+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2016 году

Содержание

Специальная оценка условий труда в 2016 году: последние изменения

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2016 году

Ткаченко Павел Васильевич

В 2015 году СОУТ стала одним из наиболее распространенных мероприятий в сфере охраны труда и обеспечения производственной безопасности работников. Выросла статистика предприятий, проводящих оценку на рабочих местах своих сотрудников, ужесточились требования к экспертам и организациям, обладающим правом проводить спецоценку. Какие перспективы ждут СОУТ в следующем году?

Что остается неизменным

Утвержденный порядок проведения спецоценки и ее главные цели — выявление опасных и вредных для здоровья производственных факторов, по итогам учета которых планируются компенсации сотрудникам — остаются главными отличительными факторами этого мероприятия. Помимо этого, незыблемыми остаются следующие требования:

  • Утвержденное штатное расписание, на основании которого проводится оценка;
  • Заключенный договор с аккредитованной организацией, подтвердившей свое право проведения спецоценки;
  • Обязательное ознакомление сотрудника с результатами проведенной специальной оценки под его подпись;
  • Возможность компенсации средств, затраченных на СОУТ, в ФСС;
  • Присвоение классов вредности условий труда и компенсации, полагающиеся за определенный класс.

В обязательном порядке специальная оценка условий труда проводится всеми юридическими лицами и ИП, использующих наемных работников, до 31 декабря 2018 года. Также спецоценка проводится в отношении всех рабочих мест, за исключением дистанционных работников и надомных сотрудников, а также тех, кто работает на физическое лицо, не зарегистрированное как ИП.

Что учитывается в 2016 году

До начала 2016 года поторопиться с проведением СОУТ необходимо организациям и компаниям:

  • в которых работают сотрудники, имеющие право на льготную пенсию по старости;
  • в которых предыдущими проверками зафиксированы вредные и опасные условия труда;
  • в которых в этом году истекает срок действия проведенной ранее аттестации рабочих мест;
  • в которых до конца 2015 года будут введены в эксплуатацию новые рабочие места.

Также от спецоценки не освобождены индивидуальные предприниматели, работающие по упрошенной системе налогообложения: несмотря на то, что Госдума обсуждала возможность отмены действия Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 для «упрощенцев», никаких новых постановлений на эту тему издано не было, и провести СОУТ таким предпринимателям также необходимо.

В 2016 году появятся новые правила проведения специальной оценки для отдельных категорий работников, упомянутых в Приказе Минтруда № 882н «Об утверждении особенностей проведения СОУТ на рабочих местах, перечень профессий которых утвержден Постановлением № 252»: так уже были приняты особенности СОУТ для работников творческих профессий, для водолазов и для медицинских работников; ожидается утверждение нюансов спецоценки для экипажей морских и речных судов и для экипажей авиабортов.

Штрафы за отсутствие СОУТ в 2016 году

Отсутствие проведенной специальной оценки условий труда для организаций, которым необходимо было сделать это в 2015 году, будет считаться административным правонарушением в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ, согласно которой на работодателей накладываются следующие ограничения:

  • Для должностных лиц — административные штрафы от 5 до 10 тысяч рублей (при первичном нарушении), а также от 30 до 40 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет (при повторном нарушении);
  • Для ИП — административные штрафы от 5 до 10 тысяч рублей (при первичном нарушении), а также от 30 до 40 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (при повторном нарушении);
  • Для юридических лиц — административные штрафы от 60 до 80 тысяч рублей (при первичном нарушении), а также от 100 до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (при повторном нарушении).

Также при проведении специальной оценки следует учесть утвержденные Минтрудом тарифы на обязательное социальное страхование в 2016 году.

Таким образом, пока что радикальных изменений в проведении спецоценки в 2016 году не предполагается. Тем не менее, эксперты рекомендуют не затягивать с ее проведением даже тем компаниям, для которых еще считаются действительными результаты АРМ — два года, оставшиеся до итогового срока проведения, пролетят очень быстро.

Источник: https://www.CentrAttek.ru/info/specialnaya-ocenka-usloviy-truda-v-2016-godu/

Аттестации рабочих мест в 2019 году — обязательная или добровольная процедура? Последние изменения

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2016 году

Под аттестацией понимается целый комплекс мероприятий. Они проводятся для того, чтобы оценить условия труда на различных рабочих местах. В первую очередь это актуально для вредного производства.

Целью процедуры является выявление опасных факторов, а также процесс улучшения условий труда до уровня, который установлен законодательством РФ. Каждый год порядок ее прохождения несколько меняется.

Последние изменения в законе

Скачать актуальную редакцию ФЗ 426 с изменениями от 1 мая 2016 года, регулирующего проведение специальной оценки условий труда.

