Новое требование к компаниям — у них должна быть программа производственного экологического контроля (ПЭК)
Программа производственного экологического контроля в организации
Программа производственного экологического контроля — это совокупность мероприятий по предотвращению неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Большинство производственных и обслуживающих предприятий в процессе деятельности сталкиваются с экологическим надзором со стороны государства.
Поэтому они должны соблюдать требования не только к охране окружающей среды, но и к администрированию своих обязанностей. У них обязательно должна быть разработана программа производственного экологического контроля.
КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня
Получить доступ
Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления.
Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов.
Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.
Существуют следующие виды экологического контроля:
- производственный;
- государственный;
- муниципальный.
На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.
Кто должен разработать программу
Программа в качестве внутреннего документа представляет собой локальный нормативный акт, принимаемый во исполнение требований закона.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.
2002 № 7-ФЗ, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (ПЭК). Поэтому им необходима четкая программа действий. Рассмотрим подробнее образец программы производственного экологического контроля (2019).
Для чего нужна программа
Программа экоконтроля необходима для выполнения хозяйствующим субъектом требований законодательства.
В ней должно быть прописано, какие мероприятия в целях охраны окружающей среды проводит организация, а также как именно она документирует информацию и хранит полученные сведения и данные.
Требования этого документа, сроки предоставления отчетности по ней и надзора за исполнением устанавливает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росприроднадзор.Грамотно составленная ПЭК позволит предприятию не только наилучшим образом организовать экоконтроль, но и избежать штрафов и других санкций со стороны надзорных органов. Поскольку сам контроль осуществляется непосредственно организацией, то и разработка ПЭК является ее задачей с учетом установленных требований.
Что включает в себя ПЭК
Для начала необходимо понять, для каких именно объектов должна быть разработана ПЭК, и определить перечень объектов, для которых обязателен такой контроль. Это, в частности:
- системы, предназначенные для очистки отходящих газов;
- системы для очистки сточных вод;
- склады для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
- источники образования производственных отходов (цеха, мастерские);
- источники выброса вредных веществ в атмосферу (передвижные и стационарные);
- источники загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты или систему канализации;
- загрязненные земельные участки и водные объекты;
- зоны особой санитарной защиты.
Если в организации применяются технологии и особенности производственного процесса, которые оказывают любое негативное воздействие на окружающую среду, ПЭК ей просто необходим.
Разработанный на предприятии документ должен соответствовать действующему законодательству, однако учитывать специфику деятельности, а значит, быть реальным для выполнения.
Сведения о мероприятиях контроля и проведенных проверках фиксируются в специальном журнале.
Как разрабатывается
При разработке программы экологического контроля на предприятии необходимо учесть следующие объекты:
- источники выброса загрязняющих веществ, как стационарные, так и передвижные;
- системы очистки использованных водных ресурсов и отходящих газов;
- подразделения, цеха, иные участки образования отходов производства и потребления;
- склады, хранилища и иные объекты хранения товаров, готовой продукции, материалов и оборудования.
Можно разработать его своими силами, а можно обратиться к компании, которая занимается этим профессионально. Главное, чтобы такой пример производственного экоконтроля на предприятии включал в себя:
- перечень уполномоченных лиц, которые несут ответственность за проведение производственного экологического контроля;
- графики обучения работников, непосредственно связанных с отходами, источниками загрязнения и т. д.;
- состав производственных отходов (качественный и количественный) и источники их образования;
- состав и источники загрязняющих выбросов в атмосферу и водные объекты;
- мероприятия по изучению источников загрязнения на предприятии;
- мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в фирме;
- сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и объектов их размещения, выбросов загрязнений в атмосферный воздух и источников;
- данные об улучшении экологической ситуации и снижении вредного воздействия технологического процесса (планируемые и осуществленные).
Форма или образец программы производственного экологического контроля на законодательном уровне не утверждены. Однако в Приказе Минприроды России № 74 от 28.02.
2018 перечислены требования документа, которые согласуются с перечнем, приведенным выше.
Программа производственного экологического контроля должна содержать и формальные реквизиты: наименование организации, место ее расположения, место утверждения документа, дата и иные сведения об утверждении и т. д.
