Спецоценка для удаленных работников
Специальная оценка условий труда
Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.
Обеспечение безопасных условий труда работника – это одна из основных обязанностей работодателя по трудовому договору, и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ.
От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников.
Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.
Дополнительно, по результатам спецоценки:
- работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
- проводятся предварительные и периодические медосмотры;
- вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.
Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда
Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.
Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:
- межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- стандарты безопасности труда;
- типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)
Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).
Какие рабочие места надо оценивать?
Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда.
По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.
Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники).
Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу.А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.
Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.
Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.
Это означает, что:
- рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
- помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
- работники работают по одной профессии, должности, специальности;
- трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
- в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
- работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.
Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест
Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель.
Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию.
Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).
Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).
Не очень понятно — как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником.
Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса.
Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.
Кто проводит специальную оценку условий труда?
Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.
Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций, имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда.
За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):
- должностные лица — от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
- на организации — от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.
Как проходит специальная оценка условий труда?
Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:
- физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
- биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
- химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
- сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
- функциональная физическая нагрузка на организм и др.
Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% — для опасного.
По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления.
Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда.
Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.
Когда проводить специальную оценку условий труда
Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.
Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).
Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/specialnaya-ocenka-usloviy-truda
Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест?
Информация актуализирована 25.03.2015
Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»
Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года.
Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников.
Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.
Кому нужно проводить специальную оценку?
Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке.
Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст.
3 Закона № 426-ФЗ):
- надомных работников;
- дистанционных работников;
- работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Когда проводить специальную оценку?
Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):
- ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
- получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
- изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Как изменились дополнительные тарифы?
С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.
1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)
Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.
Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)
Как быть с проведенной аттестацией?
Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):
- Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
- Срок действия аттестации еще не истек.
- Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
- Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.
Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло.
Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя.
Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.
Отчетность в ПФР
Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:
- раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
- в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
- в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.
Отчетность в ФСС
Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.
В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.
4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н).
Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.
Важные нюансы специальной оценки рабочих мест
Вопрос | Ответ |
Что такое специальная оценка? | Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ) |
Кто должен проводить специальную оценку? | Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ) |
Какие рабочие места подлежат специальной оценке? | Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ): — надомных работников; — дистанционных работников;— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями |
Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм? | Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») |
Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки? | Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб. При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ. |
Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку? | Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ. Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ) |
Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах? | Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ) |
Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов? | Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов |
О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет фсс
- Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014. О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте здесь.
Источник: https://kontur.ru/articles/2263
Типичные ошибки при проведении спецоценки
С 1 января 2014 года введена процедура специальной оценки условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ)). До 31 декабря 2018 г.
продолжается переходный период, призванный сгладить переход на новые правила (ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Многие работодатели, впервые столкнувшиеся со спецоценкой, не знают особенностей этой процедуры и нюансов переходного периода, поэтому нередко допускают серьезные ошибки.
Последние, как правило, приводят к дополнительным расходам и штрафам.
Спецоценку проводит организация без соответствующей аккредитации
Чем грозит. Аннулированием отчета о проведении спецоценки, потерей времени и денег работодателя. А также дополнительными затратами на повторное проведение оценки условий труда.
Как предотвратить. Выбирая специализированную компанию, которая будет проводить процедуру, останавливайте свое внимание только на тех из них, которые имеют действующие аттестаты аккредитации на право выполнения работ по спецоценке или по аттестации рабочих мест (ст. 19, ч. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Отсканированные копии этих аттестатов всегда размещаются на сайтах компаний.
Кроме того, если специализированная компания не работает в рамках переходного периода, необходимо убедиться, что она включена в реестр организаций, проводящих спецоценку (ч. 1, 2 ст. 21 Закона № 426-ФЗ, п.
3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599). Такой реестр формирует, ведет и размещает Минтруд России на своем сайте akot.rosmintrud.
ru/sout/organizations (На момент подписания номера в печать в реестре значилось несколько организаций. В течение 2015 года он будет пополняться.).
