Чем грозит организации нарушение требования о репатриации валютной выручки?
Репатрианты получили отсрочку
Штрафы за несвоевременную репатриацию экспортной выручки будут начисляться при просрочке от 30 дней, а максимальный штраф за невозврат выручки снизится вдвое. Такие предложения, выполняя поручения президента, представил Минфин
Минфин предложил смягчить валютный контроль за внешнеторговыми операциями резидентов — не штрафовать экспортеров за нарушение сроков получения выручки от нерезидентов (а импортеров — за несвоевременный возврат предоплаты за непоставленный товар), если просрочка составляет менее 30 дней. Штрафы за то, что средства вообще не поступили, предложено снизить с текущих 75–100% от суммы неполученных (невозвращенных) средств до 33–50%.
Проект поправок в «валютную» статью Кодекса об административных правонарушениях (ст. 15.25) опубликован Минфином на портале regulation.gov.ru.
Изначально весной 2017 года президент Владимир Путин поручил правительству подумать о снижении штрафов для должностных лиц и юрлиц-экспортеров за неполучение или задержку получения на свои банковские счета выручки за предоставленные нерезидентам товары, работы и услуги.
В конце 2017 года министр финансов Антон Силуанов анонсировал снижение нынешних «драконовских» штрафов за нарушение сроков репатриации экспортной выручки.
Какие наказания сейчас
По закону о валютном регулировании экспортеры обязаны обеспечивать получение на свои счета в российских банках выручки от зарубежных контрагентов в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). Это относится и к выручке в иностранной валюте, и к выручке в рублях.
О сроках, предусмотренных внешнеторговыми контрактами, российские компании обязаны сообщать уполномоченным банкам. Если средства пришли с опозданием, то за просрочку хотя бы в один день предусмотрен штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
А если средства не поступили вовсе или поступили не полностью, возможен штраф в размере от 75 до 100% неполученной суммы. При этом оштрафовать на 75–100% могут даже в случае всего лишь задержки возврата выручки, когда поступление средств ожидается.
Срок давности по привлечению резидентов к ответственности за эти нарушения — два года.Аналогичные наказания предусмотрены за несвоевременный возврат авансов, уплаченных российскими импортерами за неполученные из-за рубежа товары (невыполненные работы, неоказанные услуги).
Такие строгие меры изначально объяснялись необходимостью ограничения оттока денег из страны, в том числе вывода их на зарубежные счета по фиктивным договорам, но бизнес жалуется, что из-за этого часто страдают добросовестные участники внешнеэкономической деятельности.
Мотивировка Минфина
Теперь Минфин предлагает штрафовать, только если просрочка превышает 30 календарных дней, а штрафы за невозврат выручки (предоплаты) уменьшить до уровня «от одной третьей до одной второй размера суммы денежных средств». Новые нормы предполагается ввести с 2019 года, следует из материалов ведомства.
«В настоящее время российские компании-экспортеры попадают под штрафные санкции за любые, даже незначительные нарушения сроков поступления валютной выручки на счет, которые в значительном количестве случаев происходят по вине контрагента-нерезидента и на которые резидент-экспортер повлиять в большинстве случаев не может.
В итоге российские компании вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговорные процессы с иностранными контрагентами, оформлять большое количество дополнительных соглашений к контрактам на «мелкие просрочки» (менее 30 дней), предоставлять дополнительные соглашения в уполномоченные банки для учета», — объясняет Минфин в пояснительной записке.
Предложенная мера, по замыслу Минфина, «позволит снизить избыточное административное давление на российских экспортеров при возникновении технических просрочек выполнения покупателями условий экспортных контрактов, а также при возникновении претензий со стороны иностранных контрагентов по условиям поставки».
Поправки Минфина не трогают ту часть «валютной» статьи КоАП, которая устанавливает штрафы для граждан в размере от 75 до 100% от суммы незаконной валютной операции, к которым, например, относится зачисление денег на иностранный счет физлица в обход российского уполномоченного банка. «Снижение штрафов в отношении физлиц за незаконные валютные операции в рамках данного законопроекта не обсуждалось», — сообщила пресс-служба Минфина.
