Каким законом руководствоваться при закупках услуг и оборудования

Поставки и закупки оборудования

Каким законом руководствоваться при закупках услуг и оборудования

Поставками оборудования и его проблематикой на предприятии занимается сразу несколько подразделений:

  • закупка оборудования – зона ответственности снабженцев,
  • созданием параметров работы занимаются технологи,
  • эксплуатирует оборудование производственный персонал,
  • ремонтируют – механики ремонтной службы.

Из этого следует, что оборудование нередко становится конфликтной темой во взаимодействии заинтересованных подразделений, а вопросы такого взаимодействия – частью проблематики поставок оборудования.

Некоторые принципы процесса управления оборудованием и его закупками аналогичны как для производств, так и для предприятий сферы услуг. Некоторые – различается. Своя специфика существует и при закупках сложного высокотехнологичного оборудования.

Но поскольку оборудование относится к одной из самых капиталоёмких статей ведения бизнеса, при закупке желательно учесть все нюансы.

Если рассматривать процесс поставки оборудования на уровне макропроцесса, то в нём можно выделить следующие этапы:
  1. Анализ потребности в приобретении оборудования. Тип и параметры оборудования продиктованы технологическими требованиями и стандартами, предъявляемыми качеством готовой продукции. Поэтому на этом этапе оценивается способность оборудования обеспечить качественный результат и выполнение требований к услуге или продукту. А, значит, нужно проанализировать все учётные факторы и чётко определить параметры технологического процесса при производстве. Для этого, как правило, собирают совещание с привлечением экспертов, где, помимо технологии, проговариваются и другие факторы, которые потом станут основой для подготовки технического задания на закупку:
    • стоимость альтернативных вариантов закупки,
    • квалификация обслуживающего персонала,
    • производительность,
    • диапазон допускаемых параметров,
    • трудоёмкость при обслуживании и ремонте,
    • удобство в эксплуатации др.
    • Чтобы не пропустить значимых факторов к анализу привлекаются все заинтересованные стороны.
  2. Подготовка технического задания и проектирование.Аналитический отчёт и план закупок оборудования становятся основой для технического задания, которое готовит главный инженер или механик, при необходимости согласовывая требования с технологами. Одновременно осуществляется проверка на ошибки. Техническое задание становится в этом процессе контрольной точкой, что при обнаружении недоработок планирования позволит избежать больших расходов. На этом же этапе готовится проект установки узла оборудования (или линии) с привлечением своих ответственных подразделений или субподрядных организаций.
  3. Приобретение оборудования. При закупке оборудования ряд проблем возникает вследствие кажущейся элементарности процесса, который не доводится до конца. Например, распространённой называют практику закупки оборудования с сопровождающей документацией на иностранном языке, но без качественного перевода или договор без пунктов о монтаже и наладке. В итоге – приведение оборудования в рабочее состояние требует привлечения дополнительных ресурсов (времени, рабочей силы, финансирования), что срывает сроки реализации проектов. Альтернативой этому варианту становится вариант закупки, когда представитель компании-поставщикаучаствует в установке. Однако, поскольку такой вариант всегда более дорогостоящий, чаще используется вариант, когда покупатели стараются договориться о схеме оплаты, при которой полная стоимость оборудования оплачивается уже после производства пробной партии продукта. В этом случае поставщики сами стараются оказать максимально полную информационную поддержку закупающей стороне.
  4. Приёмка оборудования. Техническое задание становится основанием не только для заказа, но и для приёмки оборудования. Причём, принимать должны не снабженцы, а представители отдела, которыйотвечает за его установку. Специалисты с большей вероятностью обнаружат несоответствие комплектности и профессионально смогут оценить информативность сопроводительной документации.
  5. Монтаж оборудования и ввод его в эксплуатацию. Основанием для монтажа является проект установки, которым руководствуется службы во главе с главным механиком или инженером. Если на этом этапе установка перепоручается субподрядной организации, механик и инженер осуществляют контроль работ. Нередко уже в процессе установки вносятся изменения, которые необходимо письменно отображать в проекте и, одновременно с этим, – согласовывать со всеми заинтересованными подразделениями, чтобы это не стало потом сюрпризом для технологов.
  6. Валидация. До тех пор пока не будет подтверждено, что оборудование способно выполнять весь технологический объём требований, оно не может считаться достоверно работоспособным. Для проверки оборудованияпод надзором представителей принимающей стороны:
    • сверяются заявленные в документации производителя и фактические параметры,
    • тестируется работа в разных режимах, на разных скоростях и в изготовлении разных видов продукции,
    • оценивается качество продукции, выпущенной в разных режимах, на разных уровнях производительности.

