Как вернуть или зачесть излишне уплаченные (взысканные) суммы – налоги, пени, штрафы
Возвращаем излишне взысканную налоговиками сумму налога — Статьи — Консалтинговая группа
Организация уплатила налог по выставленному инспекцией требованию. Позднее решение о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное контролерами по результатам проверки, на основании которого выставлено требование, было признано незаконным.
Как квалифицировать данную сумму налога: как излишне уплаченную или как излишне взысканную? На практике подобный вопрос представляется важным по причине того, что в последнем случае перечисленные в бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщику с начисленными на них процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ).
Сумма же излишне уплаченного налога в силу п. 6 ст.
78 НК РФ подлежит возврату налогоплательщику без процентов, кроме случая возврата суммы налога с нарушением установленного срока: тогда на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в срок, налоговым органом начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78).
Как в связи с вышесказанным отличить сумму излишне уплаченного налога от излишне взысканной? Как вернуть из бюджета последнюю? Каков механизм начисления процентов? За какой период их должны начислить налоговики? Ответы на эти и другие вопросы – в предложенном материале.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Названному праву корреспондирует обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет соответствующих сумм в установленном поименованным кодексом порядке (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление АС СКО от 07.12.2016 № Ф08-9153/2016 по делу № А32-44212/2014).
Порядок проведения процедуры зачета или возврата суммы излишне уплаченного или взысканного налога установлен ст. 78, 79 НК РФ. Исходя из ст.78 сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления от последнего.
Статьей 79 предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?
О способе исполнения налоговой обязанности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст.
78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.
2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).
В силу норм п. 10 ст.
101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Обеспечительными мерами могут быть:
- запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
- приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
На основании п. 9 ст. 101 НК РФ налогоплательщик, в отношении которого вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, вправе исполнить названное решение полностью или в части до вступления его в силу (причем подача апелляционной жалобы не лишает обозначенное лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части).
Налогоплательщик, реализуя данное право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты налога, доначисленного решением инспекции, будучи несогласным с таким решением и обжалуя его в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.
Следовательно, суммы, уплаченные налогоплательщиком добровольно до вступления в силу решения о привлечении к налогового ответственности, должны признаваться излишне взысканными. Как указал АС ЦО в Постановлении от 31.07.
2015 № Ф10-2276/2015 по делу № А14-12516/2014, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, будучи законопослушным участником этих правоотношений, не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.Факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.
Об уплате налога до и после выставления требования
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.
Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.
2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.
Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.
Процедура возврата налога
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 79 НК РФ). Для этого на основании п. 3 ст. 79 НК РФ организация должна подать в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога:
- в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;
- со дня вступления в силу решения суда.
К сведению:
Если налоговики сами установят факт излишнего взыскания налога, то п. 4 ст.
79 НК РФ вменяет им в обязанность сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления названного факта по форме, установленной Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.
Указанное сообщение передается руководителю организации или его представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Возвращаем налог через инспекцию
Заявление в налоговый орган может быть представлено:
- лично налогоплательщиком;
- в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;
- через личный кабинет налогоплательщика.
В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, инспекция в течение 10 дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне взысканного налога принимает решение о возврате данной суммы налога (п. 2 ст. 79 НК РФ).
К сведению:
Формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне взысканных налогов (в том числе форма решения о возврате), утверждены Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.
До истечения названного срока налоговики обязаны направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения о возврате этой суммы налога с целью осуществления возврата налога налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Осуществив возврат, казначеи уведомят инспекцию о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Возврат через суд также допустим
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).
Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.
По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне.
При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.
Верховный суд в Определении от 20.07.
2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства.
При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.Источник: https://www.audar-urist.ru/articles/187/vozvrashaem-izlishniyr-nalogi
Переплата по пеням как зачесть
Переплату по налогу можно использовать следующими способами (п. 1 ст. 78 НК РФ):
- зачесть в счет погашения налоговой задолженности, пени, штрафов;
- зачесть в счет уплаты предстоящих налоговых платежей;
- вернуть на банковский счет.