Либерализация недостаточна
«С одной стороны, есть смягчение: раньше санкция наступала даже за просрочку в один день [при неполучении выручки от иностранных резидентов], а теперь — 30 дней от срока. Но дальше, по сути, все равно остается карательный штраф.
Уменьшается его размер, с 75–100% до 33–50%. Но все равно забрать 50% от валютной выручки — это карательный штраф», — говорит партнер юридической компании TaxAdvisor Дмитрий Костальгин. Можно было бы смягчить санкции еще больше, считает он.
Судебная практика в спорах о штрафах по ст. 15.25 КоАП, как правило, исходит из того, принял ли экспортер (импортер) «все зависящие от него меры» по своевременному получению средств.
Поэтому, по словам Костальгина, 30-дневный срок для освобождения от административной ответственности поможет не всем. «Просрочка бывает совершенно разная по срокам. При этом проблема в том, сделали ли вы все от вас зависящее, чтобы получить оплату.
Но если у вас большой контракт и важный покупатель, вы же не будете на него в суд подавать. Он вам каждый вечер обещает заплатить, иногда эти переговоры трудно подтвердить документально.Эти аспекты часто игнорируются, особенно в последнее время, из-за того что у нас такой бюджетный подход к штрафам: они становятся источником пополнения бюджета», — рассуждает Костальгин.
В 2017 году Федеральная налоговая служба (орган валютного контроля наряду с ФТС и Банком России) собрала в бюджет 405 млн руб. штрафов за нарушение валютного законодательства и экспортного контроля, следует из данных Минфина.
«По итогам 2017 года в бюджет поступило почти 70% от суммы начисленных штрафных санкций за нарушения валютного законодательства, оставшиеся суммы находятся в процедуре обжалования или взыскиваются в установленном законодательством порядке», — сообщила пресс-служба ФНС.
Ведомство участвовало в рассмотрении законопроекта Минфина и представило на него положительное заключение.
Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/biznes-klub/repatrianty-poluchili-otsrochku/
EY Law Messenger
View this page in English
Загрузить в формате PDF
Авторы: Алексей Скворцов
28 ноября 2017 г
Общая информация
14 ноября 2017 г. был подписан и официально опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон).
Согласно ст.4 Закона, данный акт вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования. Таким образом, новые положения вступят в силу с 14 мая 2018 г.
Основные изменения касаются двух аспектов:
- изменения валютного контроля и репатриации в рамках Закона о валютном регулировании и валютном контроле
- ужесточение административной ответственности в рамках КоАП.
Применение новых положений к договорам, заключенным до 14 мая 2018 г.
Согласно ст. 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного контроля, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положения, обратно силы не имеют. Схожее положение содержится в ст.1.
7 КоАП, указывающее, что закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. При этом, сам Закон в ст. 4 прямо закрепляет, что вступит в силу (т.е.
начнет применяться) по истечении 180 дней после дня официального опубликования.
Соответственно, исходя из изложенного можно сделать вывод, что изменения не затронут договоры, заключенные до 14 мая 2018 г., а будут применяться только к договорам, заключенным с 14 мая 2018 г.
Изменения валютного контроля и репатриации
Статья 1 Закона вносит изменения в статьи 19 и 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, уточняя порядок репатриации резидентами российской и иностранной валюты, а также перечень сведений, предоставляемых в уполномоченный банк.
Согласно новым положениям ч.1.1. ст. 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, стороны внешнеторгового контракта в целях репатриации должны будут указывать в заключенных договорах (контрактах) сроки исполнения сторонами обязательств по таким контрактам.
Помимо этого, прежняя формулировка «ожидаемых сроков» заменена на «сроки получения/сроки исполнения», что подразумевает более строгие требования к определению сроков, информация о которых должна быть представлена уполномоченным банкам.
Теперь надо указать не ожидаемые сроки (то есть предполагаемые), а более конкретные сроки и определенные сроки по получению денежных средств или исполнению обязательств.
Также расширены основания, позволяющие уполномоченным банкам отказать в совершении валютной операции.Ранее абз. 4 ч. 5 ст.
