Как отразить в бухгалтерском учете простой вагонов
Инструкция по учету простоя грузовых вагонов на станциях. Форма ДО-6 (с изменениями на 11 января 2006 года) (утратило силу на основании приказа Росстата от 22.01.2019 N 18), Постановление Госкомстата России от 20 апреля 1993 года №49, Инструкция МПС России от 23 марта 1993 года №ЦЧУ-149
(с изменениями на 11 января 2006 года)____________________________________________________________________Утратило силу на основании
приказа Росстата от 22 января 2019 года N 18;
не применяется на основании
приказа Минтранса России от 15 апреля 2019 года N 108
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением ОАО «РЖД» от 11 января 2006 года N 21р.
____________________________________________________________________
УТВЕРЖДЕНАпостановлением Госкомстата Россииот 20 апреля 1993 года N 49УТВЕРЖДАЮЗаместитель Министрапутей сообщения РоссииА.Я.Сиденко23 марта 1993 года N ЦЧУ-149
Общие положения
1.1. Настоящая инструкция определяет порядок учета простоя (времени нахождения) грузовых вагонов на станциях с целью отражения объема работы с транзитными поездами и работу с местными вагонами, а также выполнение установленных норм простоя.
1.2. Учет простоя вагонов на станциях ведется отдельно по:
широкой колее (1520 мм);
западно-европейской колее (1435 мм);
сахалинской колее (1067 мм);
узкой колее (1000 мм и менее).
1.3. Единицей учета при определении простоя вагонов на станциях является физический вагон.
1.4. Вагонооборотом станции считается сумма прибывших и отправленных транзитных вагонов с переработкой и местных, а также вагонов транзитных поездов, проходящих станцию со сменой локомотивов, локомотивных бригад или перецепкой локомотива при изменении направления следования поезда.1.5. В учет простоя вагонов на станциях включаются все грузовые вагоны инвентарного парка, учитываемые в рабочем парке станции, находящиеся как на станционных, так и на подъездных путях. Простой исчисляется от момента прибытия вагона на станцию или перечисления его в рабочий парк до момента отправления вагона со станции или исключения его из рабочего парка.
Простой на станции приватных и арендованных вагонов учитывается от момента приема с путей необщего пользования до момента отправления со станции и от момента прибытия на станцию до момента сдачи на пути необщего пользования, по которому вагоны исключаются из рабочего парка и станционного наличия.
(Пункт в редакции распоряжения ОАО «РЖД» от 11 января 2006 года N 21р.
1.6. На объединенных станциях, работающих под единым руководством, простой вагонов учитывается в целом по всем станциям.
1.7. Учет простоя вагонов на станции ведется суммарно по всем вагонам рабочего парка с выделением в том числе простоя грузовых вагонов рефрижераторных поездов и секций на станциях погрузки и выгрузки этих вагонов.
1.8. На важнейших сортировочных станциях, составляющих отчет формы ДО-24 (о работе сортировочной станции), ведется учет расчлененного простоя транзитного вагона с переработкой за вторую декаду первого месяца каждого квартала.
1.9. В зависимости от величины вагонооборота с учетом сезонных колебаний грузовой работы учет простоя вагонов на станциях ведется номерным (по каждому вагону) или безномерным (по группам вагонов) способом в соответствующих книгах.
По транзитным вагонам без переработки простой учитывается по фактическому времени простоя групп вагонов на станции.
1.10.
Первоисточниками для ведения учета простоя вагонов служат:
натурный лист поезда или телеграмма-натурный лист;
журнал движения поездов и локомотивов;
балансовый журнал вагонооборота станции;
акт об изъятии вагона из рабочего парка или обратном перечислении в рабочий парк;
уведомление на подачу неисправного вагона для ремонта на ремонтные пути;
уведомление о приемке вагонов из ремонта;
акт на исключение из инвентаря грузового вагона;
акт передачи и приема вагона на баланс;
журнал учета отстановки и изъятия вагонов технологического резерва железных дорог;
разрешение отделения дороги на использование станцией транзитных порожних вагонов под свою погрузку;
передаточная ведомость при сдаче или приемке вагонов с паромной переправы.
1.11. Простой вагонов на станциях учитывается отдельно по трем категориям:
транзитные вагоны без переработки;
транзитные вагоны с переработкой;
местные вагоны.
