Налоговые проверки и период проверки

Содержание

Виды налоговых проверок

Налоговые проверки и период проверки

Т. Чанышев, адвокат
Р. Дубинниковв, юрист

Это вторая статья из серии «На предприятие пришла проверка». Она в свою очередь открывает цикл статей о взаимодействии предприятия с Федеральной налоговой службой.

  • выездные, это проверки, которые проводят, как правило, на территории налогоплательщика;
  • камеральные, это проверки налоговых деклараций и расчетов, которые налогоплательщик сам направил в налоговый орган, проводятся они по месту нахождения налогового органа;
  • в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. 

По результатам именно выездных проверок делается львиная доля доначислений налогов, штрафов и пеней.

  • комплексные и выборочные;
  • контрольные;
  • плановые и внеплановые;
  • «встречные».

Комплексные и выборочные проверки

При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке – по какому-то одному или нескольким налогам.

Особый вид выборочной проверки – тематическая. Это когда проверяют не один или несколько налогов, а какое-то направление деятельности фирмы или предпринимателя. Например, расчеты с поставщиками, экспортные сделки, применение налоговых льгот и т. д.

Отметим, что выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль по этой группе (п. 1 ст. 89.1 НК РФ).

Проведение выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков не препятствует проведению самостоятельных выездных налоговых проверок ее участников по налогам, которые указанная группа не исчисляет и не уплачивает, с отдельным оформлением результатов таких проверок (п. 3 ст. 89.1 НК РФ).

Например, налоговики в 2014 г. пришли с проверкой в некое ООО «Икс».

Директору предприятия они предъявили решение о проведении проверки, в котором написано: «проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г.». Это значит, что инспекторы будут проверять расчеты именно по этим налогам за 2011–2013 гг., то есть проведут выборочную проверку.

Если проверяющие напишут в решении: «проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г.», значит, они намерены проверить расчеты по всем налогам за 2011– 2013 гг., то есть провести комплексную проверку.

Помните: налоговики могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке или выходящие за рамки проверяемого периода, вы вправе им отказать. 

Контрольная проверка

Чтобы проверить, как прошла выездная проверка, вышестоящие налоговики могут провести еще одну, причем по тем же налогам и за тот же период. Так сказано в статье 89 Налогового кодекса. Такую проверку принято называть контрольной.

Имейте в виду: инспекторы, которые у вас уже были, проводить ее не вправе. Если сначала вас посетили из налоговой инспекции, то повторно могут прийти из регионального управления. Если же первоначальную проверку провело управление, то с контрольной придут из ФНС.

Налоговая инспекция проводит повторную проверку только в одном случае: если фирма представила уточненную декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше, чем ранее заявленная. Будет проверен период, за который она представлена, независимо от истечения трехлетнего срока.

Контрольная проверка схожа с выездной: инспекторы так же проверяют документы, осматривают помещения, опрашивают свидетелей и т. д. По результатам проверки составляют акт.

Но отличие все же есть. Это цель проверки. Если при обычной проверке основная задача – проверить фирму, то при контрольной – проверяющих.

Например: региональное управление приняло решение провести повторную выездную проверку организации, занимающейся добычей полезных ископаемых. Цель проверки инспекторы сформулировали так: «необходимость оперативного контроля за правильностью исчисления налогов предприятиями, ведущими разведку и добычу полезных ископаемых».

Фирма с решением не согласилась и обратилась в суд.

Судьи встали на сторону предприятия, потому что контрольная проверка не может заменить собой выездную. Основная задача контрольного мероприятия – это проверка работы налоговой инспекции.

Обратите внимание: если при контрольной проверке вышестоящие инспекторы выявили налоговое правонарушение, которое не обнаружили их предшественники, то применить к фирме налоговые санкции нельзя (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда при первоначальной проверке инспекторы сговорились с проверяемыми и «не нашли» нарушения. Однако факт сговора необходимо доказать. 

Плановые и внеплановые проверки

Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С внеплановыми проверками все иначе: налоговые инспекторы являются без предупреждения. Но такое случается редко, например, когда они опасаются, что нужные документы будут уничтожены.

Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.

Существуют универсальные критерии, по которым фирма (предприниматель) может сама определить риск подвергнуться налоговой проверке. Они изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Вот эти критерии.

1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе; информация о выплате заработной платы «в конвертах», о неоформлении трудовых отношений и иная аналогичная информация.

6. Неоднократное приближение показателей, дающих право применять специальные налоговые режимы, к предельному значению.

7. Отражение предпринимателем суммы расхода, близкой к сумме его дохода за календарный год.

8. Построение деятельности «цепочки контрагентов» без разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствий в показателях деятельности; непредставление налоговой инспекции запрашиваемых документов, наличие информации об их уничтожении или порче; необеспечение их сохранности и восстановления после утраты под действием форс-мажорных обстоятельств.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых инспекциях в связи с изменением места нахождения.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности в этой сфере деятельности по данным статистики.

12. Ведение деятельности с высоким налоговым риском. 

«Встречная» проверка

В Налоговом кодексе теперь нет понятия «встречная проверка». Однако инспекторы по-прежнему могут проверить не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров.

В статье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам (во время проверки) требовать у партнера контролируемой компании информацию, касающуюся ее деятельности.

Вне рамок налоговых проверок инспекторы могут истребовать документы (информацию) по конкретной сделке у ее участников или у иных лиц, которые располагают документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Проводить «встречную» проверку или нет, налоговики решают по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то обязательно направят его поставщику требование о представлении документов.

Чтобы организовать «встречную» проверку контрагента проверяемой фирмы, налоговая инспекция должна направить письменное поручение в другую инспекцию, где этот контрагент состоит на учете. Получив поручение, вторая инспекция в течение пяти дней требует у контрагента необходимые документы. Когда оба партнера состоят на учете в одной инспекции, проверять их могут одни и те же инспекторы.

Предприятие должно представить документы о своем контрагенте в течение пяти дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Способы: лично, через представителя, по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если вы не можете представить нужные бумаги в указанный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок. Инспекторы не вправе требовать ранее представленные документы.

В случае получения налоговиками необходимых документов их передают в инспекцию, которая направила поручение об истребовании документов. На это закон дает три дня. Такой же срок действует в случае, если от контрагента получено сообщение об отсутствии нужных документов. 

Итак, первый вариант: налоговики проводят «встречную» проверку у вашего делового партнера

В такой ситуации судьба вашей фирмы зависит от того, какие результаты дала «встречная» проверка. Один из ее возможных результатов – отсутствие искомой фирмы, то есть вашего делового партнера.

В таких случаях налоговики обычно отказываются принять документы «потерявшегося» контрагента в качестве подтверждения расходов фирмы. Например, они не принимают к вычету НДС.

Однако, если дело доходит до судебного разбирательства, судьи обычно встают на сторону предприятия, об этом свидетельствует и арбитражная практика. Основной довод судей: налогоплательщик не может отвечать за своих партнеров.

Впрочем, в некоторых регионах суды настроены не так лояльно и могут в той же ситуации вынести противоположный вердикт. Свою позицию судьи обычно обосновывают тем, что экспортер не может принять к возмещению НДС, уплаченный поставщику по приобретенным у него товарам, поскольку поставщик после продажи этих товаров экспортеру НДС в бюджет не заплатил.

Намного сложнее дело обстоит в том случае, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов или того хуже – цифры в документах партнеров различаются: например, два экземпляра одного и того же счета-фактуры с одинаковыми реквизитами, но разными цифрами.

А это доказательство того, что кто-то из партнеров нечист на руку. Эти бумаги можно будет предъявить в суде. В такой ситуации налоговики могут обратиться в полицию, где возбудят уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов).

Если сумма неуплаченных налогов в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 руб. и при этом она превышает 10% подлежащих уплате сумм или составляет более 6 000 000 руб., это уклонение от уплаты налогов в крупном размере.