Программа должна быть разработана отдельно для каждого из загрязняющих объектов. Кроме того, в документе обязательно должна быть определена структура экоконтроля. Выглядеть это может, например, так:
В ней должны быть перечислены все ответственные лица, определены их обязанности и меры ответственности.
Новый отчет в Росприроднадзор — до 25 марта
В Приказе Минприроды от 28.02.2018 ведена необходимость предоставления ежегодного отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на предприятии.
Он предоставляется в двух экземплярах в органы, осуществляющие контроль в области природопользования, и содержит конкретную информацию в виде таблиц с соответствующими данными об объемах загрязнений, методах их измерений, о взаимодействиях с территориальными органами Росприроднадзора по поводу мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и т. д.
Срок предоставления отчетности — 25 марта года, следующего непосредственно за отчетным.
Сдают такой отчет абсолютно все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых установлена обязанность по разработке ПЭК. Есть требования и к формату предоставления: экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе. При отправлении по почте нужно сделать опись вложения.
Порядок внедрения программы на производстве
После разработки ПЭК необходимо внедрить приказом по организации, а затем обязательно утвердить в территориальных органах производственного и экологического надзора. Обновляется этот документ ежегодно, поскольку содержит план мероприятий, который должен постоянно обновляться. Титульный лист с визами выглядит так:
После утверждения все структурные единицы и подразделения должны действовать в соответствии с разработанным планом мероприятий, а также соблюдать частоту всех проверок.
Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения
Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора.
Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.
43 КоАП, штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.
Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко.При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей.
В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.
Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия.
При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.
Пример производственного экологического контроля на предприятии (программа)
Источник: http://ppt.ru/forms/rabora/eco-control
Как составить программу производственного экологического контроля
ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды.
Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.
Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).
Существуют такие объекты ПЭК, как:
- системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
- передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
- системы для очистки использованных вод;
- источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
- цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
- склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
- почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
- зоны, попадающие под санитарную защиту.
Пример производственного экологического контроля 2019 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.
Какие виды экологического контроля существуют
В России существуют такие виды проверок, как:
- производственные;
- государственные;
- муниципальные.
ПЭК зависит, в первую очередь, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит директор бюджетной организации, начальники функциональных служб (главный инженер, энергетик, технолог, механик и другие) и структурных отделов. На практике наиболее рациональным может быть контроль, производимый экологическими службами.
Федеральный закон от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения» установил более строгие требования к проверке того, как обеспечивается радиационная безопасность.
Алгоритм проведения этой процедуры определяется для каждой организации с учетом специфики и требований выполняемых ею работ и согласовывается со структурами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, надзор и мониторинг в сфере обеспечения радиационной безопасности (ст. 11 3-ФЗ).
Кем и когда разрабатываются
ПЭК осуществляется специальной службой, организованной в структуре предприятия. Она возглавляется главным инженером.
Программу ПЭК составляют каждый год, утверждает ее директор.
Пример производственного экологического контроля на предприятии, а точнее, соответствующей программы, может содержать следующие блоки:
- инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
- инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
- собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
- периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.
Для чего нужны
Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами.
Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность.
Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.
Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.
Ответственность за отсутствие
Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.
Компании, не обладающие индивидуальной программой производственного контроля, могут столкнуться со следующими трудностями:
- все нарушения, связанные с пищевой промышленностью, попадают под действие статьи 14.43 КоАП, штрафы по данной статье достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции;
- возможна полная приостановка деятельности предприятия на период до 90 дней;
- невозможность соблюсти регламент СанПиНов на производственном предприятии;
- без программы производственного контроля невозможно получить заключение от СЭС на вид деятельности и оперативно выполнить ее требования.
Образец программы производственного экологического контроля 2019 года
Скачать
Источник: https://gosuchetnik.ru/kadry/kak-sostavit-programmu-proizvodstvennogo-ekologicheskogo-kontrolya
Программа экологического контроля на предприятии
В свете выхода нового Приказа Минприроды №92 от 16.03.2017 г. требования в отношении разработки программы экологического контроля (ПЭК) ужесточились. А это значит, что усилился и контроль за ее разработкой со стороны контролирующих организаций.