1.12. К транзитным вагонам без переработки относятся:
1.12.1. Вагоны, следующие через станцию транзитом, в поездах со сменой локомотивов или локомотивных бригад, а также с перецепкой локомотива при изменении направления следования поезда, кроме вагонов, отцепленных от таких поездов, по техническим, коммерческим неисправностям или уменьшению массы и длины поезда;
1.12.2. Вагоны тех частей группового поезда, для которых по плану формирования переработка не требуется, кроме вагонов отцепленных от них по техническим, коммерческим неисправностям или другим причинам;1.12.3. Вагоны, находящиеся в составах, задержанных продвижением («брошенных») на промежуточных станциях. Простой этих вагонов учитывается на станции их нахождения номерным или безномерным способом.
В целях обеспечения полноты учета простоя вагонов, находящихся в составах, задержанных продвижением, отдел статистики отделения дороги на основании графика исполненного движения поездов устанавливает контроль за временем простоя таких вагонов.
Для этого в отдельной книге записывается станция нахождения этих вагонов, дата и время их задержки, количество вагонов, время отправления их со станции и вагоно-часы простоя. Эти сведения сверяют с данными отчета соответствующей станции;
1.12.4. Вагоны поездов, прибывшие на станцию переадресовки и другие станции без переработки состава на станции;
1.12.5. Вагоны в отправительских, ступенчатых и кольцевых маршрутах и вертушках;
1.12.6. Новые порожние вагоны, получаемые от заводов или по импорту в поездах, не подлежащих переработке на станции примыкания к заводу или пограничной станции, и не используемые под погрузку.
1.13. К транзитным вагонам с переработкой относятся:
1.13.1. Все транзитные вагоны поездов, расформированных на данной станции в соответствии с планом формирования поездов;
1.13.2. Все вагоны транзитных поездов при отцепке от них более половины состава по техническим или коммерческим неисправностям;
1.13.3. Транзитные вагоны, отцепленные для перевески, проверки груза, очистки, промывки, пропарки, дезинфекции, оборудования, исправления коммерческого или технического брака, если указанные операции выполняются не на станциях погрузки, выгрузки и сортировки грузов и контейнеров в этих вагонах;1.13.4. Вагоны, отцепленные от поездов по уменьшению массы или длины поезда, а также бездокументные;
1.13.5. Вагоны, отцепленные от поездов не на станциях назначения и затем переадресованные но новым или старым документам.
Вагоны, переадресованные на станциях назначения, относятся к транзитным с переработкой с момента переоформления перевозочных документов, но не ранее получения приказа на переадресовку;
1.13.6. Вагоны, выделенные для водоборьбы, вывоза снега, мусора и шлака при очистке территории станции;
1.13.7. Сборные вагоны с мелкими отправками и контейнерами, из которых производится частичная выгрузка (или погрузка) груза на данной станции по пути следования вагона;
1.13.8. Сборно-раздаточные вагоны при выполнении с ними работы на станциях участка обращения (за исключением начальной и конечной станций участка);
1.13.9. Новые порожние вагоны, получаемые от заводов или по импорту в поездах, подлежащих переработке на станции примыкания к заводу или на пограничной станции, и не используемые на них под погрузку;
1.13.10. Груженые и порожние вагоны принятые с новостройки или ожидающие передачи на новостройку, если они для новостройки являются транзитными;Источник: http://docs.cntd.ru/document/902031243
Расчеты по НДС при возмещении ж/д тарифа
Казалось бы, что эта проблема не нова. Однако до сих пор единой позиции по ее разрешению не выработано. Арбитражная практика также неоднозначна.
А некоторые налогоплательщики вообще не видят никаких препятствий: для поставщика — перевыставить покупателю продукции счет-фактуру, полученный от перевозчика, для покупателя — принять к вычету перепредъявленный по услугам перевозки НДС. Тем не менее факт остается фактом — гл. 21 НК РФ такой нормы не предусмотрено.
Почему? Может быть, проблемы вовсе и нет, и главное — грамотно в правовом смысле оформить отношения между сторонами договора поставки? И пожалуйста, дорога открыта как для поставщика — чтобы перепредъявить НДС от перевозчика, так и для покупателя — чтобы принять его к вычету.
Правовое регулирование
Для начала разберемся в правовом регулировании перевозочной деятельности, осуществляемой на железнодорожном транспорте.
К основным нормативным актам, регулирующим перевозочную деятельность железнодорожным транспортом, которые необходимы в качестве источника информации для бухгалтера, ведущего учет транспортных расходов, оказанных железной дорогой, относятся Федеральные законы от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — УЖТ).