23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле устанавливал только два основания для отказа уполномоченным банком в проведении валютной операции: 1) если у уполномоченного банка возникают подозрения и цель валютной операции, по мнению банка, легализовать преступные доходы или финансирование терроризма; 2) непредставление документов, требуемых на основании ч. 4 ст. 23 либо предоставление недостоверных документов.
Сейчас же перечень оснований расширен и включает в себя следующие:
- если у уполномоченного банка возникают подозрения и цель валютной операции, по мнению банка, легализовать преступные доходы или финансирование терроризма
- непредставление документов, требуемых на основании ч. 4 ст. 23 либо предоставление недостоверных документов
- представление документов, не соответствующих требованиях Закона о валютном регулировании и валютном контроле
- Проведение валютной операции нарушает следующие положения Закона о валютном регулировании и валютном контроле:
- валютных операций между резидентами (ст. 9)
- счетов резидентов в банках за пределами РФ (ст. 12)
- прав и обязанностей резидентов при валютных операциях (ст. 14)
- положения других актов валютного законодательства РФ.
При этом уполномоченный банк должен сообщить лицу решение об отказе в осуществлении валютной операции в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения такого решения. При отказе банк должен сделать ссылку на соответствующее положение акта валютного законодательства Российской Федерации, которому проведение такой операции противоречит.
Ужесточение административной ответственности в рамках КоАП
Ст.2 Закона вносит изменения в чч.1, 4, 4.1, 5 и 5.1. ст. 15.25 КоАП ужесточая ответственность за нарушение валютного законодательства.
За совершение незаконных валютных операций должностных лиц будут наказывать отдельно. На них налагается штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. В случае повторного нарушения последует дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. Штраф в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции распространяется на ИП.
Такой же подход применяется к штрафам за совершение правонарушений, связанных с репатриацией и возвратом денежных средств. ИП упоминаются в числе плательщиков тех штрафов, которые действуют для юридических и должностных лиц (1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки или от 3/4 до одного размера незачисленной или невозвращенной суммы).
Ирина Быховская Партнер, руководитель практики налоговых и юридических услуг в СНГ
Тел.: + 7(495) 755 9886
Отправить сообщение
Более подробную информацию вы можете получить у партнеров компании EY.
Информационный бюллетень
Читайте самые свежие новости
.com/groups/EYTaxRussia.
Источник: https://www.ey.com/ru/ru/services/tax/ey-sroki-vozvrata-valyutnoi-vyruchki-i-sanktsii-za-ikh-narushenie-budut-uzhestocheny-s-14-maya-2018-goda
Репатриация валютной выручки
Правительство РФ приняло сторону Банка России, который настоял на сохранении обязательной репатриации (возврата в Россию) экспортной выручки, сообщил журналистам замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.
«Есть разные позиции. Позиция ЦБ и позиция наша. В правительстве было рассмотрение, была поддержана позиция ЦБ, что отмена репатриации вызовет риски для платежного баланса… Законопроект пока вноситься не будет», — сказал Моисеев.
Позиция Минфина
В январе министерство подготовило поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые предусматривали отмену нескольких важных ограничений, включая:
- отказ от обязательного возврата экспортной выручки в уполномоченные банки,
- отказ от обязательного возврата аванса за непоставленные импортные товары и услуги,
- отмену запрета на операции между российскими компаниями за рубежом,
- отмену ограничений на их операции по счетам в иностранных банках.
«Мы сначала решили с репатриацией рублевой, а потом подумали — почему только с рублевой, будем со всей репатриацией разбираться. Сейчас разработан законопроект, который предполагает полную отмену всех репатриаций экспортной выручки, и валютной тоже. Он в самой начальной стадии согласования, но, тем не менее, мы его разработали и пытаемся продвигать», — заявил в январе Моисеев.
По его словам, законопроект поддерживало Минэкономразвития, Федеральная налоговая служба (ФНС) и Федеральная таможенная служба (ФТС) восприняли идею осторожно, а ЦБ — «совсем осторожно».
