Отчет в Росфинмониторинг
5 основных причин штрафов Росфинмониторинга | Школа Развития Бизнеса
Здравствуйте, Коллеги!
Мы длительное время собирали статистические данные по прохождению проверок Росфинмониторинга субъектjd статьи 5 №115-ФЗ и сегодня хотели бы поделиться с Вами накопленными знаниями для успешной проверки.
Существует много причин штрафных санкций, мы хотим Вам рассказать об основных и наиболее распространенных:
Первая причина
43% случаев — неправильно поданные или не поданные сведения о сделке в Росфинмониторинг
Как бы ни казался этот пункт не самым страшным, но штрафы за него получают организации наиболее часто.
- забыли зафиксировать сделку на сумму свыше 600 тыс?
- не успели подать информацию в установленный срок?
- или же просто не знали требования ФЗ?
К сожалению, это не только самая частая причина, но и за нее предусмотрен самый крупный размер штрафа до 400 тысяч рублей согласто п2 статьи 15.27 КоАП РФ
Вторая причина
22,4% случаев — отсутствие или несоответствие правил внутреннего контроля действующему ЗаконодательствуТиповой штраф — от 50 тыс рублей по п.1 статьи 15.27 КоАП РФ
Коллеги, напоминаем Вам, что правила внутреннего контроля и их содержание регламентируются №667 постановлением правительства.
Также забываются фактор того, что если правила созданы, то обновлять их не нужно. Это и есть самое частое заблуждение, потому как:
- Правила необходимо обновлять по мере изменений в законодательстве ПОД/ФТ
- При смене специального должностного лица
- При изменении фактического или юридического адреса.
На данный момент правила не нужно согласовывать в Росфинмониторинге, достаточно их принять и хранить у себя в организации!
Заказать проверку или разработку Вы можете просто ответив на это письмо.
Третья причина
20,6% случаев — непрохождение инструктажа ПОД/ФТ или отсутствие свидетельства установленного образца в организации.Типовой штраф до 200 тысяч рублей по п1 ст 15.27 КоАП РФ
Регламент целевого инструктажа закреплен в приказе №203 Росфинмониторинга
Кому необходимо проходить обучение?:
- Руководитель организации
- Руководитель филиала организации
- Заместитель руководителя организации (филиала)
- Специальное должностное лицо организации (филиала)
- Главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала)
- Руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии)
- Сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии
- Иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов
Частый вопрос еще, кто и когда?
Как Вы знаете, существует 4 вида инструктажей:
- Целевой инструктаж
- Повышение уровня знаний
- Вводный
- Дополнительный
Каждый из них подтверждается свидетельством установленного образца (проводится организациями аккредитованными Росфинмониторингом).
Целевой инструктаж проходят должности по 203 приказу Росфинмониторинга не позднее года после вступления в должностные обязанности в компании.
Например, в компании сменился бухгалтер, то есть у Вас есть отсечка времени в год, пока нужно успеть его обучить.
Повышение уровня знаний — через 3 года после прохождение целевого инструктажа.
Вводный и дополнительный проводятся внутри компании, причем вводный при вступлении сотрудника в должность,дополнительный при изменении законодательства и т.д.Сотрудников обучает Ваше специальное должностное лицо в компании и вносит записи о проведении вводных и дополнительных инструктажей в журнале учета.
Четвертая причина
9%. Компания не встала на учет в Росфинмониторинге или же не открывает двери компании при уже назначенно проверке
Если по первой части — все просто, нужно заполнить форму 2-КПУ и направить в территориальное управление Росфинмониторинга, то со второй частью бывают парадоксы. В компании назначена проверка, приходят проверяющие и двери закрыты и….
….и автоматически назначается штраф 400 тыс рублей.
Резюме сказанному, не бойтесь проверки, а просто к ней подготовьтесь. Закрытые двери не спасают от штрафов.