Гражданско-правовые отношения между исполнителем и заказчиком по перевозке грузов по железной дороге регулируются Гражданским кодексом. Согласно его ст.
785 доставка грузов осуществляется на основании договора перевозки, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную сумму.
При этом общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Договор об организации перевозок
Итак, несмотря на то, что между продавцом и покупателем заключен договор поставки, отражающий вид, объем, качественные характеристики поставляемого товара, цены, сроки поставки, вид используемого транспорта и прочие условия, для осуществления доставки продукции железнодорожным транспортом необходимо заключить в письменной форме отдельный договор об организации перевозок (ст. 10 УЖТ). В нем определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, а также иные условия. Как правило, действует такой договор в течение одного года. При систематическом осуществлении перевозок грузов грузоотправители, грузополучатели могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры.
Следует сказать, что стоимость транспортных услуг по доставке продукции, оказываемых железной дорогой, может включать стоимость не только железнодорожного тарифа, взимаемого непосредственно за перевозку, но и вспомогательных услуг, необходимых для доставки продукции, например стоимость крепления и приспособлений, погрузочно-разгрузочных работ, запорно-пломбировочных устройств, плату за пользование вагонами, контейнерами, за хранение грузов, за простой и другие расходы.
Почему мы заостряем внимание на этом? Дело в том, что перепредъявить покупателю можно только те расходы по доставке, которые согласованы договором. Например, если в договоре прописано, что покупатель возмещает стоимость железнодорожного тарифа, то расходы за подачу и уборку вагонов перепредъявить покупателю поставщик уже не сможет (см. Постановление ФАС УО от 08.
11.2007 N Ф09-8611/07-С5). Соответственно, он не сможет перепредъявить НДС, относящийся к расходам, которые не закреплены договором как возмещаемые. Во избежание спорных моментов в отношении затрат поставщика, которые ему возмещает покупатель, необходимо детализировать предмет договора между ними в части расходов по доставке продукции с указанием конкретных услуг.
Обратите внимание! При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (ст. 431 ГК РФ).
Бухгалтерский учет
Порядок учета транспортных расходов, оказываемых железной дорогой, определяется исходя из условий заключенного между сторонами договора поставки. Здесь возможны два случая. В первом — затраты по доставке продукции до покупателя включаются в отпускную цену продукции (товара), во втором — возмещаются покупателем согласно счетам, выставленным поставщиком в его адрес.
В первом случае расходы списываются с кредита счета учета расчетов с железной дорогой в дебет счета 44 «Расходы на продажу», а сумма НДС — в дебет счета 19 «НДС по выполненным работам и оказанным услугам» (п. 215 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).
В отношении второго случая, который, собственно, нас интересует больше (поскольку именно в этой ситуации возникает необходимость перевыставлять счета-фактуры), в том же п.215 сказано: транспортные расходы, подлежащие возмещению покупателями готовой продукции, списываются с кредита счета учета расчетов с отнесением в дебет счета расчетов с покупателями, включая величину НДС, причитающуюся (уплаченную) транспортной организации. Эта сумма НДС предъявляется к оплате покупателю продукции.
Таким образом, в бухгалтерском учете порядок отражения транспортных расходов, понесенных поставщиком за счет покупателя и в его пользу, законодательно закреплен.
Пример 1. По договору поставки ООО «Квадро» реализует готовую продукцию на сумму 23 600 000 руб. (в том числе НДС — 3 600 000 руб.), организуя ее доставку до покупателя железнодорожным транспортом. Стоимость услуг по перевозке составила 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 180 000 руб.). Себестоимость отгруженной продукции — 18 000 000 руб.
По договору с железной дорогой до отгрузки продукции в адрес покупателя поставщик перечислил на свой лицевой счет по расчетам за перевозки предварительный платеж в сумме 1 200 000 руб. В тот же день им была получена предоплата за продукцию от покупателя в размере 100%. По условиям договора поставки транспортные расходы покупатель не возмещает.