В двух словах, Минфин РФ неожиданно предложил провести резкое упрощение администрирования (сократить расходы на обеспечение сделок) при ведении внешнеторговых операций, что могло привести к увеличению прибыльности внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и к росту собираемости налога на прибыль. Идею роста прибыльности организаций тут же поддержало Министерство экономического развития РФ, так как предложение Минфина и означает серьёзное развитие.
ФНС и ФТС, подчиненные Минфину РФ, вероятно, восторга от предлагаемой новации не испытали, так как уровень контроля над ведением ВЭД существенно падает, но открыто с руководящим ведомством спорить не стали.
Банк России, как организация независимая и контролирующая обращение денег в банковской сфере, есть подозрение, от авангардного предложения фискального органа немного оторопел.Кроме того, что значительная часть оборота уходит из под оперативного контроля, так еще банковский сектор лишается комиссии за проведение операций в области ВЭД, а средства, хранящиеся в российских банках, уменьшаются, что также не способствует рентабельности банковской системы.
Позиция ЦБ
Банк Росси высказывался против идеи отменить обязательную репатриацию еще на стадии подготовки законопроекта осенью 2017 года. Позиция ЦБ заключалась в том, что отмена обязательства не принесет ожидаемого положительного результата, а увеличит риск проведения резидентами сомнительных операций по выводу денежных средств за рубеж.
Проще говоря, Банк России, например, указал, что есть высокая вероятность, что отмена требования возвращать авансы по импорту приведет к фиктивным договорам, по которым деньги из России уйдут и больше не вернутся.
И это самая простая незаконная схема из возможных.
Главное, что значительная часть операций ВЭД не будет сопровождаться российскими банками и, соответственно, не будет контролироваться ЦБ, что открывает ворота для обширных злоупотреблений.
Более того, Банк России высказал беспокойство об экономике в целом. По его мнению, благодаря законопроекту значительная часть денег будет намеренно храниться за рубежом. То есть резиденты лишатся стимула сохранять деньги в российской банковской системе, уменьшая её капитализацию, и не будут возвращать капиталы для вложения в экономику России.
Конечно, Банк России отметил, что изменение порядка учета валютных операций создаёт риски потери информации при расчете значимой статьи платежного баланса РФ «торговые кредиты и авансы».
ЦБ априори обязан обладать информацией об объемах рублёвой массы и количестве иностранной валюты на счетах резидентов, также как контролировать платежи, осуществляемые резидентами с использованием счетов за рубежом, для принятия регулирующих мер быстрого реагирования в случае необходимости.
Некоторые детали законопроекта
Законопроект предлагал не только отменить обязанность резидентов (зарегистрированных в России компаний) зачислять полученные от нерезидентов (иностранцев) валютные или рублевые средства на счета в уполномоченных банках, но и дать право получать средства от нерезидентов на счета в зарубежных банках, а также получать оплату в любой другой форме в соответствии с обычаями делового оборота. Стоит оговориться, что в отношении компаний и учреждений, участвующих в бюджетном процессе (зачисление денег в бюджет РФ), послабления в ведении ВЭД не предполагалось.
Одновременно с облегчением работы при экспорте, законопроект предлагал разрешить не возвращать авансы по импорту, если предусмотренные работы и услуги не были выполнены, или товары не были ввезены в Россию. Проще говоря, импортёр мог найти другого поставщика без обязанности гонять деньги туда-обратно.
При этом у резидентов появлялась обязанность должным образом уведомить контролирующие органы о всех проведенных за рубежом операциях.
Резюмируем
Банк России сам обращал внимание, что в будущем возможно заменить обязательную репатриацию экспортной выручки на более современные подходы, которые не дают возможности для осуществления сомнительных операций.
Другими словами, когда мировая банковская система наладит оперативный обмен данными, информационная составляющая контроля преобразится. Не будет иметь значения, какой банк проводит операцию, отечественный или иностранный. Стоит заметить, что информационный обмен налаживается семимильными шагами.
Но при этом факт потери средств российской банковской системой сохранится. Поэтому вряд ли настанет в среднесрочной перспективе такой момент, что ЦБ РФ одобрит подобное ослабление валютного контроля.