Даже работоспособное оборудование не всегда выполняет все требования производственного процесса, поэтому рекомендуют изготовить несколько опытных мини-партий продукции. За это время можно убедиться в стабильности процесса и результата.

Отдельным пунктом этапа считается фиксирование параметров работы оборудования в процессе испытаний.

Полученные данные становятся базой для создания технической документации и правил использования оборудования при массовом производстве. Итогом этапа становится акт приёмкиоборудования.

Поскольку под документом ответственные лица ставят свои подписи, к самой проверке они относятся с большей ответственностью.

Далее в работе с оборудованием следует этап разработки техническо документации, в которой собираются инструкции по эксплуатации, рабочие инструкции, технические регламенты. На последующих стадиях, до вывода оборудования из эксплуатации, оно, как правило, проходит ещё этапы планово-предупредительного и текущего ремонтов, обслуживания в ходе эксплуатации, анализа работы.

Особенности договоров поставки оборудования

Для максимального устранения спорных моментов в будущем в договоре поставки оборудования, кроме стандартных пунктов, должны быть проговорены ряд значимых факторов:

  • В части предмета договора прописываются гарантии поставщика, что оборудование в момент его передачи свободно от притязаний третьих лиц, не является общей собственностью, не находится под арестом и не заложено.
  • Отдельно проговаривается (если это важно), что в оборудовании использованы только оригинальные запчасти или элементы, одобренные производителем.
  • В части порядка расчётов оговаривается, входит ли в понятие «поставка» доставка, установка и монтаж. В некоторых случаях (особенно при закупке высокотехнологичного оборудования) технологическая отладка оборудования становится составной частью поставки, а иногда к этому добавляется и сервисное обслуживание на протяжении всего времени обкатки.
  • В части условий поставки следует оговорить, кто и как будет доставлять оборудование, особенно если от качества перевозки напрямую зависит его работоспособность.
  • Желательно отдельным пунктом прописывать требования к упаковке. В основном, производитель упаковывает свою продукцию так, чтобы материал упаковки мог защитить оборудование от повреждений. Но происходит это далеко не всегда (производитель экономит на качестве картона, пенопласте, металлических защитных элементах), что приводит к повреждениям в момент перемещения оборудования.
  • Если требования к упаковке повышены, в договоре следует оговорить, кто будет оплачивать дополнительную упаковку (например, обрешётку).
  • Вопрос приёма оборудования при получении следует подробно прописывать, независимо от того, как будет осуществлена доставка (самовывозом, грузоперевозчиком и др.). Обычно приём-передача осуществляется путём подписания товарной накладной, но в целом ряде случаев, когда при осмотре невозможно установить целостность, работоспособность и даже наличие деталей оборудования, процедуру подписания документа передачи следует обсудить подробнее с возможным контролем обеих сторон. Часто для выдвигания претензий от получателя поставщику предоставляется определённый договором срок, по истечении которого получатель лишается права предъявлять претензии по комплектности.

Некоторые из упоминаемых факторов могут показаться излишними, но небрежность в этих вопросах регулярно влияет на взаимоотношения с поставщиком и отражается на качестве закупаемого оборудования.

Специфика закупки «сложного оборудования»

«Сложным оборудованием» здесь называется технологическое и высокотехнологическое оборудование, которое необходимо для производства высокоточных услуг и сложных товаров, а также комплекс связанных компонентов (узлов) оборудования.