Аттестация стала называться специальной оценкой рабочих мест. Кроме того, в 2015 году появилось два серьезных изменения, которые будут действовать и в 2019 году:

  1. Во-первых, были ужесточены наказания за отсутствие проведения спецоценки. Данное изменение зафиксировано в КоАП РФ.
  2. Второе касается методики, по которой она проводится. В первую очередь это касается биологического фактора.

Весь 2015 год рассматривался законопроект, который касался отмены необходимости аттестации (как для малого, так и для среднего бизнеса). Однако, он был отклонен, и потому все компании должны пройти процедуру в случае отсутствия действующих результатов ее прохождения.

В первую очередь оценку необходимо провести для тех мест, где осуществляется работа по профессиям, которые относятся к вредным и опасным условиям труда (Список №1 и Список №2). Срок действия специальной оценки рабочих мест – 5 лет.

В 2019 году обязательно заполнение декларации по установленной форме даже для тех компаний, которые в ходе проведения не выявили опасных факторов. Результаты действуют также в течение 5 лет. Штраф за подачу декларации позднее установленного срока на момент 2019 года составляет от 60 до 80 тысяч рублей для фирм и до 10 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей.

Результаты проведения оценки условий труда обязательно должны быть переданы в Федеральную государственную информационную систему учета. Данное требование начало действовать с 1 января 2018 года.

Кем и когда проводится специальная оценка

Аттестация проводится непосредственно работодателем совместно со специальной аттестующей организацией. Под последней понимается такое юридическое лицо, которое имеет аккредитацию в качестве организации, имеющей право оказывать услуги по оценке. При этом свои измерения она проводит на основании соответствующего договора с работодателем.

Работодатель обязан создать особую аттестационную комиссию и определить график прохождения процедуры спецоценки. Комиссия должна обязательно включать в себя следующих работников:

  • Специалист, работающий в сфере охраны труда.
  • Один или несколько представителей со стороны работодателя.
  • Один или несколько представителей со стороны органа, относящегося к профсоюзной организации.
  • Представители аттестующей компании.

Период проведения устанавливается следующим образом: если были открыты новые рабочие места, крайний срок для их оценки – это 60 рабочих дней после начала эксплуатации. В ином случае работодателю придется заплатить штраф в размере до 30 тысяч рублей, а в худшем случае — приостановить деятельность компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:

  • для регистрации ИП
  • регистрации ООО

Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн.

  • Ведение бухгалтерии для ИП
  • Ведение бухгалтерии для ООО

Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН, ЕНВД, ПСН, ТС, ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!

Порядок ее проведения и оформляемые при этом документы

Законодательством закреплен определенный порядок проведения специальной оценки рабочих мест в каждой компании. Кроме того, существует целый ряд документов, которые необходимо оформить.

Осуществление процедуры происходит следующим образом:

  1. Для начала анализируются условия труда, в которых работают сотрудники, на предмет соответствия существующим нормативам, связанным с охраной труда.
  2. Далее проводится оценка того, насколько каждое из рабочих мест соответствует установленным гигиеническим нормативам.
  3. После этого производится анализ, насколько травмоопасны условия работы.
  4. Четвертый шаг – это оценка обеспеченности всей необходимой формой, специальной рабочей одеждой, обувью и дополнительными средствами защиты (если они необходимы).
  5. Наконец, проводится комплексная оценка, позволяющая понять, насколько условия труда оптимальны и приемлемы с точки зрения законодательства РФ.

Специально утвержденного перечня документов не существует. Однако, для того чтобы инициировать проведение оценки, потребуется оформление 3-х основных документов:

  • Приказ о создании специальной аттестационной комиссии. Он должен издаваться работодателем и содержать сведения о ее составе.
  • График проведения работ по оценке (должен быть утвержден отдельным приказом).
  • Договор со сторонней аттестующей организацией. Важное требование состоит в том, что она должна быть лицом, которое не является зависимым от работодателя.

Необходимо понимать, что пока производится оценка того, насколько компания грамотно относится к организации рабочих мест своих сотрудников, работодатель обязан предоставить аттестующей организации всю документацию, которая так или иначе связана с обеспечением условий охраны труда.

По результатам процедуры формируется специальный отчет, который включает в себя ряд сведений и документов:

  • Перечень рабочих мест, которые подлежат аттестации.
  • Приказ о создании той комиссии, которая будет проводить оценку.
  • Информация об аттестующей организации.
  • Приказ об утверждении графика прохождения процедуры.
  • Специализированные карты аттестации.
  • Сводная таблица, отражающая классы условий труда и соответствующих компенсаций.
  • Ведомость, включающая результаты аттестации всех рабочих мест.
  • Протокол, в котором указываются все основные положения, выявленные и обсуждаемые в ходе заседания комиссии.
  • План мероприятий, призванных улучшить условия труда.
  • Заключения, готовящиеся после государственной экспертизы (если имеются).