Мы не берёмся судить кто прав, кто не очень в данной ситуации, как сложно сделать выбор, что важнее — защита бюджета или активизация экономического роста. Защита бюджета обеспечила повышение инвестиционного рейтинга страны, но экономический рост оставался значительно ниже среднемировых уровней, о необходимости превысить которые неоднократно говорил президент РФ Владимир Путин.
В целом, редакции Sularu идея Минфина РФ о развитии несколько ближе, чем, конечно объяснимый, консерватизм Банка России. К тому же непонятно, почему решено отмести сразу все предложенные поправки, а не идти к изменениям постепенно, небольшими шагами.За невозврат валютной выручки предприятия не будут лишать права на торговлю с заграницей
Украинский бизнес хотят по-иному наказывать. Минэкономразвития подготовило проект изменений в закон «О внешнеэкономической деятельности», предлагая существенно сократить возможности для остановки внешнеэкономической деятельности предприятий. Соответствующий проект о смягчении специальных санкций к субъектам ВЭД опубликован на сайте ведомства.
Как утверждают опрошенные UBR.ua эксперты, в случае принятия он значительно облегчит жизнь компаниям. В частности, предлагается отменить наказание за нарушение субъектами ВЭД сроков расчета на суму до 10 тыс. евро и сократить максимальные сроки рассмотрения МЭРТ материалов по применению или отмене специальных санкций.
Отмена штрафов
Действующий закон «О внешнеэкономической деятельности» (ст.37) предполагает три вида наказания: штрафы, применение индивидуального режима лицензирования и временная приостановка деятельности предприятия.
По словам юристов, штраф за торговлю с заграницей без лицензии в размере 10% стоимости операции (ст. 16), почти не применяется, а потому МЭРТ совершенно справедливо предлагает его отменить. Применение иных финансовых санкций прописано в других законах, а потому такая спецсанкция как штраф не должна фигурировать вовсе.
На практике два самых распространенных нарушения с санкциями Минэкономразвития — это невозврат валютной выручки в Украину в течение 180 дней и обвинения в финансировании терроризма.
«Как правило, невозврат валютной выручки случается по недосмотру самих предприятий. Если контрагент не платит за товар или не проводит его поставку, достаточно обратиться в суд, чтобы не платить пеню», — объяснил UBR.ua партнер и руководитель практики международного арбитража ЮФ Eterna Law Евгений Блинов.
С другой стороны, бывают случаи, когда импортеры попадают на иностранных мошенников, которые после оплаты товара исчезают бесследно, а украинское предприятие попадает под санкции.
«Суд и рад бы принять иск, да только непонятно с кем судиться, если адрес за границей оказался фиктивным», — заметил UBR.ua руководитель проектов Ассоциация экспортеров и импортеров «ЗЕД» Николай Ларин.
Впрочем, такие случаи характерны больше для мелких компаний, а среди них импортом занимается не более 11% предприятий, экспортом — 12%. Причем больше половины контрактов приходится на экспорт услуг, на который с 3 января 2017 года не распространяются нормы по возврату выручки (кроме транспортных и страховых услуг).
Однако, чем меньше предприятие, тем чувствительнее для него наказание: пеня в размере 0,3% за каждый день просрочки от суммы недополученных средств (стоимости недопоставленного товара). Общий размер пени не может быть больше суммы невозврата.
Чаще от специальных санкций МЭРТ страдает крупный бизнес. Ведь кроме штрафа предприятию могут заблокировать всю работу.
Специальные санкции
Как отмечает партнер юридической фирмы SENSUM Виталий Мазур, принятие законопроекта не слишком изменит ситуацию по части наложения штрафов за невозврат валютной выручки, так как они накладываются ГФС согласно закону «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», а не законом о ВЭД.
Зато он может упростить жизнь субъектам ВЭД в применении к ним таких санкций как временная остановка внешнеэкономической деятельности и применения индивидуального режима лицензирования.
До сих пор при угрозе национальной экономической безопасности с подачи налоговиков или правоохранительных органов МЭРТ может приостановить экспорт/импорт предприятия сроком на три месяца. После чего предприятия переводятся на индивидуальный режим лицензирования. Получение отдельной лицензии на каждую операцию ВЭД возможно и без приостановки работы предприятия.