В бухгалтерском учете ООО «Квадро» данные операции будут отражены следующим образом:
операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен предварительный платеж за перевозку груза | 76 | 51 | 1 200 000 |
Получена предоплата в размере 100% за продукцию | 51 | 62-2 | 23 600 000 |
Начислен НДС с предоплаты (23 600 000 руб. / 118 x 18%) | 76-НДС | 68 | 3 600 000 |
Отражена выручка от реализации продукции | 62-1 | 90-1 | 23 600 000 |
Начислен НДС с отгруженной продукции | 90-3 | 68 | 3 600 000 |
Принят к вычету НДС с авансов | 68 | 76-НДС | 3 600 000 |
Списана себестоимость отгруженной продукции | 90-2 | 43 | 18 000 000 |
Зачтена предоплата за продукцию | 62-2 | 62-1 | 23 600 000 |
Расходы по доставке продукции будут отражены следующими проводками:
операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списаны транспортные расходы по доставке продукции (1 180 000 — 180 000) руб. | 44 | 76 | 1 000 000 |
Отражен НДС, предъявленный железной дорогой за перевозку | 19 | 76 | 180 000 |
Принят к вычету НДС | 68 | 19 | 180 000 |
Пример 2. Воспользуемся исходными данными примера 1. Предположим, что по условиям договора доставка продукции осуществляется за счет покупателя.
В этом случае в бухгалтерском учете ООО «Квадро» транспортные расходы будут отражены следующим образом:
операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перевыставлены транспортные расходы по доставке продукции покупателю, в том числе НДС | 76 | 76 | 1 180 000 |
Получено от покупателя возмещение транспортных расходов по доставке продукции | 51 | 76 | 1 180 000 |
Источник: http://www.pnalog.ru/material/nds-vozmeshenie-gd-tarif
Бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте
Привлеченные средства, используемые на финансирование капитальных вложений (кредиты банков, предоставленные займы, долевое участие в строительстве и др.
), учтенные на счетах 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 86 «Целевое финансирование», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», в конечном счете идут на покрытие затрат по строительству, приобретению оборудования и т.п., отражаемых на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Таким образом, привлеченные средства участвуют в формировании первоначальной стоимости основных средств, оборудования и др. полностью или частично.
Для действенного контроля на предприятии за состоянием и использованием средств на финансирование капитальных вложений необходимо вести оперативный учет этих средств, информация по которым отражается в бухгалтерском учете капитальных вложений, амортизации основных средств и нематериальных активов, на счетах денежных средств, кредитов и займов и т.п.
1 Классификация и оценка основных средств
Основные средства железнодорожного транспорта разнообразны по составу и назначению. Вся совокупность основных средств в целях учета и контроля их наличия и использования группируются прежде всего по отраслям народного хозяйства – промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, жилищно-бытовое хозяйство и бытовое обслуживание населения, торговля и т.п.
В зависимости от назначения в производственно-хозяйственной деятельности организации основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные.
По натурально-вещественному составу в зависимости от целей использования и выполняемых функций основные средства железнодорожного транспорта согласно типовой классификации подразделяются на следующие виды (группы): здания; сооружения; машины и оборудование; транспортные средства; инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь; рабочий и продуктивный скот; многолетние насаждения; капитальные затраты на улучшение земель (без сооружений); прочие основные средства.
Некоторые виды основных средств подразделений железных дорог подразделяются на подгруппы. Существенной детализации подвергаются транспортные средства, из которых отдельно учитывают электровозы, тепловозы, электро- и дизельные поезда, грузовые и пассажирские вагоны, прочие транспортные средства (легковые и грузовые автомобили, автобусы и др.).
По степени использования в производственном процессе основные средства подразделяются в учете на действующие и бездействующие.По принадлежности основные средства в бухгалтерском учете подразделяют на собственные, арендованные и в хозяйственном ведении.
Для контроля за наличием и движением основных средств по соответствующим признакам и для других целей необходимо определить единицу их учета. В совокупности инвентарные объекты подразделяют на единичные (отдельный локомотив, станок, отдельно стоящее здание и т.п.) и сложные, состоящие из нескольких предметов (1 км земляного полотна, 1 км верхнего строения пути, 1 стрелочный перевод и т.п.).
Под инвентарным объектом понимается также общее количество массовых однотипных предметов одного наименования, находящихся в ведении организации (грузовые вагоны, контейнеры и т.п.).
Важным условием правильной организации учета основных средств является их оценка. Различают три оценки основных средств: первоначальную, восстановительную и остаточную.
2. Учет поступления основных средств
Поступление основных средств на ОАО «РЖД» может производиться в децентрализованном или централизованном порядке.