Для некоторых специализированных организаций действуют положения переходного периода, прописанные в статье 27 Закона № 426-ФЗ. Если компании до 2014 года получили аттестат аккредитации на проведение аттестации рабочих мест, они могут заниматься спецоценкой (ч. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Но только в срок до 31 декабря 2018 года и при условии, что ранее выданные аттестаты действительны.Андрей АксаковРуководитель направления «Охрана труда и Экология» |
Андрей АКСАКОВ, руководитель направления «Специальная оценка условий труда» Группы компаний SRG (Москва)
Проводите спецоценку на всех рабочих местах, кроме удаленных
Зачастую работодатели не совсем четко понимают, как определить количество рабочих мест в своей организации, на которых необходимо провести спецоценку. Процедура спецоценки условий труда проводится в отношении самих рабочих мест, но не сотрудников.
Оценить условия труда нужно на всех рабочих местах, в том числе на том, которое закреплено за женщиной, которая находится в декретном отпуске.
Исключение сделано лишь для дистанционных работников, надомников и сотрудников, которые трудятся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
Услуги по спецоценке оплачиваются сразу и в полном объеме
Чем грозит. Есть риск попасть на фирму-однодневку, заявляющую о себе как об экспертной организации по проведению спецоценки. Таковых сегодня немало. Как правило, их услуги стоят существенно меньше, чем в среднем по рынку.
Зато они обещают провести оценку условий труда в минимальные сроки и требуют 100-процентную предоплату.
После получения денег такая компания может исчезнуть с рынка, а выданный ею отчет по спецоценке окажется недействительным, его аннулирует проверяющая организация.
Как предотвратить. Не оплачивайте услуги по спецоценке до подписания договора со специализированной организацией.
На практике применяются разные варианты оплаты услуг: 100-процентная предоплата, 50 на 50, 30 на 70 и даже пост-оплата для тендерных заказчиков.
Однако все перечисленные схемы должны реализовываться на основании подписанного договора между работодателем и организацией, которая будет оценивать условия труда (ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 22 Закона № 426-ФЗ).
Также не рекомендуем прописывать слишком короткие сроки спецоценки в договоре.
Многие работодатели, даже получив предписание инспекции по труду, до последнего тянут с выбором специализированной организации, и затем требуют от нее сверхбыстрой оценки. Это может отразиться на качестве выполненной работы.
В связи с этим советуем устанавливать реальные сроки: от шести месяцев до года (апелляционное определение Костромского областного суда от 2 июня 2014 г. № 33–823).
В ходе спецоценки используются приборы и средства измерений, не прошедшие поверку
Чем грозит. Если окажется, что оценка условий труда проводилась с использованием неповеренных средств измерений, то полученные сведения будут считаться недостоверными (ч. 4 ст. 12 Закона № 426-ФЗ). Любая экспертиза подвергнет сомнению итоговый отчет.
Как предотвратить. На этапе подписания договора будет нелишним запросить у специализированной организации свидетельства о поверке средств измерений.
Они должны быть актуальными на каждое оборудование, которое будет использоваться при оценке условий труда (п. 3 ч. 2 ст. 6 Закона № 426-ФЗ).
Процедура поверки приборов и оборудования недешевая, поэтому некоторые организации пренебрегают этими поверками, затягивают их.
Перед началом процедуры спецоценки эксперт специализированной организации должен провести идентификацию потенциально вредных или опасных факторов. Идентификация является предварительным обследованием рабочих мест с целью выявить факторы, которые необходимо измерять (ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Искусственно расширяется перечень измеряемых факторов
Чем грозит. Когда специализированная организация искусственно расширяет список факторов, подлежащих измерениям, то стоимость спецоценки увеличивается. Ведь если есть потенциально вредный фактор, значит, эксперт должен провести полноценную процедуру спецоценки, включающую в себя измерения, подготовку и оформление отчета (ст. 10, 12, 13, 15 Закона № 426-ФЗ).
Как предотвратить. В рамках специальной оценки должны измеряться только те факторы, которые указаны в Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов2, но с учетом условий труда на конкретном рабочем месте. Хорошо, если представители работодателя будут сличать с указанным Классификатором перечень факторов, подлежащих измерениям.
