Как отразить в учете оплату средств для обеспечения участия в открытых аукционах в электронном виде
Обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов
Требование об обеспечении исполнения контракта установлено Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Полученные в качестве обеспечения заявок денежные средства учитываются у учреждения-заказчика по коду вида деятельности 3 «средства во временном распоряжении» на отдельном лицевом счете.
Когда и в какие сроки подлежат возврату данные суммы участникам торгов, победителю торгов? Можно ли использоваться эти денежные средства, на погашение сумм неустойки, начисленной в связи с неисполнением (ненадлежащим) исполнением контракта? Как на счетах бухгалтерского учета отражаются операции по перечислению денежных средств для обеспечения заявки, в случае если учреждение является участником торгов? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данном материале.
Какие требования предъявляются к обеспечению заявок?
Требования к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов установлены ст. 44 Закона № 44-ФЗ. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Из положений ст.
44 Закона № 44-ФЗ следует, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчик должен указать размер обеспечения заявок конкурса. Из положений п.
14 Закона № 44-ФЗ следует, что размер обеспечения заявки должен составлять от 1/2% до 5% начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., 1% начальной (максимальной) цены контракта.
Форма обеспечения заявок конкурса или аукциона (денежные средства или банковская гарантия) зависит от способа проведения торгов.⇓ | ⇓ |
Конкурс, закрытый аукцион | Электронный аукцион |
⇓ | ⇓ |
Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок самостоятельно | Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств |
Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с ч. 8 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев (п. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ):
- подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта;
- отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- отклонение заявки участника закупки;
- отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
- получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
- отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 9 и 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ;
- получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в случае проведения электронного аукциона получение оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения.
Участнику, победившему в торгах, с которым по итогам проведения конкурсных (аукционных) процедур был заключен контракт, обеспечение возвращается в сроки, оговоренные условиями контракта (ч. 27 ст.
34 Закона № 44-ФЗ). При этом возможно установление различных сроков возврата обеспечения исполнения контракта, предоставленного денежными средствами или банковской гарантией (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.08.
2015 № Д28и-2493).
Обратите внимание
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств по своевременному возврату денежных средств участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения утвержденного срока исполнения обязательства.
Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено (п. 29 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
Законом № 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок аукциона или конкурса, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок аукциона, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии. К таким случаям относятся (п. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ):
- уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
- непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
При ненадлежащем исполнение (неисполнении) обязательств по контракту обеспечение возвращается?
Источник: https://www.audar-press.ru/obespechenie-zayavok-konkursov-i-aukzionov
Об отражении в учете микропредприятий операций участия в госзакупках
Участие в государственных закупках – один из способов получения новых заказов, доступный для субъектов малого и микробизнеса.
- Для участия в госзакупках, регулируемых правилами 44-ФЗ, нам потребуется:
- организация рабочего места для удаленной работы с госзаказами (компьютер с доступом в сеть интернет, усиленная квалифицированная электронная подпись, криптографическое программное и иное необходимое программное обеспечение);
- аккредитация на федеральных электронных торговых площадках;
- поиск подходящих для нашего бизнеса заявок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных заказчков на общедоступном сайте zakupki.gov.ru или с помощью специализированных поисковых сервисов;
- открытие специального счета в банке, уполномоченном на ведение специальных счетов для участия в госзакупках;
- подготовить и подать свою заявку в соответствии с требованиями 44-ФЗ и документации о закупке;
- внести обеспечение заявки;
- принять участие в процедуре торгов (при необходимости, например: в электронном аукционе);
- отследить результаты участия на сайте госзакупок или на сайте электронной торговой площадки
- в случае победы в тендере предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта и подписать контракт;
- исполнить контрактные обязательства.
Отражению в бухгалтерском учете организации — участника госзакупок подлежат операции , связанные с движением активов и обязательств организации и признанием расходов и доходов.
И если с отражением в бухгалтерском учете операций, связанных с организацией рабочего места оператора участника закупок сложностей быть не должно, так как в большинстве своем это отражение входящих документов от контрагентов по приобретению товарно-материальных ценностей или получению услуг; также не должно возникнуть сложностей с оформлением исходящих документов и отражению в учете фактов исполнения контрактных обязательств, так как имеет место продажа товаров (работ, услуг), то отражение операций обеспечения заявок и контрактных обязательств может несколько озадачить в силу новизны таких операций.