Уклонением в особо крупном размере считается неуплата суммы, составляющей за такой же период более 10 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм, или превышающей 30 000 000 руб.

Второй вариант: налоговики проводят «встречную» проверку у вас

Если проводится «встречная» проверка вашей фирмы, то по ее итогам вам ничего не грозит. Оштрафовать вашу компанию нельзя, но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку. Однако провести эту проверку налоговики могут не всегда.

Представим такую ситуацию. Налоговая инспекция провела у вас выездную проверку. Через некоторое время инспекторам понадобились те же самые документы, но в рамках «встречной» проверки. Просмотрев эти документы еще раз, налоговики обнаружили в вашей компании нарушения.

По итогам «встречной» проверки оштрафовать вас они не могут, значит, нужно либо проводить еще одну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение на повторную проверку у вышестоящей инстанции. Первое запрещено Налоговым кодексом (ст.

89), второе невыгодно самим налоговикам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким образом, у вас есть шанс наказания избежать.

Документы, которые требует инспекция в рамках «встречной» проверки, должны относиться к деятельности вашего партнера.

Если инспекторов заинтересовала какая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе у вас попросить, должны быть с этой сделкой связаны.

Это могут быть, например, договор, счета-фактуры, накладные, платежные поручения и т. п. Если налоговики превысят свои полномочия, обращайтесь в суд: он вас поддержит.

Обратите внимание: инспекторы вправе требовать документы (информацию) о конкретной сделке у всех ее участников (иных лиц) и за рамками проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Правда, только в том случае, если у контролеров возникнет в этом «обоснованная необходимость». Требование о предоставлении информации по интересующей их сделке контролеры оформляют письменно.

Компании должны подать документы в течение пяти дней с момента получения запроса. 

Камеральные проверки

По Налоговому кодексу (ст. 88) камеральная проверка – это проверка налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком. Как правило, ее проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму или к предпринимателю.

Камеральную налоговую проверку расчета финансового результата инвестиционного товарищества налоговая инспекция проводит по месту учета участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (абз. 2 п. 1 ст. 88 НК РФ).

В ходе камеральной проверки (так же, как и в ходе выездной) налоговики могут провести «встречную» проверку деловых партнеров проверяемой фирмы (об этом читайте выше). 

Виды неналоговых проверок

В ходе неналоговых проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель соблюдают Федеральный закон от 22 мая 2003 г.

№ 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Эти проверки связаны не с налогами, а с тем, как ведутся кассовые операции, используется контрольно-кассовая техника.

Источник: https://os1.ru/article/2286-vidy-nalogovyh-proverok

За какой период может быть проведена налоговая проверка – НалогОбзор.Инфо

Налоговые проверки и период проверки

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года.

При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды.

По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

  • первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Ответ: да, может.

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки.

Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился.

Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г.

№ КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.

№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст.

 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г.

№ ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г.

№ Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет.

Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г.

№ Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

Ответ: да, может.

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок.

Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см.

Когда проводятся повторные налоговые проверки.

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см.

, например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.

№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Ответ: да, может.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции.

Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать.

В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения.

Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/za_kakoj_period_mozhet_byt_provedena_nalogovaja_proverka/14-1-0-288

Налоговая проверка

Налоговые проверки и период проверки

В число форм налогового контроля, которые перечислены в статье 82 Налогового кодекса, в первую очередь включаются налоговые проверки.

Это процессуальные действия налоговой структуры, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления (уплаты) налогов и сборов.

В нашей статье речь пойдет о видах, требованиях, сроках и правилах проведения таких проверок.

Особенности налоговых проверок. Законодательный аспект

Стоит отметить, что реализуются они посредством сопоставления фактической информации, полученной в результате налогового контроля, со сведениями из налоговых деклараций, которые представлены в налоговые органы. Право, связанное с проведением таких проверок, предоставляется налоговой структурой (статья 31 НК РФ). Оно регламентировано гл. 14 под названием “Налоговый контроль”.

Когда Налоговый кодекс стал актуальным, налоговые органы не потеряли своего права на проведение неналоговых (других) проверок. Так, в настоящее время согласно Закону РФ от 18 июня 1993 г.