Рабочие места, на которых в процессе идентификации не выявлен ни один фактор из Классификатора, процедуре спецоценки не подлежат (ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Такие рабочие места работодатель обязан задекларировать в установленном порядке (ч. 1, 2 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).
Работникам не предоставляются положенные гарантии и компенсации
Чем грозит. Если по итогам спецоценки работнику положены льготы и компенсации, но работодатель их не установит, сотрудник вправе обратиться в инспекцию по труду. На организацию в таком случае может быть наложен штраф от 60 000 до 80 000 рублей (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Как предотвратить. В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о спецоценке ознакомьте сотрудников с результатами оценки их рабочих мест (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Установите работникам, которые трудятся во вредных условиях, необходимые льготы и компенсации в зависимости от класса (подкласса) условий труда (ст. 92, 117 и 147 ТК РФ). Соответствующие гарантии предоставляйте, начиная с даты утверждения отчета о проведении спецоценки (абз. 5, 6 п.
3 письма Минтруда России от 26 марта 2014 г. № 17-3/10/В-1579). Например, если отчет утвержден 16 февраля 2015 года, то гарантии и компенсации положены начиная с этой даты.
Источник: Кадровое дело
Источник: https://www.srgroup.ru/mass-media/experts-srg-comment/common-mistakes-when-conducting-sperience/
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
- Стоимость услуг на проведение СОУТ одного рабочего места – от 250 рублей
- Стоимость зависит от специфичности условий труда и общего количества рабочих мест, подлежащих СОУТ. Мы проводим специальную оценку условий труда во всех субъектах РФ.
- Нашей организацией СОУТ проводится в зависимости от количества и специфичности рабочих мест в течение 30 дней со дня подписания договора.
- Минимальный срок проведения СОУТ – 3 рабочих дня.
- Специальная оценка имеет срок действия 5 лет.
При этом если по результатам СОУТ на рабочем месте вредные или опасные факторы не выявлены, то через 5 лет достаточно подать декларацию соответствия условий труда нормам законодательства.
Специальную оценку условий труда могут проводить компании, включенные в реестр организаций, проводящих СОУТ.
Мы имеем в своем распоряжении собственную испытательную лабораторию, аккредитованную в системе Росаккредитации и зарегистрированную в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:
ООО Аналитическая лаборатория «Партнер», ИНН 6452917153, номер в реестре Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации под регистрационным номером №83 от 30 июля 2015г.Аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.515933 10.11.2014г., выдан Федеральной службой по аккредитации.
Порядок оказания услуги по проведению СОУТ
- Идентификация экспертом вредных и опасных факторов труда
- При их выявлении — инструментальные измерения на рабочих местах
- Если таковые не выявлены, оформляется декларация соответствия условий труда нормативным требованиям
- Оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ)
- Оценка СИЗ проводится для цели снижения класса вредности условий труда
- Согласование результатов с предприятием-работодателем
- Разработка и утверждение руководством предприятия мероприятий по улучшению условий труда (при необходимости)
- Оформление отчета по результатам проведенной СОУТ
- Предоставление отчета уполномоченным государственным органам в электронном виде
Кто обязан провести СОУТ?
Юридические лица вне зависимости от форм собственности
Индивидуальные предприниматели
СОУТ необходимо проводить всем физическим и юридическим лицам, предоставляющим рабочие места. Специальная оценка условий труда для удаленно работающих сотрудников не проводится.
Если ранее была проведена аттестация рабочих мест (АРМ), она остаётся действующей до конца установленного срока, но не дольше 31.12.2018г.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года N 33н Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению (с изменениями на 14 ноября 2016 года)
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года N 33н Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению (с изменениями на 14 ноября 2016 года):
11. Идентификация не осуществляется в отношении:
- рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Что такое СОУТ?
СОУТ – это комплекс мероприятий, цель которого — выявить вредные и опасные факторы производства и оценить их воздействие на работника с целью их оптимизации в ходе проведения последующих мероприятий.
Проведение специальной оценки условий труда позволяет грамотно организовать льготные выплаты и компенсации, медицинские осмотры, выдачу средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также сократить количество несчастных случаев на производстве.
Источник: https://npo24.ru/uslugi/laboratoriya/sout/