Обеспечение заявки
Денежные средства на обеспечение заявки переводятся с расчетного счета организации на специальный счет и там блокируются в сумме, указанной госзаказчиком в извещении о закупке на время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) .
Дт 51/спецсчет Кт 51/расчетный счетили Дт 55
Кт 51
Перечисление средств на специальный счет и временное блокирование этих средств в связи с подачей заявки на участие в госзакупке не образуют расходов организации.
Если есть потребность разделять в учете заблокированные и свободные средства на спецсчете, то можно для целей внутреннего учета воспользоваться каким-нибудь забалансовым счетом или добавить субсчет/субконто второго порядка к счету 55 (51/спецсчет), но заморачиваться с этим микропредприятию совсем не обязательно.
Разблокированные суммы на специальном счете можно вернуть на расчетный счет.
Дт 51/расчетный счет Кт 51/спецсчетили Дт 51
Кт 55
Расходом организации признается списание заблокированных средств в пользу госзаказчика в ситуации уклонения от заключения контракта в случае победы участника закупок в тендере, а также в случае непредоставления им или предоставления с нарушением условий, установленных законом, обеспечения исполнения контракта до заключения контракта с госзаказчиком.
Также расходом организации признается списание средств со специального счета в пользу электронной торговой площадки в случае победы участника закупок в тендере, если победитель не уклонился от заключения контракта с госзаказчиком.Дт 76Кт 51/спецсчетили Дт 76
Кт 55
Дт 99Кт 76Дт 19Кт 76
фиксируем НДС на сумму услуг ЭТП (для организаций на ОСН)
Поскольку микропредприятия могут не использовать промежуточные 90 и 91 счета, расходы списываем сразу на счет прибылей и убытков к которому можно открыть соответствующие субсчета или субконто для удобства классификации расходов.
Плату ЭТП можно отнести на себестоимость, а списание сумм обеспечения заявки в пользу госзаказчика можно сразу отнести на прямые убытки организации, которые рискованно даже включать в уменьшение налогооблагаемой прибыли.
В качестве документального основания может быть указана бухгалтерская справка, ссылающаяся на соответствующие решения (протоколы и т.п.) электронной торговой площадки или указываем акт, если таковой представит нам оператор площадки.
Некоторые банки, уполномоченные на ведение специальных счетов, объявили о том, что будут брать комиссию за блокировку сумм.
В этом случае банковскую комиссию отражаем обычными проводками и включаем ее в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль как по налогу на прибыль организаций (если организация на основной системе налогообложения), так и в расходы, уменьшающие доходы на едином налоге (если организация на упрощенной системе налогообложения).
Ведение специальных счетов предусматривает возможность начисления процентов обслуживающим банком на средства, хранящиеся на этих счетах.
Начисление процентов образует внереализационный доход, отражаемый в учете также как начисление процентов на остаток средств на расчетном счете.
Дт 51/спецсчетКт 76/банкили Дт 55
Кт 76/банк
Дт 76/банк
Кт 99/внереализационные доходы
Банки, уполномоченные на ведение спецсчетов участников госзакупок
- Вести специальные счета участников госзакупок могут не все банки, а только те, которые уполномочены постановлением правительства РФ. Сейчас таких банков 18. Перечислим их все:
- Сбербанк России
- Альфа-Банк
- Банк ВТБ
- Финансовая Корпорация «Открытие»
- Газпромбанк
- Российский Сельскохозяйственный банк
- Российский национальный коммерческий банк
- Росбанк
- Московский Кредитный банк
- Всероссийский банк развития регионов
- Акционерный Банк «Россия»
- Совкомбанк
- Райффайзенбанк
- Промсвязьбанк
- Банк «Санкт-Петербург»
- Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк»
- ЮниКредит Банк
- ОТП Банк
Этим банкам сейчас можно доверять.
Обеспечение исполнения контракта
Участник госзакупки, выигравший тендер, обязан внести обеспечение под исполнение контракта, после чего происходит подписание самого контракта. Если обеспечение не предоставлено, то участник закупки будет признан уклонившимся и, как следствие, контракт подписан не будет.
- В качестве обеспечения исполнения контракта госзаказчиком принимается :
- или банковская гарантия на сумму обеспечения контракта
- или денежные средства, перечисляемые госзаказчику.
Банковская гарантия, как один из видов обеспечения исполнения контрактов, носит возмездный характер, поэтому учитываем банковскую комиссию за предоставление банковской гарантии.