Общепринятого понятия «сложного оборудования» нет, но есть понятие «сложных товаров», определение которого содержится в пунктах Постановления Правительства РФ № 924, что можно связать с конкретными примерами оборудования.

Так к «сложному оборудованию» в области производства товаров можно отнести станки для производства электроники, в области выполнения работ – специальную технику для прокладки тоннелей, в области оказания услуг – телекоммуникационное оборудование и т. д.

Отсутствие определений и регламентов затрудняет выход на торги с чётким техническим заданием, с одной стороны, и с избытком технических подробностей – с другой стороны.

Проблема в том, что последний вариант (с технической детализацией каждого требования) позволяет заказчику получить желаемое предложение с большей вероятностью, однако избыточно подробное техническое задание для конкретного оборудования может стать основанием для обжалования в ФАС в качестве нарушения135-ФЗ.

Списанное с характеристик конкретного оборудования техническое задание (особенно, если оно не является инновационным) при большой конкуренции поставщиков имеет больше шансов спровоцировать жалобу.

Отзывы, комментарии и обсуждения

Источник: https://finswin.com/projects/osnovnye/postavki-oborudovaniya.html

Организация закупок на предприятии

Каким законом руководствоваться при закупках услуг и оборудования

Схематически деятельность предприятия заключается в создании и регулировании двух потоков: снабжение производства ресурсами и выпуск готовой продукции. Грамотная организация закупок в рамках снабжения всегда ставилась регуляторами (государством или частным инвестором) как одна из основных стратегических задач хозяйствующего субъекта.

Закупки частных предприятий

Казалось бы, организация закупок на предприятии частного сектора – сугубо личное дело каждого предпринимателя, и государственное регулирование этого вопроса не то чтобы неуместно, а даже зачастую и вредно. Ведь многие наслышаны о саморегулирующих силах в экономике и о свободе предпринимательской деятельности.

В связи с этим некоторые аналитики скептически отзываются о Федеральном законе № 223, которым регулируются закупки товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц.

Федеральный закон ФЗ-222

В статье первой указанного закона дан перечень хозяйствующих субъектов, деятельность которых в такой сфере, как организация закупки товаров и услуг, должна регулироваться нормами ФЗ-223.

Это довольно обширный перечень, в который входят не только предприятия, учреждения и организации с долей государственного участия в уставном фонде.

Выполнять нормы ФЗ 223 в некоторых случаях должны также юридические лица, созданные исключительно за счет частных вложений.

Основные требования к закупкам по ФЗ 223:

  • организация закупок материальных ресурсов должна проводиться в соответствии с разработанным на предприятии положением о закупках;
  • обязательное планирование закупок материальных ресурсов и контроль над исполнением утвержденных планов;
  • общая стратегия по определению способов закупки в том или ином случае.

Как видно из приведенного перечня требований, ФЗ-223 не направлен на жесткую регламентацию хозяйственно-правовых отношений между участниками рынка, а только обязывает их самостоятельно сформулировать свою закупочную политику и строго следовать ей при выполнении таких конкретных процедур, как:

  • закупочное планирование;
  • выбор поставщика;
  • способ проведения закупочных мероприятий (конкурсы, аукционы, запрос котировок, работа с единственным контрагентом);
  • порядок заключения и подписания договоров;
  • исполнение договоров.

Ответственность за неисполнение требований ФЗ-223 может быть возложена только на те предпринимательские организации, которые не разработали и не утвердили собственное Положение о закупках, а также на тех предпринимателей, которые не отчитываются по установленной форме о своей снабженческой деятельности.

Размеры штрафов зависят от количества дней просрочки подачи отчетной информации. Максимальный штраф – 100 тыс. рублей.