Подробную информацию о проведении данной процедуры можно почерпнуть из следующего видео:

Возможные штрафы и другие санкции

Несвоевременное прохождение оценки (равно как и ее отсутствие) неизменно влечет за собой возложение административной ответственности на работодателя. Кроме того, если условия труда не соответствуют установленным требованиям, руководитель компании обязан будет заплатить штраф, состоящий из двух частей:

  • «Личный» штраф для руководителя в размере от 20 до 30 минимальных заработных плат.
  • Штраф для компании в размере от 200 до 300 минимальных заработных плат.

Если должностное лицо каким-либо образом нарушило законы, связанные с охраной труда, повторно, его компания должна будет приостановить свою деятельность на срок до 36 месяцев. При этом компания, которая оказывает услуги по аттестации, не имеет какой-либо законодательно закрепленной ответственности – ее деятельность регулируется только договором с работодателем.

Кто может не проходить специальную оценку

Существует ряд случаев, в которых необходимость прохождения процедуры отсутствует. В частности, это касается ситуации, когда в компании работает единственный человек – ее учредитель.

В этом случае трудовой договор как документ отсутствует, и, по сути, в компании нет работников. Соответственно, спецоценку проводить не нужно.

Кроме того, если сотрудники работают удаленно, прохождение аттестации также не требуется.

Если компания арендует небольшой офис, в котором есть хотя бы одно рабочее место, оценка должна быть проведена в обязательном порядке.

Следующим основанием для не прохождения данной процедуры является тот факт, что аттестация была проведена не ранее, чем за 5 лет: это действует даже в случае переезда компании.

Еще одним поводом является следующая ситуация: например, в компании есть несколько сотрудников, занимающих одинаковые должности и имеющих одни и те же должностные обязанности. Тогда проводится аттестация только 20% от числа их рабочих мест. Однако, существует ограничение: оценить необходимо как минимум 2 места.

Таким образом, аттестация является важным мероприятием для каждой компании, благодаря которому рассчитываются надбавки к заработной плате для отдельных категорий сотрудников, а также определяются сроки их выхода на пенсию. Знание условий ее прохождения позволит организации и ее руководителю избежать проблем с законодательством.

Источник: http://www.DelaSuper.ru/view_post.php?id=2452

Спецоценка условий труда: изменения для работодателей

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2016 году

Специальную оценку условий труда проводят, чтобы оценить рабочие места «на вредность и опасность». Разберем изменения в спецоценке условий труда.

До 2014 года в России существовало две процедуры, с помощью которых можно было исследовать рабочие места на вредность:

  1. Аттестация рабочих мест – обязанность работодателя вне зависимости от вида деятельности и системы налогообложения (ст. 209 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н).
  2. Специальная оценка условий труда – ранее это понятие существовало, а вот нормативно не регулировалось. Было лишь упоминание о специальной оценке в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

С 2014 года законодатели пришли «к одному знаменателю» – специальная оценка условий труда. Революции не произошло. Суть и методика проведения спецоценки практически не поменялись.

Проведение специальной оценки условий труда – это обязанность работодателя, которая закреплена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Не нужно проводить специальную оценку в отношении рабочих мест надомников и дистанционных сотрудников.

К некоторым местам работников применяется особый порядок проведения спецоценки. Перечень таких мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.

2014 № 290, порядок проведения спецоценки — отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест.

Например, спецоценка рабочих мест сотрудников, занятых на поземных работах, — в приказе Минтруда России от 09.12.2014 № 996н.

Разберем основные изменения по спецоценке с 2016 года.

Изменения в спецоценке с мая 2016 года

Большая часть изменений коснулась компаний, которые проводят спецоценку. Но есть изменения и для работодателей.

  • Работодатель обязан при наличии предложений от работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов предоставить указанные предложения организации, которая проводит специальную оценку условий труда. Проще говоря, если работники просят провести на их рабочих местах спецоценку, работодатель обязан эти предложения передать.
  • Теперь работодатель должен представлять в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда не только, когда рабочие места признаны безвредными и безопасными, но и когда условия труда признали оптимальными или допустимыми.

Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми на 01.05.2016 г. (за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ), работодателю следует подать уточненную декларацию соответствия условий труда с включением в нее данных рабочих мест.

Требование о представлении декларации соответствия условий труда, если они признаны оптимальными и допустимыми, распространяется на все специальные оценки, проведенные, начиная с 1 января 2014 года.

То есть, если о каких-либо рабочих местах организация не сообщала, а по новым правилам должна, надо подать уточненку.

  • Работодатель обязан уведомить компанию, проводившую спецоценку, в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении оценки условий труда. И направить копию отчета любым способом: заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Если в отчете есть секретные сведения (например, государственная тайна), направлять копию надо без нарушения законодательства о государственной и охраняемой тайне.

  • В случае внеплановой специальной оценки условий труда, проводимой по причине нарушения работодателем требований охраны труда, запрещено ухудшать положение работников, рабочие места которых проверяются внепланово, на период до утверждения отчета о проведении внеплановой оценки. То есть, положение работников не может быть ухудшено в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения спецоценки, результаты которой получены с нарушением требований.