Как и ранее, природопользователь может составить документ самостоятельно, а может довериться специализированной компании. Во втором случае стоит закладывать дополнительные расходы в 25-40 т.р. и сроки от 7 дней.
В целом, производственный экологический контроль представляет собой комплекс мероприятий, целью которых выступает:
- контроль за влиянием предприятия на состояние экологии,
- контроль объема поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ,
- организация системы внутреннего контроля с привлечением сотрудников;
- организация комплекса эффективных наблюдений за состоянием и изменениями окружающей среды.
Предприятиям данный документ необходим для:
- систематического контроля воздействия производственной деятельности на экологию,
- соблюдения требований природоохранного законодательства,
- прогнозирования возможных изменений в качестве окружающей среды,
- контроля количества образующихся загрязняющих веществ и отходов
- и соответствия их установленным нормативам, разработки эффективных природоохранных мер.
На основании каких документов разрабатывается программа экологического контроля?
Необходимость составления документа регламентирована содержанием закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ (статья 67). должно соответствовать требованиям, изложенным в таких законах РФ, как Закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ, «Водному кодексу», Закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ.
Кроме того, требования программы четко изложены в вышеуказанном Приказе №92.
Кому необходимо разрабатывать ПЭК?
Составляется программа производственного контроля в соответствии с категорией, присвоенной предприятию (I-III). В каждом отдельном случае она должна соответствовать специфике деятельности объекта, используемой технологии, а также, являющегося их следствием, воздействия на окружающую среду.
Как разработка самой программы, так и отчета о ее выполнении может производиться штатным экологом предприятия. Но гораздо эффективнее доверить их исполнение экологической коммерческой организации. Это позволяет сократить сроки разработки, избежать вероятности возникновения ошибок и недочетов.
Во втором случае услуги предоставляются на платной договорной основе. При этом стоимость документа составляет от 25 тысяч рублей и займет в среднем 15 дней. Если же рассматривать отчет о выполнении ПЭК, то нужно ориентироваться на сумму от 5000 рублей и сроки 1 недели.
Срок действия
Срок действия разработанной программы не ограничен.
Однако, при внесении изменений в технологический процесс, техническую оснащенность предприятия и прочих изменений, способных повлиять на изменение степени воздействия объекта на экологию – данные о них должны быть отражены в содержании программы. При этом законодательством установлены сроки для отражения нововведений, которые должны составить не более 30 дней.
программы ПЭК
программы охватывает:
- сведения юридического характера о самом предприятии;
- данные инвентаризации источников образования загрязняющих веществ и отходов;
- перечень ответственных за проведение сотрудников предприятия;
- описание применяемых методов контроля;
- планы-графики, в соответствии с которыми проводятся необходимые наблюдения.
Если рассмотреть подробнее, документ содержит несколько разделов, описание которых приведено ниже.
- Первый раздел «Общие положения» содержит в себе такие сведения, как:
- наименование предприятия;
- организационно-правовая форма;
- адрес месторасположения и контактные данные;
- категория объекта как источника негативного влияния на окружающую среду;
- реквизиты – ИНН, ОКВЭД, регистрационный номер;
- правоустанавливающие документы на используемые земельные участки;
- для объектов I категории – степень соответствия применяемой технологии уровню наилучших доступных технологий;
- наименование организации, принимающей отчет о выполнении программы и сведения об ответственном за передачу данного отчета сотруднике предприятия;
- дата составления программы.
- Второй раздел охватывает комплекс сведения об инвентаризации источников загрязнения атмосферы. В него войдут такие данные, как:
- дата последней инвентаризации и объем выбрасываемых загрязняющих веществ, выявленный в ее ходе;
- описание технологического процесса с выявлением мест образования источников загрязнения атмосферы, а также данные об используемом сырье, материалах и топливе;
- перечень стационарных источников загрязнения атмосферы, определенный по данным инвентаризации, с указанием их высоты и наличием очистных установок;
- сведения об установленных для предприятия нормативах — временно согласованных или предельно-допустимых выбросах, включая перечень веществ, для которых они установлены;
- порядок действий в случае оповещения о неблагоприятных метеоусловиях:
- карта-схема с нанесёнными источниками загрязнения;
- перечень действующих методик, используемых для расчета объема выделяемых в атмосферу загрязняющих веществ.
