическому адресу.

Мы собрали подборку имеющихся официальных сервисов по проверке контрагента в двух статьях, поэтому вам не придется блуждать в поисках этой информации по Интернету.

Полезные сервисы от ФНС

Полезные сервисы для бизнесмена

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/proverka-kontragenta

Обзор схем, выявленных при проверках компаний, применяющих УСН и ЕНВД

Упрощенцы могут проверить контрагентов за одну минуту

В распоряжении «ПНП» оказался обзор схем уклонения от налогообложения, выявленных контролерами одного из региональных управлений ФНС. Документ посвящен применению специальных налоговых режимов. По нашему мнению, анализ данного обзора может быть интересен и читателям из других субъектов страны. Ведь налоговые проверки везде проводятся по единой методике.

Проверяющие традиционно ищут опт в рознице

Розничных торговцев, применяющих ЕНВД, традиционно пытаются обвинить в оптовых продажах. С тем, чтобы доначислить налоги по общей системе.

Так, при проверке одной из компаний, применявшей ЕНВД, налоговикам показалось подозрительным, что договоры розничной купли-продажи заключались в письменной форме, тогда как обычаи делового оборота предполагают устную.

Такие договоры имели все признаки договоров поставки – оговаривался ассортимент товаров и срок их поставки, применялась безналичная форма расчетов. Покупателями выступали юрлица и предприниматели.

Кроме того, отпуск товара оформлялся товарной накладной со склада, что нехарактерно для договоров розничной купли-продажи.

В результате контролеры решили, что компания осуществляет оптовую торговлю под видом розничной с целью формального соблюдения условий для применения ЕНВД. Подозрения налоговиков подтвердил и тот факт, что приобретенные у компании товары покупатели использовали в своей предпринимательской деятельности (см. схему 1).

Схема 1. Подмена оптовых продаж розничными

По мнению проверяющих, основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.

Так, по договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п.1 ст.492 ГКРФ).

А по договору поставки продавец обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары для использования в предпринимательской деятельности (ст.506 ГКРФ).

Кроме того, ревизоры указали, что отгрузка товара производилась регулярно и в объемах, исключающих возможность его использования в личных целях. Следовательно, налогоплательщику было известно, что товар продавался не в розницу, не для личного или семейного использования, а для использования в предпринимательской деятельности, поэтому налоговая выгода необоснованна.

По нашему мнению, приведенные аргументы не могут однозначно свидетельствовать о попытке компании замаскировать оптовую реализацию под розницу. Например, в постановлении Президиума ВАСРФ от 05.07.

11 №1066/11 указано, что НК РФ не устанавливает для налогоплательщиков обязанности осуществлять контроль за последующим использованием покупателем приобретенных им товаров.

Также розничные продажи могут осуществляться и в безналичном порядке.

Посему основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является не конечная цель использования покупателем товара, а способ его реализации. Розничные продажи осуществляются через объекты стационарной или нестационарной торговой сети (подп. 6, 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) по договору розничной купли-продажи (устному или письменному).

При этом реализация больших партий товара также не является критерием переквалификации розничных продаж в оптовые. Так, по мнению судей Волго-Вятского округа, вид и объем реализованных товаров, периодичность их продажи мелкими партиями однозначно не свидетельствуют о реализации товаров в магазине по договорам поставки (постановление от 06.10.11 №А28-9139/2010).

Налоговики учатся разоблачать схемы с «каскадной» упрощенкой

УФНС в своем обзоре обращает внимание подведомственных инспекторов на случаи, когда один и тот же выгодоприобретатель начинает «жонглировать» юрлицами на упрощенке, меняя их в договорных отношениях с реальными контрагентами по мере достижения каждым лимита по выручке. В качестве примера приводится следующая ситуация.

Предприниматель, применяющий УСН, заключил с заказчиком договор подряда на строительство зданий на сумму, значительно превышающую лимит выручки для данного спецрежима (60 млн рублей в год – п.4.1 ст. 346.13 НК РФ). Когда выручка ИП приблизилась к предельному значению, он зарегистрировал компанию, также применяющую УСН. И эта компания подписала договор подряда с этим же заказчиком.

Несмотря на то что у общества отсутствовало свидетельство СРО о допуске к строительным работам, в договоре имелась ссылка на свидетельство, выданное предпринимателю.

С момента подписания договора вся выручка поступала исключительно на счет компании, а не ИП. А когда новая компания достигла лимита выручки, ИП открыл еще одну.

В результате общая стоимость выполненных работ по всем договорам подряда составила сумму, изначально предусмотренную контрактом с предпринимателем.