Пример: проводится внеплановая спецоценка условий труда. Пока не утвердили отчет о ее проведении, запрещено ухудшать положение работников, например, запрещено лишать их дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Спецоценка офисных работников – это обязательно?

  • Да, оценивать на вредность нужно все рабочие места, в том числе с компьютерами и оргтехникой (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Хотя ранее они не подлежали аттестации (п. 4 Порядка № 342н).

Контроль проведения специальной оценки условий труда

Можно ли сделать вид, что оценка была, хотя, на самом деле, ее не было? – Нет, нельзя. 

Комментирует Юлия Бусыгина, ведущая онлайн-курса «Расчеты с персоналом по оплате труда»:

«С 2015 года установлена административная ответственность за непроведение спецоценки или за нарушение порядка проведения спецоценки (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ). Работодателя могут предупредить за нарушение и оштрафовать (ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • физлицо (ИП) – на сумму от 5000 до 10 000 руб.;
  • организацию – на сумму от 60 000 до 80 000 руб. (п. 3 ст. 11 Закона № 421-ФЗ).

При повторных нарушениях:

  • организацию могут оштрафовать на сумму до 200 000 руб. или приостановить ее деятельность на срок до 90 суток;
  • ИП – на сумму до 40 000 руб. или приостановить деятельность до 90 суток.

Должностному лицу грозит предупреждение, штраф 10 000 руб. (за повторное нарушение — 40 000 руб.) или дисквалификация от 1 до 3 лет».

Расчеты с персоналом по оплате труда

Повышение квалификации в Контур.Школе

Программа

Результаты аттестации будут действовать?

Результаты аттестации, которая проводилась до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Максимальный срок – до 31 декабря 2018 года (п. п. 4 и 6 ст. 27 Закона о спецоценке).

В некоторых случаях спецоценку обязательно провести внепланово.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/349

Соут в 2016 году последние изменения

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2016 году

Охрана труда и обеспечение производственной безопасности сотрудников – два крайне важных момента в ТК РФ, и начиная с 2015 года на эти факторы непосредственно влияет специальная оценка условий труда, на что обращается сегодня максимальное внимание.

Проводить СОУТ имеют право эксперты и профильные организации, требования к которым в текущем году на порядок ужесточились.Плюс ко всему, статистика предприятий, отвечающих за оценку на рабочих местах, выросла, что благоприятно влияет на исход дальнейших действий.

В данной статье мы разберем тему СОУТ и ее последние изменения на 2016 год.

Что не будет подвержено изменениям

Для чего вообще нужна спецоценка? В первую очередь для выявления вредных и опасных для здоровья производственных факторов, по которым в итоге высчитывается компенсация работникам. Именно этими факторами данное мероприятие и отличается.

Плюс ко всему, существует и еще один ряд требований:

  • оценку эксперты проводят на основе утвержденного штатного расписания;
  • проводить спецоценку имеет право аккредитованная организация, с которой необходимо заключить договор;
  • сотрудник должен быть ознакомлен в деталях с СОУТ, и расписаться в документе, что он был поставлен в известность;
  • денежная компенсация по затратам на специальную оценку в 2016 году;
  • условия труда разбиваются на классы, и высчитывается компенсация под каждый класс.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие наемных сотрудников, вплоть до 31 декабря 2018 года обязаны провести специальную оценку условий труда. Также отмечается, что СОУТ необходимо проводить по всем рабочим местам, не включая удаленных работников и сотрудников, работающих на физическое лицо, не ИП.

Что будет учитываться в 2016 году

В первой половине текущего года нужно провести специальную оценку следующим организациям:

  • с сотрудниками, имеющими право на льготы и пенсию по старости;
  • где при проведении предыдущих проверок были замечены вредоносные условия труда;
  • где подходит к концу срок действия аттестации рабочих мест, проведенной до этих пор;
  • где планируется ввести новые рабочие места.

Также вам будет интересно:  Сокращение должности во время декретного отпуска

Спецоценка не обойдет стороной и ИП, которые трудятся по упрощенной системе налогообложения.

В 2016 году специальная оценка условий труда также коснется и отдельной категории сотрудников, о которых говорилось в Приказе министра труда по ФЗ № 252. Произошли перемены по специальной оценки также и касательно таких профессий, как водолаз, медработник, а также представители творческой деятельности. Изменения коснутся и экипажей морских и речных судов, а также авиационных линий.

Какие предусмотрены штрафы, если нет СОУТ в 2016 году

Как гласит статья 5.27 КоАП РФ, если в организации за предыдущий год не была проведена спецоценка, это будет рассматриваться, как административное правонарушение, и наказуемо оно штрафом.