1. Зачет переплаты в счет погашения налоговой задолженности, пени, штрафов
Прежде всего сумма переплаты по налогу подлежит зачету в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам. Представлять заявление для такого зачета не надо, так как налоговый орган произведет зачет самостоятельно. Со дня принятия инспекцией решения о зачете недоимка, пени, штрафы считаются уплаченными (пп. 4 п. 3, п. 8 ст. 45, п. 5 ст. 78 НК РФ).
2. Зачет переплаты в счет уплаты предстоящих налоговых платежей
Для зачета суммы переплаты по налогу в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам надо подать в налоговый орган заявление (п. 4 ст. 78 НК РФ).
Зачесть переплату можно только в счет уплаты налога (пеней по налогу) того же вида (п. 1 ст. 78 НК РФ). Так, например, переплата по местному налогу может быть зачтена только в счет уплаты по этому или другому местному налогу (пеней по ним).
Справка.Виды налогов в РФ
Так, в частности, к федеральным налогам относится налог на доходы физических лиц (НДФЛ); к региональным — транспортный налог; к местным — земельный налог и налог на имущество физических лиц (ст. ст. 13 — 15 НК РФ).
Пример.Порядок зачета переплаты по земельному налогу в счет недоимки по другим налогам
У гражданина имеются переплата по земельному налогу и недоимка по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу.
Зачесть переплату по земельному налогу в счет погашения недоимки по налогу на имущество физических лиц можно, поскольку оба налога являются местными. Зачесть переплату по земельному налогу в счет недоимки по транспортному налогу нельзя, так как транспортный налог является региональным (ст. ст. 14, 15, п. 1 ст. 78 НК РФ).
Тот факт, что объекты налогообложения по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам находятся в разных регионах (муниципальных районах или городских округах), значения не имеет.Пример.Порядок зачета переплаты по налогу на имущество физических лиц в счет недоимки по другим налогам
У гражданина в собственности имеются две квартиры, находящиеся в г. Москве, и земельный участок, расположенный в Московской области. Гражданин имеет переплату по налогу на имущество физических лиц и недоимку по земельному налогу.
Поскольку недоимка возникла по одному и тому же виду налога, то, несмотря на нахождение объектов налогообложения в разных регионах, переплату по налогу на имущество можно зачесть в счет погашения недоимки по земельному налогу (ст. 15, п. 1 ст.
78 НК РФ).
Обратите внимание!
Переплату по налогу можно зачесть в счет уплаты штрафа без учета видовой принадлежности налога и вне зависимости от конкретного вида налогового правонарушения (п.
Как вернуть деньги, если переплатил пени по налогам?
1 ст. 78 НК РФ).
3. Возврат суммы переплаты на банковский счет
https://www.youtube.com/watch?v=UB6Fgovt05E
Для возврата суммы переплаты на счет в банке надо подать в налоговый орган заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ).
4. Порядок обращения в налоговый орган с заявлением о зачете или возврате переплаты
Срок, в течение которого можно заявить о зачете или возврате переплаты, составляет три года с даты уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Вам необходимо обратиться в налоговый орган по месту своего учета с письменным заявлением о зачете или возврате переплаты. Представить заявление можно лично или через представителя непосредственно в налоговый орган, направить по почте или передать в электронной форме, в частности через личный кабинет налогоплательщика (п. 1 ст. 26, п. п. 2, 4 ст. 78 НК РФ).Инспекция должна принять решение о зачете или возврате излишне уплаченной суммы в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления или подписания акта совместной сверки расчетов, если такая сверка проводилась.
Затем в течение пяти рабочих дней налоговая инспекция направит вам сообщение о принятом решении. Возврат переплаты на ваш банковский счет должен быть произведен в течение одного месяца со дня получения указанного выше заявления (п. 6 ст. 6.
1, п. п. 6, 8, 9 ст. 78 НК РФ).