- Третьим формируется раздел «Сведения об инвентаризации источников сброса». В состав данного раздела включается информация о:
- применяемых на предприятии схемах по обеспечению водоснабжения/водоотведения;
- сформированный на основании проведенной инвентаризации перечень источников образования сточных вод;
- суммарный объем выброса и перечень загрязняющих веществ, поступающих с ним в окружающую среду, с указанием установленных для каждого вещества временно согласованных или предельно допустимых сбросов;
- данные о наличии сооружений, обеспечивающих очистку стоков.
- Четвертый раздел охватывает данные о проведенной на объекте инвентаризации отходов и мест их размещения. В раздел входят:
- наименования образующихся отходов в соответствии с данными ФККО;
- характеристика эксплуатируемых мест размещения и накопления отходов;
- сведения о сотрудниках, имеющих допуск к обращению с отходами 1-4 класса опасности, с указанием документов о прохождении ими специальной подготовки по данному вопросу;
- копию приказа о назначении ответственного лица за допуск работников к управлению отходами;
- информация о наличии установок, применяемых для вторичной переработки, внутреннего использования, обезвреживания или утилизации отходов;
- перечень нормативов, установленных для каждого наименования образующихся отходов.
- Следующий раздел посвящен подразделениям и отдельным сотрудникам предприятия, являющихся ответственными за организацию производственного экологического контроля. В разделе приводятся:
- перечень ответственных сотрудников или наименования ответственных подразделений;
- общая численность работников предприятия;
- информации об уровне образования ответственных сотрудников и наличии у них свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, переподготовке по вопросам охраны окружающей среды или обращению с отходами.
- В следующем разделе приводятся данные о лабораториях, задействованных в процессах проведения ПЭК – как собственных, так и привлекаемых по договору найма. В разделе требуется указать следующие данные:
- наименование и адрес привлекаемой лаборатории;
- номер и область аттестата аккредитации.
- Последний раздел программы охватывает сведения о периодичности осуществления контроля, местах наблюдений за окружающей средой, применяемых для контроля методах и методиках. Данный раздел включает несколько подразделов, содержащих сведения:
- об охране атмосферного воздуха;
- об охране водных объектов;
- системе обращения с отходами;
- об охране земель;
- об использовании недр;
- об охране растительного и животного мира.
В разделе рекомендуется также дать описание всем применяемым методам контроля, привести перечень нормативных документов, в соответствии с которым составлен пан наблюдений по каждому компоненту окружающей среды ил источнику загрязнения, составить план-график контроля с четким указанием времени и точек отбора проб. Также в разделе требуется привести графические материалы, на которых отражены места точек контроля.
Передача отчета по экологическому контролю в контролирующие организации
Проведение на предприятии ПЭК контролируется органом экологического надзора при помощи приема соответствующего отчета о выполнении программы ПЭК. Отчет сдается ежегодно не позднее 25 марта завершившегося года.
Форма предоставления отчета может быть, как бумажной, так и электронной. В любом из перечисленных случаев она должна быть заверена подписью руководителя. Также разрешается передавать отчет и посредством почтовых отправлений с описью приложенных документов и уведомлением о вручении.
Сдается отчет в зависимости от категории объекта и уровнем его поднадзорности. Так, предприятия, относящиеся к органам Федерального эконадзора, сдают отчет в их территориальные департаменты, Регионального – в региональные департаменты.
Ответственность за отсутствие программы ПЭК и отчета
С учетом того, что разработка программы ПЭК является законодательным требованием, то ответственность за ее отсутствие наступает согласно 8 главы Кодекса об административных правонарушениях. Так, например, ответственность может наступить согласно пункту 8.1, а штраф на сумму до 100 тысяч рулей.