Какие ограничения предусматриваются в таком случае:

  1. должностные лица – штраф от 5000 до 10 000 рублей, если правонарушение было совершено впервые. Если оно было совершено повторно, тогда следует штраф от 30 000 до 40 000 рублей;
  2. юридические лица – штраф от 60 000 до 80 000, если правонарушение было совершено впервые. Если оно было совершено повторно, тогда следует штраф от 100 000 до 200 000 рублей;
  3. индивидуальные предприниматели — штраф от 5000 до 10 000, если правонарушение было совершено впервые. Если оно было совершено повторно, тогда следует штраф от 30 000 до 40 000 рублей, или деятельность ИП будет приостановлена на срок до 90 суток.

Плюс ко всему, Министерство труда утвердило на 2016 год тарифы на обязательное социальное страхование, с чем также обязательно нужно ознакомиться.

+7 (499) 350-83-56 – Москва, область

Также вам будет интересно:  Увольнение без отработки двух недель

+7 (812) 309-53-23 – Санкт-Петербург, ЛО

+8 (800) 555-67-55 доб. 430 – все регионы РФ

Звонки и заявки принимаются круглосуточно и ежедневно.
Это быстро и бесплатно!

Как можно понять из вышеприведенной статьи, в 2016 году не ожидается кардинальных перемен в области СОУТ. Но это ни в коем случае не означает, что организации могут расслабиться, так как рано или поздно, план будет реализован.

Источник: https://www.jurisinfo.ru/trudovoe-pravo/sout-2016.html

Специальная оценка условий труда 2019, изменения

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2016 году

Автор Специальная Оценка в 05/01/2019. Новости

5 июля 2018 года Госдума России одобрила проект закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда”.

19 июля 2018 года Федеральный закон № 208-ФЗ подписан президентом и вступил в силу. Ознакомиться с текстом закона.

Данным документом уточнен отдельный вопрос по специальной оценке условий труда: «В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут использоваться результаты аналогичных процедур, совершенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения спецоценки».

Кроме того, 208-ФЗ дополнена статья 32 о производственном контроле в Федеральном законе от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”: «При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством России об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля».

22 апреля 2016 года Госдума России одобрила проект закона о внесении изменений в закон “О специальной оценке условий труда”.

1 мая 2016 года Федеральный закон № 136-ФЗ подписан президентом и вступил в силу. Ознакомиться с 136-ФЗ текст закона.

Принятые поправки планировались как последние изменения в федеральный закон о специальной оценке условий труда, в 2016 году. Редакция 426 ФЗ на 2018 год

1 июля 2016 года, уточнение изменений, в ответе заместителя Директора департамента условий и охраны труда П.С. Сергеева, на вопрос о правилах подачи декларации.

15-1-ООГ-2383-115-1-ООГ-2383-2

4 декабря 2015 г., министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин сообщал, что «по итогам, за период действия закона о специальной оценке условий труда с апреля 2014 года по ноябрь 2015 года процедура спецоценки была проведена на 3,56 млн рабочих мест».

С целью анализа правоприменительной практики законодательства о специальной оценке условий труда Минтрудом России с участием объединений профсоюзов и работодателей организован мониторинг, последние результаты которого выявили необходимость уточнения и изменения отдельных положений федерального закона о специальной оценке условий труда в 2016 году.

В связи с этим Минтруд России в 2016 годуподготовил соответствующий законопроект. В частности, законопроектом предлагается распространить процедуру декларирования на рабочие места, условия труда на которых по результатам измерений признаны допустимыми, то есть отнесены ко второму классу условий труда.

«Цель этого предложения – снижение финансовой нагрузки на работодателей, постоянно обеспечивающих безопасные условия труда», – отметил Максим Топилин.

Кроме того, с 2016 года, обеспечивается дополнительная защита информации, составляющая гостайну, при ее передаче в составе сведений о результатах спецоценки с целью недопущения несанкционированного доступа к такой информации. Также расширен перечень сведений, содержащихся в реестре организаций, проводящих спецоценку (аттестацию рабочих мест), за счет информации о филиалах и представительствах таких организаций, учитывая последние изменения.

В текущем 2018 году, действует утвержденный 136-ФЗ от 01.05.2016 года, порядок оформления и подачи деклараций соответствия рабочих мест требованиям охраны труда.

Наиболее значимые изменения сделанные с момента принятия закона о специальной оценке условий труда

  • О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона о деятельности корпорации Роскосмос.
  • Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников.
  • О введении в действие новых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) введённых Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н.
  • Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.
  • О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей.
  • Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам элеваторной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
  • Об утверждении особенностей проведения СОУТ на рабочих местах работников, на которых непосредственно осуществляются разработка, изготовление, переработка, испытание, утилизация, межоперационное хранение взрывчатых веществ, инициирующих составов и продуктов, транспортирование (транспортировка), уничтожение боеприпасов и взрывчатых веществ, пиротехнических составов, порохов, ракетных топлив, средств инициирования и изделий на их основе, в организациях, эксплуатирующих радиационно опасные и ядерно опасные производства (объекты), и организациях промышленности боеприпасов и спецхимии.