Дт 99 Кт 76отражена сумма банковской комиссии
Дт 76Кт 51оплата банковской комиссии
В случае, если исполнение контракта оказалось невозможным, то обеспечение не возвращается участнику закупки, а остается у госзаказчика. При этом, если обеспечение было выдано под банковскую гарантию, то требование перечислить сумму обеспечения исполнения контракта госзаказчик предъявит банку.
При этом у участника закупки возникает кредиторская задолженность перед банком на сумму обеспечения неисполненного контракта.
Дт 99/прочие расходыКт 76/госзаказчик
фиксируем обязательство по предоставлению обеспечения под исполнение контракта в случае победы в тендере
Дт 76/госзаказчикКт 76/банк
фиксируем погашение обязательства по предоставлению обеспечения под исполнение контракта банковской гарантией (одновременно образуется кредиторская задолженность перед банком)
Дт 76/банкКт 51
Погашение (оплата) задолженности перед банком на сумму обеспечения неисполненного контракта
Денежные средства, перечисляемые госзаказчику в обеспечение исполнения контракта вместо предоставления банковской гарантии, являются возвратными, если участник закупки, выигрывший тендер, способен исполнить контрактные обязательства. В этом случае мы лишь отражаем движение денежных средств на основании исходящих и входящих платежных документов.
Дт 76/госзаказчикКт 51
Дт 51Кт 76/госзаказчик
Если участник закупки уклонился от заключения контракта, сумма обеспечения исполнения контракта остается на счете госзаказчика.Основанием такого списания должно служить решение контролирующего органа в сфере закупок, например ФАС, о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта с госзаказчиком.
В учете мы отражаем это решение следующим образом:
Дт 76/госзаказчикКт 51
Дт 99Кт 76/госзаказчик
Таким образом, суммы обеспечения заявки на участие в госзакупках и на исполнение контракта не признаются расходом организации, так как эти суммы в общих случаях возвратные.
А вот расходы, связанные с подготовкой и участием в торгах, можно и нужно отразить во внереализационных или прочих расходах, связанных с производством и реализацией. Причем эти расходы можно учесть единовременно. Даже если мы проиграем тендеры.
А вот если мы выиграем, но уклонимся от заключения контракта, то эти расходы конечно нужно отразить на счетах бухгалтерского учета, но очень рискованно принимать их к уменьшению налогооблагаемой базы.
Для подтверждения расходов нам понадобятся подтверждающие документы. Это могут быть контракт, протоколы конкурсной или аукционной комиссии и так далее.
Источник: https://vrn-buh.ru/articles-2018/11/21-uchastie_v_goszakupkakh.php
Как отразить в учете расчеты электронными деньгами — НалогОбзор.Инфо
Организация может осуществлять расчеты электронными деньгами (Яндекс.Деньги, WebMoney). Для этого необходимо заключить договор с оператором электронных денежных средств (ч. 1 ст. 7 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ).
Для расчетов электронными деньгами организации используют специальные счета – электронные кошельки. Открывать специальный банковский счет для перечисления и получения электронных денег при расчетах с контрагентами не нужно. Такие выводы следуют из пункта 3 статьи 3, части 7 статьи 10 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ.
Идентификация
Для того чтобы организация могла использовать электронное средство платежа, оператор электронных денежных средств проводит ее идентификацию (ч. 7 ст. 10 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ). Идентификация – это специальная процедура, в процессе которой организация предоставляет оператору свои данные, позволяющие ему установить клиента и подтвердить факт заключения с ним договора.
Порядок расчетов
Рассчитываться электронными деньгами организация может только с гражданами. Расчеты электронными деньгами с организациями и предпринимателями законодательством не предусмотрены.
При этом организация может:
- получать электронные деньги от любых граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями (например, денежные средства за реализованные товары (работы, услуги));
Такой порядок следует из части 9 статьи 7 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ.
Оператор электронных денежных средств не вправе:
- кредитовать организацию для увеличения остатка электронных денег в электронном кошельке;
- начислять проценты на остаток электронных денег или выплачивать организации какое-либо вознаграждение.
Такой порядок установлен частями 5 и 6 статьи 7 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ.
Движение электронных денежных средств возможно только с использованием банковского счета организации (ч. 3 ст. 7 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ).
Поэтому, чтобы перевести деньги оператору электронных денежных средств, обратитесь в банк, где у организации открыт расчетный (валютный) счет, с соответствующим платежным поручением.