УФНС отмечает, что, собирая доказательства по подобным схемам, инспектору необходимо выяснить, способны ли были зависимые компании вести деятельность самостоятельно.

В частности, имелись ли у них транспортные средства и строительная техника, офисное помещение и персонал. Также желательно выяснить судьбу денег, поступавших на счета таких «каскадных» компаний.

Доказать, что эти деньги в реальности получил организатор схемы, в данном случае – ИП. Цель всех этих действий – доначисление организатору схемы налогов по общей системе.

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/2967-obzor-shem-vyyavlennyh-pri-proverkah-kompaniy-primenyayushchih-usn-ienvd

Проверка контрагентов на добросовестность

Упрощенцы могут проверить контрагентов за одну минуту

Термин «контрагент» законодательно не закреплен. Правоприменительная практика понимает под контрагеном юридическое или физическое лицо, являющееся одной из сторон договора.

Причины проверки контрагентов на добросовестность

Принимая решение о сотрудничестве с новым контрагентом, достаточно часто руководство организации задается вопросами о надежности контрагента (выполнит ли контрагент работу после ее оплаты) и рисках, связанных с возможными вопросами со стороны налоговых органов.

Можно исходить из общего принципа добросовестности и не проводить проверок при заключении договора с новым партнером. Но разумнее и безопаснее поступить осмотрительно и позаботиться об успешности своего бизнеса.

  • Налоговое законодательствл обязывает стороны заключаемого договора проверять добросовестность контрагента по договору. К примеру, организации заключили договор оказания услуг по уборке офиса. Исполнитель направил заказчику акт приемки-передачи услуг и счет-фактуру. Налоговый орган по результатам проведения камеральной проверки может отказать в вычете НДС по следующим причинам:
  • у исполнителя нет работников в штате (значит, никто физически не мог производить уборку);
  • исполнитель не находится по юридическому адресу, не платит налоги, не сдает налоговую отчетность (следовательно, исполнитель является недобросовестным);
  • документы от исполнителя были подписаны не уполномоченным лицом (не руководителем, следовательно, они недействительны).

Следовательно, получить вычет НДС по ним не получится.

Такую проверку лучше проводить еще и потому, что на это обращают пристальное внимание и налоговые инспекторы при проведении налоговых проверок, которые тщательным образом проверяют всех контрагентов организации на наличие признаков «однодневок». Основной аргумент — организация должна выбирать клиентов с должной осмотрительностью.

Суды считают, что организация должна выбирать таких контрагентов, связь с которыми не повлечет для нее дополнительных налоговых начислений. Если инспекторы заявляют об использовании схемы минимизации налогов, то в общем случае суды проверяют следующие обстоятельства:

  • проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность при выборе контрагента;
  • есть ли у контрагента расходы на ведение хозяйственной деятельности;
  • носят ли платежи, проходящие через эту компанию, транзитный характер;
  • поступили ли денежные средства реальному производителю товаров (работ, услуг) либо вернулись тому, от кого ушли;
  • соответствует ли размер цены на товар, приобретенный налогоплательщиком, средним ценам, сложившимся на рынке;
  • целесообразны ли сделки с экономической точки зрения.

Налогоплательщик считается добросовестным, пока не доказано обратное.

Что же такое должная осмотрительность?

Легального (закрепленного в законодательно) определения должной осмотрительности нет. Не нашел закрепления в Налоговом кодексе РФ и принцип должной осмотрительности; нет и обязанности налогоплательщика проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента.

Данный принцип содержится в нормах гражданского права.

Так, согласно статье 401 ГК РФ «лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств».

Кроме того, в статьях 1, 6, 10 ГК закреплены такие принципы, как добросовестность и разумность, означающие, что хозяйствующий субъект не должен брать на себя риск заключения сделок с сомнительными организациями, в чем, по сути, проявляется должная осмотрительность.

Т.о. должная осмотрительность — это комплекс мер по сбору и анализу информации для проверки контрагента на добросовестность, принимаемых организацией при заключении договора. Этот термин используется для определения вины.

На практике это означает, что налогоплательщик не должен заключать договоры с контрагентами, которые обладают признаками «однодневок».

Такой подход налоговых органов основан на принципах разумности и добросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, а это означает, что никакой здравомыслящий предприниматель не станет брать на себя риск заключения сделки с сомнительной организацией, которая может свои обязательства по договору и не выполнить. Поэтому прежде, чем вступить с контрагентом в какие-либо отношения (особенно если речь идет о крупных сделках), покупатель (заказчик) так или иначе должен проявить осмотрительность и узнать как можно больше о своем бизнес-партнере. Тех, кто такой осмотрительности не проявил, налоговые органы считают злостными «уклонистами» от уплаты налогов.