Важно знать, что дата 30.12.2018 г. являлась крайним сроком, до которого возможно использовать полученные при старой аттестации рабочих мест результаты. Те организации и индивидуальные предприниматели, с учетом последних изменений, обязаны были провести СОУТ до начала 2019 года.

Источник: https://ceut.spb.ru/specialnaya-ocenka-v.html

Специальная оценка условий труда в 2016 году последние изменения

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2016 году

В статье рассмотрим последние изменения в законодательстве в сфере охраны труда, которой в последнее время уделяется достаточно много внимания. Стоить отметить, что в такой довольно новой сфере законодательства как, специальная оценка условий труда в 2016 году последние изменения происходят регулярно.

В 2016 году в Федеральном законе произошли существенные переработки и дополнения в спецоценке. Процедура проведения спецоценки труда играет весомую роль для контроля рабочих отношений между сотрудниками и снижения опасных случаев на производстве.

Практика доказала, что при проведении СОУТ возникает много недоработанных вопросов по документации и правилам проведения СОУТ.

22 апреля, Госдумой РФ были внесены поправки в проект закона «О специальной оценке условий труда». 1 мая 2016 года вышеуказанный закон, подписанный президентом РФ вступил в законную силу. Поправки к данному закону нацелены на усовершенствование механизма законопроекта.

  1. Сотрудники предприятия имеют право обратиться к администрации предприятия с просьбой проведения СОУТ на их рабочих местах. Получив обращение коллектива, работодатель обязан передать предложения в надлежащую организацию для проведения процедуры;
  2. Работодатель подает декларацию в органы Роструда со сведениями о состоявшейся проверке. В 2016 году введена подача деклараций, даже в случае допустимых и оптимальных условий труда. В случае обнаружения нарушений, декларация автоматически считается недействительной, в этом случае появляется необходимость провести внеплановую спецоценку.
  3. Изменение структуры содержания отчета о проведенной спецоценке организации. Работодатель обязан направить в организацию, проводившую оценку, копию отчета в течение трех дней после подписания. Только, если отчет содержит секретные сведения, сформирован он должен быть без разглашения государственных тайн.
  4. Обозначены и сформулированы сроки и основания для проведения СОУТ. Введены некоторые уточнения для лиц, занятых проведением работ во время чрезвычайных ситуаций. Такие условия автоматически считаются опасными для жизни.
  5. Уточнены необходимые сведения, необходимые для внесения в реестр организаций, проводящих СОУТ.
  6. Изменились требования, предъявляемые к методам проведения измерений, они должны соответствовать требованиям Закона № 102 – ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Аттестация изменений методов будет окончена в декабре 2020 года.
  7. Последние изменения в персонификации учета, а точнее работодатель обязан предоставлять сведения в Пенсионный Фонд РФ (ИНН) о каждом сотруднике.
  8. Возлагаются обязательства на работодателя по созданию современных систем охраны труда. Повысились требования к профессиональным навыкам инженера по охране труда. Качество выполненных работ оценивается специальным центром. Работодатель должен будет внедрить у себя в организации систему менеджмента по охране труда.

Наказание за нарушение проведения СОУТ

Несмотря на то что в такой важной процедуре как специальная оценка условий труда в 2016 году последние изменения изменили достаточно много аспектов всё же не проведение СОУТ на предприятии или нарушения при выполнении, влечет административное наказание в виде штрафа в денежном эквиваленте.

Основную долю ответственности несет работодатель, он может получить письменное предупреждение или штраф (от 5000 до 10000 рублей). При систематических нарушениях штрафу подвергается организация на сумму до 200000 рублей.

Должностные лица организации при систематических нарушениях проведения СОУТ штрафуются до 10000 рублей.

Правила выполнения СОУТ

Полномочия, возлагаемые на экспертов, проводящих спецоценку:

Ознакомление с документами, в которых есть сведения о технологии производства, о сырье, о трудовых обязанностях рабочего и характеристике его рабочего места;

Диагностический осмотр изделий, выполненных работником;

Характеристика условий рабочего места работника.

Основные положения оценки условий труда, классы

Последние изменения СОУТ включают комплекс взаимодействующих мероприятий и методик. Посредством выполнения комплекса мероприятий назначенная комиссия определяет уровень класса условий труда и опасные факторы, влияющие на работников.

Проверке подвергаются в обязательном порядке все рабочие места на производстве, исключением являются только надомники. После тщательной проверки устанавливается класс СОУТ.

Различают 4 уровня классов: нормальный; лимитный; вредный; опасный.

  • При нормальном (оптимальном) классе, условия отвечают всем установленным нормативам;
  • При лимитном (допустимом) классе, условия содержат некоторые несоответствия требованиям;
  • При вредном классе, условия содержат некоторые нарушения нормативных требований;
  • При опасном классе, условия не отвечают нормативным требованиям, содержат вредные или опасные вещества.