При нарушении срока возврата налога инспекция обязана уплатить вам проценты за каждый день просрочки, которые начисляются на сумму переплаты исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в это время (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Если вы считаете, что налоговая инспекция нарушила ваши права в ходе процедуры зачета (возврата) переплаты, вы вправе обжаловать решения инспекции, действия или бездействие ее должностных лиц в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд.
При этом обратиться в суд можно только после обращения в УФНС. Срок для подачи жалобы — год в УФНС, а в суд — три месяца со дня, когда вам стало известно о нарушении ваших прав (ст. 137, п. п. 1 — 3 ст. 138, п. п. 1, 2 ст. 139 НК РФ; ч. 1 ст.
219 КАС РФ).
Связанные вопросы
Как рассчитывается земельный налог для физических лиц? >>>
Как рассчитывается транспортный налог для физических лиц? >>>
Полезная информация по вопросу
Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru
9. Зачет (возврат) излишне уплаченных
сумм налога, пеней и штрафов
Согласно новой редакции НК РФ процедура зачета излишне уплаченных сумм распространяется на авансовые платежи и штрафы.
Поэтому теперь возможно подавать заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных авансовых платежей и штрафов. На авансовые платежи порядок применения зачета (возврата) суды распространяли и ранее (см. п.
10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 98), теперь это закреплено в п. 14 НК РФ.Налоговый орган обязан сообщать налогоплательщику о каждом ставшем ему известном факте излишней уплаты налога и сумме переплаты по налогу в течение 10 дней, а не в течение месяца, как ранее.
Но НК РФ по-прежнему не устанавливает никаких последствий нарушения налоговым органом данного срока.
Поэтому налоговые органы вряд ли будут уведомлять налогоплательщика о каждом факте переплаты, и излишне уплаченные суммы лучше отслеживать самостоятельно.
Источник: https://obd2bluetooth.ru/pereplata-po-penjam-kak-zachest/
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
Порядок зачета, а также действующие правила и сроки, устанавливает налоговое законодательство.
Зачет суммы излишне уплаченного налога представляет собой особую процедуру, предусмотренную действующим законодательством РФ, которая заключается в утверждении наличия факта переплаты и последующем распределении лишних финансовых средств.
Уплатой налога будет считаться как прямое перечисление денежных средств в определенном размере на бюджетный счет государства, так и проведение зачета лишней суммы уполномоченным налоговым органом.
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа основан на принципах действующего налогового законодательства РФ и направлен на сохранение интересов налогоплательщиков.
Практика показывает, что переплаты могут возникать даже у самых опытных и внимательных бухгалтеров. Наиболее частые причины ее возникновения заключаются в результате подачи уточненной декларации за определенные налоговые периоды.
Если в новой декларации размер суммы является меньшим по отношению к первоначальному документу, возникает образование переплаты.
Помимо этого, нередко переплаты возникают по более простым причинам – механических ошибок уполномоченных лиц, описок, неточностей, при нарушении установленных сроков подачи налоговых документов, ошибки при формировании налоговой базы и т.д.
Возможной причиной для возникновения переплаты также могут являться и определенные изменения в налоговых расчетах, которые были внесены действующим законодательством РФ уже после того, как первая декларация уже была представлена в налоговую организацию.
Решение о зачете излишне уплаченного налога
Статья 78 НК РФ регламентирует, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть принято уполномоченным органом при наличии соответствующих оснований. Данное решение должно быть создано в течение 10-ти дневного периода с того дня, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее письменное заявление.
Зачет излишне уплаченного налога производится по месту регистрации налогоплательщика, без начисления каких-либо процентов в отношении данной суммы, если статья 78 НК РФ не устанавливает иные правила и положения.
Важным нюансом при зачете суммы определенного размера, которая была излишне уплачена, будет являться тот факт, что статья 78 и ее нормы могут быть применимы только в том случае, если переплата явилась результатом действий исключительно налогоплательщика.
В тех ситуациях, когда дополнительные денежные средства были перечислены по причине необходимости исполнения какого-либо предписания или решения налогового органа, зачет денежных средств не может быть осуществлен.До непосредственного момента вынесения решения о зачете денежных средств, уполномоченный орган обязан осуществить проверку и сверку всех имеющихся данных для подтверждения или опровержения факта необходимости зачета.