При этом традиционная позиция ФНС России состоит в том, что пострадать за неосмотрительность при выборе контрагентов должен не только тот налогоплательщик, который «закрыл глаза» на наличие признаков «фирмы — однодневки» у контрагента и вступил с ним в договорные отношения, но и тот, который не знал об этих признаках, но, осуществив ряд контрольных мероприятий, мог бы данные признаки выявить. В этом-то и состоит основная опасность предъявления налоговых претензий по мотиву неосмотрительности при выборе контрагента: налогоплательщик заключает договор с организацией, ничего не зная о ее налоговых обязательствах, а впоследствии его обвиняют в неосмотрительности и недобросовестности.

Но должны ли фирмы проверять добросовестность своих контрагентов и кто застрахует их от недобросовестности последних?

Анализ судебной практики показывает, что на налогоплательщиков, претендующих на возмещение НДС, без достаточных правовых оснований возложена ответственность за поведение проблемных налогоплательщиков-поставщиков.

Само по себе нарушение налогового законодательства контрагентом не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Но факт получения необоснованной налоговой выгоды может быть признан, если налоговики докажут, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Таким образом, позиция налоговиков сводится к тому, что осмотрительность при выборе контрагента надо подтвердить. Но какого-либо универсального способа разрешить такую задчу нет.

24.07.2015 ФНС России выпустило очередное Письмо № ЕД-4-2/13005@, в котором указала, на что налогоплательщику следует обратить внимание при выборе контрагента, а также рекомендовала:

  • изучить документы, которые подтверждают полномочия представителя контрагента;
  • оценить возможность реального выполнения условий договора с учетом времени, необходимого для доставки или производства товара, выполнения работ или оказания услуг;
  • при оценке налоговых рисков исследовать такие признаки недобросовестности контрагента, как:
    • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя) и копий документа, удостоверяющего его личность;
    • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;
    • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
    • отсутствие очевидных свидетельств возможности выполнения контрагентом условий договора.

При этом указано, что:

  • обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы;
  • каждое обстоятельство получения необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки соответствующими доказательствами;
  • налоговым органам необходимо доказать, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений их взаимозависимости или аффилированности;
  • факт нарушения контрагентом налогоплательщика налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Алгоритм проверки добросовестности контрагента

Алгоритм проверки добросовестности контрагента можно разделить на следующие этапы:

Заключая новые договоры, на первоначальном этапе необходимо максимально обезопасить организацию для того, чтобы «в случае чего» иметь возможность доказать «достаточную осмотрительность» при выборе контрагента.

Процесс этот довольно трудоемкий и занимает много времени и сил, но игра стоит свеч. Пренебрежение хотя бы минимальной проверкой может обернуться претензиями налоговых органов и, как следствие, разбирательствами в суде.

А на это уйдет гораздо больше времени, сил и средств, чем на проверку на первоначальном этапе.

С 01.09.2018 организациям проще проявлять должную осмотрительность, поскольку с этой даты ФНС разместил на своем сайте открытые сведения о налогоплательщиках.

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/proverki/proverka_kontragenta_na_dobrosovestnost.html

Об ответственности за действие контрагента n-ного звена | Контур.Партнер

Упрощенцы могут проверить контрагентов за одну минуту

С тех пор как ФНС ввела в действие систему АСК НДС-2, выявлять незамкнутые НДС-цепочки стало весьма просто.

Теперь сотрудники налоговой службы во время проверок пристальное внимание уделяют не только самому налогоплательщику, но и его контрагентам. Причем второго, третьего и любого другого звена.

И проверяемая компания запросто может лишиться вычета НДС из-за того, что кто-то из ее непрямых партнеров по сделке «не подтвердил взаимоотношения», не заплатил, не возместил и так далее.

Такие случаи стали абсолютной реальностью сегодняшнего дня. Специалисты местных инспекций так расстарались, что ФНС вынуждена была немного охладить их пыл. В письме службы № ЕД-5-9-547/@ от 23.03.2017 отмечено, что порой проверяющие отклоняют вычеты и налагают санкции по формальным основаниям. А также дано разъяснение, как следует поступать.

Что не так делают ИФНС

Свои подозрения о фиктивности сделки инспекторы должны подтверждать вескими доказательствами. Как и тот факт, что налогоплательщик в результате осуществления спорной операции получил необоснованную налоговую выгоду. Однако проверяющие чаще всего удовлетворяются доказательствами того, что документы по сделке составлены с нарушениями — и только!