Правила проведения СОУТ

Проведение экспертизы по оценке спецоценки проводят специализированные организации, включенные в реестр Минтруда РФ. Комиссия должна включать не менее 5 специалистов в данной области производства обязательно с высшим образованием и практическими навыками в данной области.

Члены комиссии обязаны пройти аттестацию и получить сертификат соответствия, хотя бы один эксперт должен иметь профильное гигиеническое образование. При необходимости исследования и измерения опасных и вредных факторов должно проводиться в специализированной лаборатории по установленным Федеральным законом нормативам.

Лаборатория должна быть оборудована необходимыми точными измерительными приборами.

Внеплановая проверка

Согласно Федеральному закону в ряде случаев может быть проведена внеплановая проверка СОУТ:

  1. Открытие производства и организация новых рабочих мест;
  2. Модификация рабочего процесса, связанная с заменой оборудования;
  3. Получение акта с предписаниями о нарушениях производства;
  4. Изменение технологий производства (смена материалов, сырья);
  5. Изменение требований к средствам защиты при опасном и вредном производстве;
  6. В случае несчастного случая на производстве при влиянии вредных веществ;
  7. Обоснованное требование работников о проведении внеплановой проверки.

В данной статье мы рассмотрели очень важную тему для всех кто следит за изменениями в сфере охраны труда – «специальная оценка условий труда в 2016 году последние изменения».

В случае возникновении вопросов будем рады Вам помочь. Звоните нам или пишите на наш электронный адрес, указанный в разделе контакты. Будьте в курсе всех изменений законодательства, успехов Вам!

Очень полезное видео о последних изменениях в сфере охраны труда:

Источник: http://SOUT-Kazan.ru/specialnaya-ocenka-uslovijj-truda-v-2016-godu-poslednie-izmeneniya/

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2016 году

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2016 году

В 2016 году для малых предприятий действует специальная оценка условий труда. При этом данная процедура стала обязательна лишь с 8 апреля, когда были утверждены Методические рекомендации, регламентирующие порядок проведения специальной оценки условий труда.

  • Тест по спецоценке условий труда > > >

На данный момент спецоценку за отдельными исключениями, о которых мы скажем ниже, обязаны проводить все работодатели, в том числе и применяющие УСН, и в том числе спецоценку должны проводить малые предприятия. В Школе УСН есть спецкурс про спецоценку условий труда.

По результатам спецоценки в 2016 году рабочему месту присваивается класс вредности и (или) опасности. В зависимости от этого класса наниматель при необходимости рассчитывает допвзносы в ПФР. Чем безопаснее условия труда, тем ниже тариф, либо вообще равен нулю.

По общему правилу проводить спецоценку рабочих мест нужно не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня, когда были утверждены результаты (отчет) специальной оценки условий труда.

Оценивать на вредность нужно все рабочие места, в том числе с компьютерами и оргтехникой. Исключение для работодателей — это рабочие места надомников и дистанционных сотрудников. Конечно, соответствующий характер работы должен быть прописан в трудовом договоре.

При этом все работодатели, которые до 2014 года провели аттестацию и успели оформить ее результаты и при условии, что срок ее еще не истек, могут не проводить спецоценку в течение пяти лет, но не более чем до 31 декабря 2018 года.

Правда, текущая спецоценка в этом случае понадобится по новым рабочим местам, если таковые будут создаваться.

Каких-либо иных освобождений от аттестации не предусмотрено.

Как проводить специальную оценку условий труда в 2016 году

Сначала нужно выбрать организацию, которая будет проводить оценку, и заключить с ней договор. Заметьте: к такого рода организациям предъявляются особые требования. Например, в уставных документах подобных фирм спецоценка должна быть указана в качестве основного вида деятельности. В штате организации должно состоять не менее пяти экспертов.

При этом один из них как минимум должен иметь профильное образование по одной из следующих специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

Кроме того, в структуре такой компании обязана быть испытательная лаборатория, аккредитованная для того, чтобы исследовать вредные факторы производства.

Затем работодатель должен издать приказ о создании комиссии, которая будет проводить спецоценку, и утвердить график работ по ней.

В состав комиссии включаются работодатель в лице руководителя, его представители (начальники подразделений, юристы), специалист по охране труда, а также представитель профсоюза (при наличии) и фирма, проводящая спецоценку. Число членов комиссии должно быть нечетным.

Непосредственно определять, является рабочее место опасным или нет, будет эксперт нанятой фирмы. А уже сами результаты утверждает комиссия. Если условия труда признаны вредными или опасными, специалисты присвоят им класс вредности.

Если же опасные факторы не выявлены, то работодателю нужно заполнить декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда. Ее форма утверждена Приказом № 80н. Действовать эта декларация будет пять лет.