В тех случаях, когда доказательства необходимости так и не были выявлены, налогоплательщик получает официальный отказ в зачете денежных средств, с указанием причины и оснований данного решения.
Условия зачета сумм излишне уплаченного налога
Статья 78 действующего НК РФ регламентирует определенный порядок и условия, при соблюдении которых зачет сумм излишне уплаченного налога становится возможным и правомерным.
Основные условия зачета излишне уплаченных сумм выражаются в следующем:
- зачет может быть осуществлен по определенным видам налогов и сборов, в которых была выявлена определенная сумма переплаты;
- зачет может распространяться не только на налоги, но и пени, штрафы и иные платежи, назначенные за нарушение установленных норм действующего налогового законодательства РФ;
- при осуществлении зачета лишней перечисленной суммы, в отношении нее не могут быть применены штрафы и пени. Исключения составляют случаи, когда были нарушены допустимые сроки;
- установленная и подтвержденная сумма может подлежать зачету в отношении финансовых операций, которые налогоплательщику только придется совершить. В таком случае размер этих платежей уменьшается ровно на сумму излишне уплаченного налога.
Зачет лишней суммы за ранее уплаченный налог входит в интересы налогоплательщиков. Это значит, что первоначальные действия и инициатива, которая выражается в подачи письменного заявления, должна исходить именно от них.
Зачет суммы или возврат излишне уплаченных налога сбора пеней штрафа, как юридическая процедура, должна полностью соответствовать установленным нормам и условиям.
В противном случае, ее результат может быть аннулирован по решению судебного органа.
Сверка расчетов и заявление на возврат излишне уплаченных налоговых платежей
Сверка расчетов является особой налоговой процедурой, позволяющей осуществить максимально точную проверку и контроль всех представленных данных налогоплательщика за определенные периоды.
Перед тем, как принять решение о зачете, либо возврате налогоплательщику излишне уплаченной суммы, представитель налоговой организации обязан осуществить правомерную совместную сверку. Она может быть проведена в отношении: налогов, сборов, пеней и штрафов. Результат проведенной сверки оформляется письменным актом, который подписывается двумя сторонами данных правоотношений.
Статья 78 устанавливает, что первоначальным этапом зачета или возврата излишне уплаченной суммы является заявление налогоплательщика и его подача в налоговый орган, расположенный по месту учета. Заявление может быть подано и в электронной форме, но с обязательным наличием цифровой подписи. Образец заполнения данного документа всегда можно взять в ближайшем налоговом органе.
Действующие правила предусматривают, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы всегда должно содержать все необходимые точные сведения. Например, в нем должны быть указаны: данные о налогоплательщике, а также о налоговом органе, сведения о точном размере излишне уплаченной суммы, указание конкретного вида налога или сбора и т.д.
Помимо этого, образец документа предполагает обязательное того, что именно хочет получить налогоплательщик – зачет лишней суммы, либо ее полный возврат.
Правила возврата суммы излишне уплаченного налога
Статья 78 предусматривает, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится на основании соответствующего решения налогового органа. Возврат имеет большие отличия от зачета.
Если при зачете сумма, фактически, просто переносится на погашение иных налогов и имеющихся налоговых задолженностей, то возврат означает передачу данной конкретной суммы обратно заинтересованному лицу, подавшему соответствующее заявление – налогоплательщику.
При этом действующие правила и статья 78 предусматривают, что возврат может быть осуществлен только при условии отсутствия каких-либо недоимок и задолженностей у налогоплательщика.
Если недоимка имеется, возможность возврата излишне уплаченной суммы сохраняется, но только после дополнительного поступления финансовых средств для первоначального погашения задолженности.Подача заявления на возврат излишне уплаченной суммы может быть осуществлена в течение 3-лет со дня поступления данной суммы на расчетный государственный счет, либо со дня проведения сверки расчетов сторонами.