N 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при реализации денежных расчетов с населением” налоговые структуры осуществляют проверки, относящиеся к использованию ККМ. Помимо этого, в соответствии с ФЗ от 22 ноября 1995 г. N171-ФЗ “О гос.

регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции” актуальной является проверка производства и последующего оборота алкогольного продукта. Таких примеров может быть сколь угодно много.

Классификация

Объем правомочий налоговых структур, а также ограничений, относящихся к проведению определенных процессуальных действий (доступ в помещение или на территорию, осмотр, истребование документации, изъятие предметов и бумаг, инвентаризация, экспертиза и прочее), непосредственно зависит от разновидности осуществляемой проверки. Рассмотрим, какие налоговые проверки налогов и сборов могут проводить соответствующие структуры. Стоит иметь в виду, что их можно классифицировать согласно различным основаниям.

Камеральные и выездные проверки

По объему проверяемых документов и месту проведения они классифицируются на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка – это проверка налоговых деклараций и другой документации, представленной налогоплательщиком и служащей основанием для исчисления и последующей уплаты налогов.

Помимо этого, в данном случае речь идет о проверке иных бумаг, имеющихся у налоговой структуры. Как правило, они касаются деятельности налогоплательщика, которая проводится по месту нахождения и регистрации налогового органа.

Сегодня камеральные проверки являются существенным фактором в плане пополнения государственного бюджета. Обнаруженные в ходе налоговых проверок ошибки непосредственно в обосновании льгот и в налоговых декларациях дают значительную прибавку к платежам в бюджет.

Камеральная проверка осуществляется должностными лицами налоговой структуры, являющимися уполномоченными, согласно их служебным обязанностям без предъявления специального официального решения от руководства налоговой структуры в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации и документации, служащей основанием для исчисления и последующей уплаты того или иного налога со стороны налогоплательщика, если соответствующим законодательством не предусмотрены другие сроки. Целью камеральной налоговой проверки по ИНН служит контроль за соблюдением со стороны налогоплательщиков законодательных и других нормативно-правовых актов касательно налогов и сборов, выявления и предотвращения правонарушений в указанной сфере, взыскания сумм не полностью уплаченных или вовсе неуплаченных налогов, возбуждения в случае наличия оснований процедуры по взысканию в определенном порядке санкций, а также подготовки необходимых сведений для обеспечения грамотного и рационального отбора налогоплательщиков (это нужно для реализации выездных проверок).

Выездную налоговую проверку целесообразно рассматривать как комплекс действий, связанных с проверкой первичной учетной и иной бухгалтерской документации налогоплательщика, регистров бухучета, налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, хозяйственных и других контрактов, актов касательно исполнения договорных обязательств, внутренних распоряжений, приказов, протоколов, иных документов. Такая налоговая проверка – это проверка по обследованию разных предметов, которые применяет налогоплательщик для того, чтобы извлечь доходы. Помимо того, она может быть связана с содержанием объектов налогообложения складских, производственных, торговых и других территорий и помещений. Камеральная проверка – это проверка по реализации инвентаризации имущественного комплекса, принадлежащего налогоплательщику. Сюда целесообразно отнести и другие действия налоговых структур или отдельных должностных лиц, которые осуществляются по месту нахождения налогоплательщика (месту расположения объекта, месту деятельности налогоплательщика), а также в других местах, где нет налоговой структуры.

Наиболее важные аспекты выездной проверки

Выездная налоговая проверка – это категория, требующая отдельного внимания. Стоит отметить, что названный термин ввел в обиход контрольной работы Налоговый кодекс РФ. Раньше проверки, которые проводились при условии посещения налогоплательщика, именовались документальными.

Тем не менее разница между указанными понятиями (“документальная” и “выездная”) отнюдь не терминологическая. Бытует весьма распространенная точка зрения, что документальные и выездные налоговые проверки – не одно и то же.