Непредставление или несвоевременная передача отчета о проведении ПЭК, также может караться согласно КоАП. По статье 8.5 сумма штрафных санкции для предприятий может составить до 80 тысяч рублей.
Источник: http://sot1.ru/proektirovanie/programma-ekologicheskogo-kontrolya-na-predpriyatii
Гост р 56061-2014 производственный экологический контроль. требования к программе производственного экологического контроля, гост р от 09 июля 2014 года №56061-2014
ГОСТ Р 56061-2014
ОКС 13.020.01
Дата введения 2015-01-01
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Федеральный центр геоэкологических систем»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. N 710-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8).
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты».
Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к разработке программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК) субъектами хозяйственной и иной деятельности (далее — организациями).
Предназначен для должностных лиц организаций, осуществляющих разработку и применение организационно-распорядительных документов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством [1].
Положения настоящего стандарта могут изменяться и дополняться по мере изменения законодательства, нормативных и методических документов в области охраны окружающей среды и природопользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 56062-2014 Производственный экологический контроль. Общие положения
ГОСТ Р 56063-2014 Производственный экологический мониторинг.
Требования к программам производственного экологического мониторинга
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 56062.
4 Общие требования к программам производственного экологического контроля
4.
1 Программа ПЭК утверждается руководством организации и входит в состав документации ПЭК в соответствии с ГОСТ Р 56062.
4.
2 Программу ПЭК разрабатывают на период, как правило, не менее одного календарного года, исходя из специфики хозяйственной и иной деятельности организации, оказываемого негативного воздействия на окружающую среду и осуществляемой природоохранной деятельности.
4.
3 При разработке программы ПЭК учитывают:
— природоохранные требования;
— характеристики хозяйственной и иной деятельности организации;
— виды и масштабы оказываемого организацией негативного воздействия на окружающую среду;
— планируемые и выполненные мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
— установленные нормативы допустимого негативного воздействия на окружающую среду;
— результаты ПЭК за предыдущие периоды;
— предписания органов государственного и муниципального экологического надзора.
4.
4 Выполнение программы ПЭК должно обеспечивать достижение целей ПЭК и решение поставленных задач в соответствии с ГОСТ Р 56062.4.
5 Программа ПЭК подлежит пересмотру и корректировке в случае изменений в работе организации, приводящим к расширению или уменьшению перечня видов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду, изменению его масштабов, получения результатов ПЭК, свидетельствующих о необходимости корректировки программы.
4.
6 Программа ПЭК включает следующие основные разделы:
— «Общие сведения»;
— «Объекты производственного экологического контроля»;
— «Планирование производственного экологического контроля»;
— «Оформление результатов производственного экологического контроля и отчетность».
4.
7 В разделе «Общие сведения» приводят общую информацию об источниках воздействия на окружающую среду, включая данные инвентаризации источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования и объектов размещения отходов производства и потребления.
4.
8 В разделе «Объекты производственного экологического контроля» приводят перечень, краткое описание и местоположение объектов контроля.
4.
9 В разделе «Планирование производственного экологического контроля» приводят планы-графики инспекционных проверок и планы-графики ПЭАК с указанием сроков или периодичности контроля, ответственных должностных лиц и подразделений.
Планы-графики ПЭАК составляют по видам оказываемого организацией негативного воздействия на окружающую среду. В них указывают сведения о периодичности и методах ПЭАК, местах отбора проб и методах выполнения измерений.
4.
10 В разделе «Оформление результатов производственного экологического контроля и отчетность» указывают:
— вид отчетности;
— периодичность предоставления отчетности;
— должностных лиц, ответственных за предоставление отчетности;
— формы отчетности о результатах инспекционного контроля (актов проверок) и ПЭАК, а также порядок их оформления, или приводятся ссылки на документы, их утверждающие. Формы могут быть представлены в приложении к программе ПЭК;
— форму представления информации в орган государственного экологического надзора о результатах ПЭК;
— форму представления информации в орган государственного экологического надзора о выявленных нарушениях требований законодательства об охране окружающей среды, которые повлекли или могли повлечь причинение вреда жизни и здоровью человека, повреждение имущества других лиц, а также об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Формы представления результатов ПЭМ приводят в отдельной программе ПЭМ в соответствии с ГОСТ Р 56063.