Какие закупки не подлежат регулированию

Законом 223 предусмотрены случаи, когда при организации закупок материально-технических ресурсов хозяйствующие субъекты имеют право отступать от определенных законом процедур и заключать сделки, руководствуясь другими законодательными и нормативно-правовыми актами, которые действуют на территории РФ:

  1. Договорные отношения в сфере обращения фондовых активов (ценных бумаг, акций, облигаций и т.д.). Сделки этого вида регулируются специальным законодательством о фондовом рынке.
  2. Участие в закупках, которые проводятся в рамках биржевой торговли.
  3. Заключение и исполнение внешнеэкономических контрактов, которые регулируются нормами международного законодательства.
  4. Снабжение материальными ресурсами в рамках выполнения военного заказа.
  5. Лизинговые и межбанковские контракты.

Хозяйствующие субъекты, которые намерены осуществлять закупку услуг или товарно-материальных ценностей, входящих в указанный перечень, либо пользуясь перечисленными в перечне инструментами, могут не включать такие предполагаемые контракты в свои годовые планы, а также не отчитываться о результатах такой закупочной деятельности.

Преимущества

К преимуществам работы предпринимателя в рамках законодательного акта, регулирующего закупочную деятельность, относятся:

  • возможность использовать унифицированные формы планирования и отчетности;
  • наличие разработанных типовых условий для всех участников торгов;
  • гарантии соблюдения прав и интересов всех субъектов закупочной деятельности;
  • доступность сведений о нарушителях обязательных хозяйственных процедур;
  • экономические механизмы привлечения нарушителей к ответственности.

Наличие необходимого минимума государственного регулирования при осуществлении закупочной деятельности – важная мера, которая дисциплинирует все стороны договорных отношений и создает для всех предпринимателей единое поле, в котором можно оперативно и эффективно работать.

44 ФЗ и 223 ФЗ – основные положения:

Пять условий организации отдела закупок, надежно обеспечивающий ваши продажи.

ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ ЗАКУПОК

Связь бизнес-процесса закупок с другими процессами на предприятии

Что должен уметь менеджер по закупкам? (с точки зрения HR)

Источник: https://otendere.com/zakupki/informaciya-zakupki/organizacii-zakupok.html

Закупки основных средств: каким законом руководствоваться?

Каким законом руководствоваться при закупках услуг и оборудования

Как уже указано в вопросе и следует из норм ч. 4 ст.

 15 Закона № 44‑ФЗ, автономные учреждения применяют положения законодательства о контрактной системе при выделении им из бюджета соответствующего уровня средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности.

Данная норма распространяется на планирование, а также осуществление (определение подрядчика и заключение с ним гражданско-правового договора) закупки, проводимой за счет субсидии на капвложения.

Руководствоваться законодательством о контрактной системе АУ обязано и при передаче ему органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика (ч. 6 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ) – эти полномочия передаются в целях осуществления учреждением бюджетных инвестиций (ч. 4 ст. 79 БК РФ).

Другие случаи распространения законодательства о контрактной системе на автономные учреждения не предусмотрены.

Отметим, что в ст. 15 Закона № 44‑ФЗ и ст. 78.2, 79 БК РФ говорится не о капитальных вложениях в целом, а о конкретном их виде – капвложениях в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности. Определение таких объектов дано в п. 10 ч.

 1 ГрК РФ: к ним относятся здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В то же время понятие «капитальные вложения» уточняется в положениях ст. 78.

2, 79 БК РФ: эти вложения ведут к последующему увеличению стоимости основных средств и помимо строительства объекта могут направляться в его реконструкцию (в том числе с элементами реставрации) и техническое перевооружение.

Таким образом, автономное учреждение должно применять нормы Закона № 44‑ФЗ лишь при покупке, строительстве или качественном улучшениинедвижимого имущества, а финансирование на это оно может получить только в виде субсидии на капвложения или бюджетных инвестиций. Однако федеральное законодательство не содержит указаний на то, чтобы АУ руководствовалось Законом № 44‑ФЗ при закупке иных основных средств (движимого имущества). Для этого существуют формы субсидии на иные цели и субсидии на выполнение государственного задания.