Таким образом, выездная проверка – это мероприятие, которое проводится обычно в помещении налогоплательщика. Под документальной целесообразно понимать проверку, охватывающую первичные бухгалтерские документы, а также регистры учета налогоплательщика.

Важно заметить, что ни одним законодательным актом не уточняется место реализации такой проверки.

Ключевые участники выездной проверки налоговых органов: проверяемая компания или индивидуальный предприниматель, а также налоговый орган или соответствующие должностные лица. Стоит отметить, что с этой проверкой могут быть связаны и действия других лиц, к примеру, переводчиков или экспертов. Однако ее, как правило, можно обусловить инициативой налоговой структуры.

Сроки и правила проведения

За период налоговой проверки, так или иначе, должна быть достигнута определенная цель.

В случае выездной проверки, как и при камеральной, речь идет о реализации контроля за грамотностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения в государственный бюджет налогов и сборов, полноценным соблюдением действующего законодательств, взысканием пени и недоимок по налогам, привлечением к ответственности виновных лиц за осуществление правонарушений налогового плана, предупреждением подобных правонарушений. Тем не менее представленные цели достигаются посредством других, специфических именно для выездных мероприятий средств. К примеру, выемка документации и предметов в пределах налогового контроля может реализовываться исключительно при проведении выездного мероприятия.

Срок налоговой проверки в данном случае – три года деятельности налогоплательщика, которые непосредственно предшествуют году осуществления проверки.

Стоит отметить, что налоговая структура не имеет права на проведение двух и большего количества выездных мероприятий в течение одного года по одним и тем же налоговым выплатам за один и тот же временной отрезок. Срок проведения такой проверки – не больше 2 месяцев.

Тем не менее существуют случаи-исключения, когда вышестоящая налоговая структура увеличивает продолжительность проверки до 3 месяцев. В срок реализации выездной налоговой проверки в РФ входит нахождение проверяющих в здании проверяемого предприятия по факту.

Однако в указанный период не засчитывается время между вручением плательщику налогов требования о представлении документации и предъявлением этих документов.

Требования и основания для проведения

В соответствии с порядком налоговых проверок в процессе выездной проверки зачастую появляется необходимость в осмотре территорий и помещений, которые используются для извлечения дохода или связаны с содержанием налогооблагаемых объектов.

Помимо этого, иногда возникает нужда в проведении инвентаризации имущественного комплекса, производстве выемки документации, предметов и так далее.

В некоторых случаях, предусмотренных действующим на территории РФ Кодексом, при реализации контрольных действий должны формироваться протоколы.

Основание для осуществления выездной налоговой проверки налогов и сборов – соответствующее решение руководства налоговой структуры или постановление директора вышестоящего налогового органа касательно проведения проверки выездного типа в порядке контроля за работой налогового органа.

Стоит заметить, что порядок вынесения постановления (решения) вышестоящей налоговой структурой о реализации проверки, а также актуальные требования к форме документа регламентированы приказом Министра РФ по налогам и сборам от 08.10.

1999 “Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок”.

Встречная проверка

Статьей 87 НК РФ предусмотрена возможность проведения встречных налоговых проверок по ИНН. Под ними следует понимать сопоставление различных экземпляров одной и той же бумаги.

Исходя из сущности методики, ее можно использовать исключительно в отношении документов, оформление которых происходит не в одном экземпляре, а в нескольких.

Сюда целесообразно отнести бумаги, посредством которых оформляется поступление или отпуск ценностей материального характера (счета-фактуры, накладные и так далее). Следует заметить, что экземпляры документации находятся или в разных организациях, или в различных структурных подразделениях одной компании.

В случае правильного отражения экономической деятельности разные экземпляры бумаги наделены одним и тем же содержанием. При других обстоятельствах бумаги оформляются в единственном экземпляре или имеют разное содержание.

Необходимо дополнить, что при сопоставлении документации могут не совпадать следующие элементы: количество товарной продукции, ее цена, единица измерения и прочее. Отсутствие экземпляра бумаги может служить признаком отсутствия документирования факта экономической деятельности. Следствием в данном случае выступает сокрытие доходов, а результатом налоговой проверки – раскрытие правонарушения.