Например, директор контрагента проверяемой компании заявляет, что является лишь формальным руководителем и документов по операции не подписывал.

Или почерковедческая экспертиза подтверждает, что документы подписаны неуполномоченным лицом. Все это, безусловно, нарушения документального оформления сделки.

Однако это не говорит о том, что, проведя фиктивную операцию, компания необоснованно обогатилась на сумму вычтенного НДС.

В указанном письме приводится ссылка на позицию ВС РФ (Обзор судебной практики № 1 за 2017 год) по данному вопросу. Заключается она в следующем: нельзя возлагать на налогоплательщика ответственность за недобросовестные действия его контрагентов второго и последующих звеньев, если не доказано, что этот недобросовестный контрагент не подконтролен налогоплательщику.

Куда следует «копать»

Чтобы тщательно проверять всю цепь НДС вплоть до n-ного звена, специалисты ИФНС должны доказать следующее:

  • контрагент юридически либо экономически зависит от проверяемой компании, напрямую или через взаимозависимость с другими контрагентами;
  • факты подтверждают, что стороны сделки действовали в сговоре либо что операция не была реальной.

Итак, первичным для налоговиков должно быть то, что проверяемая компания осмотрительно выбрала контрагента и осуществила с ним реальную сделку. При этом, например, тот факт, что подписавшее документ лицо это отрицает, еще не повод обвинять налогоплательщика в неосмотрительности.

Критерии оценки спорных сделок

Спорные сделки в ФНС рекомендуют оценивать по таким критериям:

  1. Как налогоплательщик выбирал контрагента для этой сделки? Так, как он это делает обычно, как принято в соответствии с обычаями делового оборота либо как-то «по-особенному»?
  2. Что предпринял налогоплательщик, чтобы оценить:
    • коммерческую привлекательность сделки;
    • репутацию, надежность и платежеспособность потенциального контрагента;
    • наличие у него достаточных ресурсов для исполнения своих обязательств;
    • уровень риска их неисполнения.
  3. Не является ли обычной для налогоплательщика практика заключать сделки с контрагентами, которые имеют налоговые нарушения?

Что же такое «непроявление должной осмотрительности»?

О том, что контрагент не был должным образом проверен, по мнению ФНС, свидетельствует следующее:

  1. Руководители организации или их уполномоченные лица не контактировали по поводу обсуждения условий сделки и заключения договора.
  2. Компания не позаботилась о том, чтобы получить от руководителя контрагента документы, подтверждающие его полномочия и удостоверяющие его личность.
  3. Компания не располагает информацией о том, где фактически находится контрагент (его офис, торговые, производственные помещения, склады).
  4. Налогоплательщик не может объяснить, как он узнал о спорном контрагенте. Это применимо к ситуации, когда информации о компании нет в СМИ и в интернете, отсутствуют рекомендации. Проверяющим также необходимо учесть, насколько доступна информация о других поставщиках аналогичных товаров, работ или услуг, в том числе тех, чьи цены отличаются в более выгодную сторону.
  5. Запись о контрагенте отсутствует в ЕГРЮЛ или других открытых реестра, в которых она должна быть. Например, для осуществления деятельности поставщик должен иметь лицензию, однако в реестре лицензий записи о нем нет.

Как компания может подтвердить, что контрагент проверялся

Задача компании — убедить налоговиков, что он сделал все для выбора надежного партнера.

В качестве таких доказательств следует рассматривать разного рода документы, которые подтвердят, что налогоплательщик активно мониторил и анализировал рынок нужных товаров (работ, услуг) и тщательно отбирал кандидатов.

Это могут быть, например, документы о проведении тендера. Хорошо, если в компании существует порядок оценки рисков при выборе партнеров, и риск взаимодействия со спорным контрагентом был оценен как небольшой.

Важно предоставить источник информации о выбранном поставщике — интернет-сайт, рекламное объявление, коммерческое предложение, рекомендации, информация о его прежних операциях. Тот факт, что две компании вели переговоры об условиях сделки, может подтвердить деловая переписка.

Выводы

Безусловно, тот факт, что ФНС обратила внимание на эту тему, не может не радовать. Тем более в письме содержится требование к налоговым органам обеспечить неукоснительное исполнение его положений.

Скоро мы увидим, как отреагировали налоговики «на местах» на новые инструкции вышестоящего органа.

Но как бы то ни было, у налогоплательщиков появился еще один весомый аргумент в спорах с ИФНС по поводу отказа в вычетах из-за действий контрагента n-ного звена.

Источник: http://KonturSverka.ru/stati/ob-otvetstvennosti-za-dejstvie-kontragenta-n-nogo-zvena

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.