Проблема разграничения сфер действия законов № 223‑ФЗ и 44‑ФЗ

Вместе с тем на практике проблема разграничения сфер действия законов № 223‑ФЗ и 44‑ФЗ решается не так однозначно, как предписывается федеральным законодательством. В этом вопросе субъекты РФ идут разными путями.

Первый из них – расширение понятия «капвложения в объекты государственной собственности». Например, Правительство Москвы в Постановлении от 28.01.2014 № 28-ПП [1] установило, что капвложения осуществляются (в том числе подведомственными автономными учреждениями) в следующих целях:

  • возведение объектов капитального строительства, включая создание и (или) приобретение основных средств, входящих в сметную стоимость указанного объекта (в том числе приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря);
  • реконструкция, в том числе с элементами реставрации, объектов капстроительства, находящихся в собственности субъекта РФ, включая создание и (или) приобретение основных средств, входящих в сметную стоимость объекта (в том числе приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря);
  • приобретение объектов недвижимого имущества.

Как видим, в данном случае субсидии на капвложения (бюджетные инвестиции), расходуемые в соответствии с Законом 44‑ФЗ, могут направляться не только на возведение здания, но и на обеспечение его техникой и иным необходимым для функционирования здания оборудованием. Однако здесь приобретение основных средств не выходит за рамки субсидии на капвложения.

Второй путь, который избрали некоторые регионы, – распространение на автономные учреждения законодательства о контрактной системе помимо осуществления ими капвложений.

Напомним, что в прошлом, до вступления в силу Закона № 223‑ФЗ, такая практика уже существовала.

В частности, подобным образом поступили Республика Татарстан [2] и Пермский край [3] , посчитав, что подведомственные АУ должны расходовать бюджетные средства в соответствии с действовавшим на тот момент Законом № 94‑ФЗ [4].

Сегодня тоже существуют случаи распространения законодательства о контрактной системе на текущую закупочную деятельность АУ. Так, согласно Постановлению Кабинета министров Республики Татарстан от 06.12.

2012 № 1060 [5]  автономные учреждения передают полномочия на закупку отдельных видов товаров республиканскому управлению государственных закупок, а оно, в свою очередь, осуществляет централизованное размещение заказов в соответствии с Законом № 94‑ФЗ (в настоящее время – Законом № 44‑ФЗ).

В перечень товаров входят в том числе некоторые основные средства: компьютеры, оргтехника, транспортные средства, мебель и бытовая техника.

А обязанности АУ заключаются в своевременном формировании электронных заявок на закупки, предоставлении информации для обоснования начальной (максимальной) цены и подписании гражданско-правовых договоров, заключенных по результатам закупки.

Данный нормативный акт указывает, что закупки производятся для нужд АУ, но не определяет, за счет каких источников это делается.

Следовательно, можно предположить, что перечисленные в постановлении основные средства должны приобретаться по установленным правилам во всех случаях – как за счет субсидий на иные цели и выполнение государственного задания, так и за счет доходов от внебюджетной деятельности.

Из сказанного можно сделать следующий вывод. Автономному учреждению, у которого возникли разногласия с финансовым органом по поводу сфер применения законов № 223‑ФЗ и 44‑ФЗ, прежде всего следует ориентироваться на нормативные акты, изданные в его регионе.

Если такие документы существуют и в них предписывается руководствоваться в тех или иных случаях законодательством о контрактной системе, АУ необходимо исполнять данные нормы.

Если соответствующих нормативных актов нет, учреждение может попытаться убедить вышестоящий орган в своей правоте. 

Ссылки:

[1] «Об утверждении Порядка осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности города Москвы и внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2011 г. № 587-ПП».

[2] Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 17.03.2008 № 161 «О комплексе мер, направленных на оказание содействия финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений Республики Татарстан» (утратило силу).

Источник: https://www.audar-urist.ru/articles/115/zakupki_osnovnyh_sredstv_kakim_zakonom_rukovodstvovatca

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.