Комплексные проверки

В соответствии с объемами проверяемых вопросов проверки можно разделить на комплексные, целевые и тематические. Под комплексной необходимо понимать проверку финансово-хозяйственной деятельности структуры за тот или иной отрезок времени, связанную со всеми вопросами соблюдения законодательства в сфере налогов и сборов.

Сегодня частота осуществления таких проверок не установлена. Следует заметить, что при наличии у налоговой структуры оснований предполагать, что учет и последующая уплата налогов реализуются с нарушениями, проверки комплексного плана организуются не реже 1 раза в 3 года. По каждой из них составляется акт налоговой проверки.

Налогоплательщики, которые имеют положительную репутацию, как правило, не подвергаются комплексной проверке вообще.

После введения НК РФ почти все выездные проверки реализуются как комплексные.

Сюда можно отнести такие вопросы, как грамотность исчисления и перевода налогов со стороны налогоплательщика, выполнение функционала налогового агента, применение ККМ, правильность списания сумм со счетов плательщиков налогов и сборов, открытия счетов плательщиками налогов, порядок реализации спиртосодержащей продукции и так далее. Следует помнить, что исключительно выездная проверка позволяет применить весь спектр прав, которые предоставляются налоговым органам.

Тематическая проверка

Тематическую проверку целесообразно рассматривать как мероприятие по отдельным вопросам финансово-хозяйственной работы организации (к примеру, проверка грамотности исчисления и последующей уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество, иных выплат).

Такие мероприятия организуются по мере необходимости, которая определяется руководством налогового органа.

Следует заметить, что тематическая проверка осуществляется либо в качестве элемента комплексной проверки, либо как отдельная в соответствии с установленными фактами нарушения законодательства, действующего на территории РФ, на основании текущего наблюдения за налогами и сборами.

Решение налоговой проверки в данном случае может быть оформлено как отдельным актом, так и элементом акта комплексной проверки. При появлении необходимости в реализации комплексной проверки на основе тематической должно быть принято решение дополнительного характера, которое расширяет спектр проверяемых вопросов.

Целевая проверка и требования к ней

Целевая проверка – не что иное, как мероприятие, направленное на соблюдение налогового законодательства в соответствии с определенным направлением или финансово-хозяйственными операциями.

Сюда стоит отнести вопросы взаиморасчетов с покупателями и поставщиками продукта, определенных сделок, экспортно-импортных операций, размещения временно свободных денег, правильности использования льгот и других операций финансово-хозяйственного характера. Результаты в данном случае могут быть оформлены как в актах, так и в качестве отдельных приложений.

Целевые проверки нередко осуществляются как самостоятельные. Однако здесь появляется опасность неполной проверки некоторых вопросов, связанных с соблюдением налогового законодательства.

В качестве заключения

Итак, мы рассмотрели основные виды налоговых проверок, требования к ним, особенности и правила организации, а также сроки проведения. В заключение следует отметить, что мероприятия могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Второй случай предполагает разновидность проверки выездного типа, которая проводится без уведомления налогоплательщика предварительно. Целью внезапной поверки выступает установление факта совершения правонарушения. Дело в том, что он может быть сокрыт в случае реализации обычной проверки. Внеплановые мероприятия проводятся достаточно редко.

Однако многие проверки неналогового типа, к примеру, по применению ККМ, как правило, осуществляются внезапно.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1580903484636793368/nalogovaya-proverka/

Налоговые проверки часть I. Выездная налоговая проверка. Практическое пособие. План проверок в 2019 году

Налоговые проверки и период проверки

21 декабря 2019 года на сайте Прокуратуры опубликован план проверок юридических лиц и предпринимателей в 2019 году в Приднестровье по территориальному признаку.

С перечнем организаций, попадающим под проверку в 2019 году Вы можете ознакомиться, скачав файлы ниже. Обращаем Ваше внимание, что плановое контрольное мероприятие проводится комплексно не только налоговой инспекцией, но также и другими государственными органами (указаны в соответствующей графе).