«В последнее время участились случаи блокирования работы компаний с целью получения неправомерной выгоды силовиками. Хуже всего, что предприятия об этом узнают уже постфактум, например, при оформлении очередной партии товара на границе», — сказал UBR.ua партнер ЮФ Bargen Святослав Бартош.
По данным офиса бизнес-омбудсмена, за три года под санкции попали 4307 компаний. Для многих из них это стоило больших денег. Например, судно пришло в порт, но не может разгрузиться, так как деятельность компании заблокирована. Приходится платить за простой судна и за срыв поставок контрагентам.
«И нет никаких границ для применения таких санкций. В результате при миллионных оборотах предприятия могут заблокировать деятельность, если кто-то из его зарубежных партнеров своевременно не рассчитался на сумму даже в 2 тыс. евро. Потери предприятия не сопоставимы с размером нарушения», — пояснил Бартош.
Потому юристы очень позитивно оценивают предложение МЭРТ не применять специальные санкции при задолженности на сумму до 10 тыс. евро.Кроме того, предприятия будут заранее предупреждать о возможном введении индивидуального лицензирования.
«Предприятию дается 45 дней на то, чтобы представить свои возражения или устранить само нарушение, за которое ему грозит индивидуальное лицензирование. То есть, закон даст возможность защититься», — заметил Евгений Блинов.
Для некоторых компаний, таких как логистические, индивидуальное лицензирование может поставить крест на бизнесе. Ведь для получения лицензии надо знать стоимость конкретной поставки чтобы заплатить 0,02% от ее стоимости.
«Но при отправке сыпучих или жидких грузов нельзя наперед (при оформлении документов) знать точно, сколько товара будет отправлено в одной партии, например, в вагонах разной вместимости», — говорит Святослав Бартош.
По его словам, очень важно, что приостанавливать деятельность предприятия можно будет только с подачи СБУ, а налоговики утратят эту возможность. Так как до сих пор они слишком злоупотребляют этим своим правом, пользуясь тем, что МЭРТ не может им отказать (во-всяком случае об этом нигде не написано).
Правда, критерии, по которым СБУ сможет приостанавливать деятельность предприятия так и остаются размытыми, а сама санкция будет, как и сейчас применяться без предупреждения.
«В предложенных изменениях по-прежнему нет механизма проверки обоснованности доказательств правоохранительных органов касательно финансирования, например, терроризма. Известны случаи, когда сделки с Российской Федерацией трактовались как сотрудничество с врагом. Нередко правоохранители просто пытаются заработать, сидя на границе», — рассказал Николай Ларин.
Поэтому очень важно, как эта хорошая идея будет реализована на практике.
Источник: https://tforeanda.ru/repatriatsiya-valyutnoj-vyruchki/
Валютный контроль и штрафы: санкции за нарушение законодательства
В статье рассмотрим, какие предусмотрены штрафы за нарушение валютного контроля. Разберемся, какие санкции ждут юридических лиц за непредоставление справки о подтверждающих документах, паспорта сделки, а также за просрочку оплаты. Мы подготовили для вас таблицу штрафов и изменения в законе.
Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:
- Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок).
- Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов.
- Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета.
- Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами.
Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:
- Гражданско-правовая (аннулирование сделки).
- Административная (штрафные санкции).
- Уголовная (вплоть до лишения свободы).
Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций.
Таблица штрафов по валютному контролю
Главные штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году мы собрали в таблице. Указанные в ней суммы относятся к юридическим лицам.