Пятая причина
3,7% случаев — несоответствие специального должностного лица требованиям постановления правительства № 7151,3% — другие причины штрафов
Появились вопросы и желание удостовериться в том, что у Вашей компании не будет проблем с Росфинмониторингом?
Звоните,и наши специалисты ответят Вам на все вопросы и в качестве бонуса мы проверим Ваши правила внутреннего контроля БЕСПЛАТНО
С уважением,Grand School
Источник: https://grandschool.net/knowledgebase/article/26
Отчетность НФО в Росфинмониторинг
Консультации по составлению отчетности (формализованных электронных сообщений) некредитных финансовых организаций в Росфинмониторинг
- Консультация по формированию сообщения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, об операциях внутреннего контроля 4937-У 01, 02, 06 (версия 1.4)
- Консультация по формированию сообщения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества 4937-У 03 (версия 1.4)
- Консультация по формированию сообщения о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества 4937-У 04 (версия 1.4)
- Консультация по формированию сообщения о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции по основаниям, указанным Федеральном законе № 115-ФЗ 4937-У 08 (версия 1.4)
- Консультация по формированию сообщения об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) покрытого (депонированного) аккредитива 443-П (версия 1.2)
- Консультация по формированию сообщения о приобретении (об отчуждении) ценных бумаг 443-П (версия 1.2)
Стоимость консультации от 1500 р.
Заказать консультацию наших специалистов Вы можете по телефону 8(843)265-52-32 или по электронной почте info@law115.ru
Виды сообщений и отчетов некредитных финансовых организаций в Росфинмониторинг
В соответствии с Указанием Банка России от 17.10.2018 №4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.
5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» некредитные финансовые организации обязаны представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующие виды отчетов:
Формализованное электронное сообщение | Срок представления в Росфинмониторинг | Образец заполнения |
Форма 4937-у 01 Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 и (или) в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона №115-ФЗ. | В течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции | Образец заполнения формы 4937-у 01 |
Форма 4937-у 02 Об операциях, в отношении которых у работников НФО на основании реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения возникают подозрения, что такие операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. | В течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения о ее осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма | Образец заполнения формы 4937-у 02 |
Форма 4937-У 04
| В течение 3 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки | Образец заполнения форму 4937-у 04 |
Форма 4937-у 03 О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ и (или) в соответствии с пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона №115-ФЗ | Незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества | Образец заполнения формы 4937-у 03 |
Форма 4937-у 06 Об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 и (или) пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона №115-ФЗ | Незамедлительно в день применения мер по приостановлению | Образец заполнения формы 4937-у 06 |
Форма 4937-у 08 О случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, и (или) об устранении указанных в пункте 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ оснований, в соответствии с которыми ранее НФО были приняты решения об отказе от проведения операций, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) | Не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий | Образец заполнения формы 4937-у 08 |
Отчет результатах проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (ФЭС 4937-у 04)
В отличие от бухгалтерских и налоговых отчетов, срок представления отчетности в Росфинмониторинг привязан к определенному событию или действию. Например, это выявление необычной сделки, приостановление операции клиента, применение мер по замораживанию и т.д.
Вместе с тем, среди всех отчетов в Росфинмониторинг необходимо выделить, так называемую «квартальную» отчетность о результатах проверки клиентов по Перечню.
Впервые обязанность по представлению квартальных отчетов была установлена в 2013 году, при этом направлять эти отчеты в Росфинмониторинг необходимо независимо от результатов проверки, то есть и нулевые отчеты.
Среди некредитных финансовых организаций (далее – НФО) распространено заблуждение о том, что они не обязаны представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу «нулевые» отчеты о результатах проверки клиентов по Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Однако, нормативные акты Банка России прямо указывают на данную обязанность.
Напомним, что с 30 июня 2013 года Федеральным законом от 07.08.
2001 №115 фз «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) была установлена обязанность не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган (пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115 фз).