План проведения плановых мероприятий по контролю по г. ТираспольСкачать
План проведения плановых мероприятий по контролю по г. БендерыСкачать
План проведения плановых мероприятий по контролю по г. ДубоссарыСкачать
План проведения плановых мероприятий по контролю по г. ГригориопольСкачать
План проведения плановых мероприятий по контролю по г. СлободзеяСкачать
План проведения плановых мероприятий по контролю по г. РыбницаСкачатьПлан проведения плановых мероприятий по контролю по г. КаменкаСкачать

В настоящей статье мы предоставляем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям практическое пособие по выездным проверкам (памятку).

I. Схема выездной (плановой) проверки

Определение периода и предмета плановой налоговой проверки

Решение о проведении плановой налоговой проверки

Проведение выездной проверки

Мероприятия:

  1. истребование документов у налогоплательщика
  2. выемка документов и предметов
  3. осмотр помещений
  4. инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества
  5. допрос свидетелей, должностных лиц
  6. другие

1. Правовые основания для выездной налоговой проверки:

До момента начала налоговой проверки в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя налоговой орган обязан отправить Приказ о проведении налоговой проверки, который должен содержать следующие сведения:

  • Предмет проведения проверки -это тот налог (сбор) или налоги (сборы), по которым она проводится. Налоговой орган не вправе выходить за предмет налоговой проверки. Выход налогового органа за предмет проверки является основанием для признания акта контрольного мероприятия незаконным и подлежащем отмене;
  • Объём налоговой проверки — это цели и период, затрагивающий проверку организации или ИП, а также определяющий объём проверяемых документов первичной документации;
  • Приказ также содержит срок проведения налоговой проверки с указанием конкретной даты начала и окончания её проведения;
  • Приказ также обязан содержать состав лиц со стороны налоговой органа (комиссии), которые будут фактически осуществлять налоговую проверку. Лица, не включённые в приказ, не вправе привлекаться к мероприятию по контролю (надзору).

Приказ о проведении налоговой проверки вправе издавать начальник территориальной налоговой инспекции, либо его заместитель в соответствии с должностными обязанностями, в случае отсутствия (отпуск, больничный) начальника.

Одновременно с приказом о назначении проверки в адрес организации или ИП также направляется требование налогового органа о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки (исходя из объёма проверки, указанного в приказе). Налоговый орган не вправе требовать документы, не являющиеся документами первичной строгой отчётности (такие как деловая переписка, внутриорганизационная переписка и т.д.).

Срок проведения контрольного мероприятия составляет 1 месяц и может быть увеличен на срок до 2-х месяцев. Налоговый орган до момента принятия решения о продлении срока проведения проверки обязан уведомить о продлении проверки, предоставив соответствующий приказ.

2. Место проведения выездной налоговой проверки.

Местом проведения проверки является юридический адрес организации, либо адрес осуществления предпринимательской деятельности для ИП. В случае установления налоговым органом факта отсутствия организации по юридическому адресу, проверка проводится по месту фактического нахождения организации (торговые точки, офис, склад и т.д.).

3. Лица привлекаемые со стороны организации в ходе проведения проверки

По общему правилу к проведению проверки со стороны организации привлекается директор (исполнительный орган), который действует от имени организации, именно в адрес данного должностного лица направляются требования о предоставлении документов и данное лицо несёт административную ответственность за предоставление истребуемых документов не в срок, либо не в полном объёме.

В ходе проведения проверки, сотрудники налогового органа вправе вести опрос и брать пояснения и объяснения с должностных лиц организации, однако такие должностные лица вправе сослаться на ст. 23 Конституции ПМР для того, чтобы отказаться от дачи таких объяснений или пояснений.

В ходе мероприятия по контролю, надзору должностные лица организации вправе осуществлять фото и видеофиксацию действий представителей налоговой инспекции и фиксировать весь процесс проверки.