После поступления электронных денег оператор электронных денежных средств переведет их непосредственному получателю на основании распоряжения организации (ч. 7 ст. 7 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ).Реквизиты такого распоряжения могут быть установлены договором между организацией и оператором электронных денежных средств (ч. 1 ст. 8 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ).
Перевод электронных денежных средств осуществляется незамедлительно после принятия оператором распоряжения организации, затем оператор направляет организации соответствующее подтверждение (ч. 11, 13 ст. 7 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ).
Бухучет: общий порядок
Инструкцией к плану счетов не предусмотрен отдельный счет для отражения в бухучете операций по электронному кошельку. Электронный кошелек формально не является обычным расчетным счетом организации, поэтому отражать такие операции с использованием счета 51 «Расчетные счета» нецелесообразно.
Поскольку электронный кошелек представляет собой особый (специальный) счет, операции по движению электронных денег можно отразить на счете 55 «Специальные счета в банке». Для этого к счету 55 откройте субсчет «Специальный счет для расчетов электронными деньгами». Данный счет может быть рублевым или валютным.
При этом наличие и движение иностранной валюты нужно учитывать обособленно. Поэтому, если у организации два счета для расчетов электронными деньгами (валютный и рублевый), к счету 55 должны быть открыты соответствующие субсчета.
Например, субсчета: «Специальный счет для расчетов электронными деньгами в валюте» и «Специальный счет для расчетов электронными деньгами в рублях».
Комиссию по операциям с использованием электронных денег относите на счет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы» (п. 11 ПБУ 10/99). В бухучете сделайте проводку:
Дебет 91-2 Кредит 76
– начислена комиссия по операциям с использованием электронных денег.
Бухучет: перечисление денег
При переводе денежных средств с расчетного счета в электронные деньги, на основании выписки банка сделайте проводку:
Дебет 55 субсчет «Специальный счет для расчетов электронными деньгами в рублях» Кредит 51
– переведены деньги (рубли) в электронные средства платежа.
При переводе денежных средств с валютного счета в электронные деньги сделайте проводку:
Дебет 55 субсчет «Специальный счет для расчетов электронными деньгами в валюте» Кредит 52
– переведены деньги (валюта) в электронные средства платежа.
При списании электронных денег в оплату обязательств перед гражданами, на основании подтверждения оператора электронных денежных средств, в учете сделайте проводку:
Дебет 60 (70, 73, 76…)Кредит 55 субсчет «Специальный счет для расчетов электронными деньгами»
– перечислены электронные деньги получателю.
ООО «Альфа» заключило с оператором электронных денежных средств договор. В марте организация перевела со своего расчетного счета на специальный счет для расчетов электронными деньгами 50 000 руб.
В апреле организация перечислила гражданину (подрядчику) аванс по договору на разработку макета журнала в размере 10 000 руб. В этом же месяце поступили деньги от другого гражданина (покупателя) за проданную ранее (в феврале) книгу – 500 руб.
Комиссия оператора за осуществление переводов электронных денежных средств в соответствии с договором составляет 20 руб. с каждой операции по списанию со счета.
Бухгалтер организации сделал в учете следующие записи.
В феврале:
Дебет 62 Кредит 90-1
– 500 руб. – отражена выручка от реализации журнала.
В марте:
Дебет 55 субсчет «Специальный счет для расчетов электронными деньгами» Кредит 51
– 50 000 руб. – переведены деньги в электронные средства платежа.
В апреле:
Дебет 60 Кредит 55 субсчет «Специальный счет для расчетов электронными деньгами»
– 10 000 руб. – перечислены электронные деньги гражданину по договору на разработку макета журнала;
Дебет 76 Кредит 51
– 20 руб. – перечислена комиссия оператору;
Дебет 91-1 Кредит 76
– 20 руб. – комиссия по операциям с использованием электронных денег отнесена на прочие расходы;
Дебет 55 субсчет «Специальный счет для расчетов электронными деньгами» Кредит 62
– 500 руб. – поступили электронные деньги от гражданина за проданный журнал.
Бухучет: поступление денег
При поступлении электронных денег в электронный кошелек организации оператор электронных денежных средств обязан направить ей уведомление (ч. 4 ст. 9 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ).
Получив такое уведомление, сделайте проводку:
Дебет 55 субсчет «Специальный счет для расчетов электронными деньгами» Кредит 62 (73, 76…)
– поступили электронные деньги.