Документация, отражающая результаты проведения ПЭК, включает:
— документированные данные, полученные по результатам ПЭК;
— документированные данные о процессах, технологиях, оборудовании производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, о применяемых топливе, сырье и материалах, сведения об их составе, используемые для определения фактических объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов производства и потребления;
— документированные сведения об обращении с отходами производства и потребления;
— порядок определения и документированные сведения о фактических объемах негативного воздействия на окружающую среду;
— документированные сведения о наличии подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителей и специалистов организации, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
— сведения о наличии разрешительной природоохранной документации (с указанием реквизитов и срока действия);
— иные документы и документированные сведения, наличие которых предусмотрено законодательством.
4.
11 Выделяют следующие виды отчетности по результатам ПЭК:
— отчеты, представляемые руководству организации;
— результаты ПЭК, представляемые в соответствующий орган государственного экологического надзора;
— результаты ПЭК, предоставляемые населению и другим заинтересованным сторонам в соответствии с законодательством (в т.ч. на добровольной основе).
Библиография
[1] Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»__________________________________________________________________________________
УДК 502.3:006.354 ОКС 13.020.01
Ключевые слова: производственный экологический контроль, программа__________________________________________________________________________________Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальное издание
М.: Стандартинформ, 2014
Источник: http://docs.cntd.ru/document/415912360
Группа компаний «ЭкоЛайф»
Разрабатываем в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 28.02.2018 № 74, включая разработку нового план-графика
Мы используем продукты фирмы «Интеграл» — российского лидера в области разработки программных средств по охране окружающей среды
Компания имеет сертификаты соответствия OHSAS 18001:2007, ISO 14001:2015, ISO 9001:2015, а наши сотрудники имеют сертификаты экспертов-аудиторов
Производственный экологический контроль (ПЭК) – это программа внутреннего контроля организаций за соблюдением регламента в области охраны окружающей среды.
ПЭК осуществляется в целях обеспечения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований законодательства.
Разделы программы ПЭК
- Общие положения, включающие данные о предприятии;
- Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений;
- Сведения о наличии утвержденной программы повышения экологической эффективности или утвержденного плана мероприятий по охране окружающей среды.
Во время проведения проверок любого предприятия, контролирующие органы требуют, чтобы была предоставлена программа ПЭК, как один из самых важных документов.
Необходимость проведения производственного экологического контроля, определена статьей 26 Федерального Закона Российской Федерации № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также статьей 67 Федерального Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
15 апреля 2018 года вступил в силу Приказа Минприроды РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»
Кто должен иметь программу ПЭК?
Согласно новому приказу Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту отдельно с учетом его категории и особенностей.
Таким образом IV категория и некатегорийные объекты освобождаются от ее разработки. Но для этого вы должны поставить свой объект на учет, получив свидетельство или отказ!
Программа производственного экологического контроля утверждается только уполномоченным сотрудником организации и действует бессрочно.
В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида, объемов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду более чем на 10%, предприятие, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность, должно скорректировать Программу в течении 60 дней со дня изменений.
Сроки разработки в среднем могут составить от 14 до 30 дней, но ориентироваться также необходимо и на объем запланированной работы, который может зависеть от масштабов предприятия.Программы разработанные до вступления в силу Приказа Минприроды № 74 подлежат доработке с учетом новых требований, включая разработку нового план-графика контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, который является неотъемлемой частью проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
С 2018 года вводится ежегодный отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в отношении организаций I, II и III категорий.
Предприятия обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение ПЭК, об организации экологических служб на объектах, а также результаты производственного экологического контроля.
По итогам года, необходимо разрабатывать отчет по программе ПЭК, который направляется в уполномоченный орган (регионального или федерального надзора, в зависимости от принадлежности) до 25 марта года, следующего за отчетным.
Отчет по ПЭК должен состоять из результатов проведения ПЭК в области:
Источник: http://www.ecolife.group/services/eco-project/proizvodstvennyy-kontrol-pek/