Поступление построенных подрядным или хозяйственным способом объектов основных средств, а также приобретенных за плату, отражается в учете по дебету счета 01 и кредиту счета 08.
При безвозмездном поступлении объекта сначала образуется подлежащий распределению доход (кредит счета 98 «Доходы будущих периодов») и формируется полная стоимость объекта (дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»), а затем отражается принятие объекта к учету на дебет счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
На сумму начисленной амортизации по безвозмездно полученным основным средствам уменьшается их рыночная стоимость и соответственно увеличивается финансовый результат организации (дебет счета 98 «Доходы будущих периодов» и кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»).Поступление объектов основных средств при перемещении их между филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД» отражается через счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» (Д 01 К 79) .
Акционерное общество «Российские железные дороги», являющееся единым хозяйствующим субъектом, имеет свои особенности в части приобретения некоторых объектов основных средств. Такие основные средства как локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны, путевая техника, контейнеры и др. приобретаются и оплачиваются централизованно.
Учет фактических затрат по их приобретению на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведет Департамент бухгалтерского учета. По объектам строительного характера (железнодорожный путь, сооружения и др.
), осуществленные специализированными подразделениями ОАО «РЖД» и корпорации «Трансстрой», капитальные затраты предварительно учитывают Дирекции по управлению строительства с последующей передачей этих затрат и объектов ОАО «РЖД». Готовые объекты принимаются ОАО «РЖД» и передаются железным дорогам для их использования по назначению.
Передача объектов филиалам учитывается в порядке внутренних расчетов путем составления записи по дебету счета 79 субсчет «По средствам на капитальные вложения» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Филиалы на основании извещения Департамента бухгалтерского учета, полученные готовые объекты основных средств, не требующих дополнительных расходов, принимают к учету на счет 01 «Основные средства» с кредита счета 79 субсчет «По средствам на капитальные вложения».
Подвижной состав (локомотивы, пассажирские вагоны, электропоезда и т.п.
) приобретаются ОАО «РЖД» централизованно для структурных подразделений железных дорог, которые их используют, а грузовые вагоны для всех железных дорог учет которых ведется на балансе Департамента бухгалтерского учета или их стоимость передается на балансы железных дорог по итогам распределения (по контейнерам – на балансе филиала «Трансконтейнер»).
Первоначальная стоимость локомотивов и пассажирских вагонов определяется уровнем цен заводов-изготовителей, а также расходами, образующимся при их приобретении.
Оплаченные поставщиком или получателем – железной дорогой расходы по доставке и сопровождению локомотивов, пассажирских вагонов, путевой техники и т. п.к месту эксплуатации присоединяют к их стоимости, отразив расходы на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», и возмещаются железной дороге Департаментом бухгалтерского учета.
Парк грузовых вагонов акционерного общества учитывается централизованно Главным вычислительным центром. Грузовые вагоны относятся к группе транспортных средств, контейнеры к группе производственного инвентаря. Грузовые вагоны учитывают по их типам (полувагоны, крытые, платформы, цистерны и т.п.), контейнеры – по грузоподъемности и материалу изготовления.
Затраты по приобретению грузовых вагонов отражаются по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» и оприходует вагоны в состав основных средств записью: Дебет счета 01 «Основные средства», Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». При передаче стоимости грузовых вагонов на балансы железных дорог вместо счета «Основные средства» дебетуется счет «Внутрихозяйственные расчеты».
Работы по модернизации вагонов могут выполнить как подрядным, так и хозяйственным способами. При хозяйственном способе исполнителями работ по модернизации грузовых вагонов выступает вагоноремонтные заводы – филиалы ОАО «РЖД» или структурные подразделения (вагонные депо).
Фактические затраты по модернизации исполнитель работ отражает как капитальные вложения на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Для передачи затрат по выполненной модернизации на основании акта о приеме-сдачи выполненных работ исполнитель выписывает извещение Департаменту бухгалтерского учета и составляет запись по дебету счета 79 субсчет «По средствам на капитальные вложения» и кредиту счета 08.
При выполнении работ по модернизации грузовых вагонов подрядным способом, формирование затрат по капитальным вложениям, осуществляется службой капитального строительства или службой бухгалтерского и налогового учета железной дороги, которая ведет расчеты со сторонними организациями за выполненные им работы по модернизации
3. Методы начисления и учет амортизации основных средств
Амортизацию ежемесячно начисляют все обособленные подразделения железнодорожного транспорта (филиалы, отделения дорог, линейные структурные подразделения) в течение срока полезного использования объектов основных средств по нормам, установленным в процентах от их первоначальной стоимости.