По договору оператор электронных денежных средств может удерживать свою комиссию из денег, которые поступают в электронный кошелек. Тогда в бухучете такие расходы отразите следующими проводками:
Дебет 55 субсчет «Специальный счет для расчетов электронными деньгами» Кредит 62 (73, 76…)
– поступили электронные деньги за вычетом комиссии;
Дебет 91-2 Кредит 76
– начислена комиссия по операциям с использованием электронных денег;
Дебет76 Кредит 62 (73, 76…)
– удержана комиссия при перечислении электронных денег покупателем.
Остаток в электронном кошельке
Остаток электронных денег по распоряжению организации может быть переведен только на ее банковский счет (ч. 22 ст. 7 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ). Получить его наличными нельзя.
Для перевода остатка электронных денег организация, которая является клиентом оператора электронных денежных средств, обязана:
- либо открыть банковский счет у этого оператора;
- либо предоставить оператору информацию о банковском счете, открытом в другой кредитной организации.
Такой порядок установлен частью 23 статьи 7 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ.
Также следует отметить, что частью 7 статьи 10 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ установлен лимит остатка электронных денег в электронном кошельке. Его размер составляет 100 000 руб. либо сумму иностранной валюты, эквивалентную 100 000 руб.
Этот лимит разрешается превысить только из-за изменения курса иностранной валюты. В случае недопустимого превышения лимита оператор электронных денежных средств осуществит зачисление (перевод) суммы превышения на банковский счет организации без ее распоряжения (ч. 9 ст.
10 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ).
При переводе остатка электронных денег сделайте запись:
Дебет 51 (52) Кредит 55 субсчет «Специальный счет для расчетов электронными деньгами в рублях» (субсчет «Специальный счет для расчетов электронными деньгами в валюте»)
– зачислены деньги, переведенные со специального счета для расчетов электронными деньгами.
Документооборот
Оператор электронных денежных средств обязан предоставлять организации документы и информацию по движению электронных денег (ч. 7 ст. 9 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ). Документооборот организуйте так же, как для расчетных документов.
ОСНО
При расчете налога на прибыль расходы на оплату услуг оператора электронных денежных средств можно учесть:
- в составе прочих расходов (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- в составе внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Порядок классификации таких расходов налоговым законодательством не установлен. Поэтому организация может выбрать любой вариант из вышеперечисленных (п. 4 ст. 252 НК РФ).
Момент признания расходов зависит от того, какой метод применяет организация в налоговом учете: метод начисления или кассовый метод.
Если организация применяет метод начисления, сумму комиссии за открытие (обслуживание) электронного кошелька включите в расчет налоговой базы в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникли (абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ).
Если организация применяет кассовый метод, расходы признайте на дату перечисления денег организации оператору в оплату комиссии (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).
Операции с использованием электронных денег приравнены к банковским операциям кредитных организаций (п. 9 ст. 5 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1).
Поэтому комиссия по ним НДС не облагается (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 24 октября 2011 г. № 03-07-05/28.
УСН
Если организация платит единый налог при упрощенке с доходов, расходы на комиссию оператора налоговую базу не уменьшают, поскольку при таком объекте налогообложения налоговую базу формируют только суммы доходов (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
Поэтому, если организация платит единый налог при упрощенке с разницы между доходами и расходами, комиссию оператора за открытие (обслуживание) электронного кошелька учтите в составе расходов, связанных с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями (в т. ч. при покупке товаров) (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).Операции с использованием электронных денег приравнены к банковским операциям кредитных организаций (п. 9 ст. 5 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1).
Расходы признайте на дату перечисления денег организации оператору в оплату комиссии (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).
ЕНВД
Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому при расчете ЕНВД расходы на оплату комиссии оператора за открытие (обслуживание) электронного кошелька не учитываются.
ОСНО и ЕНВД
Организации, которые одновременно платят ЕНВД и налог на прибыль, ведут раздельный учет доходов и расходов по каждому виду деятельности.
Расходы на оплату комиссии оператора по открытию (обслуживанию) электронного кошелька, связанные с деятельностью, которая относится к общей системе налогообложения, учтите при расчете налога на прибыль.
Расходы, связанные с деятельностью, подпадающей под ЕНВД, при расчете единого налога не учитывайте. Рассчитайте ЕНВД исходя из вмененного дохода (ст. 346.29 НК РФ).