Нарушение | Статья законодательства (КоАП РФ) | Штрафные санкции |
Неполучение резидентом оплаты за продажу товара, оказание услуг иностранному партнеру (согласно договору), а также невозврат средств за товары, не ввезенные в Российскую Федерацию. | п. 4-5 | 3/4 — 1 сумма контракта |
Несоблюдение сроков оформления и переоформления паспорта сделки | п. 6 | 40 — 50 тыс. руб. |
Непредоставление в срок справок (корректирующих справок) о валютных операциях, о подтверждающих документах | 5 — 50 тыс. руб. | |
Отказ в предоставлении документов по запросу банка | 40 — 50 тыс. руб. | |
Повторное (в течение года) нарушение процедуры или сроков предоставления документов | 400 — 600 тыс. руб. | |
Непредоставление документов об изменениях, связанных со счетами в иностранных банках | п. 2.1 | 800 тыс. — 1 млн руб. |
Предоставление сведений об открытии, закрытии иностранных счетов позже срока | п. 2 | 50 — 100 тыс. руб. |
Нарушение порядка ведения валютных расчетов | п. 1 | 3/4 — 1 сумма незаконной операции |
Также прочитайте: Банки для валютного контроля: тарифы ТОП-10 банков-агентов, суммы комиссий, рекомендации по выбору и отзывы
Штрафы по валютному контролю в 2017 году
Штрафы за просрочку и другие взыскания за несоблюдение правил валютных операций указаны в статье 15.25 КоАП РФ. Исходя из ее содержания, штрафы юридическим лицам могут быть оформлены за несоблюдение сроков предоставления документов для валютного контроля, за их неверное хранение или оформление.
Особую роль играет несвоевременное предоставление:
- Отчетности о движении валюты.
- Паспортов сделки.
- Сведений об изменениях, касающихся заграничных счетов резидентов РФ.
- Непредоставление прочих подтверждающих документов и информации о подлинности сделки.
Нарушение сроков оплаты за товар и сроков поставки тоже может обернуться штрафом. Для предприятий штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году могут быть от 40 тыс. до 1 млн рублей. Совершение запрещенных операций с зарубежной валютой или операций, проходящих мимо специальных банковских счетов, карается штрафом вплоть до полной суммы сделки.
Уголовная ответственность
Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.
Если по контракту резиденту должны были начислить определенные средства, но до расчетного счета они не дошли, суд выносит приговор относительно размера отсутствующей суммы:
Сумма | Штраф | Срок тюремного заключения |
Более 9 млн руб. | 200 000 — 500 000 руб. | До 3 лет (до 4 лет, если в сговоре подозревается группа лиц) либо исправительные работы |
Более 45 млн руб. | До 1 000 000 руб. | До 5 лет |
Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб.
либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет.
Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн руб.
Новости в России в 2017 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2017 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).
Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года.
Валютное законодательство в РФ в 2017 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей.Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.
Что касается изменений суммы штрафов в 2017 году, то уже одобренный Федеральный Закон N 325-ФЗ вступает в силу с 18 мая 2018 года. Он вводит несколько незначительных поправок в упомянутые выше законы.
К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.
Срок исковой давности
За несоблюдение валютного законодательства предприниматель может быть привлечен к ответственности в течение двух лет. Сейчас этот срок действителен для всех нарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ.
До 2016 года срок исковой давности по этим нарушениям был на год меньше. Решение о продлении связано в первую очередь с медленным документооборотом между ФНС, таможенной службой и банками. Многим предпринимателям ранее удавалось избегать санкций, ссылаясь на истечение срока исковой давности, но теперь такие ситуации стали крайне редкими.
Можно ли оспорить штраф
Практически всегда есть шанс оспорить через суд или уменьшить сумму штрафа. Здесь существуют два пути: поставить акцент на малозначительности проступка или указать на смягчающие обстоятельства.
Первый способ может сработать, если штраф выставлен за фактические ошибки (например, в оформлении справок). В ситуациях с несоблюдением сроков малозначительность доказать не удастся, даже если опоздание составило пару дней.
Смягчающими обстоятельствами, с точки зрения суда, могут стать безупречная репутация предпринимателя, тяжелое финансовое положение компании, исправление ошибки после истечения требуемого срока, но до выставления штрафа и так далее. Подобные обстоятельства могут повлиять на решение суда, касающееся суммы штрафа, но полностью снять ответственность, скорее всего, не удастся.
(1 5,00 из 5)
Источник: https://rko-bank.ru/vk/valyutnyj-kontrol-i-shtrafy.html
Отмена репатриации валютной выручки ударит по рублю
Компаниям приходилось продавать почти всю экспортную выручку на локальном рынке.