Нормы амортизации определяются обособленными подразделениями самостоятельно при постановке объектов на учет исходя из их стоимости и нормативных сроков службы.
В целях начисления амортизации все основные средства по признаку сроков эксплуатации классифицируются в 10 амортизационных групп.
Амортизацию начисляют по основным средствам в эксплуатации и в запасе (например, со стоимости подвижного состава, находящегося в резерве ОАО «РЖД»), а также по объектам недвижимости, фактически эксплуатируемым, по которым соответствующие документы переданы на государственную регистрацию, по объектам жилищного фонда, которые учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности.Суммы начисленной амортизации включают в издержки производства путем кредитования счета 02 «Амортизация основных средств».
Структура бухгалтерских записей на счете 02 «Амортизация основных средств» следующая:
По дебету | По кредиту |
3) Списание по объектам, переданным в порядке внутреннего перемещения (кредит счета 79 субсчет «По прочим операциям») 5)Списание по объектам, выбывающим из эксплуатации (кредит счета 01 «Основные средства») 6) Уменьшение при уценке основных средств (кредит счета 83 «Добавочный капитал» | 1) Ежемесячные начисления по нормам (дебет счетов: 20 «Основное производство»; 23 «Вспомогательные производства» и др.)
4) Увеличение при дооценке основных средств (дебет счета 83 «Добавочный капитал») Сальдо (сумма накопленной амортизации по основным средствам, учтенным на счете 01). |
Амортизация начисляется в течение полезного срока службы объектов основных средств независимо от финансовых результатов деятельности хозяйствующих объектов.
В случае выбытия объекта основных средств расчет накопленной амортизации ведется за весь срок его нахождения в эксплуатации, в течение которого производилось начисление амортизации.
4 Учет аренды основных средств.
Основные средства могут передаваться организацией в текущую (краткосрочную) аренду или лизинг.
Арендодатель при передаче отдельных объектов основных средств в аренду в бухгалтерском учёте составляет внутреннюю запись по счёту 01 «Основные средства».
Синтетический учёт арендованных основных средств арендатор ведёт на одноимённом забалансовом счёте 001.В подразделениях ОАО «РЖД» сдача в аренду имущества относится к обычным видам деятельности, поэтому арендная плата, получаемая арендодателем, отражается как выручка.
5 Учет выбытия основных средств
Учет выбытия основных средств ведется пообъектно. Объекты основных средств, изношенные физически и морально, списывают с баланса и ликвидируют путем разборки, демонтажа и других действий, в результате которых объекты становятся непригодными для эксплуатации.
На основании акта производится списание суммы накопленной амортизации путем составления учетной записи по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 01 «Основные средства».
Если ликвидируемые объекты амортизированы не полностью, то их остаточная стоимость списывается на прочие расходы организации бухгалтерской записью: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», кредит счета 01 «Основные средства».
Если структурное подразделение или филиал ОАО «РЖД» имеет излишние, не используемые основные средства, они при наличии соответствующих прав или с разрешения могут быть проданы сторонним организациям.
Учет продажи основных средств ведут на счете 91 «Прочие доходы и расходы», в дебет которого относят остаточную стоимость (кредит счета 01 «Основные средства») и расходы, связанные с продажей (кредит счета 23 «Вспомогательные производства»), а по кредиту в корреспонденции с дебетом счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражают договорную стоимость продажи объекта.
Основные средства могут выбывать в связи с передачей их в уставный капитал простого товарищества, осуществляющего совместную деятельность. Передача новых объектов оформляется записью по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счета 01 «Основные средства».
Объекты основных средств, в первую очередь подвижной состав, могут передаваться от одной железной дороги другой железной дороге или от одного подразделения другому подразделению той же дороги. Такая передача объектов, осуществляемая в пределах данного юридического лица, называется внутренним перемещением основных средств.
С точки зрения ОАО «РЖД» оно не является выбытием основных средств.
Передающая сторона, которая списывает основные средства и сумму их амортизации, составляя записи: дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», кредит счета 01 «Основные средства» и дебет счета 02 «Амортизация основных средств», кредит счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты.Источник: http://student.zoomru.ru/buhaudit/buhgalterskij-uchet-na-zheleznodorozhnom-transporte/163458.1341832.s4.html