Все мероприятия в ходе проведения выездной проверки, включая опрос свидетелей или должностных лиц, объяснения со стороны сотрудников организации, возражения и любые другие мероприятия — должны попасть в итоговый акт контрольного мероприятия. Поэтому мы и рекомендуем все объяснения или возражения отдавать под роспись — письменно, фиксировать все действия налогового органа.

В зависимости от результатов контрольного мероприятия, оформленного соответствующим актом налогового органа, принимается решение (в случае выявления нарушений) о привлечении юридического лица (либо ИП) и должностного лица (директора, исполнительного органа) к административной ответственности, а также о взыскании штрафных и финансовых ссанкций.

В случае, если юридическое лицо либо ИП не согласны с итоговыми выводами налогового органа из акта проверки, либо имеются подтверждения нарушения порядка проведения проверки — обжалование акта мероприятия по контролю (надзору) производится путём дачи возражений на него с дальнейшим обжалованием в судебном порядке в Арбитражном суде Приднестровской Молдавской Республики.

4. Ответственность юридического лица (ИП) и должностных лиц за нарушение налогового законодательства в рамках мероприятий по контролю (надзору)

Ответственность должностных лиц

Административная ответственность:

  • Ст. 19.9 КоАП ПМР устанавливает ответственность должностных лиц за непредоставление (не своевременное предоставление), либо за предоставление не в полном объёме истребованной органами (должностными лицами) сведений (документации). Штраф для должностных лиц составляет от 184 рублей до 276 рублей. На юридических лиц от 1840 рублей до 2760 рублей.

  • Уклонение от уплаты, занижение и сокрытие налоговых и иных обязательных платежей (ст. 15.5 КоАП). В части уклонение от оплаты (в том числе путём искажения данных) на должностных лиц от 1840 до 11040 рублей.
  • Сокрытие выручки в рамках ч. 3 ст. 15.

    5 КоАП влечёт наложение административного штрафа на граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в размере от 1/10 (одной десятой) до 1 (одного) размера суммы налогов, иных обязательных платежей с сокрытого объекта налогообложения.

  • В рамках ч. 4 ст. 15.5 Коап.

    Занижение, неучет выручки или иного объекта налогообложения, повлекшие неуплату налога или иного обязательного платежа, – влекут наложение административного штрафа на граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в размере от 1/10 (одной десятой) до 1 (одного) размера суммы налогов, иных обязательных платежей с заниженного объекта налогообложения.

  • В рамках ч. 6 ст. 15.5. КоАП. Занижение, неисчисление либо неправильное исчисление налога или иного обязательного платежа, не повлекшее за собой занижение (сокрытие) объекта налогообложения, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в размере от 1/10 (одной десятой) до 1 (одного) размера суммы заниженного (неисчисленного) налога или иного обязательного платежа.

Уголовная ответственность

В рамках статей 196, 196-1 предусмотрена уголовная ответственность. Подробнее по ссылке.

Порог вхождения в уголовную ответственность за неоплату налогов по 196 статей УК ПМР составляет 10 000 РУМЗП (145 000 рублей).

Порог вхождения в уголовную ответственность за сокрытие налогооблагаемой базы (имущества) от 58 000 рублей.

Также мы подробно писали об ответственности за нарушения порядка осуществления предпринимательской деятельности в предыдущей статье .

В 2018 году Челядник и Партнёры консалтинг сохранили предприятиям и организациям 7 456 230 рублей, путём обжалования актов налоговых органов о взыскании штрафных и финансовых санкций.

В случае, если Вы считаете, что выводы налогового органа не соответствуют действительности, Вы столкнулись с нарушением Ваших прав в ходе налоговых проверок, Ваш бизнес из-за непомерных штрафов оказался под угрозой — Челядник и Партнёры окажут полное юридическое сопровождение, начиная от участия со стороны ИП или организации в контрольных мероприятиях до обжалования штрафных и финансовых санкций в судебном порядке.

Обращайтесь в наши офисы, либо по реквизитам на сайте.

Челядник Василий Васильевич

Источник: https://cipcons.com/nalogovye-proverki-chast-i-vyezdnaja-nalogovaja-proverka-prakticheskoe-posobie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.