Если компании будут не в полном объеме конвертировать свою экспортную выручку в рубли, при сохранении валютных интервенций Минфина произойдет некоторое ослабление рубля, объясняет аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. При этом бюджет выиграет, так как рублевая цена на нефть вырастет и профицит бюджета будет больше, говорит он.
Аналитик Нордеа-Банка Денис Давыдов соглашается, что если рынок лишится части валютной выручки, может произойти давление на российский рубль. Однако влияние на бюджет не обязательно будет позитивным.
«Да, рубль будет более слабым, однако важно, чтобы у государства имелась и валюта для выполнения внешних обязательств и для пополнения резервов. А если государство недополучает часть валютных средств, это вызывает риски финансовой стабильности. То есть ситуация не столь однозначна», — заключает Давыдов.
Половинчатые меры
В целом, послаблений, озвученных Минфином, недостаточно для того, чтобы изменить ситуацию на рынке или даже полноценно защитить попавшие под санкции компании, сходятся во мнении опрошенные Forbes эксперты.
Если чиновники ограничатся только вопросом о штрафах, решится лишь часть проблем, с которыми столкнулись «токсичные» санкционные компании, говорит главный экономист банка ING по России и СНГ Дмитрий Полевой.
«Компании, попавшие под санкции, физически не могут репатриировать свою выручку. С этой точки зрения, послабление необходимо, чтобы эти компании не попадали под штрафы.
Однако, мне кажется, что намного большей проблемой при попадании компании в санкционный список с заморозкой активов является то, что компания просто не может распоряжаться своими активами.
Эту проблему предложенные Минфином послабления никак не решают», — говорит аналитик.
Нынешние предложения — это лишь часть инициатив, направленных на помощь компаниям под санкциями, считает партнер компании «НАФКО-Консультанты» Ирина Мостовая. По ее мнению, не исключено, что таким образом государство действует на опережение и предлагает закрепить механизмы, которые смогут облегчить участь компаний, лишь находящихся под угрозой попадания в лист SDN.
Полный отказ от обязательной репатриации валютной выручки вполне возможен в скором будущем, убеждена эксперт. «Пока же мы, очевидно, увидим некий компромиссный вариант», — заключает она.
В Минфине и ЦБ на момент публикации не ответили на запрос Forbes.
Спор Минфина с ЦБ
Минфин не единственное ведомство, которое ратует за либерализацию валютного законодательства. Например, осенью прошлого года министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что валютный контроль является «одним из рудиментов», препятствующим международной торговле.
К отмене валютного контроля в марте призывал и Центр стратегического развития (ЦСР). По мнению специалистов ЦCР, валютные ограничения и, в частности, требования по репатриации российской и иностранной валюты, полученной компаниями по внешнеторговым контрактам, мешают трансграничному бизнесу и не способствуют устойчивости российской валюты.
«Минфин совершенно разумно говорит, что в условиях плавающего курса рубля обязательная репатриация валютной выручки бессмысленна — курс таким образом все равно не защитить», — объясняет инициативу ведомства генеральный директор ИК «Харитонов Капитал» Максим Харитонов. «Кроме того, правила репатриации сильно затрудняют экспортные операции, на что Минфин также указывает», — добавляет эксперт.
Однако несмотря на все плюсы либерализации валютного контроля, против этих мер активно выступает Банк России, по мнению которого требование об обязательной репатриации валютной выручки необходимо для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Сейчас, согласно закону о валютном регулировании, репатриация валютной выручки производятся компаниями, осуществляющими транзакции на внешних рынках, с контрагентами-нерезидентами в иностранной валюте и с использованием счетов в иностранных банках, напоминает Ирина Мостовая.
Возврат средств этими компаниями должен быть совершен в сроки, закрепленные внешнеторговыми контрактами. В случае задержки перевода средств на компанию налагается штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки. В случае полного или частичного непоступления средств размер штрафа варьируется в диапазоне от 75 до 100% от неполученной суммы.
Источник: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/361409-dollarov-ne-nado-oslablenie-valyutnogo-kontrolya-udarit-po-rublyu
Источник: https://brodv.ru/2018/05/14/otmena-repatriacii-valyutnoj-vyruchki-udarit-po-rublyu/