Однако срок ее может автоматически продлиться на тот же пятилетний период, если на местах, в отношении которых она была принята, не было несчастных случаев и профзаболеваний. Сдавать декларацию нужно в Федеральную службу по труду и занятости.

Чтобы лучше разобраться в тонкостях всей процедуры, обратитесь к Методическим рекомендациям, регламентирующим порядок проведения специальной оценки условий труда. Документ содержит план действий для тех фирм, которые будут проводить спецоценку.

В частности, там описана процедура, по которой эти компании будут выявлять и исследовать опасные факторы. А также критерии, с помощью которых они смогут отнести условия труда к той или иной степени вредности.

Кроме того, там есть форма отчета о проведении спецоценки и инструкция по ее заполнению.

Штрафы за спеоценку в 2016 году

В 2016 году действует специальная статья 5.27.1 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за непроведение специальной оценки условий труда, если такая процедура обязательна (п. 3 ст. 11 и п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

В соответствии с новой статьей 5.27.1 КоАП РФ работодателя смогут предупредить за нарушение. Либо оштрафовать. Индивидуального предпринимателя и лицо, занимающееся бизнесом без образования юридического лица, — на сумму от 5000 до 10 000 руб., фирму — от 60 000 до 80 000 руб.

За нарушение порядка проведения спецоценки действуют те же штрафы.

Как за счет ФСС возместить расходы на спецоценку условий труда

Как мы уже сказали, спецоценка в отношении рабочих мест проводится с помощью специализированных фирм. Их услуги — платные. Конкретная цена зависит от числа рабочих мест. И чем их больше, тем выше расходы на спецоценку.

Однако впоследствии часть таких затрат можно возместить из ФСС. Как это сделать, разъяснено в Правилах, изложенных в подпункте «а» пункта 27 Приложения к приказу Минтруда России от 20.02.2014 № 103н.

Чтобы изучить порядок, можно читать и этот документ.

Итак, обратиться в ФСС за возмещением расходов на спецоценку может любой работодатель. Но для этого он должен исправно платить взносы на травматизм за своих работников.

Дело в том, что именно за счет этих взносов финансируется возмещение затрат на спецоценку. Поэтому если на момент обращения за компенсацией у работодателя числится недоимка по взносам на травматизм, фонд откажет в возврате денег.

Другие возможные причины отказа следующие (п. 10 Правил):

  • представленные работодателем документы в ФСС для возмещения расходов содержат недостоверную информацию или отправлены в неполном объеме;
  • предусмотренные бюджетом средства фонда на финансирование в текущем году полностью распределены.

Что касается самого возмещения, то реальные деньги ФСС за спецоценку не выплатит. Если возврат одобрен, потраченные средства вы сможете зачесть в счет уплаты страховых взносов на травматизм. То есть на сумму затрат вы уменьшите взносы за текущий год.

Однако есть ограничение. Зачесть можно максимум 20% от страховых взносов на травматизм, начисленных за предыдущий год и уменьшенных на сумму выплат по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний (п. 2 Правил).

При этом для определенных страхователей установлено ограничение размера возмещения.

В случае если страхователь в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему году, не осуществлял расходов на финансирование предупредительных мер и штат его работников составляет менее 100 человек, размер возмещения не может превышать одновременно:

  • 20% суммы страховых взносов, которые начислены за три последовательных года, предшествующих текущему году, за вычетом сумм, выплаченных работникам по травматизму;
  • сумму страховых взносов, подлежащих уплате в текущем году.

Чтобы зачесть затраты на спецоценку, обратитесь до 1 августа отчетного года в свое отделение ФСС с заявлением. Форма заявления — свободная. За основу можете взять образец, утвержденный приказом ФСС РФ от 20.02.2008 № 37. К заявлению приложите следующие бумаги (п. 4 Правил):

1) план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем году (его форма приведена в приложении к Правилам);

2) копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;

3) копию приказа о создании комиссии по специальной оценке;

4) копию договора с организацией, которая проводит спецоценку (там должно быть указано количество рабочих мест, в отношении которых проводится спецоценка, и ее стоимость).

Все документы обязательно заверьте печатью работодателя (п. 6 Правил).

После того как указанные документы вы подали, специалисты Фонда соцстраха станут принимать решение о зачете (или отказе с обоснованием причин). Срок решения зависит от суммы взносов на травматизм, начисленных в прошлом году. Если их величина до 8 млн. руб.

включительно, то фонд даст ответ в течение 10 рабочих дней с момента отправки бумаг. Если же их величина больше 8 млн. руб., то территориальное отделение станет согласовывать свое решение с ФСС РФ.

В этом случае срок принятия решения не должен превышать 18 рабочих дней с даты подачи документов (п. 8 Правил).

Источник: https://www.26-2.ru/art/182346-qqbook-15-m9-spetsotsenka-usloviy-truda-dlya-malyh-predpriyatiy-v-2016-godu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.