1 марта 2015 года вступило в силу Указание Банка России от 15.12.
2014 №3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Указание №3484-У).
Согласно пункту 5 Указания №3484-У информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (проверка), направляется финансовыми организациями (далее – НФО) в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки. В соответствии с п. 8 Указания №3484-У указанная отчетность представляются в уполномоченный орган в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС) через Личный кабинет на портале Росфинмониторинга. Так, после 1 марта 2015 года в Личном кабинете на портале Росфинмониторинга для НФО был введен специальный раздел 3484-У 04 для представления рассматриваемой отчетности.
Таким образом, с 1 марта 2015 года Банк России сократил срок представления указанной отчетности в Росфинмониторинг с пяти до трех рабочих дней.
Напомним, что до 1 марта 2015 года НФО руководствовались Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 №209.
Кроме этого Банк России установил обязанность представления «нулевых» «квартальных» отчетов в Росфинмониторинг, что следует из формулировки пункта 5 Указания 3484-У – «о результатах проверки».
Кстати, аналогичного мнения придерживается Росфинмониторинг в информационном письме от 13 мая 2016 года №52 «О порядке предоставления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества». В данном письме Росфинмониторинг отвечает на вопросы, связанные с проверкой наличия среди клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также о порядке представления информации в Росфинмониторинг о результатах такой проверки.Несмотря на то, что в указанном письме Росфинмониторинг отвечает на вопросы субъектов Федерального закона №115-ФЗ ссылаясь на форму 110 3-ФМ 04, которой пользуются иные субъекты для формирования квартальной отчетности, не поднадзорные Центральному Банку России (лизинговые компании, субъекты ювелирной отрасли, агентства недвижимости и другие), для кредитных потребительских кооперативов данное письмо также необходимо принять к сведению.
Итак, на вопрос «Необходимо ли представлять отчет в Росфинмониторинг в случае невыявления клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?», Росфинмониторинг ответил следующим образом. В соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ субъекты Федерального закона №115-ФЗ обязаны информировать уполномоченный орган о результатах проверки. При этом указанная информация представляется независимо от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, но не применялись.
И, похожий вопрос был следующий «Необходимо ли представлять отчет в случае, если в проверяемом периоде деятельность субъектом Федерального закона №115-ФЗ не осуществлялась?» По мнению Росфинмониторинга, пока субъект Федерального закона №115-ФЗ является действующей(им) (не ликвидирована в установленном законодательством порядке), он обязан исполнять все требования Федерального закона №115-ФЗ. При этом неосуществление деятельности не является основанием для неисполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, в том числе в части представления информации о результатах проверки. В этой связи, в случае временного неосуществления деятельности, проверка проводится в порядке, определенном Правила внутреннего контроля. При формировании отчета в личном кабинете показатели формы будут иметь значение «0».
Кроме ответа на два указанных вопроса в информационном письме Росфинмониторинг впервые четко отвечает на вопрос о том, в отношении кого должна проводиться проверка.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ НФО обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган. Федеральный закон №115-ФЗ определяет клиента как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании субъекта Федерального закона №115-ФЗ.
Следующий вопрос, на который ответил Росфинмониторинг: «Необходимо ли направлять отчет каждый раз, когда выходит новый перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в том числе при наличии поступившего в уполномоченный орган от компетентного органа иностранного государства обращения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, может быть принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица».
Росфинмониторинг ответил на данный вопрос следующее.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты Федерального закона №115-ФЗ не реже чем один раз в три месяца обязаны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг.
При этом субъекты Федерального закона №115-ФЗ должны установить периодичность направления сведений о результатах проверки в правилах внутреннего контроля (далее – ПВК) самостоятельно, но не реже, чем 1 раз в 3 месяца. Кроме этого, в целях оптимизации направления сведений о результатах проверки Росфинмониторинг рекомендовал выстроить направление отчета 1 раз в квартал.
Источник: https://law115.ru/otchetnost-nfo