Если расходы невозможно отнести к одному виду деятельности, их нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ).
Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/uchet_operacij_po_bankovskim_schetam/kak_otrazit_v_uchete_raschety_ehlektronnymi_dengami/63-1-0-2404
Заявка на участие в закупе
Поставщики товаров и услуг постоянно имеют дело с участием в закупочных процедурах. Это могут быть электронные аукционы, конкурсы, запросы котировок, что является одним из обязательных условий заключения договора между сторонами, особенно если речь идет о государственных и муниципальных учреждениях.
К тому участие в закупах позволяет значительно расширить рынок сбыта и привлечь новых клиентов. Фирмы получает возможность заключить договор с крупными клиентами, что улучшает репутацию исполнителя и поставщика. За процедуру участия в закупах отвечает отдельный специалист компании.
Он ведет бухгалтерский учет обеспечения заявок.
Обеспечение заявки по закону
Суть процедуры закупки и оформление заявки на участие в ней
Для адекватного ведения учетов по закупам бухгалтер должен иметь общее представление о том, с какой целью проводится процедура и какие особенности она имеет, какие принципы и законы ее регулируют. Стоит учитывать, что обеспечение заявки не является пунктом расходов, это «замораживание» активов на определенное время.
Самой главной информацией является то, как отображать обеспечение заявки в бухгалтерском учете. Для участия в электронных аукционах участники причисляют денежные средства на лицевой счет открытой электронной площадки. Тогда активы становятся собственностью организаторов торгов. Они могут выводить средства в любой форме на расчетный счет.
При подаче заявки на участие в аукционе организация дает распоряжение заблокировать часть денежных средств лицевого счета в том размере, который будет достаточным для обеспечения заявки. При недостаточном количестве активов площадка даст отказ организации в участии в торгах.Поэтому крупные фирмы и организации хранят на лицевом счете большее количество средств, чтобы одновременно участвовать в нескольких процедурах обеспечения.
Фиксирование лицевого счета участника аукциона
Средства организации-участника торгов хранятся на электронной площадке на счете «Специальные счета в банках». К этому счету могут быть открыты субсчета для того, чтобы отображать свободные и заблокированные активы. А денежные средства для обеспечения заявки при этом учитываются на забалансовом счете «Обеспечение обязательств и платежей (выданные)».
Если речь идет о государственном заказе, то площадки не берут плату за свои услуги. А закупочные процедуры по коммерческому заказу оплачиваются по выставленному тарифу площадки. Чаще всего оплату вносит только победитель торгов.
После заключения контракта с заказчиком с его лицевого счета снимается заблокированная сумма обеспечения и комиссия за услуги платформы. Важно, чтобы эта сумма была документально подтверждена. Электронные документы являются подлинными, если они заверены электронной цифровой подписью.
Если участник торгов отказывается подписывать контракт с заказчиком, то средства по обеспечению ему не возвращаются, а переходят на счет заказчика. Тогда сумма обеспечения входит в пункты прочих расходов.
Перечисление средств по обеспечению на счет заказчика
Когда проводятся открытые торги или аукционы, обеспечение заявки на участие в закупах пе5реходит на специальный счет. В извещении для этого указываются реквизиты организатора. Тогда денежные активы переходят в «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» как дебиторская задолженность.
Также обеспечение отражается и на забалансном счете. Если участника признают победителем торгов, но он отказывается подписывать договор, сумма обеспечения не возвращается, а переходит на счет заказчика. Такую процедуру должен подтвердить и одобрить специальный орган по управлению закупками.
Ниже приведено видео по теме статьи:
Банковская гарантия как вид обеспечения
Если компания не может или не хочет использовать собственные активы, она обращается к банку для получения банковской аукционной гарантии. Обеспечение заявки банк берет на себя. Если участник уклоняется от своих обязательств, их полностью берет на себя гарант. Услуги банка по обеспечению заявки являются платными и учитываются в бухгалтерских расчетах как прочие расходы.
Возникают случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику. Если обеспечение было выдано под банковскую гарантию, то участник предъявляет банку требование о возмещении.
Тогда участник закупки получает кредиторскую задолженность в размере суммы обеспечения.
Важно, чтобы выданная гарантия соответствовала всем законодательным требованиям, а банк, предоставляющий гарантию, входил в специальный перечень структур, имеющих на это официальную лицензию.
Источник: https://GarantiiBanka.ru/bankovskie-garantii/obespechenie-zayavki.html