В тех случаях, когда был установлен и подтвержден факт излишнего взыскания определенного налога, уполномоченный орган должен принять решение о возврате излишней суммы из взысканного налога, а также начисленных процентов, если они имелись.
Срок возврата суммы излишне уплаченного налога
Положения налогового законодательства и статья 78 НК РФ устанавливают допустимые сроки, в течение которых излишне уплаченные в государственный бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщикам.
Лишняя сумма ранее уплаченного налога должна быть полностью возвращена обратившемуся лицу в течение одного календарного месяца.
Датой отсчета необходимо считать день подачи письменного заявления о возврате в соответствующий орган.
Помимо этого, статья 78 предусматривает, что если у налогового органа имеются правомерные основания для отказа в возврате излишне уплаченной суммы, они должны быть предъявлены налогоплательщику также в течение одного месяца со дня подачи им письменного заявления.
Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, у него всегда остается право обращения в суд с целью защиты собственных интересов. При этом к иску необходимо будет приложить соответствующие доказательства, которые подтвердят, что отказ, выданный налоговым органом, нельзя считать обоснованным и правомерным.
Заинтересованное лицо может обратиться в судебный орган и в том случае, если в течение одного месяца со дня обращения налогоплательщика, налоговая инспекция не представила свой официальный ответ на его заявление, а также не осуществила возврат денежных средств.
Источник: https://advokat-malov.ru/uplata-nalogov-i-sborov/zachet-ili-vozvrat-summ-izlishne-uplachennyh-naloga-sbora-penej-shtrafa.html
Ст. 78 НК РФ. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
Налоговый кодекс предусматривает процедуры, в рамках которых плательщики тех или иных сборов могут возвращать суммы таковых, переплаченные в бюджет либо излишне взысканные государством. Реализация данного права должна осуществляться в соответствии с положениями отдельных статей НК РФ, прежде всего, 78 и 79.
Первая регулирует процедуру возврата налогоплательщику и зачета в текущие платежи излишне уплаченных сборов. Структура данной статьи предполагает довольно детальную регламентацию соответствующих активностей ФНС. Вторая статья конкретизирует алгоритм возврата налогов, которые были излишне взысканы.
В чем специфика отмеченных процедур? Как правильно налогоплательщику реализовать свое право на возврат сборов либо зачет таковых?
Назначение статьи 78
Ст. 78 НК РФ — источник, в котором регламентируется процедура зачета либо законного возврата сумм налогов и иных платежей в бюджет, которые переплачены тем или иным субъектом — гражданином или организацией.
Подобные сценарии могут формироваться, если налогоплательщик исчислил больший налог, чем нужно было, либо фактически перечислил в бюджет сумму, превышающую ту, что было необходимо вносить. Полезно будет изучить структуру ст.
78 НК РФ отдельно по пунктам.
Пункт 1
Данный элемент рассматриваемой статьи НК РФ включает положения, устанавливающие, что суммы излишних налогов должны быть зачтены в счет текущих обязательств гражданина либо организации по текущему бюджетному обязательству, погашению недоимок по другим налогам, а также долгов по пеням и штрафам, либо возвращены в порядке, который регламентируется соответствующей статьей НК РФ. В присутствующем в ст. 78 п. 1 НК РФ также сказано о том, что зачет излишних федеральных, региональных и муниципальных налогов, а также пеней по ним осуществляется в корреляции с аналогичными типами бюджетных обязательств.
Пункт 2
Второй пункт рассматриваемой статьи НК РФ включает положения, по которым зачет либо возврат излишних налогов должен осуществляться территориальным подразделением ФНС по месту учета плательщика, если иные нормы не включены в НК РФ. Рассматриваемый пункт ст. 78 также включает положение, по которому возврат платежей в общем случае осуществляется без начисления каких-либо процентов.
Пункт 3
Следующий пункт рассматриваемой статьи включает положения, по которым ФНС должна сообщать плательщику о выявленных фактах переплаты тех или иных налогов, а также о суммах таковых не позже, чем по истечении срока в 10 дней после обнаружения излишних перечислений. Если налоговики не уверены в том, что переплата фактически осуществлена, но предполагают, что она может быть, то могут предложить налогоплательщику осуществить совместную сверку расчетных показателей по соответствующим платежам.
Пункт 4
Рассматриваемый пункт ст. 78 устанавливает, что для реализации законного права на зачет переплат в счет текущих обязательств налогоплательщик должен направить письменное заявление в налоговую.
Данный документ может быть представлен также в электронном виде — при условии, что его можно подписать усиленной квалифицированной ЭЦП, либо через онлайн-кабинет налогоплательщика.
Решение о зачтении суммы излишних налогов принимается ФНС не позднее, чем по истечении срока, составляющего 10 дней, после того как ведомство получит соответствующее заявление от гражданина или организации, либо со дня подписания ФНС и плательщиком акта, подтверждающего осуществление совместной сверки уплаты сборов, если таковая проводилась.
Пункт 5
В пункте 5 рассматриваемой статьи говорится о том, что зачет переплат в счет погашения налоговых недоимок должен осуществляться ФНС самостоятельно. Дополнительное заявление в налоговую, таким образом, субъекту уплаты сборов направлять в общем случае не нужно.
ФНС обязана выполнить предписания рассматриваемого пункта статьи 78 в течение срока в 10 дней после того, как обнаружится факт переплаты, либо со дня подписания ФНС и налогоплательщиком акта, подтверждающего совместную сверку платежей.
В ряде случаев срок выполнения соответствующего предписания отсчитывается с момента вынесения судебного решения, если таковое принималось ввиду проведения слушаний по вопросам налоговых споров.
Рассматриваемый пункт ст. 78 НК РФ включает положения, которые устанавливают, что налогоплательщик, несмотря на то, что данное действие не является в силу закона обязательным, все же имеет право направлять в ФНС заявление, о котором идет речь выше.
Это можно делать, например, с целью ускорения процесса зачтения переплат в будущие платежи.
В этом случае налоговики должны зачесть соответствующие суммы в срок, не превышающий 10 дней после получения документа от налогоплательщика, либо со дня, когда был подписан акт о совместной сверке платежей, при условии проведения таковой.
Пункт 6
Рассмотрим теперь то, каким образом осуществляется возврат переплат в бюджет. Данную процедуру регламентирует п. 6 ст. 78 НК РФ. Сумма переплаты по налогу также должна возвращаться ФНС плательщику по письменному заявлению, которое может быть сформировано в электронной форме при условии, что оно будет подписано с помощью квалифицированной ЭЦП.
ФНС обязана осуществить возврат налога не позднее чем через 1 месяц по факту получения соответствующего заявления. В положениях п. 6 ст. 78 НК РФ также сказано о том, что при наличии у налогоплательщика, направляющего запрос на возврат переплат в ФНС, недоимок, в первую очередь осуществляется покрытие таковых. Если по факту расчетов по долгам остается некая сумма, возможен возврат.
Пункт 7
Согласно нормам п. 7 ст. 78 НК РФ, заявление в ФНС, направляемое налогоплательщиком, который намеревается зачесть либо в законном порядке вернуть переплату по налогу, может быть составлено и передано в ведомство в течение 3 лет с того момента, когда излишняя сумма внесена в бюджет, если иное не предусмотрено нормативными актами, имеющими отношение к сфере налогов и сборов.
Пункт 8
В соответствии с рассматриваемым пунктом, ФНС должна принять решение о компенсации гражданину либо организации излишне уплаченных сборов в срок, который не превышает 10 дней после получения заявления ФНС, либо со дня подписания ведомством и субъектом уплаты налога акта сверки — если таковая была проведена. В п. 8 ст.
78 НК РФ также сказано о том, что поручение на возврат соответствующей переплаты, оформленное на основании принятого ФНС решения о компенсации соответствующей суммы, направляется ФНС в Федеральное казначейство — ведомство, которое, в свою очередь, осуществляет расчеты с заявителем в соответствии с бюджетными законами РФ.
Пункт 9
Согласно нормам п. 9 статьи 78 НК РФ, налоговики обязаны сообщать плательщикам о принятом решении по зачету либо возврату переплат, которое может заключаться в одобрении осуществления данной процедуры либо в отказе в ее проведении.
Первая либо вторая активность должны быть осуществлены в срок, не превышающий 5 дней после рассмотрения вопроса.
Уведомление от ФНС передается руководителю фирмы, физлицу, их представителям под расписку либо другим доступным способом, который может подтвердить факт получения данной информации.
Если речь идет о взаимодействии ФНС и консолидированной группы налогоплательщиков, то сумма переплат по налогу должна быть зачтена либо возвращена в пользу ответственного участника соответствующего объединения.Если договор о его формировании прекратил действие, то возврат либо зачет сборов осуществляется по заявлению ответственного субъекта.
Данная операция не осуществляется, если ответственный участник, входящий в консолидированную группу, имеет недоимки, штрафы и иные взыскания в бюджет.
Пункт 10
В соответствии с нормами п. 10 ст 78 НК РФ, сумма, подлежащая возврату либо зачету, увеличивается в корреляции со ставкой рефинансирования Центробанка, если расчеты по ней между ФНС и налогоплательщиком не будут осуществлены в срок, указанный в п. 6 рассматриваемой статьи НК РФ.
Пункт 11
Согласно нормам п. 11 статьи 78 НК РФ, территориальная структура Федерального казначейства, которая осуществляет возврат переплат по налогу, должна уведомлять ФНС о том, когда положенная сумма была фактически перечислена налогоплательщику и в каком объеме.
Пункт 12
Если проценты, которые дополняют излишне уплаченный сбор согласно положениям п.
10 рассматриваемой статьи НК РФ, не будут перечислены заявителю в полном объеме, то ФНС принимает решение о компенсации оставшихся, которые рассчитываются исходя из даты фактического зачисления налогоплательщику соответствующих сумм.
Данную активность ФНС должна осуществить не позднее чем через 3 дня с момента получения из Федерального казначейства информации о дате возврата денежных средств, а также о сумме таковых. Необходимое платежное поручение ФНС, в свою очередь, должна направить в Федеральное казначейство.
Пункты 13 и 14
В соответствии с пунктом 13 рассматриваемой статьи НК РФ, зачет либо компенсация переплат по налогам должны осуществляться в российских рублях.
Пункт 14 предписывает применять нормы, зафиксированные в статье 78 НК РФ, не только к налогам, но также и в отношении других обязательств: авансовых платежей, пеней, штрафов, различных сборов.
Соответствующие правила, зафиксированные в статье 78, также должны распространяться, исходя из норм п. 14, на налоговых агентов, субъектов уплаты сборов в бюджет и ответственных участников консолидированных групп плательщиков.
Рассматриваемый пункт статьи 78 также устанавливает, что налоговая РФ должна применять соответствующие правила также в процессе зачета либо возврата переплат по НДС, который подлежит возмещению в установленном законом порядке.
Пункт 15
Пункт 15 ст. 78 НК РФ фиксирует норму, по которой факт указания субъекта в качестве владельца активов в специальной декларации, которая представлена в соответствии с ФЗ «О добровольном декларировании», а также передача подобного имущества фактическому владельцу не могут быть основанием для признания тех или иных платежей в бюджет излишними.
Как следует из норм, которые содержатся в статье 78 НК РФ, налоговая РФ признает налог, внесенный в казну, излишне взысканным в силу доначисления по факту налоговой проверки либо добровольного его внесения налогоплательщиком. Другой сценарий появления соответствующих переплат — изменение налоговой базы вследствие решения суда либо распоряжения вышестоящей структуры ФНС.
Возможен ли возврат налога по статье 78 нерезидентам РФ?
Источник: https://autogear.ru/article/210/070/st-nk-rf-zachet-ili-vozvrat-summ-izlishne-uplachennyih-naloga-sbora-peney-shtrafa/